Особенности выявления предпосылок дисграфии у детей старшего дошкольного возраста (по данным анализа результатов констатирующего исследования) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности выявления предпосылок дисграфии у детей старшего дошкольного возраста (по данным анализа результатов констатирующего исследования)



 

Данные проведенного обследования детей с целью выявления предпосылок дисграфии сведены в таблицы 2-8.

В процессе обработки полученных данных подсчитывается количество баллов, полученных за каждое задание. Поскольку не все задания содержат одинаковое количество проб, то полученное значение мало информативно для оценки того, какие виды заданий вызывают трудности. Поэтому данные обследования удобно перевести в процентное выражение. Высчитанное таким образом процентное выражение качества выполнения заданий диагностических методик соотносится с показателями уровней тяжести выявления предпосылок:

III уровень (оптимальный) - 75 - 100%;

II уровень (допустимый) - 50,1 - 74,9%;

I уровень (критический) - до 50 %.

Определив уровень выполнения заданий каждым ребенком, можно получить индивидуальный график развития. По графику можно вычленить наиболее несформированные компоненты развития ребенка, возможные предпосылки дисграфии, и в дальнейшем, опираясь на данные, разработать индивидуальную коррекционную программу.

Оптимальный уровень тяжести будет свидетельствовать о нормально протекающем речевом и интеллектуальном развитии.

Допустимый уровень тяжести будет указывать на наличие предпосылок дисграфии. Дети этой группы нуждаются в коррекции несформированных компонентов развития ребенка. Необходимо обучение в специально организованных условиях (логопункт, речевые группы с Фонетико-фонематическим недоразвитием, Общим недоразвитием речи).

Критический уровень тяжести выполнения заданий будет предполагать угрозу риска по дисграфии в школе, т.к. имеются у детей признаки общего недоразвития речи и недостаточность познавательной деятельности. Поэтому детям этой группы необходима комплексная коррекция как логопедическая, так и психологическая (для развития высших психических функций).

 

Таблица 2 - Сводные данных выполнения заданий

Имя ребенка Данные анамнеза Психологическая база речи Состояние моторики Состояние артикуляционного аппарата Состояние устной речи Уровень выполнения
1 Виолетта З. 53,3 77,7 100 83,3 73,3 Оптимальный
2 Лера Р. 80 82 100 83,3 73,3 Оптимальный
3 Виталий Н. 53,3 44,4 50 41,7 33,3 Критический
4 Саша У. 60 55,5 50 41,7 40 Допустимый
5 Ксюша Д. 73,3 77,7 100 66,6 53,3 Допустимый
6 Никита К. 66,6 77,7 66,6 58,3 46,6 Допустимый
7 Лера М. 53,3 44,4 33,3 41,7 40 Критический
8 Женя П. 60 66,6 50 75,0 73,3 Допустимый
9 Валя К. 80 100 50 91,7 80 Оптимальный
10 Настя Е. 80 100 100 91,7 80,6 Оптимальный

 

Выводы:

Анализ результатов, полученных при обследовании детей разделил их на 3 группы по уровню тяжести выполнения задания (см таблицу 3):

1 группа детей - оптимальный уровень. Дети, развитие которых соответствует средневозрастным нормам речевого и психического развития, скомпенсировалось (относительно данных анамнеза) и не несет выявление дисграфии.(4 ребенка);

2 группа детей - допустимый уровень. Дети, развитие которых предполагает выявление элементов недоразвития речи и без помощи специалистов: педагогов, психологов, логопедов, что в дальнейшем станет следствием появления дисграфических ошибок.(5 детей);

3 группа детей - критический уровень (группа риска по дисграфии).

Дети, при обследовании, которых выявлены предпосылки дисграфии, представлены в несформированности компонентов развития ребенка: (2 детей).

фонематического восприятия (предпосылки фонематической дисграфии);

речевой моторики и звукопроизношения (предпосылки артикуляционной дисграфии);

общей и мелкой моторики (предпосылки оптико-пространственной дисграфии).

 

Таблица 3

Уровень выполнения заданий Имя ребёнка Процентная составляющая, %
1 группа - оптимальный уровень Виолетта З. Лера Р. Валя К. Настя Е. 40,9
2 группа - допустимый уровень Саша У. Ксюша Д. Никита К. Женя П. 40,9
3 группа - критический уровень Виталий Н. Лера М. 18,2

 

Выявлены дети: 18,2 %- с критическим уровнем успешности - в группе риска по предпосылкам дисграфии; 40,9% - с допустимым уровнем успешности с предпосылками дисграфии; 40,9% - с оптимальным уровнем успешности выполнения заданий (нормальное развитие).

