Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ориентация специалистов на профессиональную самореализацию в сфере физической культуры и спорта ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Учитывая тот факт, что на второе место по значимости для студентов физкультурного вуза вышла ориентация на профессиональную самореализацию, которая достаточно продолжительное время доминировала в их сознании, работникам высшей школы следует обратить внимание именно на этот момент и сделать все возможное для того, чтобы увеличить профессиональный потенциал выпускника физкультурного вуза. Как показывает опыт подготовки специалистов в других сферах, чем основательнее подготовка, полученная в вузе, тем реже выпускники изменяют своей специальности. В подтверждение этой мысли приведем высказывание известного польского социолога Д. Добровольской, которая довольно точно подметила, что "… чем сложнее содержание труда и чем больше времени затрачено на подготовку к нему, тем важнее для индивида становится содержание самой профессиональной деятельности. Профессия становится как бы частью его самого. Проявление в труде своего профессионального мастерства и разнообразных личностных качеств становится как бы необходимостью для человека, заставляет его жить по своим законам, подчинить ему все свои силы"[13, с.12]. Для ориентации студентов на работу по полученной специальности в сфере физической культуры и спорта изучались вопросы, связанные с выявлением потенциальных рабочих мест. Было установлено, что работники сферы физической культуры и спорта могут быть объединены в три группы: непосредственно принимающие участие в подготовке физкультурников и спортсменов (преподаватели физического воспитания, тренеры-преподаватели, инструкторы-методисты); принимающие участие в создании условий для подготовки физкультурников и спортсменов (инженерно-технические работники, специалисты и др.); спортсмены-профессионалы, а к специалистам относят: учителей, руководителей физического воспитания, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, инструкторов физической культуры [13, с.12]. Труд и профессия являются важнейшими условиями самоопределения и самоидентификации личности. Возможность самовыражения личности в профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта, осознаваемая студентами, способствует привлечению выпускников соответствующих вузов к работе по специальности.
Изучение мотивов выбора студентами профессии педагога показало, что одноплановый мотив - любовь к предмету - у разных студентов (отнесенных к 1-му типу) проявляется в разных видах: а) как любовь к избранному виду спорта; б) как интерес к своему спортивному самосовершенствованию; в) как потребность применить свои знания, полученные в ходе спортивной деятельности. Студентов 2-го типа, поступивших в вуз без осознаваемого мотива, можно разделить на группы желающих: а) получить любое образование; б) избежать службы в армии; в) продолжать спортивное совершенствование, параллельно получая образование. Студенты 3-го типа проявляют интерес к будущей руководящей деятельности в сфере физической культуры и спорта; наибольшее количество относящихся к этой группе работают по специальности уже начиная со 2-3-го курсов и к окончанию вуза имеют успехи в спортивно-педагогической деятельности. К 4-му типу относятся студенты, наиболее ярко проявляющие (или только раскрывающие) свои "сопутствующие" способности в ходе педагогической практики (в общеобразовательной школе), или в летнем оздоровительном (спортивном) лагере, или в подготовке спортивно-массовых мероприятий. Анализ мотивов выбора студентами педагогической деятельности показывает, что в основном профессионально непригодными являются студенты, отнесенные ко 2-й группе (неосознаваемый мотив выбора) [См. Приложение Приложение исследования личности профессиональную самореализацию в сфере физической культуры и спорта]. Чтобы определить, насколько хорошо представляют себе студенты будущую профессиональную деятельность, было проведено исследование в Набережночелнинском Камском Государственном Институте физической культуры. На факультете физической культуры и спорта в 2007 г. был проведен опрос студентов 3-4-го курсов. Для этого был разработан опросный лист, включающий следующие вопросы: 1) укажите возможные места работы специалистов сферы физической культуры и спорта; 2) перечислите, кем можно устроиться работать по специальности, получив диплом вашего вуза [См. Приложение А].
Выявлены потенциальные места работы по специальности выпускников КамГИФК (табл. 2). Потенциальные должности в сфере физической культуры и спорта, названные студентами, представлены в табл. 3.
