ТОП 10:

Сущность научного знания заключается в понимании действительности, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным - общее.



К научному познанию также тесно примыкает практическое знание. Различие между ними состоит в основном в целевой установке. Цель научного познания открытие закономерности. Цель практики создание новой вещи (прибора, устройства, лекарства, промышленной технологии и т.д.) на основе уже полностью известных знаний. Преобразуя мир, практика преобразует человека.

3. Современная философия выступает в качестве методологического фундамента медицинского знания, что призвано объединить разрозненные частные исследования и системно применить их к изучению качественно своеобразной живой системы - человека.

Задача философии медицины, конечно, не сводится к тому, чтобы просто приводить те или иные положения диалектики в связи с медицинским знанием, её главная цель - учить студентов, врачей-клиницистов применять диалектику к анализу конкретных естественнонаучных и клинических факторов, а затем от знаний переходить к умению применять диалектику на практике.

4. Диагностика - это специфический творческий процесс, в котором участвует не только сознательное, но и подсознательное мышление, в котором интуиция играла и будет играть определенную роль, требуя, однако, достаточно критического отношения к себе и проверке на практике.

Системный подход, характерный в целом для современной науки, особенно важен в медицине, т.к. она работает с чрезвычайно сложной живой системой - человеком, сущность которого отнюдь не сводится к простому взаимодействию органов человеческого тела. По сути, сама теория лечения есть специфическая теория управления живой системой, поскольку лечение есть система мер, направленных на психосоматическую оптимизацию состояния человека.

Медицинская диагностика является не распознаванием «вообще», а распознаванием Болезни, ее Имени.

Развитие современной медицинской технологии имеет выраженную тенденцию к «углублению» системно-структурного уровня диагностики. Но как бы глубоко мы ни проникли на клеточный, субклеточный, молекулярный и так далее структурные уровни, заключение и выводы мы можем делать только на организменном уровне. Углубление знаний о конкретном механизме патологических изменений на молекулярно-клеточном уровне отнюдь не ведет к познанию причин патологии организма.

Законами формальной логики медицинское диагностическое мышление не исчерпывается: законы тождества, исключения третьего, не противоречия и достаточного основания выполнимы в медицине достаточно условно.

Причинно-следственные связи в медицине устанавливаются достаточно условно, а сами связи неоднозначны: одна и та же причина может вызвать разные следствия, и одно и то же следствие может произойти в силу разных причин. Никакой фактор сам по себе не может вызвать заболевание.

Таким образом, диагностика - это специфический познавательный процесс и без постоянной опоры на философскую доктрину - общую методологию науки практически невозможно из разрозненных фактов создать единую стройную теоретическую базу современной медицины.


Список литературы

 

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - М., 1998.

. Володин Н.Н., Шухов В.С. // Лечащий врач. - 2000. - № 4. - С.68-70.

. Козаченко В.И., Петленко В.П., История философии и медицина. - СПб., 1994.

. Лисицын Ю.П., Петленко В.П. Детерминационная теория медицины. - СПб., 1992.

. Пальцев М.А. // Врач. - 2000. - № 5. - С.39-41.

. Петленко В.П. Философия и мировоззрение врача. - Л., 1991.

. Порядин Г.В., Фролов В.А., Воложин А.И. // Патол. физиология и экспериментальная терапия. - 2005. - № 4. - С.2-5.

. Селье Г. От мечты к открытию: Как стать ученым / пер. с англ. - М.: Прогресс, 1987.

. Философия медицины / под ред. Ю.Л. Шевченко. - М., 2004.

. Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1983.

. Чикин С.Я. Врачи-философы. - М., 1990.

. Основы философии в вопросах и ответах. Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: - Издательство "Феникс", 1997г.

. Философия: Учебник для высших учебных заведений. - Ростов н/Д.: "Феникс", 1995







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.238.248.103 (0.006 с.)