Институт экономики и управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт экономики и управления



ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт экономики и управления

Кафедра «Государственное и муниципальное управление»

 

 

 

Курсовая работа на тему:

 

«Прогнозирование и программирование миграционных процессов»

 

Выполнил

т. гр. 04ЭГ1

Попов А.С.

Проверила:

к.с.н, доцент

Ретинская В.Н.

 

 

Пенза 2008 г.


Содержание

 

Введение

1 Теоретико-методологические основы прогнозирования и программирования

1.1 Понятие и сущность прогнозирования и программирования

1.2 Виды прогнозов

1.3 Методы прогнозирования и программирования

2 Особенности и способы программирования и прогнозирования миграционных процессов

2.1 Прогнозирование миграционных процессов

2.2 Программирование миграционных процессов на федеральном уровне

2.3 Программирование миграционных процессов на региональном уровне (па примере Пензенской области)

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Современная демографическая ситуация представляет собой довольно сложную и разнообразную картину. Это в значительной степени вызвано вопросами демографического характера: падение рождаемости, рост смертности, старение населения, увеличение числа миграционных потоков. Однако процесс миграции не является ни беспричинным явлением, ни раз и навсегда данной реальностью, поскольку она имеет свои причины. Миграция как процесс существует с древнейших времен, меняются только её причины, периодичность, направленность и что самое главное на мой взгляд это её последствия.

В связи с этим актуальна работа по исследованию прогнозирования и программирования миграции как процесса и последствий миграционных процессов в России, а также особенностей прогнозирования и программирования процессов миграции в РФ. Для того чтобы избежать негативных последствий, которые может принести миграция и использовать её преимущества необходимо представлять возможные последствия миграции, т.е. попытаться её спрогнозировать и быть готовым к её последствиям. Очень много здесь зависит от существующих программ, от их направленности, от того как они реализуются на практике.

Существует необходимость в более четком контроле государственных органов за миграционными процессами протекающими на нашей территории. Россия должна извлекать из неё максимум пользы и стараться сгладить все отрицательные моменты.

Новизна темы заключается в постоянном изменении сущности самой миграции. Возникают новые очаги миграции (Косово), новые направления миграционных потоков, факторы толкающие большое количество людей на смену жительства (постоянное или временное, сезонное) и так далее. Также не стоит на месте и наука: разрабатываются новые методы прогнозирования и программирования социально-экономических явлений (в том числе и миграции), модернизируются старые.

Целью работы является детальный анализ особенностей прогнозирования и программирования процессов миграции.

Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:

1) выделить определение миграции, назвать ее виды;

2) обрисовать миграционную картину современной России;

3) определить виды прогнозирования и программирования

4) рассмотреть методы прогнозирования и программирования

6) рассмотреть прогнозирование миграционных процессов в России

7) рассмотреть программирование миграционных процессов на федеральном и региональном уровне.

8) сделать выводы относительно прогнозирования и программирования миграционных процессов в РФ на федеральном и региональном уровне (на примере Пензенской области).

Объектом работы является прогнозирование и программирование социально-экономических массовых явлений.

Предметом выступает прогнозирование и программирование миграционных процессов.

В отечественной науке внимание к миграции проявлено в достаточной мере. Существует очень много литературы касающейся вопросов миграции, прогнозирования и программирования миграционных процессов и их последствий. Такие авторы как Воронин В. В., Денисов Е. Н., Панина И. Г., Савельева И. О. занимаются в своих роботах проблемами миграции её последствиями в РФ. Достаточно много информации для анализа миграции содержаться у Горланова А. Н. в его статье «Итоги переписи 2002 года.». Огромное количество статей в современных журналах отражают весь спектр мнений ученого сообщества не только на возможные последствия миграции, но и способы её прогнозирования и программирования. Следует обратить внимание на большой пласт федеральных законов и других нормативно правовых актов, которые регулируют деятельность различных органов и учреждений в этой области, а также ряд федеральных и региональных целевых программ.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, формулирующего цели и задачи исследования, основной части, заключения, подводящего итоги работы, списка использованной литературы.

