Подданическо-активистская политическая культура. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подданическо-активистская политическая культура.



8. Патриархально-активистская политическая культура. Дело в том, что вреальнойполитической жизни различные политико-культурные типы взаимодействуют между собой и взаимовлияют друг на друга. В результате этого и образуются «смешанные» типы политической культуры.

9. «Культура гражданина» (относится к числу «смешанных» ти­пов). Данный тип наиболее характерен для буржуазно-демократичес­ких политических систем. Он наиболее эффективно сочетает элементы других типов политической стабильности. Способствует конструктив­ному функционированию соответствующих политических режимов.

10. Фрагментарная политическая культура. Наиболее отчетливо этот тип наблюдается в обществе, вошедшем в полосу нестабильности, переживающем переходный период и социально-экономическую «ломку».

В данном политико-культурном типе отражаются раскол общества, сильная поляризация составляющих его социальных групп, маргинализация общества.

Фрагментарная политическая культура может отличаться радикализмом, политической агрессивностью и нетерпимостью. Ей свойственна и харизматичность, - то есть ориентация не на политические объединения и их программы, а на конкретных политиков, об­ладающих в глазах общества (социальной групп, отдельных граж­дан) исключительными талантами, достоинствами и «доблестями».

Данный тип может характеризоваться также политическим нигилизмом и растерянностью. Он может усиливать в обществе чув­ство изолированности и разногласия между социальными группами, нарушать политическое равновесие и гражданское согласие.

11. Интегрированный тип политической культуры. Отличается наличием сравнительно высокой степени общественно-политического согласия по основополагающим вопросам политического устройства, преобладанием гражданских процедур в улаживании споров и конфликтов, низким уровнем политического насилия и высокой степенью многообразия политической жизни.

На ряду с типами политической культуры в общечеловеческом политико-культурном пространстве наблюдаются и политические субкультуры.

Речь идет о специфических «подкультурах» («суб» в данном случае в переводе с латинского означает «под»).

Политические субкультуры характерны для конкретных· субъектов политики. Они отличаются своеобразными взглядами, предпочтениями и поведением соответствующих групп людей в сфере политики.

К числу наиболее важных и ярко выраженных из них относятся следующие:

а) политическая субкультура Запада. Ориентирована на либе­рально-демократические ценности и нормы. Отличается широким диапазоном политического выбора и политических пристрастий.

Статус гражданина как субъекта политики в ее пределах относительно высок Политическая жизнь регулируется детальной правовой регламентаций, отличается многообразием.

Эта политическая субкультура является базовой основой либерально демократической модели политической культуры;

б) политическая субкультура Востока. Ориентирована на историко-религиозные традиции. Функционирует в условиях ограниченного политического выбора. Харизматична.

В ее пределах многие слои общества, большая часть женщин и молодежи изолированы от политической жизни. Эта субкультура отличается отчетливой политической субординацией. Характеризуется превосходством административной власти над представительной и судебной.

Распространена передача власти по наследству и ее элитарность;

в) региональные политические субкультуры. Выделяются по регионально-государственным признакам.

По этим признакам наблюдаются различия в стилях политического мышления и поведения, например, граждан США и России, ближневосточных (за исключением Израиля) и западноевропейских государств, африканских и латиноамериканских стран и т. п.

Так, политической культуре граждан США свойственны: индивидуализм; высокое гражданское самосознание; склонность к политической состязательности; относительная толерантность (терпимость) к иным политическим позициям; приверженность к легитимным (законным) формам политического поведения; ориентация на общественное мнение; взыскательность электората (избирателей) к политикам и властям.

Политической же культуре россиян присущи: ориентация на нормы коллективистской морали; идеологизированность; склон­ность к политическому радикализму, политическим крайностям; ограниченность личных притязаний на власть; политическая лояльность и подданническое отношение к государству; правовой ниги­лизм; предрасположенность к политическому конформизму (т. е. приспособление к конкретному политическому режиму); политическая наивность, доверчивость и др.

