Характеристика рыночных структур 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика рыночных структур



Введение

 

В условиях рыночных отношений возникновение конкуренции имеет как социально – психологические, так и экономические причины. Кроме того, конкуренция в значительной степени связана с ограниченностью ресурсов, порождающей соперничество за право их использования для быстрого достижения наивысшего уровня собственного благосостояния.

Конкуренция играет в экономической жизни общества положительную роль, побуждая граждан, фирмы и страны искать наиболее рациональные способы получения и использования ограниченных ресурсов всех видов.

В современном национальном хозяйстве участвует множество хозяйствующих субъектов. Среди них – те, которые принято называть фирмой – домашние хозяйства, государство в целом и его хозяйствующие структуры, банки, страховые и кредитные общества, индивидуальные предприятия и товарищества, акционерные общества. Главным действующим лицом на фирме выступает предприниматель.

Целью предпринимательской деятельности является получение прибыли, т.е. превышение денежной выручки, полученной от реализации товара, над затратами (издержками) на его производство и реализацию. Содержанием предпринимательской деятельности является поиск таких комбинаций, имеющихся в распоряжении предпринимателя ресурсов (денег, материальных благ, труда и т.д.), которые обеспечивают ему достижение указанной цели.

Целью работы является исследовать фирму в условиях совершенной конкуренции. В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить ряд задач:

– рассмотреть характеристику рыночных структур;

– определить совершенную конкуренцию;

– показать прибыль и издержки фирмы;

– изучить закон убывающей отдачи;

– проследить общий, средний и предельный доход фирмы.

Объектом исследования является совершенная конкуренция.

Предметом исследования является фирма в условиях этой совершенной конкуренции.

В работе используются учебные материалы (книги и методические пособия), периодическая литература (Экономист, Финансы).


Совершенная конкуренция

Прибыль и издержки фирмы в условиях совершенной конкуренции

Закон убывающей отдачи

 

Закон убывающей отдачи утверждает, что, начиная с определенного момента, последовательное присоединение единиц переменного ресурса (например, труда) к неизменному, фиксированному ресурсу (например, капиталу или земле) дает уменьшающийся добавочный или предельный продукт в расчете на каждую последующую единицу переменного ресурса.

Это означает, что если количество рабочих, обслуживающих данное производственное оборудование будет возрастать, то наступит момент, когда рост объема производства будет проходить все медленнее по мере привлечения каждого дополнительного рабочего. Возьмем пример с каким-нибудь предприятием. Пусть в начале на предприятии было занято трое рабочих. По мере увеличения их количества появляется возможность к дополнительной специализации, в результате чего снижаются потери времени при переходе от одной стадии производства к другой.

Таким образом, производственные мощности используются оптимальным образом, а каждый дополнительный рабочий вносит все больший вклад в производство, и как результат идет процесс максимизации прибыли. но со временем увеличивающееся количество рабочих начинает тормозить процесс и каждый последующий рабочий приносит все меньше пользы предприятию. Пять рабочих смогут обслужить производство лучше чем три, но если их будет 10–15 то они начнут мешать друг другу. Им придется подстраиваться и ждать, чтобы работать с тем или иным оборудованием. Этот закон применим абсолютно ко всем производственным процессам и ко всем переменным ресурсам, когда хотя бы один производственный фактор остается неизменным. Взаимосвязь между количеством используемых ресурсов и достигаемым объемом производства в натуральных показателях представляет собой важное ограничение деятельности фирмы, анализ которого должен играть важную роль в управлении экономикой. [8, С. 126]

Закон убывающей отдачи применим ко всем производственным процессам и ко всем переменным ресурсам, когда, по меньшей мере, один производственный фактор остается неизменным.

Взаимосвязь между количеством используемых ресурсов и достигаемым объемом производства в натуральных показателях представляет собой важное ограничение деятельности фирмы, анализ которого, следовательно, должен, играть важную роль в управлении. Однако большинство деловых решений принимаются на основе не натуральных, а денежных показателей. Отсюда вытекает необходимость объединения данных о производстве, полученных на базе анализа закона убывающей отдачи, с данными о ценах на ресурсы. Такой подход позволяет определить динамику общих издержек производства различных объемов продукции и издержек в расчете на ее единицу.

 

Заключение

 

Таким образом, совершенная конкуренция представляет собой вид отраслевого рынка, на котором много фирм продают стандартизированный продукт и ни одна фирма не обладает контролем над такой долей рынка, которая позволила бы влиять на цену продукта. При совершенной конкуренции доля каждой фирмы в общем выпуске продукции, продаваемой на рынке, составляет менее 1%. Поэтому конкурентные фирмы не могут воздействовать на рыночную цену изменением объёма продаж. В силу того что на совершенно конкурентных рынках продаётся не дифференцированная (как при монополистической конкуренции), а стандартизированная, т.е. лишённая особых качественных характеристик, продукция, фирмы также не могут влиять на рыночную цену, а вынуждены принимать её как заданную извне, самим рынком. Ни одна из фирм не рассматривает конкурентов как угрозу её рыночной доле продаж и, следовательно, не интересуется производственными решениями своих конкурентов.