Научно-практическая значимость работы заключается в возможности использования ее в профессиональной деятельности в сфере государственного и муниципального управления, а также в привлечении результатов исследования к дальнейшей научной разработке обозначенной проблемы.


Виды прогнозов

 

По логике составления прогноза "от настоящего (прошлого) к будущему" или "от будущего к настоящему" различают два вида противоположных по смыслу прогнозов:

- поисковый (изыскательский) прогноз;

- нормативный прогноз.

Поисковый (изыскательский) прогноз — прогноз, содержанием которого является определение возможных состояний объекта прогнозирования в будущем. Прогнозирование начинается от сегодняшнего дня и затем постепенно проникает от имеющегося базиса информации в будущее.

Нормативный прогноз - прогноз, содержанием которого является определение путей и сроков достижения возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, принимаемых в качестве цели. Прогнозирование начинается от определения будущих целей и ориентиров и затем постепенно двигается к настоящему.

Различие между изыскательским и нормативным прогнозированием можно показать графически

 

Рисунок 1 – Два вида прогнозирования: изыскательный (слева) и нормативный (справа)

 

Фундаментальное различие этих видов прогнозирования, как видно из рисунка 1, связано с полярностью действия и реакции. Логические направления построения прогнозов противоположны друг другу. Если прогнозирующие органы желают совместить оба вида прогнозов (рисунок. 2), то они должны суметь правильно сформулировать взаимодействие изыскательского, или ориентированного на представляющуюся возможность, прогнозирования и нормативного, или ориентированного на миссию, потребности, прогнозирования. Прогноз - как изыскательский, так и нормативный - должен быть сделан в пределах неких дополнительных временных рамок: противоположно направленные векторы изыскательского и нормативного прогнозирования нужно совместить с учетом фактора времени (направление времени показано на рисунках. 3 и 4).

 

Рисунок 2 – Совмещение изыскательного и нормативного прогнозов

 

В методологическом плане наиболее трудным аспектом прогнозирования, основанного на взаимодействии обоих прогнозных видов, является их согласование, Согласовать эти два методологически полярных прогноза можно путем итерации или введения цепи обратной связи.

По виду результата представления прогноза различают два вида прогнозов:

интервальный прогноз;

точечный прогноз.

Интервальный прогноз — прогноз, результат которого представлен в виде доверительного интервала характеристики объекта прогнозирования для заданной вероятности осуществления прогноза. Что касается характеристики объекта, то под ней будем понимать качественное или количественное отражение какого-либо свойства объекта прогнозирования. Применительно к интересующим нас социально-экономическим прогнозам для данного понятия используется термин показатель.

Точечный прогноз — прогноз, результат которого представлен в виде единственного значения характеристики объекта прогнозирования без указания доверительного интервала.

По горизонту прогнозирования - максимально возможному периоду упреждения прогноза заданной точности - прогнозы можно подразделить на несколько видов. Чаще всего их делят на краткосрочные и долгосрочные, иногда к ним добавляют также среднесрочные. В социалистической экономике (вспомним, что это была плановая экономика, и на разработке планов мы "съели собаку") были приняты следующие виды планирования: оперативно-календарное (до 1 месяца), текущее (от 1 месяца до 1 года), перспективное (от 1 года до 5 лет) и долгосрочное (от 5 лет до 15 лет). Ориентируясь на такое деление народнохозяйственного планирования, можно дать следующую классификацию прогнозов по горизонту прогнозирования:

- оперативный прогноз с периодом упреждения для социальных, научно-технических и экономических объектов до 1 месяца;

- краткосрочный прогноз с периодом упреждения от 1 месяца до 1 года;

- в среднесрочный прогноз с периодом упреждения от 1года до 5 лет;

- долгосрочный прогноз (long-term) с периодом упреждения от 5 до 15 лет;

- дальнесрочный прогноз (very long-term) с периодом упреждения свыше 15 лет.

Часто прогнозы составляют в нескольких вариантах, например, оптимистический сценарий и пессимистический.[13]

 

Заключение

Таким образом, на основании работы можно сделать ряд следующих выводов.