Отметим также, что многообразие региональных политичес­ких субкультур наблюдается и в пределах отдельных государств. Например, в современной России возможно выделить политические субкультуры Москвы, Санкт-Петербурга, национальных респуб­лик-субъектов РФ, а также центрально-черноземного, южного, ура­ло-сибирского и дальневосточного регионов.

С учетом регионального фактора возможно также различать городскую и сельскую политические субкультуры;

г) религиозно-политические субкультуры. Отличаются тесным переплетением религиозной и политической сфер общественной жизни. Существенным влиянием религиозных установок на политические ориентации и поведение субъектов политики.

Например, такие субкультуры в пределах Российской Федерации наблюдаются на Северном Кавказе, а также в Поволжье, Татарстане, Калмыкии и некоторых других регионах.

Носителями религиозно-политических субкультур могут выступать и определенные возрастные категории граждан;

д) этнополитические субкультуры. Характерны для государств, имеющих неоднородный национальный состав.

В этом плане наиболее распространены политические субкультуры национальных меньшинств. Носителями таких субкультур являются, например, греки в Турции, алжирцы во Франции, баски в Испании, индейцы и отчасти негры в США, коренные народы Ceвepa, Сибири и Дальнего Востока в России и многие другие.

Политические субкультуры национальных меньшинств имеют особенно ярко выраженный характер в тех случаях, когда какое-либо этническое меньшинство дискриминируется;

е) молодежная политическая субкультура. Ее основными носителями является учащаяся (и в первую очередь студенческая) молодежь.

Данной субкультуре присущи: эмоциональное восприятие политической жизни общества; противоречивое многообразие политических интересов и поведения.

Ввиду отсутствия достаточного жизненного опыта носителям этой субкультуры свойственны также: политическая неразборчивость; высокий уровень «внушаемости»; эклектичность, - т. е. механическое соединение разнородных политических взглядов, теорий, идейных направлений.

Но именно в недрах молодежной политической субкультуры нередко вызревают многие будущие политические нововведения, впоследствии утверждающиеся в обществе.

Именно молодежная субкультура выступает в качестве принципиальной оппозиции какой бы то ни было власти. Именно молодежь потенциально является одной из наиболее инициативных и активных общественно-политических сил.

Немаловажно и то что первичная политическая социализация практически всех профессиональных политиков и общественных деятелей происходит именно в рамках молодежной политической субкультуры.

Возникает вопрос: а существует ли общечеловеческая политическая культура? Ведь человечество представляет собой чрезвычайно пеструю социально-политическую общность. В наше время более чем 6 миллиардов землян разделены примерно на 1 тысячу народов, говорящих на более чем 5 тысячах языках и проживающих в государствах, общее количество которых приближается к 200. Соответственно «Среда жизни» людей «разрезана» многими тысячами километров государственных границ. На пути к политико-культурному единству человечества имеются и другие серьезные препятст­вия: 1) политические режимы; 2) военно-политические и экономиче­ские международные блоки; З) расовые, религиозные и территориальныe противоречия и др.

Не преодолено и главное, наиболее серьезное противоречие современности - разрыв в уровнях жизни и технико-экономического развития между «элитными» государствами планеты (североамериканскими, западноевропейскими, Японией и некоторыми другими) и «остальным миром». В первой половине 1990-х годов на долю 20 % наиболее богатой части населения планеты приходилось 83 % миро­вого дохода, а на долю остальных 80 %; землян - 17 %, причем на до­лю 20 % беднейшей части населения мира - всего 1,4 %. При этом раз­рыв между 20 % наиболее богатых и 20 % наиболее бедных на нашей планете растет: в 1960г. он составлял 30:1, а в 1990г. - уже 60:1.

И все же общечеловеческая политическая культура медленно, но неуклонно становится реальностью

Эта культура просматривается через целую группу политических универсалий (в буквальном переводе с латинского «универсалис» означает «всеобщий»).

