Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ахроматические и хроматические тона ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Ахроматические тона - чёрный, белый, серый - представлены следующим образом. В синонимическом ряде со значением " цвета сажи, угля" прилагательное чёрный употребляется чаще всего, т.к представлено в романе 8 раз. Значение то, что видится как чёрный цвет передаёт глагол чернеть (с существительными лес и небо). В общей сложности в тексте встречается 10 лексем с корнем черн-. Значение "цвета снега или мела" передаёт прилагательное белый (пар), употребляемое 2 раза. Прилагательное серый, являющееся основным словом для выражения значения "цвет, получающийся из смешения чёрного и белого; цвета пепла", в произведении не употребляется; лишь встречается один раз наречие серенько, синонимом к прилагательному серый является седой, употребляется 5 раз. Хроматические тона представлены следующим образом. Наиболее представительной в качественном и количественном планах является группа слов, которая служит для обозначения красного цвета и его оттенков (19 словоупотреблений). В качестве синонимов к прилагательному красный "цвета крови" (3 употребления) выступают: пунсовый "ярко-красный" (1), розовый "бледно-красный" (3). Значение " стать красного цвета", " приобрести красный цвет" имеют глаголы покраснеть, раскраснеться, глагол-синоним багровели (1) Прилагательное жёлтый является основным для выражения значения "имеющий окраску яичного желтка, золота, янтаря, соломы, лимона" (5 употреблений), синонимом к нему является золотой (4). Холодная гамма представлена синим, зелёным цветами - всего 7 слов. Прилагательное синий " средний между фиолетовым и зелёным", употребляется с существительными небо, вода, лес, встречается словосочетания посинелый мальчик - 1раз. Основным словом для выражения значения " цвета травы, листьев" в тексте выступает прилагательное зелёный ( 2 раза), в глаголе зеленеть (1) в значениях " приобрести зелёный цвет", " представляться как зелёный цвет" [1, с.61]. Глава 4. Психологический комментарий
Психологи связывают цвет с эмоциями человека: у каждой эмоции свое определённое место в цветовом пространстве, т.е. каждая эмоция соответствует определённому цвету, а каждый цвет вызывает строго определённые эмоции [5, c.394].
С помощью оттенков красного цвета автор подчёркивает состояние своих героев, их мысли, а также описывает их внешнее состояние. Например: Вот и теперь всё как-то рябит в глазах; чуть поработаешь вечером, попишешь что-нибудь, наутро и глаза раскраснеются … И ощущения нежные, и мечтания в розовом цвете - всё здесь есть! Я помню, что я покраснела до ушей... С психологической точки зрения красный цвет означает силу воли. Он олицетворяет: интерес к окружающему миру активность агрессивность независимость стремление к постоянному движению стремление к соревнованию подвижность Красный - это основной цвет. В психологии жёлтый цвет означает: самопроизвольность непосредственность Он олицетворяет: интерес к окружающему миру активность прожектерство экспансивность целеустремлённость любознательность Его психологические проявления: непостоянство оптимизм оригинальность характера весёлая натура Жёлтый цвет так же, как и красный является основным цветом. Синий цвет означает глубину чувства. Он олицетворяет: сосредоточенное внимание к своим делам пассивность вовлечённость чувствительность восприимчивость стремление достичь цельности Его психологические проявления: спокойствие удовлетворённость нежность любовь и привязанность Синий - это основной цвет. Зелёный цвет означает гибкость ума. Он олицетворяет: сосредоточенное внимание к своим делам пассивность умение защищаться цепкость независимость оригинальность суждений Его психологические проявления: упорство самоуверенность упрямство самоуважение Зелёный цвет также является основным [ 5, c.395-396]. С психологической точки зрения в романе можно выделить четыре основных цвета: синий, зелёный, красный и жёлтый. Эти цвета отображают основные психологические потребности человека - удовлетворённость чем-либо, привязанность к чему-либо, самоутверждение, активность, стремление к цели, ожидание чего-то хорошего, потребность в успехе. Остальные цвета в романе - вспомогательные. Одним из таких является чёрный цвет, используется для усиления крайности ситуации.
Например: А теперь опять всё чёрные мысли, грустно; всё сердце изныло. Эти дни были так недолги; их сменило горе, чёрное горе … А теперь всё пойдут грустные, тяжёлые воспоминания; начнётся повесть о моих чёрных днях. Строго говоря, чёрный и серый, исходя из психологии, вообще не цвета, потому что чёрный - это отрицание цвета, а серый - нейтральный, бесцветный. И тот, и другой мы можем называть "бесцветными" [5, с.394 - 401]. Заключение
Мы видим, что Ф.М. Достоевский больше всего в своём романе употреблял красный цвет и его оттенки. Опираясь на психологию, это говорит о том, что возможно Достоевский хотел, чтобы его собственная активность принесла ему богатый опыт и полнокровное ощущение жизни. Какие бы формы ни приняла эта активность - творческие усилия, деятельность во имя развития или экспансии, преувеличенные, чрезмерно драматизированные поступки, - всё это обозначается тем цветом, который сопровождает красный в одной группе с ним. К красному цвету в романе добавлен жёлтый. Это придаёт цвету оранжевый оттенок, что означает физиологическое состояние активного расхода энергии. Таким образом, цветовая лексика представлена 50 словами. Соотношение ахроматических цветов (чёрно-белое видение мира) и собственно цветов (цветовое видение мира) составляет АЦ: СЦ = 17: 43. Цветовая палитра тяготеет к тёплой гамме за счёт преобладания красного и жёлтого цветов и их оттенков (ТГ: ХГ = 17: 2). Это может быть объяснено предметом описания, потому что в романе повествуется о жизни бедных людей, об их тяжёлой доле. И в этих описаниях основными являются холодные цвета. По количественному соотношению преобладающих ахроматических и хроматических тонов цветовая гамма романа выстраивается следующим образом: красно (29) - чёрно (10) - жёлтая (5). Это цвета удивительной хохломской росписи, в которой, как считается, находит выражение национальная русская цветовая картина мира. Литература
1. Абрамова Е.И. Славянские языки: системно-описательный и социокультурный аспекты исследования / Е.И. Абрамова - Брест: БрГУ имени А.С. Пушкина, 2008. - 58 с. 2. Фрилинг К., Ауэр К. Человек - цвет - пространство: Прикладная цветопсихология / К. Фрилинг, К. Ауэр - Москва, 1973. 3. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов - Москва: Русский язык, 1991. - 670-715 с. 4. Бахилина Н.Б. История цветообозначений в современном русском языке / Н.Б. Бахилина - Москва: Наука, 1975. - 287 с. 5. Люшер М. Цвет вашего характера / М. Люшер - Москва: Вече: Персей, 1996. - 394 с. 6. Клар Г. Тест Люшера. Психология цвета / Г. Клар - Москва: Питер, 1998. - 94 с. 7. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского / Н.А. Бердяев - Москва, 1993. - 57 с. 8. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин - Москва: Советская Россия, 1979. - 56 с. 9. Панаева А.Я. Воспоминания / А.Я. Панаева - Москва: Художественная литература, 1972. - 144 - 145 с. 10. Научно-методический журнал. Русский язык в школе. Выпуск 1. - Москва: Министерство образования Российской Федерации ООО Наш язык, январь / февраль 2003. - 67 с. 11. Научно-методический журнал. Русский язык в школе. Выпуск 6. - Москва: Министерство образования Российской Федерации ООО Наш язык, сентябрь 2007. - 53 с.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.009 с.) |