Дано понятие прогнозированию и программированию социально-экономических массовых явлений (в нашем случае - это миграционные процессы)

Рассмотрены основные виды прогнозов - это поисковый и нормативный прогноз. Изучены основные методы прогнозирования и программирования, хотя вышеперечисленные методы лишь частичка огромного количества методов, которые продолжают появляться в этой научной области.

В наиболее узком понимании миграция — это совокупность безвозвратных межпоселенных передвижений населения, связанных с переменой места жительства, т. е. переселение. Это процесс, меняющий «рисунок» расселения в отдельных странах, на континентах, во всем мире. Нас интересовала миграция в очередь в РФ, а также способность её предугадать и спрограммировать свои действия в зависимости от складывающейся ситуации.

Как и в других странах, границы миграционной емкости России связаны с тенденциями и перспективами экономического развития, положением на рынке труда, наличием и развитием социальной инфраструктуры и др. Кроме того, в России приходится учитывать еще и некоторые геополитические факторы. В частности, если бы имел место массовый приток китайцев на российский Дальний Восток, то он не только не привел бы к глубинной культурной ассимиляции (ввиду непосредственной близости мощного собственного культурного материка), но и мог бы рано или поздно привести к активизации существующих территориальных притязаний Китая.

Прогнозы миграции более всего неопределенны, так как зависят не только от экономико-политического будущего России, но и от ситуации как на постсоветском пространстве, так и вне его.

Варианты прогноза миграции между Россией, государствами — участниками СНГ и странами Балтии основаны на сочетании сценария «стабильной русскоязычной диаспоры» для Белоруссии, России, стран Балтии и Молдавии и скорее всего Казахстана и «медленной репатриации» для остальных государств — участников СНГ.

Эмиграция из России в страны дальнего зарубежья также носит в значительной степени этнический характер, хотя нельзя не отметить, что в последние годы доля русских в числе эмигрантов неуклонно повышается. С учетом этого прогноз выезда в дальнее зарубежье восполнен независимой экстраполяцией по трем странам (Германия, Израиль и США), а по другим странам — суммарно.

Как свидетельствуют данные статистики, Россия достаточно неохотно принимает представителей национальностей, не относящихся к народам и этническим группам Российской Федерации и тем более выходцев из других стран. Это объясняется и позицией общественного мнения, и геополитическими факторами. Хотя предполагается переход от ограничения миграции в Россию этих категорий мигрантов к регулированию иммиграции, весьма вероятно, что это произойдет не ранее 2010 г., когда начнется реальное сокращение численности населения рабочих возрастов. Можно ожидать что вместе с активизацией трудовой миграции Россия начнет принимать более широкий круг иммигрантов.

Расчеты показывают, что при самых оптимистических предпосылках для поддержания стабильной численности населения России необходимо принимать не менее полумиллиона мигрантов в год в среднем в период 2001—2050 годов. Такой вариант развития событий мало вероятен в силу целого ряда экономических и политических причин. Однако само возникновение в начале ХХI века четвертого миграционного потока (миграция в Россию из стран дальнего зарубежья) кажется вполне возможным. В 1996—2000 гг. чистая миграция в Россию составляла 270 тыс. человек. Поэтому представляется, что примерно столько мигрантов Россия может принимать и в будущем. Основываясь на этих предположениях, был разработан четвертый вариант прогноза миграции.

Кроме этого был рассмотрен ряд основополагающих законов касающихся миграции и миграционных процессов, а также федеральная миграционная программа, "Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации", «Целевая миграционная Программа Пензенской области на 2004 - 2006 годы.»

Проанализировав эти документы можно сделать вывод, что проблемы связанные с прогнозированием и программированием миграционных процессов выходят если и не на ведущее место в государственной политике, то по крайне мере привлекают все больше и больше государственного внимания, как на федеральном уровне так и на региональном. О повышенном внимании к программированию миграционных процессов говорят постоянные поправки вносимые в долгосрочную федеральную миграционную программу. Создаются различные государственные центры помощи мигрантам, различные государственные и негосударственные фонды и т.д.

