Методика проведения эксперимента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика проведения эксперимента



Целью проведения эксперимента является:

– выявление уровня сформированности каллиграфических
навыков учащихся начальной школы;

– проведение цикла упражнений, способствующих формированию каллиграфически правильного почерка;

       – выявление уровня сформированности каллиграфических
умений после специального внедрения различных видов упражнений.

Исследование было проведено в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Все эти этапы представляли собой неразрывную последовательность.

Констатирующий этап ориентировал нас на установление фактического состояния исследуемого объекта, констатацию исходных параметров. Главная цель — зафиксировать реалии, которые были исходными для формирующего этапа, целью которого являлось создать и проверить эффективность разработанной системы упражнений, направленной на формирование каллиграфических навыков младших школьников, которые, по нашему мнению, должны были повысить достигнутый уровень. На контрольном этапе был проведен срез, который позволил судить об эффективности предложенной нами системы упражнений.

В ходе эксперимента необходимо было отследить уровень сформированности у учащихся каллиграфических навыков, установить наиболее часто встречающиеся каллиграфические ошибки и предложить систему упражнений, помогающих эти ошибки устранить.

   Эксперимент проводился на базе СОШ станицы Курской Курского района. Всего констатирующим экспериментом было охвачено 60 учащихся третьих классов.(3 «А» - экспериментальная группа, 3 «Б» - контрольная группа).

      Задания констатирующего этапа были сформулированы следующим образом.

Блок 1

Проверяется умение учащихся каллиграфически правильно и четко записывать предложения. Показателем обученности является умение каллиграфическим почерком написать предложение.

1. Легко на сердце от песни веселой.

2. Звенит звонок, звенит звонок, детей сзывает на урок.

3. Тихая теплая заря поднималась над землей.

4. Матрешка — это деревянная кукла.

5. Настоящую песню скворца надо слушать ранним утром.
Работа считается выполненной, если ученик записал предложение

каллиграфически правильно.

Блок 2

Анализ тетрадей учащихся на наличие каллиграфических ошибок.

Выявление основных ошибок, их классификация с учетом написания основных элементов букв.

Констатирующий этап показал, что наибольшее количество ошибок учащиеся допускают при написании сложных элементов, таких, как: прямая линия с петлей, овал и малая петля (См. таблицу 1).

Таблица 1

Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента

Умения и навыки

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Количество учащихся % Количество учащихся %
1. короткая линия 13 43,3 7 23,3
2. длинная линия 10 33,3 9 30
3. линия с закруглением внизу 18 60 15 50
4. прямая с петлей 24 80 16 53,3
5. овал   25 83,3 20 66,7
6. полуовал   14 46,7 5 13,3
7. линия с закруглением с двух сторон   11 36,7 6 16,7
8. малая петля   26 86,7 25 80

  Анализ работ учащихся показал, что при написании прямой линией с петлей они допускали следующие ошибки: петля пересекалась ниже нижней линии, наблюдались отклонения петли влево, и очень часто было изменена форма петли. При написании букв: о, а, д – учащиеся очень часто допускают ошибки, связанные с недостаточно красивой формой овала: очень круглые или неправильной ("бугристой") формы. И при написании петли у букв у, д, з, щ, ц,   учащиеся очень часто либо отклоняли петлю вправо или делали лишнее отступление вправо. На наш взгляд, эти и другие ошибки связаны не только с непрочностью формирования каллиграфических навыков младших школьников, а прежде всего с тем, что экспериментальная группа представляет собой класс логопедической коррекции.

Это и много другое учитывалось нами при составлении упражнений для формирующей части эксперимента.

Формирующий этап эксперимента проводился в 3 "А" классе и занимал на уроках русского языка около 5 минут. Целью этого этапа было внедрить систему упражнений, направленных на коррекцию уже сформировавшихся каллиграфических навыков, т.е. проверить ее эффективность. За основу была принята система обучения письму, разработанная Е.Н. Потаповой [47].  Материал мы распределили следующим образом.

Блок I.

Целью данного блока было развитие мускульной памяти младших школьников. Здесь нами были использованы упражнения, развивающие мелкие мышцы пальцев и кисти руки. Основное место в такой работе занимала штриховка, которая укрепляла не только мелкие мышцы пальцев и кисти руки, но и развивала внутреннюю и внешнюю речь ребенка, его логическое мышление. Работа состояла из нескольких этапов.

1 этап: Учащиеся накладывают на лист альбома трафарет (на первых этапах – трафарет с геометрическими фигурами, на последующих –  трафареты с изображениями предметов и фигур животных) и простым карандашом обводят знакомые фигуры.