Следовательно, индивидуальная программа коррекционной работы по предупреждению предпосылок дисграфии составляется по 2 и 3 группам детей с учетом несформированности компонентов развития.


Таблица 4 - Анамнестические данные

№№ Имя ребенка

Данные анамнеза

Заболевания

Состояние раннего развития

Успешность выполнения, % Наблюдение специалистов
    беременность роды   психомоторное речевое    
1 Виолетта З. 1 2 1 2 2 53,3 Невролог, заикание
2 Лера Р. 1 2 3 3 3 80,0 Практически здорова
3 Виталий Н. 2 2 1 2 1 53,3 Гастро-энтеролог
4 Саша У. 2 2 1 3 1 60,0 Хирург
5 Ксюша Д. 1 1 3 3 3 3,3 Гастро-энтеролог
6 Никита К. 2 2 2 3 1 66,6 Практически здоров
7 Лера М. 2 1 1 2 2 53,3 Окулист, эндокринолог
8 Женя П. 2 1 1 3 2 60,0 Ортопед
9 Валя К. 2 2 3 3 2 80,0 Практически здорова
10 Настя Е. 2 2 3 3 3 80,0 Практически здорова

 

Состояние здоровья детей: практически всем характерны течения каких-либо хронических заболеваний. Мамы с болезнями, роды, беременность с осложнениями. Характер компенсации у детей разный и зависит от действий родителей, достаточно комплексной помощи в 1 год жизни.

 

Таблица 5 - Психологическая база речи

Фамилия Имя Восприятие Внимание Память Успешность выполнения, %
1 Виолетта З. 2 3 2 77,7
2 Лера Р. 3 2 3 82,0
3 Виталий Н. 2 1 1 44,4
4 Саша У. 2 2 1 55,5
5 Ксюша Д. 2 2 3 77,7
6 Никита К. 2 3 2 77,7
7 Лера М. 2 1 1 44,4
8 Женя П. 2 2 2 66,6
9 Валя К. 3 3 3 100,0
10 Настя Е. 3 3 3 100,0

 

Дети правильно выполняют все задания. В основном используют метод зрительного соотнесения. Часть детей после нагрузки, проявляют утомляемость, начинает проявляться невнимательность и расторможенность.

Двое детей в группе «риска» по проявлении дисграфии (Виталий Н., Лера М.).

 

Таблица 6 - Данные обследования моторики

Имя ребенка Общая моторика Моторика пальцев рук Примечание Успешность выполнения, %
1 Виолетта З. 3 3   100,0
2 Лера Р. 3 3   100,0
3 Виталий Н. 1 2   50,0
4 Саша У. 2 1   50,0
5 Ксения Д. 3 3   100,0
6 Никита К. 2 2   66,6
7 Лера М. 1 1 Ведущая рука -амбидекстра 33,3 - риск по птической дисграфии
8 Женя П. 2 1 Ведущая рука - левая 50,0-риск по оптической дисграфии
9 Валя К. 2 2   50,0
10 Настя Е. 3 3   100,0

 

Нарушения общей моторики выражались в затруднении выполнения таких заданий, как прыжки на одной ноге, действия с мячом, позы Ромберга, многоступенчатая инструкция «обойти кабинет и вернуться, встав в правый угол» (сложная инструкция выполнения). Неуверенность в выполнении заданий. Нарушения мелкой моторики ярко проявились при выполнении пробы: «кулак-ребро», «ладонь-кольцо», «ушки-рожки» (особенно при длительном выполнении).

В группе риске по предпосылкам оптической дисграфии выявлены: Виталий Н., Саша У., Женя П., Валя К., Лера М.

