Глава 1. Информационные технологии как отдельная отрасль и информационные технологии как часть других отраслей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Информационные технологии как отдельная отрасль и информационные технологии как часть других отраслей



ГЛАВА 1. Информационные технологии как отдельная отрасль и информационные технологии как часть других отраслей

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ

Информационные технологии: основные этапы становления

И развития

Трудно назвать другую сферу человеческой деятельности, которая развивалась бы столь стремительно и порождала бы такое разнообразие проблем, как информатизация и компьютеризация общества. История развития информационных технологий характеризуется быстрым изменением концептуальных представлений, технических средств, методов и сфер применения.

Еще десять лет назад бесспорным казался лозунг «Программирование – вторая грамотность», под которым подразумевалось умение каждого образованного человека создавать алгоритмы и программировать в своей предметной области на языках FORTRAN, BASIC и т.д. В современных реалиях весьма актуальным для большинства людей стало не столько программирование (в старом смысле слова), сколько умение пользоваться информационными технологиями. Проникновение компьютеров во все сферы жизни общества убеждает в том, что культура общения с компьютером становится частью общей культуры человека – термины «Word», «Excel», «Internet» стали такими же обыденными, как «телефон» или «шахматы» Информационные технологии имеют свои фундаментальные разделы: архитектура персонального компьютера, операционные системы, теоретическое программирование и др.

Мир меняется так быстро, что многие не успевают приспосабливаться к переменам. Люди, жившие в начале ХХ века, вряд ли могли себе представить нынешние технологические достижения, воспринимаемые нами как должное: самолеты, роботы, спутниковые телефоны, телевизоры и т.д. Технологии действительно могут изменять общество глубже и быстрее, чем можно себе вообразить. Всякая деятельность осуществляется по технологии, определяемой целью, предметом, средствами, характером операций и результатами.

Существует множество определений информации и информационных технологий.

Информация – совокупность знаний о различных объектах и взаимосвязях между ними. У большинства людей слово «информация» ассоциируется, прежде всего, с компьютером

Информационные технологии – система методов и способов сбора, регистрации, хранения, накопления, поиска, обработки и выдачи документальной информации по запросам пользователей

Информационные технологии – использование компьютеров для хранения, обработки и передачи знаний, а также способы создания, фиксации, переработки и распространения информации. В постмодернистских обществах использование информационных технологий является центральным фактором экономики, основой информационной революции, в рамках которой возможность переработки информации сама по себе является богатством  

Информационные технологии в своем развитии прошли несколько этапов:

1. ручной – основу информационных технологий на этом этапе составляло перо, чернильница и бухгалтерская книга. Связь осуществлялась путем направления пакетов получателю;

2. механический – для обработки информации использовались пишущие машинки со съемными элементами. Связь осуществлялась по общественной почте;

3. электрическая обработка информации. Для ее обработки использовались электрические пишущие машинки со съемными элементами;

4. компьютерные технологии – для обработки информации используют автоматизированные системы управления (АСУ), затем происходит переход от вычислительных центров к распределенному вычислительному потенциалу и новым информационным технологиям, основу которых составляют: распределенная компьютерная техника, программное обеспечение и развитые коммуникации

5. сетевые технологии – обработка, хранение и обмен информации осуществляется в сети [11, c.8].

Как и всякая технология, информационные технологии, предполагающие технологическое применение вычислительной техники, других технических средств, включает определенный набор материальных средств (носители информации, технические средства измерения ее состояний, обработки, передачи и т.д.) и способы их взаимодействия, специалистов и совокупность определенных методов организации работы. Целью создания и широкого распространения информационных технологий является решение проблемы информатизации общества (внедрения комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования достоверной информации, обобщенных знаний во всех социально значимых видах человеческой деятельности).

Информатизация является реакцией общества на существенный рост информационных ресурсов и потребность в значительном увеличении производительности труда в информационном секторе общественного производства. Как показывает практика промышленно развитых стран (США, Англии, Японии), решение проблемы информатизации общества является глобальной целью развития и связывается с выходом страны в третьем тысячелетии на новый уровень цивилизации.

Компьютерные информационные технологии предполагают:

1. коллективную подготовку документов; 

2. возможность оперативной работы с графической информацией;

3. представление числовых данных с помощью графических пакетов в виде различных видов графиков и диаграмм;

4. оформление и тиражирование, рассылку и передачу информации с помощью электронной почты;

5. использование различных устройств ввода/вывода информации;

6.  использование пакетов прикладных программ (ППП) для решения различных экономических задач: прогноза, балансовых и т.д.

Таким образом, информационные технологии прошли длительный эволюционный путь, начиная от пера и заканчивая новейшими компьютерными технологиями.