2 этап: Учащиеся убирают трафарет и полученную фигуру делят на
параллельные отрезки (штрихи). Здесь в первую очередь отрабатывались
штрихи: параллельные отрезки сверху вниз, снизу вверх, слева направо.
Расстояние между отрезками (штрихами) должно  составлять ширину
строчной буквы.

      3 этап: Штриховка фигур, включающая элементы букв. На этом
этапе штриховка осуществляется фломастерами и фигуры представляют
собой сложные конструкции.

Блок II.

При реализации этого блока мы преследовали следующую цель — развитие тактильной памяти, т.е. создание в памяти ребенка образа заглавной (прописной) и строчной буквы и их соединений. Кроме тактильной информации учащиеся получали как зрительную, так и слуховую информацию, у детей развивалось чувство языка и орфографическая зоркость. Учащиеся были оснащены 33 карточками с буквами (заглавной: 60x70 мм и строчной: 35x30 мм), вырезанными из наждачной бумаги и наклеенными на карточку. Работа включала следующие этапы:

1 этап: Дети указательным пальцем правой руки (в последующем
всеми пальцами) ощупывают букву в направлении письма. Двигая пальцем
по букве, ребенок как бы ощупывает ее контур, запоминает образец буквы,
ее отличие от других букв, элементы буквы, направление письма.

2 этап: Учащиеся контролируют свое "хождение" по букве, а также
соседа, что помогает увидеть ошибки не только свои, но и товарища и
избежать их.

      Показателем обученности считается безошибочное обведение буквы с учетом последовательного написания всех ее элементов.

 

Блок III.

Цель этого блока заключается в закреплении полученных сведений. Во время работы по этому блоку учащиеся закрепляли навыки, отработанные на первых двух блоках. Здесь нами контролировался правильный наклон букв и закреплялись приобретенные навыки: направление письма, написание буквы, ее элементов.

Работа считалась выполненной, если учащиеся могли безошибочно и каллиграфически правильно написать букву.

На контрольном этапе исследования мы провели контрольный срез, по результатам которого мы могли бы судить об эффективности реализованной системы каллиграфических упражнений. Основное внимание, как и на первом этапе исследования, уделялось правильному написанию учащимися восьми основных элементов букв. Были составлены следующие задания контрольного этапа.

Блок I.

Проанализировать умения учащихся записывать упражнения каллиграфически правильно. Показателем правильного написания являлось четкое и каллиграфически правильное письмо.

1. Природа щедро одарила землю цветами.

2. Зал восхищался фигуристами.

3. Над рекой в морозной дымке вьется маленькая пичуга.

4. Русская семья любит посидеть у самовара.

5. Непроглядная метель глубоко упрятала под снегом тропинку.

      Работа считается выполненной, если учащийся записал предложения четким и красивым почерком.

 

 

Блок II

Анализ тетрадей учащихся на наличие и отсутствие каллиграфических ошибок при письме. Классификация ошибок в соответствии с составленной таблицей, основой которой является правильное написание основных элементов букв. Анализ результатов контрольного среза свидетельствует о том, что нам удалось в среднем на 15% улучшить каллиграфию учащихся 3 «А» класса, по сравнению с 3 «Б» (контрольная группа).

     Анализ результатов контрольного среза отражен в таблице 2:

 

Таблица 2.

 

Умения и навыки

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Количество учащихся % Количество учащихся %
1. короткая линия 9 30 8 26,7
2. длинная линия 5 16,7 7 23,3
3. линия с закруглением внизу 12 40 15 50
4. прямая с петлей 20 66,7 18 60
5. овал   19 63,3 21 70
6. полуовал   10 33,3 4 13,3
7. линия с закруглением с двух сторон   6 20 5 16,7
8. малая петля   20 66,7 24 80

 

     Таким образом, в экспериментальной группе, как мы и предполагали, при наличии дополнительной работы по улучшению уже сформированных каллиграфических навыков наблюдаются изменения. В контрольной группе результаты остались прежними или ухудшились (См. Таблицу 3).

 

Таблица 3. Результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента.