 

Таблица 7 - Обследование артикуляционного аппарата

Имя ребенка Мимический праксис Анатомическое состояние артикуляционного аппарата Моторика артикуляционного аппарата Динамическая организация движения артикуляционного аппарата Успешность выполнения, %
1 Виолетта З. 3 2 3 2 83,3
2 Лера Р. 2 3 3 2 83,3
3 Виталий Н. 1 2 1 1 41,7
4 Саша У. 1 2 1 1 41,7
5 Ксюша Д. 2 2 2 2 66,6
6 Никита К. 1 2 2 2 58,3
7 Лера М. 1 1 1 2 41,7
8 Женя П. 2 2 3 2 75,0
9 Валя К 2 3 3 3 91,7
10 Настя Е 2 3 3 3 91,7

 

Дети с трудом поднимали, сводили брови, зажмуривали глаза. Отмечались трудности в подъеме языка вверх, удержании позы, растягивании губ в улыбке (и удержании), почти все дети смогли закрыть поочередно глаза, надуть поочередно щеки, символические позы мимических мышц.

Хорошо, качественно получилось у Вали К., Насти Е., Жени П. Но у Жени П. с нарушениями сформулирована двигательная активность языка. В группе «риска» с выявленными предпосылками: Виталий Н., Саша У., Лера М.

 


Таблица 8 - Данные обследования устной речи

Имя Лексика Грамматика Фонетика Слоговая структура слова Фонетический слух Успешность выполнения, %
1 Виолетта З 2 2 2 2 3 73,3
2 Лера Р. 2 2 2 2 3 73,3
3 Виталий Н 1 1 1 1 1 33,3
4 Саша У. 1 1 2 1 1 40,0
5 Ксюша Д. 1 2 2 1 2 53,3
6 Никита К. 1 1 2 1 2 46,6
7 Лера М. 1 1 1 2 1 40,0
8 Женя П. 2 2 2 2 3 73,3
9 Валя К. 2 2 2 3 3 80,0
10 Настя Е 2 2 3 3 3 80,6

Обследование общего состояния устной речи:

В словаре детей мало обобщающих понятий, знают «игрушки», «посуда», «одежда», заменяют «животные» на «звери» (но не дифференцируют домашних и диких животных). Слова имеющиеся в пассивном словаре в активном не используют. 6 детей не правильно употребляют слова в речевом контексте («дно» - подставка, окно - «подоконник»).

Ответов самостоятельных и верных не представил ни один ребенок. пять детей хорошо принимали помощь и в дальнейшем отвечали верно, а шесть - отвечали чаще не верно, после уточнения давали правильные ответы.

Затруднения вызвали вопросы о детенышах животных: свинья - хрюша, свинка; корова - бычки. Сложности возникли в отгадывании загадок-описаний. Почти каждому необходимо было ввести дополнительные признаки, пояснения.

При составлении предложения, рассказы из личного опыта выявляются аграмматизмы детей. Чаще проявляются в изменении окончаний существительных (род, падеж - много «ротов», «стулов», «деревов», «ух»), в образовании прилагательных (лапа («чья?») - «собачнина», «мишкина», «левина», дождь - «дождлый», «мехная» шапка).

Часты также ошибки в употреблении предлогов.

Итак, все дети не различают формы числа, рода, падежа существительных и прилагательных самостоятельно и правильно. Необходима дополнительная помощь взрослого. При обследовании слоговой структуры слова у части детей (которые отвечали всегда правильно) иногда наблюдалось: опускание некоторых звуков, начальные слоги в словах со сложной структурой (иногда при речевой нагрузке). Важным является то, что они слышат неправильность проговаривания и исправляют ошибку. А другая часть детей отвечала наверно, ответы были с преобладанием нарушений звукослоговой структуры слова. Важно, что количество ошибок пропорционально нарушениям речевого дефекта (неверно отвечали дети у которых полиморфное нарушение звукопроизношения или стойкие замены звуков). Именно у этих детей часты аграмматизмы.

Итак, два человека с оптимальным уровнем выполнения заданий. В группе риска с допустимым уровнем по предпосылкам дисграфии четыре человека: Лера М., Виталий Н., Саша У., Никита К. в дальнейшем профилактическом обучении в группах преодолеют речевое недоразвитие и избегут дисграфических ошибок в письменной речи. Лера М. и Виталий Н. с критическим уровнем в группе риска по дисграфии. Это 18,2 % от общего числа испытуемых.

Таким образом, при обследовании группы детей старшего дошкольного возраста массового детского сада выявлены предпосылки дисграфии, обусловленные несформированностью компонентов развития ребенка:

грамматическая система (предпосылки аграмматической дисграфии);

артикуляционной моторики и звукопроизношения (предпосылки артикуляторно-акустической дисграфии);

общей, мелкой моторики, пространственной ориентировки (предпосылки оптической дисграфии);

недоразвитие психических функций (предпосылки разных форм дисграфий).