Таблица 2. Потенциальные рабочие места в сфере физической культуры и спорта, выявленные студентами (n = 100)
Таблица 3. Потенциальные должности специалистов в сфере физической культуры и спорта, выявленные студентами (n = 100)
В перечень названных мест работы и должностей не вошли существующие в настоящее время в частных гимназиях, школах и детских садах, оздоровительных центрах и т.д., позволяющие получать более высокое материальное обеспечение, чем в государственных учреждениях. Студенты 3-го и 4-го курсов (за редким исключением) настроены на профессиональную работу в других сферах деятельности, поэтому не интересуются возможными "материально прибыльными" местами работы и специализациями. Если такая тенденция будет сохраняться, то недостаток кадров в сфере физической культуры и спорта будет возрастать так, что никакое их перепроизводство не спасет ситуацию. Следовательно, необходимы пути ориентации выпускников на работу по специальности, способствующую не только высокому материальному обеспечению, но и их самореализации в профессиональной деятельности [13, с.13]. ВЫВОДЫ
Для того чтобы дополнить картину спроса общества на квалифицированные кадры сферы физической культуры и спорта, обратились к материалам государственной статистики, опубликованным в монографии Н.Н. Чеснокова. Проведя определенные математические расчеты, были получены данные о том, сколько в сфере физической культуры и спорта работников без специального образования. Этот контингент по возможности должен быть заменен лицами с соответствующими дипломами или пройти определенную специальную подготовку. Статистические данные показывают, что из 195 338 работников физической культуры и спорта 29 719 (15,2%) не имеют специального образования. Причем наибольшее число лиц без специального образования трудятся на должности тренера по виду спорта (7413), учителя физической культуры в общеобразовательной школе (6529) и на должности работника спортивного сооружения (6315). Должности инструктора-методиста (2757), инструктора физической культуры детского дошкольного учреждения (1795) и работника аппарата спорткомитета (1030) занимают промежуточное место в шкале, характеризующей потребность в кадрах. И наименьшая потребность в кадрах в абсолютных показателях отмечается на должности преподавателя физической культуры учреждения начального профессионального образования (352), преподавателя среднего специального учебного заведения (304), преподавателя физического воспитания высшего учебного заведения (252) и работника аппарата совета ДСО (170).
Приведенные статистические материалы свидетельствуют о наличии спроса общества на физкультурные кадры различного профиля и его удовлетворение через систему высшего физкультурного образования. Современная ситуация в сфере труда и занятости ставит выпускников физкультурных вузов в достаточно сложные условия. Так, если раньше система распределения выпускников учебных заведений гарантировала им занятость по специальности, то теперь распределение проводится в ограниченном масштабе, ставя молодых специалистов в ситуацию жесткой конкуренции с людьми, имеющими опыт работы. Значительная часть выпускников физкультурных вузов, получив свободное распределение, ищет и находит себе применение в сферах, далеких от физической культуры и спорта. Несколько иная ситуация с выпускниками физкультурных вузов складывается по всей России. Так, по статистическим общероссийским данным, приведенным в публикации Ю.А. Фомина, из 3361 закончивших физкультурные вузы России, распределились 51,9%, а к работе в отрасли приступили 48%. На основе проведенных исследований можно сделать следующие выводы: 1. К мотивам выбора профессии педагога относятся одноплановый, не осознаваемый и соответствующий способностям. 2. Потенциальными рабочими местами для специалистов являются государственные (на которые в основном ориентируются студенты) и негосударственные (оставляемые студентами без внимания) физкультурно-спортивные организации. 3. Разработана методика ДОС и показана его пригодность для ориентации студентов на профессиональную самореализацию в сфере физической культуры и спорта. 4. Основными подходами к ориентации студентов на профессиональную самореализацию являются: мониторинг личностного развития, самооценка профессиональной пригодности, применение диагностического опросника ДОС. Применение ДОС позволило классифицировать студентов факультета физической культуры КамГИФК по предпочитаемым ими специализациям будущей профессиональной деятельности: учитель - 28%; тренер-преподаватель - 36%; директор спортивной школы - 4%; педагог дополнительного образования - 11%; начальник спортивного клуба - 1%; руководитель физического воспитания - 6%; инструктор по физической культуре - 9%; инструктор-методист - 3,5%; директор спортивного сооружения - 1,5%. Не выявлено предпочитающих специализацию "методист по физической культуре".