Умения и навыки

Констатирующий этап

Контрольный этап

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Количество учащихся % Количество учащихся % Количество учащихся % Количество учащихся %
1. короткая линия 13 43,3 7 23,3 9 30 8 26,7
2. длинная линия 10 33,3 9 30 5 16,7 7 23,3
3. линия с закруглением внизу 18 60 15 50 12 40 15 50
4. прямая с петлей 24 80 16 53,3 20 66,7 18 60
5. овал   25 83,3 20 66,7 19 63,3 21 70
6. полуовал   14 46,7 5 13,3 10 33,3 4 13,3
7. линия с закруглением с двух сторон   11 36,7 6 16,7 6 20 5 16,7
8. малая петля   26 86,7 26 80 20 66,7 24 80

 

     Следовательно, выработка каллиграфического почерка – это достаточно трудоемкая работа. Эта работа связана прежде всего с психофизическими особенностями детей, наша экспериментальная группа – наглядное тому подтверждение, так как ранее класс представлял собой логопедическую группу, в результате чего проблемы устной речи перешли в письменную. Таким образом, необходима четко структурированная и методически обоснованная система упражнений, которую мы и попытались реализовать в ходе формирующего этапа эксперимента.

Выводы по главе II

 

 «Прописи» помогают учителю формировать каллиграфический навык учащихся. Разнообразие работ, которые они содержат, снимает напряжение и позволяет учащимся концентрироваться на написании элементов буквы, а не на собственном напряжении грамоте.

Методика обучения имеет богатый арсенал приемов обучения письму. И реализация, и эффективность вышеуказанных приемов при обучении детей каллиграфическому письму зависит от знаний учителя и его мастерства, а также от учета индивидуального подхода к каждому из детей.

   Безусловно, помочь детям выправить почерк можно. Однако следует помнить, что детская графология – деликатная наука, требующая опыта учителя, и всякий раз, переучивая ребенка, меняя его почерк, надо быть крайне осторожным. Но а самым важным является тот факт, что необходимо убедить ребенка в том, что он сможет писать красивее и эстетичнее, а также соблюдение гигиенических условий. Немаловажным условием совершенствования каллиграфического навыка являются причины возникновения каллиграфических ошибок и приемы их устранения.

Анализ состояния работы в области каллиграфии убедил в необходимости составления программы экспериментального обучения, которую мы апробировали в учебном процессе.  

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время в методике русского языка наиболее актуальной является проблема обучения младших школьников каллиграфически правильному письму. Актуальность данной проблемы обусловлена прежде всего тем, что в последние десятилетия большинство младших школьников проводит время за компьютерами, а не за книгами и тетрадями. Учащиеся не разрабатывают моторику руки, не умеют координировать свои движения при письме. А ведь письмо для поступающих в школу детей - очень сложный процесс, требующий непрерывного, напряженного контроля и тренировки письма. Все эти трудности носят как физиологический, так и психологический и методический характер.

При поступлении ребенка в школу резко меняется образ его жизнедеятельности, и успешность обучения во многом зависит от его готовности к новым для него учебным нагрузкам. Поэтому при обучении детей письму должны учитываться индивидуально-психологические особенности каждого ученика.

Педагог в своей деятельности должен использовать не один, а комплекс методов, таких, как: линейный, генетический, тактический и т.д.; не один, а несколько наиболее эффективных приемов: копировальный способ, воображаемое письмо, анализ формы буквы, письмо под счет и другие. Не менее важным является установление причин, по которым были допущены каллиграфические ошибки, а также учет санитарно-гигиенических условий, при которых писали учащиеся.

Таким образом, гипотеза нашего дипломного исследования нашла свое подтверждение в ходе проведения эксперимента, где нами учитывались все вышеуказанные условия и положения.

Следовательно, большая роль в формировании каллиграфических умений принадлежит системе приемов работы, а также мастерству и знаниям учителя.

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Агаркова И.Г. Конструирование буквы - ведущий прием в
обучении шестилетних детей письму // Начальная школа. — 1989.№ 12. С. 55-58.

2. Агаркова И.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический
почерк. Программа для начальной школы // Начальная школа. - 1995. №
12. С. 12-14.

3. Безруких М.М. Еще раз о письме и почерке // Советская
педагогика. - 1987. № 5. С. 32-34.

4. Белевцева В.В. Как «пальчики» помогают обучать письму //
Начальная школа. - 2001. № 1. С. 56.

5. Возрастная и педагогическая психология. / М.В. Матюхина,
Т.С. Михальчин, Н.Ф. Пронина и др; Под ред. М.В.  Гамезо - М.:
«Просвещение», 1994. С. 78-79.

6. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений:
В 6 т. Т.1. - М.: Просвещение, 1982 - Т.2. С. 236.

7. Выготский Л.С. Предыстория письменной речи // Хрестоматия
по возр. и педагог, психологии. 4.1. -М.: 1980. С. 73.

8. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6т. Т.1. — М.:
Просвещение, 1983. С.79.

9. Гальперин П.Я. Введение в психологию. — М.: Просвещение,
1972. С. 34.

10. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. Обучение по «Азбуке» и «Прописи» // Начальная школа. — 1984. № 8. С. 25-26.

11. Гурова Е.М. Подготовка руки ребенка к письму // Начальная
школа. - 2000. № 5. С. 61-62.

12. Желтовская  Л.Я.,  Соколова  Е.Н.  Формирование
каллиграфических навыков у младших школьников: Пособие для учителя
четырехлетней нач. школы. -М.: Просвещение, 1987. С. 10-28.

13. Занков Л.В. О предмете и методах дидактических
исследований. —М.: Просвещение, 1961. С.91.

14. Запорожец Л.В. Избранные психологические труды в 2-х
томах. — М.: Просвещение, 1986. С.58.

15. Илюхина В.А. Новые подходы к формированию графических
навыков. Письмо с «секретом» // Начальная школа. - 1999. № 10. С. 37-52.

16. Илюхина В.А. Особенности формирования графических
навыков и анализ ошибок при письме // Начальная школа. - 1999. № 8.
С. 16-17.

17. Илюхина В.А. Письмо с секретом // Начальная школа. — 1995.
№6. С.60-61.

18. Карнаухова Г.И. Красиво писать — красоту творить //
Начальная школа. — 1997. №5. С. 37-39.

19. Кудреватова Л.И. Типичные каллиграфические ошибки и их
исправления // Начальная школа. — 1995. №3. С.81.

20. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика
обучения русскому языку в начальных классах / Львов М.Р., Рамзаева Т.Г.,
Светловская Н.Н. - М: «Просвещение», 1987. С. 17-26.

21. Методика преподавания русского языка в начальных классах:
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. зав./ Львов М.Р. Горецкий В.Г.,
Сосновская О.В. - 2-е изд. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. С. 70-71.

22. Морозова Л.В. Причины нарушения каллиграфии и методы их
устранения // Начальная школа. — 1984. №8. С.9-12.

23. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология,
развитие, детство, отрочество. - М.: Изд. центр «Академия», 1998.
С. 291-293.

24. Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе   - М.:
«Просвещение», 1990. С. 95.

25. Немов Р.С. Психология. В 3 книгах. Кн.2. Психология
образования -М.: «Просвещение»: ВЛАДОС, 1995, С. 95-96.

26. Нечаева Н.В. Учебно-методический комплект для обучения
грамоте по системе Л.В. Занкова // Начальная школа. - 1994. № 7. С. 21-22.

27. Обухова Л.Ф. Возрастная психология — М.: Педагогическое
общество России, 2000. С.320-336.

28. Одегова В.Ф. Работа над каллиграфией в 1 классе // Начальная
школа. — 1991. №2. С.16-17.

29. Перрон-Борелли М., Перрон Р. Психологическое изучение
ребенка - Париж: 1986. С. 17.

30. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника — М.: Просвещение,
1977. С.96.

31. Потапова Е.Н. Обучение письму младших школьников //
Начальная школа. - 1987. № 6. С. 65-75.

32. Программа обучения по системе академика Л.В. Занкова 1-3
классы (к пробным учебникам) — М.: Просвещение, 1993, С.16.

33. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные
классы (1-4) одиннадцатилетней школы - М.: Просвещение, 1994. С. 17-29.

34. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные
классы (1-3) - М.: Просвещение, 1994. С. 33-42.

35. Программа развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина-
В.В. Давыдова) 1-5 классы - М.: Просвещение, 1992. С. 7-9.

36. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студ. Учеб. зав. по спец. «Педагогика и
методика начального обучения» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н.
Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик — М.: Просвещение, 1993. С.
104-109.

37. Соколова Е.Н. Методические указания к «Рабочим прописям».
Пособие для учителя - М.: Просвещение, 1973. С. 22-34.

38. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 томах - Т.6. - М.:
1949.С. 285.

39. Федосова Н.А. Дифференцированное обучение на уроках
письма // Начальная школа. - 1989. № 12. С. 54.

40. Фонин Д.С. Почему школьники плохо пишут // Начальная
школа. — 1998. №9. С.80-81.

41. Хайбуллина Т.М. Писать красиво - не трудно, или История
одного открытия // Начальная школа. - 1999. № 8.с. 81-82.

42. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. — Томск, 1993.
С 25.

43. Цукерман Г.А., Бугрименко Е.А., Агаркова Н.Г. О «Букваре» по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова // Начальная школа. - 1994. № 7. С. 15.

44. Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина — М.:
Просвещение, 1993. С.221-222.

45. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды — М.: 1989.
С.46.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.254.0 (0.061 с.)