Основной чертой конкурентного рынка является наличие большого числа независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке. Конкурирующие фирмы производят однородную продукцию. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупается продукт. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта. Фирма может получить ту же самую цену за единицу продукции как при большем, так и при меньшем объеме производства.

В условиях совершенной конкуренции при любом уровне цены существует внешний предел, при котором производители или вступают в данную отрасль, или же выталкиваются из нее. Повышение цены обусловливает появление новых фирм и сохранение старых. Снижение цены приводит к тому, что предприятия с высоким уровнем издержек становятся убыточными и должны данную отрасль покинуть.

Важнейшей категорией рыночной экономики является прибыль. Именно при этом условии фирма может стабильно существовать и обеспечивать себе основу для роста. Стабильная прибыль фирмы проявляется в виде дивиденда на вложенный капитал, способствует привлечению новых инвесторов и, следовательно, увеличению собственного капитала фирмы. Поэтому становится ясным интерес к проблемам прибыльности деятельности фирмы.

Прибыль – это разница между суммарной выручкой, или суммарными поступлениями, которые получает фирма от продажи своей продукции, и суммарными экономическими издержками, которые несет фирма для того, чтобы произвести эту продукцию.

Прибыль, точнее, ее максимизация выступает непосредственной целью производства в любой отрасли национальной экономики. Производители, однако, могут сталкиваться с особыми ситуациями, выдвигающими на первый план решения проблем, не укладывающихся в русло максимизации прибыли, или даже вызывающих противоречия с этой целью.

Экономические издержки фирмы – это те выплаты, которые она обязана сделать владельцам ресурсов, чтобы привлечь эти ресурсы для определенного производственного процесса и отвлечь их тем самым от альтернативных вариантов применения. Все альтернативные издержки, которые понесет фирма в процессе производства, могут быть либо внешними (фактическими, явными), либо внутренними (неявными).

Внешние издержки принимают форму денежных платежей поставщикам факторов производства, промежуточных изделий и деловых услуг. Здесь говорится о заработной плате рабочих и служащих, расходах на сырье и материалы, комиссионных вознаграждениях торговым фирмам, взносах банкам и другим финансовым учреждениям, расчетах за юридические консультации, транспортные услуги и т.п. Другими словами, внешние издержки представляют собой плату за ресурсы поставщикам, самостоятельным по отношению к данной фирме, не принадлежащим к числу ее владельцев.

В процессе производства фирма может также использовать ресурсы, принадлежащие ей самой. В этом случае она несет внутренние издержки. Они не предусмотрены контрактами, обязательными для внешних платежей, и поэтому не приобретают денежную форму. С точки зрения фирмы, они равны денежным платежам, которые могли бы быть получены за собственный ресурс при наилучшем из альтернативных способов его применения. Так, если фирма использует одно из принадлежащих ей зданий, то она не несет никаких внешних издержек в виде арендной платы. Однако внутренние издержки есть, так как фирма теряет возможность получения денег, сдавая это здание кому-либо в аренду. Хотя внутренние издержки не отражаются в бухгалтерской отчетности, ни существуют вполне реально и соответственно влияют на принятие экономических решений: которые обязательно должны учитывать упускаемые возможности лучшего использования собственных ресурсов производителя.

Таким образом, если по оценке экономиста фирма едва покрывает издержки, это означает, что она лишь возмещает все внешние и внутренние расходы на производство. Предприниматель при этом получает вознаграждение, которого еле – еле хватает, чтобы удержаться в рамках данного направления деятельности. Величина же превышения доходов от реализации продукции над ее экономическими издержками образует экономическую или чистую прибыль, т.е. доход предпринимателя, полученный сверх нормальной прибыли.

 


Библиографический список

 

1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Основы экономической теории. – М.:ЮНИТИ, 2006. – 326 с.

2. Брайчева Т.В. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2005. – 299 с.

3. Борисов Е.Ф. Основы экономики. М.: Юристъ, 2006. – 336 с.

4. Вахрин Г.К. Экономика. – М.: Омега-Л, 2006. – 499 с.

5. Врублевская О.В. Экономика. – М.: Перспектива: Юрайт, 2005. – 287 с.

6. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И., Экономическая теория – СПб.: Экономическая школа, 2007. – 318 с.

7. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Курс экономической теории. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 401 с.

8. Дробозина Л.А. Экономическая теория. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 421 с.

9. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Экономическая теория. МГУ, 2006. – 478 с.

10. Лубнев Ю.П., Кравцова Н.И. Краткая энциклопедия по экономической теории и практики. – Ростов н/Д., 2005. – 420 с.

11. Камаев В.Д. Экономическая теория. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 630 с.

12. Курс экономической теории: Учебник/под общей ред. М.Н. Чепурина, Е.А, Кисилёвой. – Киров: АСА, 2005. – 488 с.

13. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 974 с.

14. Миляков Н.В. Экономика. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 421 с.

15. Нуреев Р.М. Экономическая теория. – М.: НОРМА, 2005. – 572 с.

16. Райзберг Б.А. Курс экономики. – М: Инфра-М, 2004. – 344 с.

17. Райзберг Б.А. Экономическая теория. – М: Инфра-М, 2005. – 512 с.

18. Резников С.С. Экономика. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 385 с.

19. Родионова В.М. Экономическая теория. – М.: ИНФРА, 2004. – 363 с.

20. Поляк Г.Б. Экономика. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 338 с.

21. Поляк Г.Б. Экономическая теория. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 423 с.

22. Сабанти Б.М. Экономическая теория. – М.: Инфра, 2006. – 400 с.

Введение

 

В условиях рыночных отношений возникновение конкуренции имеет как социально – психологические, так и экономические причины. Кроме того, конкуренция в значительной степени связана с ограниченностью ресурсов, порождающей соперничество за право их использования для быстрого достижения наивысшего уровня собственного благосостояния.

Конкуренция играет в экономической жизни общества положительную роль, побуждая граждан, фирмы и страны искать наиболее рациональные способы получения и использования ограниченных ресурсов всех видов.

В современном национальном хозяйстве участвует множество хозяйствующих субъектов. Среди них – те, которые принято называть фирмой – домашние хозяйства, государство в целом и его хозяйствующие структуры, банки, страховые и кредитные общества, индивидуальные предприятия и товарищества, акционерные общества. Главным действующим лицом на фирме выступает предприниматель.

Целью предпринимательской деятельности является получение прибыли, т.е. превышение денежной выручки, полученной от реализации товара, над затратами (издержками) на его производство и реализацию. Содержанием предпринимательской деятельности является поиск таких комбинаций, имеющихся в распоряжении предпринимателя ресурсов (денег, материальных благ, труда и т.д.), которые обеспечивают ему достижение указанной цели.

Целью работы является исследовать фирму в условиях совершенной конкуренции. В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить ряд задач:

– рассмотреть характеристику рыночных структур;

– определить совершенную конкуренцию;

– показать прибыль и издержки фирмы;

– изучить закон убывающей отдачи;

– проследить общий, средний и предельный доход фирмы.

Объектом исследования является совершенная конкуренция.

Предметом исследования является фирма в условиях этой совершенной конкуренции.

В работе используются учебные материалы (книги и методические пособия), периодическая литература (Экономист, Финансы).


Совершенная конкуренция

Характеристика рыночных структур

 

Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, как и ряд других процессов, обычно называют рыночной структурой. Она характеризуется рядом черт: число и размер фирм, тип предлагаемого продукта, степень контроля над ценами, условия входа в отрасль и выхода из нее, доступность информации. [4, С. 45]

Обычно выделяют следующие четыре их типа или модели рынка: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Каждая из названных структур отличается степенью конкурентности рынка, то есть способностью фирм воздействовать на рынок, и прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок.

 

Таблица 1. Рыночные структуры

Модели рынка Количество и размеры фирм Характер продукции Условия входа и выхода Доступность информации
Совершенная конкуренция Множество мелких фирм Однородная продукция Никаких затруднений Равный доступ ко всем видам информации
Монополистическая конкуренция Множество мелких фирм Разнородная продукция Никаких затруднений Некоторые ограничения
Олигополия Число фирм невелико, есть крупные фирмы Разнородная или однородная продукция Возможны отдельные препятствия при входе Некоторые ограничения
Монополия Одна фирма Уникальная продукция Практически непреодолимые барьеры на вдохе Некоторые ограничения

 


В условиях совершенной конкуренции в отрасли одновременно действует очень большое число фирм, производящих стандартизированный продукт. Новые фирмы могут легко войти в отрасль.

Чистая монополия представляет собой рынок, где одна фирма является единственным продавцом продукта или услуги. Проникновение в отрасль других фирм заблокировано, так что существующая там фирма и составляет всю отрасль.

Монополистическая конкуренция характеризуется большим числом продавцов, которые производят многообразные продукты. Вступить в отрасль довольно просто.

Олигополия отличается небольшим числом продавцов. Каждая фирма испытывает на себе влияние решений, принимаемых ее конкурентами, и должна учитывать эти решения в своем собственном поведении, устанавливая цены и планируя производство. Вступить в олигополистические отрасли очень сложно.

Совершенная конкуренция и монополия представляют собой «идеальные» (абстрактные) типы рыночных структур. Примером структуры, приближенной к типу «совершенная конкуренция» может служить сельское хозяйство, а к «монополии» – местные предприятия общественного пользования. Что же касается монополистической конкуренции и олигополии, то эти структуры характерны для огромного большинства рынков любой страны. [5, С. 124]

Таким образом, понятие структуры рынка дает возможность сформировать теорию предложения и максимизации прибыли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.034 с.)