В процессе развития информационные технологии избавляют людей от тяжелого физического труда и выводят их на более качественный уровень. Считается, что широкомасштабное внедрение новых информационных технологий повысит результативность решений, принимаемых на всех уровнях управления. Это обеспечит, в свою очередь, не только рост экономических показателей развития народного хозяйства, но и достижение качественно нового уровня открытий в фундаментальных и прикладных науках, направленных на развитие производства, создание новых рабочих мест, повышение жизненного уровня населения, защиту окружающей среды.

Мире

На современном этапе выделяют компьютерные информационные технологии – это система методов и способов сбора, хранения, накопления, поиска, обработки и выдачи информации по запросам пользователей с помощью средств вычислительной техники.

Для информационных технологий наших дней этапа характерны:

1. работа пользователя в режиме манипулирования данными (не нужно «помнить и знать», а достаточно выбрать из «предлагаемого меню»);

2. безбумажный процесс обработки документов (на бумагу фиксируется только окончательный вариант документа);

3. диалоговый режим решения задач с широкими возможностями для пользователей;

4. возможность коллективного использования документов на основе группы компьютеров, объединенными средствами коммуникаций;

5. возможность адаптивной перестройки формы и способа представления информации в процессе решения задач

Для обработки информации используют автоматизированные системы управления (АСУ).

АСУ – система «человек-машина», обеспечивающая эффективное функционирование объекта управления, в которой сбор и переработка информации, необходимой для реализации функций управления, осуществляется с применением средств автоматизации и вычислительной техники

Главным направлением совершенствования системы управления на всех уровнях в современных условиях стало массовое использование новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники, формирование на ее основе высокоэффективных информационно-управленческих технологий. Новые информационные технологии, основанные на компьютерной технике, требуют радикальных изменений организационных структур управления, его регламента, кадрового потенциала, системы документации, фиксирования и передачи информации. Особое значение имеет внедрение информационного управления, значительно расширяющее возможности использования информационных ресурсов. Развитие информационного управления связано с организацией системы обработки знаний и данных, последовательного ее развития до уровня интегрированных автоматизированных систем управления, охватывающих по вертикали и горизонтали все уровни и звенья деятельности организации.

В последние десятилетия системы управления в высокоразвитых странах, в частности, в США и Японии, ориентируются на творческие информационные технологии так называемого третьего уровня. Они охватывают полный информационный цикл – выработку информации (новых знаний), их передачу, переработку, использование для преобразования нового объекта, достижения новых высших целей.

 Информационные технологии третьего уровня означают высший этап компьютеризации системы управления, позволяют задействовать ПК в творческом процессе, соединить силу человеческого ума и мощь электронной техники. Полная интегрированная информатизация системы управления предполагает охват следующих информационно-управленческих процессов: связь, сбор, хранение и доступ к необходимой информации, анализ информации, поддержка индивидуальной деятельности, программирование и решение специальных задач

Таким образом, современные информационные технологии в своем развитии прошли длительный путь и еще многое необходимо совершенствовать. В перспективе предусматривается привлечение для принятия решений технологий искусственного интеллекта и более широкое применение средств мультимедиа (комплексное представление информации). Считается, что именно Интернет как разновидность информационных технологий станет основой ХХІ века как века информационных технологий.

Отраслями государства.

 

Не секрет, что информационные технологии влились во все сферы жизнедеятельности страны и тесно переплелись с другими отраслями. Мы не можем представить себе ни одно, даже самое маленькое, успешно развивающееся предприятие без применения информационных технологий. Только на отдельно взятом предприятии могут использоваться множество направлений применения компьютерных технологий. От хранения и обработки данных, до регулирования работы предприятия, автоматизации систем.

Тогда можно только представить, как тесно переплелись информационные технологии в процессе управления и жизнедеятельности государства.

"Высокие технологии - лицо любой страны. Поэтому правительство любой страны заинтересовано, чтобы люди других стран, посещая Беларусь, увидели уровень  информационных технологий в республике. Информационные технологии являются важнейшей составляющей жизни общества и государства.

На разных примерах мы убеждаемся, что Беларусь подтверждает свои жизненные и конструктивные заявления конкретными действиями по развитию информационного пространства. Существуют и работают проекты, в частности, по созданию "электронного правительства", а также развитию оптоволоконной сети. Беларусь прилагает большие усилия по наращиванию информационно-технологического потенциала, инвестируя большие средства в сектор образования и исследовательской работы. Это очень важно, так все это приводит  к информационному обществу, основанному на обладании знаниями

В процессах глобальной информатизации как никогда актуальными являются вопросы, связанные с дальнейшим развитием информатизации, созданием систем  информации, межгосударственного обмена информацией. Решение этих вопросов носит системно-комплексный характер, и они не могут рассматриваться в отрыве друг от друга.

Что же такое информатизация в принципе? Каждое государство понимает под этим термином нечто свое, но объединить и выкристаллизовать общие представления о процессах внедрения компьютерных технологий в государственные системы могут установка и концентрация на достижении главной ее цели — обеспечение информационных потребностей личности, общества и государства.