Образовательные учреждения в сфере физкультуры и спорта могут дать своему выпускнику одну из трех квалификаций: специалист по физической культуре и спорту; педагог по физической культуре и спорту и специалист по адаптивной физкультуре. Зато список специализаций огромен: начиная от шахмат – игры, которую многим трудно воспринимать как вид спорта, и заканчивая перспективным на сегодняшний день «менеджментом физкультуры и спорта». Еще несколько лет назад нигде не готовили подобных специалистов, а сегодня потребность в них, учитывая развитие спорта и туризма, особенно возросла. Но наиболее интересное направление, требующее от обучающегося высоких креативных способностей – фантазии, умения находить неординарные решения,- режиссура спорта. Диплом постановщика могут выдать Российская государственная академия физической культуры (специализация «спортивная режиссура»), Институт физкультуры и спорта (специализация «организатор и режиссер массовых физкультурно-спортивных праздников»). Так что возможности выбора для тех, кто планирует связать свою жизнь с физкультурой и спортом, довольно широки. Спрос и предложение на рынке труда в сфере физической культуры влияет на образовательные учреждения: если они инертны и не могут перестраиваться, мобилизовывать свои организационные, руководящие и управленческие ресурсы в минимальные промежутки времени, то окажутся неконкурентоспособными и будут вытеснены с рынка образовательных услуг. Образовательным учреждениям, чтобы идти в ногу со временем, необходимо отслеживать изменения на рынке труда, основной упор делая на постоянных детерминантах. Важнейшей задачей, которая должна решаться параллельно в физкультурных вузах и в которую прежде всего должны быть вовлечены студенты, - это поиск механизмов и решение задач в процессе создания и реализации модели сферы физической культуры и спорта. Пока каждый студент с 1-го по 6-й курс не будет знать цели деятельности университета, не будет участвовать в реализации модели сферы физической культуры и спорта на учебных, практических и научных занятиях, пока не будет системно мыслить, он не станет носителем новой парадигмы. Конечно, потребуется формирование новой образовательной системы. Через образование в стенах университета студент научится ставить и решать новые цели и задачи, будет автором или разработчиком новых идей, проектов, методик и т.д. Это будет специалист, устремленный в будущее, способный решать практические задачи на рабочем месте, а самое главное - прикладывать усилия в деятельности по преобразованию системы, в которой он работает, а следовательно и всей сферы физической культуры и спорта.
Именно выпускники - носители новой парадигмы - всегда будут востребованы как квалифицированные специалисты, только в этом случае университет может занять лидирующее место на рынке труда, так как его специалисты в дальнейшем сами будут формировать рынок труда, когда через 10-20 лет займут ответственные посты в сфере физической культуры и спорта. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
В последнее время физическая культура и спорт стал очень популярен. Сформировался огромный рынок труда в этой сфере. К тому же существуют уже застарелые проблемы, такие как сложность нахождения работы, для людей старшего и пенсионного возраста, трудоустройство студентов и выпускников вузов и т.д. Потребность в создании биржи труда для спортсменов и работников физической культуры возникает по целому ряду причин. Очень высоки потери рабочего времени, связанные с поиском работы, а также нерациональным перемещением рабочей силы. Многие работники физической культуры и спорта не имеют специализированной, ориентированной на них информации о предложении рабочих мест. Имеющиеся кадровые агентства и центры занятости практически не занимаются переобучением, повышением квалификации, профориентацией спортсменов. Существуют и другие проблемы в этой сфере. Поэтому возникает необходимость решения этого вопроса, а именно создания профсоюза работников физической культуры и спорта. Необходимо разработать программу по созданию и развитию биржи труда для спортсменов, целью которой является разрядить обстановку на рынке труда спортсменов и работников физической культуры. Что конкретно будет давать биржа труда для спортсменов? - Биржа выгодна как работникам, так и работодателям. Но, в первую очередь, разумеется, профсоюз поможет работникам: спортсменам, тренерам и всем членам профсоюза, вступившим в его ряды. - Биржа даст работнику отраслевое трудоустройство, т.е. трудоустройство в сфере физической культуры и спорта. - Возможность получать пособие по безработице, благодаря взаимодействию с органами государственной и муниципальной власти. - Возможность поиска работы через посредника, т.