В Пензенской области власти тоже стремятся идти в ногу с федеральным центром и у нас принимаются целевые миграционные программы, которые довольно успешно реализуются. Единственным большим минусом федеральных и региональных программ является финансирование, которого не всегда хватает на реализацию разработанных мероприятий и действий.


Список использованной литературы

1. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 04.12.2007 № 328-Фз// ПС Гарант

2. Указ Президента РФ «О федеральной миграционной программе» от 13.06.1996 N 881// ПС Гарант

3. Постановление Правительства РФ «О федеральной миграционной программе на 1998-2000 годы» от 10 ноября 1997г. № 1414// ПС Гарант

4. Распоряжение Правительства РФ "Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации" от 1 марта 2003 г. № 256 // ПС Гарант

5. Приказ Министерства Социальной защиты населения РФ «О мерах по реализации федеральной миграционной программы» от 10 февраля 1995 г. №29 // ПС Гарант

6. Постановление Правительства Пензенской области «О федеральной миграционной программе Пензенской области на 2004-2006 годы» от 27 мая 2004 г. № 277-пП// ПС Гарант

7. Аверьянова Т. В. Социальная политика: Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2003. -456 с.

8. Баранова К. И. Социальное программирование: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2004. -282 с.

9. Воронин В. В. Экономическая география Российской Федерации: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. В 2ч.— Самара, 2007. - 176 с.

10. Галецкий В.Д. Миграция населения и перспективы демографического развития России// Проблема прогнозирования.-2003. - №4. –С. 19 - 25

11. Горланов А. Н. Итоги переписи 2002 года.// Российская газета. – 2003. – 25 марта. – С. 4 – 7.

12. Денисов Е. Н. Население России и экономические процессы.// Социально-экономический журнал. – 2003. - №4. – С. 15 – 17.

13 Дуброва Т.А. Прогнозирование социально-экономических процессов. -М.:Норма, 2002.- 137 с.

14. Ерзнкян Б.А. Социальное и экономическое прогнозирование.: Учебное пособие.:СПб.:Питер,2003. - 236 с.

15. Зиновьева Н. Н. Демография и экономика. – М.: ЮНИТИ, 2004.- 381 с.

16. Иванова Т.Д. Проблемы миграции и опыт её регулирования в полиэтническом Кавказском регионе// Вопросы прогнозирования.-2005. - №5. – С. 47 - 58.

17. Ломакина Е. Г. Социальная география России и стран ближнего зарубежья: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2004. - 246 с.

18. Международная миграция населения: Россия и современный мир// Социс.-1998. - №6. – С. 38 - 48

19. Мирченко Н. Г. Население России: город и село.//Российская газета. – 2005. - №21. – С. 5 - 6.

20. Одарин О. Миграционная политика современной России.//Ученый совет.-2006. - №10. – С. 76 - 78

21. Опарина Н. Е. Экономическая и социальная география: Учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2003. -173 с.

22. Орешин В. Россия и международная миграция трудовых ресурсов.// Мировая экономика и международные отношения.- 2006. - №4 – С. 17 - 25

23. Панина И. Г. Экономическая и социальная география России. – М.: Высшая школа, 2003.- 371 с.

24. Переведенцев В.И. Миграция населения в СНГ: опыт прогноза.//Полис.-1993.- №2. - С. 69 - 74

25. Последствия китайской миграции для России//Внешнеэкономический бюллетень.-2004. - №4.- С. 171 - 196

26. Региональная экономика: Учеб. пособие для вузов. Под ред. Т. Г. Морозовой. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. -149 с.

27. Романова А. Е. Социальное программирование и его методика. - М.: Высшая школа, 2003. – 446с.

28. Савельева И. О. Население России: вчера, сегодня, завтра.// Социально-экономический журнал. – 2004. - №1. – С. 38 – 42.

29. Тимофеев Н. Н. Экономическая география Российской Федерации: Учебник для вузов. – М.: Гардарики. 2002. -372 с.

30. Тимофеева Е. Н. Демография: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2007. – 319 с.

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт экономики и управления

Кафедра «Государственное и муниципальное управление»

 

 

 

Курсовая работа на тему:

 

«Прогнозирование и программирование миграционных процессов»

 

Выполнил

т. гр. 04ЭГ1

Попов А.С.

