Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологические особенности развития детей и подростков с девиантным поведением
Появление девиантов в подростковом возрасте в определенной мере связано с эмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к субдепрессивным состояниям, бурными аффективными реакциями, неадекватным поведением определенной части подростков. Что пик эмоциональной неустойчивости у мальчиков – 11-13 лет, у девочек – 13-15 лет. К старшему подростковому возрасту фон настроения становится более устойчивым, эмоциональные реакции более дифференцированными, аффективные вспышки сменяются подчеркнутым внешним спокойствием, появляется склонность к самоанализу и рефлексии. Но появление склонности к наркомании обычно бывает трудно прогнозируемым и зависящим от многих социальных и психологических условий. В современных психологических исследованиях принято выделение четырех основных типов девиантного поведения подростков (А.Г. Амбрумова, А.Я. Жезлева, С.А. Беличева): антидисциплинарное; антисоциальное (антиобщественное); делинквентное (противоправное) и аутоагрессивное. Различные социально – психологические условия жизнедеятельности задают разнообразные личностные конструкты, которые можно моделировать, создавая реальную воспитательную ситуацию, выступающую в качестве элементов психологической поддержки, не абстрактной, а направленной на решение задач профилактики девиантного поведения, прежде всего связанного с наркоманией. Идея диагностики и оказания опосредованной психологической поддержки подросткам, склонным к девиантному поведению, прорабатывается на этапах решения исследовательских задач и требует апробирования различного социально – психологического инструментария, который был бы не только действенным для профилактики девиантного поведения, но и органичным подростковому возрасту, личностным новообразованиям. В связи с этим, необходимо учитывать, что не только характер перехода от детства к взрослости, но и само возникновение подростковых кризисов – это результат воздействия конкретных социальных обстоятельств, способствующих двум основным типам перехода от детства к взрослости: непрерывному и дискретному (с наличием разрыва между тем, чему ребенок учится в детстве и теми способами и представлениями, которые необходимы для осуществления роли взрослого. Первый тип перехода существует в условиях сходства наиболее значимых норм и требований к детям и взрослым. В этих случаях развитие протекает плавно, так как ребенок постепенно учится способам взрослого поведения. При втором типе перехода ребенок оказывается неподготовленным к выполнению роли взрослого при достижении формальной зрелости. Подростковый возраст может принести как субъективные трудности, вызванные необходимостью быстрой переориентации на нормы поведения взрослого сообщества, так и затруднения для воспитывающих взрослых. Родители и педагоги бывают не готовы к коррекции агрессивных и фрустрирующих проявлений подростков. Возникают барьеры непонимания, отчужденности, излишнего дидактизма, который подчас делает эти проявления гипертрофированными, связанными с девиантным поведением, с употреблением наркотиков. Между тем доказано, что подростки этой группы особо нуждаются в психологической поддержке со стороны близкого окружения: родителей, учителей, друзей.
Пониманию причин девиантного поведения способствует понятие о социальной "ситуации развития" (Л.С. Выготский), которое характеризуется соотношением внутренних процессов развития и внешних условий, в совокупности определяющих качественно новые психические образования личности. Исследования Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина дали убедительный материал о направленности практической и познавательной деятельности подростков на усвоение норм взаимоотношений и возникновение социально – ориентированных форм общения, которые задают специфическую структуру потребностей (Личко А.Е.). Исследование личности подростков с отклоняющимся поведением, склонных к употреблению наркотиков, показало, что они характеризуются разной степенью деформации системы внутренней и поведенческой регуляции – установок, ценностно-нормативных представлений, референтных ориентаций (С.А. Беличева). Многие из них находятся в состоянии психологической изоляции, им свойственны низкий уровень социализации, отставание в развитии (М.А. Алемаскин, В.Г. Баженов, Г.Г.Бочкарева, З.Ф.Камалетдинова, И.А.Невский, Л.Г.Сагатовская), различные искажения эмоциональной сферы (Т.Н. Курбатова, И.С.Лебединская, А.М. Печенюк, М.М.Калашникова, Л.М. Кацук, В.Г. Колпачев). Подростки, имеющие тенденцию к девиантной активности, связанной со склонностью к наркомании, характеризуются рядом особенностей развития самосознания: недифференцированностью и разынтегрированностью образа Я; расхождением внутренней и демонстрируемой самооценок; рассогласованием когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов.
Подростки, с девиантным поведением, связанных с употреблением наркотиков, характеризуются, как правило, негативным отношением к действительности, к труду, к учебе, а также к родителям, учителям, сверстникам. Как наиболее значимый фактор в развитии отклонений поведения, связанных с употреблением наркотиков, выделяются неблагоприятные семейные условия, играющие главную роль в процессе социализации в дошкольном и младшем школьном возрасте (Л.С. Алексеева, И.В. Вейнгольд-Рыбкина, А.Г. Ковалев, Н.Д. Левитов, Л.И. Пелипенко, О.С. Подосян, М. Раттер, В.А. Сонин, В.Я. Титаренко). Между тем, как отмечает Д.И. Фельдштейн, в семейных отношениях ребенок черпает первые образцы человеческих отношений и культуры общения, они, в более позднем возрасте, являются тем нравственным идеалом, по которому сверяют свои поступки подростки. Неблагоприятные семейные отношения, недостатки школьного воспитания, приводят к низкой успеваемости, к формированию негативного отношения к учебной деятельности и труду, к нарушению системы отношений с окружающими и, накладываясь на биологические предпосылки (тип ВНД, темперамент), способствуют появлению акцентуаций характера и отклонений в поведении. Как показывают психологические исследования (С.А. Беличева, И.В. Вейнгольд, А.И. Великороднова, А.Е. Личко), в семейных отношениях, отрицательно влияющих на личность подростков, прежде всего выделяются: авторитарное лидерство старших на всех этапах формирования личности (условия жестких взаимоотношений); гипоопека; отчуждение старших (эмоциональное отвержение); потворствующая гиперпротекция; доминирующая гиперпротекция (Личко А.Е.). Основываясь на понимании личностных нарушений подростков с девиантным поведением, связанными с употреблением наркотиков, возможно выделение различных подходов в коррекционной работе связанных с рациональной организацией воспитания, с использованием психологических и психотерапевтических методов современных психолого –педагогических технологий, развитию позитивных отношений могут способствовать и популярные среди подростков виды спорта. Выбор видов спорта может быть обусловлен не только их популярностью, но и тем, что они способствуют развитию психических и нравственных качеств учеников (К.М. Барский, М.М. Богачихин). Таким образом, как показывает анализ, девиантное поведение в подростковом возрасте, особенно связанное со склонностью к наркомании, объясняется не только "переходностью", маргинальностью возраста, но в основном, является следствием причин социального характера, приводящим к различным личностным нарушениям (неадекватная самооценка, низкий уровень социализации, негативные межличностные и субъективные отношения). Проблема коррекции такого вида девиантного поведения сохраняет актуальность, что обуславливает важность дальнейшей разработки вопросов о включении педагогически запущенных подростков, склонных к употреблению наркотиков, в систему психокоррекционных мероприятий, создание мотивации к самосовершенствованию, самовоспитанию. Поэтому, мы считаем целесообразным в следующей главе более подробно рассмотреть вопрос технологий социальной работы с детьми девиантного поведения.
Глава 2. Социальная работа с детьми девиантного поведения (на примере г.Ульяновска)
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.005 с.) |