е. Вы не сами ищите работодателя, а биржа делает это за Вас. - Трудоустройство согласно законодательству РФ, со всеми социальными и правовыми гарантиями. - Защита и представление интересов перед работодателем со стороны профсоюза РФКСиТ - Возможность переобучения, повышения квалификации, получения дополнительного образования. - Помощь в трудоустройстве лиц старшего и пенсионного возраста. - Помощь в трудоустройстве и прохождении учебной практики для студентов и выпускников Вузов. - Предоставление аналитической информации для оценки рынка труда, востребованности кандидатур, уровня заработной платы и т.д. Работодателю создаваемая биржа также очень выгодна. Биржа дает ряд преимуществ, таких как: отбор кандидатур по требованиям, предъявляемым работодателем; выбор работника из множества кандидатов; профессионализм работников; быстрота поиска; и т.д. Профсоюзы могут выступать за ограничение привлечения иностранных специалистов и спортсменов в профессиональные команды. Это аргументируется тем, что если сократить приток иностранных специалистов, то спрос на отечественных специалистов и своих спортсменов возрастет, а затем улучшатся условия для роста численности и зарплаты на внутреннем рынке труда. Также профсоюз ставит своей задачей способствовать развитию как профессионального, так и любительского и детского спорта, что повысит предложение именно наших спортсменов. Что касается ограничения предложения труда, то оно обычно обеспечивается за счет того, что профсоюзы добиваются от работодателей согласия принимать на работу только членов профсоюза. В России такая тактика почти не применяется, хотя весьма распространена за рубежом. Биржа будет работать для членов профсоюза, помогать им трудоустраиваться, зарабатывать деньги и просто заниматься любимым делом. Профсоюз защищает всех вступивших в его ряды, поэтому создание сильного, многочисленного профсоюза позволит переменить ситуацию на рынке труда спортсменов в лучшую сторону. Развитие индустрии спорта и физической культуры, быстро происходящее в Республике Татарстан и в городе Набережные Челны, требует цивилизованных методов защиты законных прав и интересов партнерских организаций, спортсменов и граждан-предпринимателей, работающих в этой сфере. «Современное и профессиональное решение спортивных споров стало уже мировой тенденцией, и главная цель новой правозащитной организации -Спортивного арбитражного суда — это защита интересов наших спортсменов Спортсмены — это одна из самых незащищенных категорий бюджетников. Получая травмы на производстве, спортсмен может быть незаконно уволен, и социальные гарантии ему никто не гарантирует. Одни из самых низких окладов — у сотрудников сферы туризма и физической культуры. В случае создания в Республике Татарстан профсоюз работников физической культуры и спорта решит многие жизненно важные для спортсменов вопросы: это сохранение рабочих мест, повышение зарплаты, улучшение условий труда. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зубарев Ю.А., Сучилин А.А. Менеджмент и маркетинг физической культуры и спорта. – Волгоград, 2002. 2. Степанова О.Н. Маркетинг в сфере физической культуры и спорта – М.: Издательство Советский спорт, 2003 3. Кореневский С.А. Физическая культура и спорт в условиях рыночных отношений – Смоленск: СГИФК, 2003. – 245 с. 4. Щекова Е. Особенности маркетинга в сфере физической культуры и спорта // Маркетинг в России и за рубежом. – 2005. - №3. – С. 3-11 5. Вигдорович М. Оплата труда и маркетинговые исследования на рынке по категориям специалистов физической культуры и спорта //Нормирование и оплата труда. – 2006. - №4.- с. 65-68 6. Еремин Ю.А. Обеспеченность физкультурной сферы России кадрами //Теория и практика физ. Культуры. – 2005. - № 5-6. – С.6-10 7. Свищёв И.Д., Ерёгина С.В. Профессиональная подготовка и повышение квалификации специалистов сферы физической культуры и спорта // Теория и практика физ. Культуры. - 2004. - № 12. – С. 14-18 8. Литвин А. Особенности маркетинга взаимоотношений в спорте //Маркетинг в России и за рубежом. – 2006. - №1. – С. 65-71 9. Николаев Ю.М. Общая теория и методология физической культуры как отражение потребности в модернизации физического образования //Теория и практика физической культуры. – 2005. – №7. – С.2-10 10. Покровская Л. Федеральная целевая программа «Развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015годы» //Коммерсант-Деньги. – 2006. - №38, сент. – С.20-22 11. Сургучев В.А. Воспитание у студентов ИФК потребности в труде в сфере физической культуры и спорта //Теория и практика физ. культуры, 2004, № 2. 12. Сургучев В.А. Исследование спроса на выпускников физкультурных вузов и их ориентация в сфере труда //Физкультура и спорт. – 2005. - №2. – С.23-26 13. Свищёв И.Д., Ориентация специалистов на профессиональную самореализацию в сфере физ.культуры и спорта //Спортивная жизнь России. – 2006. - №6. – С.12-17 14. Сундетова У.Ш. Высшее образование и перспективы развития физической культуры и спорта // Физкультура и спорт. – 2005. - №7. – С.9-12 15. Хачатурян Ю. Физкультура и спорт //Абитуриент. – 2006. - №3. – с. 11-14. ПРИЛОЖЕНИЕ А
"Диагностический опросник самоидентификации" в профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта
Ключ
Лист ответов
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.058 с.) |