Следовательно, индивидуальная программа коррекционно-профилактической работы по предупреждению дисграфии составляется по группам детей II, III с учетом несформированности компонентов развития.

 


Заключение

В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием устной речи и нарушениями письма и чтения у детей существует тесная взаимосвязь. Поэтому для устранения нарушений необходима единая система коррекционного воздействия. В подтверждение этого положения говорит и тот факт, что дисграфия и дислексия не являются изолированными дефектами, а чаще всего сопровождают друг друга.

Для современной общеобразовательной школы характерно буквально катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Огромная роль отводится раннему выявлению предпосылок дисграфий у дошкольников. Необходимость этого диктуется тем, что весь ход нормального речевого развития ребёнка протекает по строго определённым закономерностям, при которых каждое уже сформировавшееся звено является своего рода базой для полноценного формирования последующего. Поэтому выпадение какого-то одного звена (или отклонение от нормы в его развитии) препятствует нормальному развитию и других, «надстроенных» над ним, звеньев.

Необходимо постоянно следить за своевременностью приобретения ребёнком соответствующих речевых и других навыков. В процессе педагогического исследования была достигнута поставленная цель исследования: выявлены предпосылки дисграфии у детей старшего дошкольного возраста посредством использования серии заданий и упражнений диагностического методики.

Для реализации поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы были решены следующие задачи:

научно обосновать тему дипломной работы с учетом данных лингвистики, психолингвистики, психологии, логопедии;

в ходе экспериментального изучения выявить предпосылки дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с использованием серии заданий и упражнений диагностической методики;

в ходе экспериментального изучения оценить эффективность использования предлагаемой диагностической методики;

разработать проект коррекционной работы для данной группы детей.

Анализ литературы по проблеме исследования позволяет говорить о недостаточном использовании диагностических методик по выявлению предпосылок дисграфии у детей старшего дошкольного возраста, о недостаточном использовании в практике сензитивного периода детей этого возраста, Что сказывается, в дальнейшем, в нарушении письма в школе и в длительности коррекционно-логопедических мероприятиях.

Современные представления науки по проблеме предупреждения и профилактике дисграфии у детей-школьников, данные, полученные в констатирующем исследовании, легли в основу заданий и упражнений диагностической методики по выявлению предпосылок дисграфии у детей дошкольного возраста. А затем на формирующем этапе исследования подтвердили целесообразность использования предложенных упражнений и заданий.

В работе использовалась индивидуальная форма работы и поэтапная система обследования. Оценить эффективность предложенного средства коррекционно-логопедической работы позволит контрольный эксперимент.

Результаты контрольного исследования показали приблизительно одинаковые значения уровня выполнения заданий и упражнений диагностической методики. Что позволяет использовать данную диагностическую методику для диагностики предпосылок дисграфии у детей дошкольного возраста.

Таким образом, гипотеза нашего исследования: у детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи формируются предпосылки дисграфии, что препятствует нормальному онтогенетическому развитию. Более раннее выявление предпосылок дисграфии позволит эффективнее использовать сензитивный период развития речи, будет способствовать, в дальнейшем, полноценному становлению письменной речи.

 


Список использованной литературы

1. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М., 2000.

.Ахутина Т.В., Яблокова Л.В., Полонская Н.Н. Нейропсихологический анализ индивидуальных различий у детей: параметры оценки. В кн.: Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий. Под ред. Е.Д. Хомской и В.А. Москвина. М., Оренбург, 2000.

3.Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. -680 с.

.Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфий у детей. -СПб.: Лениздат; Издательство «Союз», 2001. - 240 с. - (Коррекционная педагогика)

.Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей.

. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М. Владос, 1997

. Фотекова Т.А. Нейропсихологическая диагностика речевых нарушений

. Репина З.А. Нарушения письма у школьников с ринолалией

.Мазанова Е.В. Методические рекомендации логопедам, 2005г.

. Киселёва Н.Ю. Формирование операций контроля при коррекции дисграфии // ж-л Логопед 2008

. Юрова Е.В. 200 упражнений для развития письменной речи. Начальное обучение. - М.: Издательство "Аквариум", Издательство Астрель, Издательство АСТ, 2000.

. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. - М., 2005.

. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб.: Речь, 2003.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.194 (0.043 с.)