Проверила:

к.с.н, доцент

Ретинская В.Н.

 

 

Пенза 2008 г.


Содержание

 

Введение

1 Теоретико-методологические основы прогнозирования и программирования

1.1 Понятие и сущность прогнозирования и программирования

1.2 Виды прогнозов

1.3 Методы прогнозирования и программирования

2 Особенности и способы программирования и прогнозирования миграционных процессов

2.1 Прогнозирование миграционных процессов

2.2 Программирование миграционных процессов на федеральном уровне

2.3 Программирование миграционных процессов на региональном уровне (па примере Пензенской области)

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Современная демографическая ситуация представляет собой довольно сложную и разнообразную картину. Это в значительной степени вызвано вопросами демографического характера: падение рождаемости, рост смертности, старение населения, увеличение числа миграционных потоков. Однако процесс миграции не является ни беспричинным явлением, ни раз и навсегда данной реальностью, поскольку она имеет свои причины. Миграция как процесс существует с древнейших времен, меняются только её причины, периодичность, направленность и что самое главное на мой взгляд это её последствия.

В связи с этим актуальна работа по исследованию прогнозирования и программирования миграции как процесса и последствий миграционных процессов в России, а также особенностей прогнозирования и программирования процессов миграции в РФ. Для того чтобы избежать негативных последствий, которые может принести миграция и использовать её преимущества необходимо представлять возможные последствия миграции, т.е. попытаться её спрогнозировать и быть готовым к её последствиям. Очень много здесь зависит от существующих программ, от их направленности, от того как они реализуются на практике.

Существует необходимость в более четком контроле государственных органов за миграционными процессами протекающими на нашей территории. Россия должна извлекать из неё максимум пользы и стараться сгладить все отрицательные моменты.

Новизна темы заключается в постоянном изменении сущности самой миграции. Возникают новые очаги миграции (Косово), новые направления миграционных потоков, факторы толкающие большое количество людей на смену жительства (постоянное или временное, сезонное) и так далее. Также не стоит на месте и наука: разрабатываются новые методы прогнозирования и программирования социально-экономических явлений (в том числе и миграции), модернизируются старые.

Целью работы является детальный анализ особенностей прогнозирования и программирования процессов миграции.

Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:

1) выделить определение миграции, назвать ее виды;

2) обрисовать миграционную картину современной России;

3) определить виды прогнозирования и программирования

4) рассмотреть методы прогнозирования и программирования

6) рассмотреть прогнозирование миграционных процессов в России

7) рассмотреть программирование миграционных процессов на федеральном и региональном уровне.

8) сделать выводы относительно прогнозирования и программирования миграционных процессов в РФ на федеральном и региональном уровне (на примере Пензенской области).

Объектом работы является прогнозирование и программирование социально-экономических массовых явлений.

Предметом выступает прогнозирование и программирование миграционных процессов.

В отечественной науке внимание к миграции проявлено в достаточной мере. Существует очень много литературы касающейся вопросов миграции, прогнозирования и программирования миграционных процессов и их последствий. Такие авторы как Воронин В. В., Денисов Е. Н., Панина И. Г., Савельева И. О. занимаются в своих роботах проблемами миграции её последствиями в РФ. Достаточно много информации для анализа миграции содержаться у Горланова А. Н. в его статье «Итоги переписи 2002 года.». Огромное количество статей в современных журналах отражают весь спектр мнений ученого сообщества не только на возможные последствия миграции, но и способы её прогнозирования и программирования. Следует обратить внимание на большой пласт федеральных законов и других нормативно правовых актов, которые регулируют деятельность различных органов и учреждений в этой области, а также ряд федеральных и региональных целевых программ.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, формулирующего цели и задачи исследования, основной части, заключения, подводящего итоги работы, списка использованной литературы.

Научно-практическая значимость работы заключается в возможности использования ее в профессиональной деятельности в сфере государственного и муниципального управления, а также в привлечении результатов исследования к дальнейшей научной разработке обозначенной проблемы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.071 с.)