Под политическими универсалиями следует понимать ряд черт, характерных для значительного большинства государств планеты и известных политических субкультур.

К числу наиболее отчетливых общечеловеческих политико-культурных универсалий относятся следующие:

1. Общечеловеческие политические ценности и принципы.

Они признаются как минимум декларативно в масштабах всего меж­дународного сообщества. К ним относятся, например, мир, свобода, правопорядок, демократия, суверенитет, права человека, равно­правие в международных отношениях и многое другое.

2. Международный политический язык. В нем отражены об­щечеловеческие политические ценности и их содержание, а также наиболее значимые для всего человечества направления глобально­го политического процесса.

Ключевыми словами международного политического языка являются, например, ассоциация, парламент, паритет, гарантия, гуманизм, партия, экология, референдум, конверсия, конституция, бюрократия, тоталитаризм и др.

3. Международная политическая символика. Она тесно связана с политическим языком. Но эта универсалия обладает настолько ощутимым эмоционально-психологическим воздействием, что есть все основания для ее выделения.

В международной политической жизни такая символика представлена, например, рядом эмблем, смысл которых однозначно воспринимается всеми людьми.

Так, изображение земного шара символизирует единство человечества и уникальность, хрупкость мира, в котором мы живем. Изображение голубя символизирует миролюбие, жизнь без войн и насилия.

Определенной символичностью в мире политики обладают и некоторые цвета. Голубой цвет - символ миротворчества, защиты. Белый цвет - символ помощи, чистоты помыслов и действий. Зеленый цвет - символ жизни, экологии, общности человека и природы.

4. Существование и функционирование международных политических организаций. Их деятельность во многом способствует утверждению общечеловеческой политической культуры, координации глобальной политической жизни.

5. Международное право. Оно во многом регулирует отношения между государствами и другими объектами международных отношений, «облагораживает» их, опираясь на достижения политической культуры и исторический опыт политических взаимоотношений.

6. Глобальная политическая интеграция (объединение). Она пока имеет форму тенденции. Вызвана обострением глобальных проблем современности, решение которых возможно лишь при условии объединенных усилий всего человечества.

7. Глобальная распространенность государства как политического института. Этот институт представляет собой политико-организационный «фундамент» человеческой цивилизации.

8. Политический абсентеизм (негативная универсалия), т. е. политическая пассивность, аполитичность, политическое равнодушие.

В современной политической жизни активно участвует лишь 35-50 % взрослого населения планеты.

9. Политический регионализм (негативная универсалия). Он существует как бы «параллельно» глобальной политической интеграции. Дело в том, что современный мир еще весьма противоречив. Он состоит из множества государств. А их внешняя политика строится с первоочередным учетом интересов своих граждан (национальных», жизненных). Несовпадение интересов массы совре­менных государств побуждает их искать и объединяться с потенциальными союзниками.

Поэтому в мире по-прежнему создаются и действуют множе­ство регионально-политических (Европейский Парламент, Органи­зация Американских государств, Лига Арабских государств, Орга­низация Африканского Единства и др.) и военно-политических (НА­ТО и др.) организаций и блоков.

10. Политическое насилие (негативная универсалия). Оно присутствует в жизнедеятельности человечества на протяжений всей его истории. Его питательной средой является столкновение не­совпадающих политических и иных интересов, стремление либо удержать власть, либо добиться ее. По меньшей мере косвенное по­литическое насилие, - в виде психологического, экономического, дипломатического давления; информационной цензуры; навязыва­ния определенной идеологии; угрозы применения силы к оппозиции; политически корыстного законотворчества, - будет существовать до тех пор, пока будут иметься политические противоречия и несовпадение политических интересов людей.

Даже представленные универсалии (а их гораздо больше), таким образом, позволяют констатировать реальность общечеловече­ской политической культуры, ее развития по определенным параметрам, в определенном русле.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.143.31 (0.013 с.)