Беларусь заинтересована в том, чтобы международное сообщество по достоинству оценило достигнутый ею высокий уровень развития информационно-коммуникационных технологий. Об этом заявил Глава государства Александр Лукашенко 21 апреля на встрече с Генеральным секретарем Международного союза электросвязи (МСЭ) Хамадуном Туре.

Информатизация содействует не только росту культуры общества и формированию сознания, но и способствует осуществлению должного информационного взаимодействия в любой сфере государственных органов, юридических и физических лиц для обеспечения эффективной управленческой, творческой и других видов деятельности. Информатизация как процесс внедрения информационных технологий в государственную сферу позволяет согласовать, связать воедино все составляющие информационной системы государства, осуществить их взаимодействие на принципиально новых началах, соответствующих современному уровню развития информационных технологий.

Решение задач, стоящих перед информатизацией, тесно связано с закономерностями и особенностями информационных процессов в целом, информационных процессов в любой сфере деятельности, их компьютеризацией (автоматизацией), принципами построения и использования информационных, управленческих, экспертных и консультационных систем на базе современных информационных технологий, методов формализации и моделирования в контексте и на основе всеобъемлющих процессов глобальной информатизации.

Идеи информатизации пришли в республику Беларусь в середине 80-х годов практически одновременно и с востока и с запада. Когда в республике только начиналась реализация первых проектов по созданию баз данных, соседи Беларуси уже имели немалый опыт в этой области. И Беларусь училась у России, Нидерландов, других стран. Практический опыт специалистов Европы, теоретические разработки московских ученых, Концепция информатизации Российской Федерации, техническая поддержка со стороны Программы ТАСИС послужили идеологической предпосылкой для создания современной белорусской модели государственной системы информации, которая для Республики Беларусь является в определенном смысле парадигмой развития информационных технологий в целом.

В основу развития информатизации в Республике Беларусь легли следующие основные принципы, которые актуальны и сегодня.

Первый: развитие информатизации должно быть направлено на удовлетворение общегосударственных, а не местнических интересов. Информатизация призвана служить всему обществу: как государственной власти, так и гражданам.

Второй: управление процессами информатизации должно находиться в руках государства, которое, согласно Конституции, обязано обеспечить права и свободы граждан путем контроля за достоверностью распространяемой информации, ее своевременной актуализацией, защитой конфиденциальных и секретных сведений. Государство также должно активно развивать информационные технологии в любой области информатизации с целью рационализации и повышения эффективности своей деятельности.

Третий: развитие информатизации должно начинаться с наиболее значимых, магистральных задач. Одной из таких магистральных задач был и остается на сегодняшний день проект создания и развития

Четвертый: широкая информатизация всех социально-экономических процессов в обществе и государстве.

В организации своей деятельности Беларусь придерживалась прежде всего этих принципов. Эта позиция нашла понимание в Администрации Президента Республики Беларусь, что и привело к образованию 1 октября 1997 г. Национального центра правовой информации Республики Беларусь (НЦПИ). После этого значимого события развитие информатизации в Беларуси стало особенно динамичным и последовательным.

Вследствие этого и таким образом создана уникальная государственная межведомственная автоматизированная система накопления и использования информации, которая постоянно совершенствуется и развивается и которая реально внедрена на всех уровнях управления республикой.

Необходимо отметить, что последовательное выполнение всех этапов информатизации республики  привело еще к одному немаловажному результату — формированию в стране единого полного информационного ресурса — правового. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 июля 1998 г. № 376 [5, с. 282] был создан компьютерный банк проектов законов Республики Беларусь. Цель его создания — совершенствование процесса подготовки и принятия законопроектов на основе формирования полной картины процесса законотворчества в республике

В стране созданы условия для добросовестной конкуренции в области предоставления пользователям информации в электронном виде.

В настоящее время в Беларуси каждое предприятие и  организация, граждане пользуются сетью Интернет и  информацией в электронной форме, базирующейся на эталонном банке данных различной информации Республики Беларусь.

Решение столь сложных и масштабных задач было бы невозможно без создания единой государственной сети распространения информации не только в столице республики, но и в ее регионах. Характерной особенностью белорусской модели является то, что государство практически взяло на себя ответственность за создание системы самого широкого доступа населения к разного рода информации, возложив эти функции прежде всего на НЦПИ (центр правовой информации) Производимые НЦПИ компьютерные базы данных используют в своей работе более четырехсот государственных органов, межгосударственных и зарубежных организаций

Узел Интернет НЦПИ является одним из немногих в мире и единственным в Республике Беларусь официальным Интернет-ресурсом, предоставляющим на безвозмездной основе широкий перечень правовой информации и услуг. Для сведения: информация о законодательстве Республики Беларусь востребована специалистами из более чем 90 стран, ежедневно сайт НЦПИ посещают в среднем 300—400 человек.

Внедрение современных информационных технологий невозможно без серьезного научно-методологического обеспечения. Поэтому одним из важнейших направлений деятельности государственного научно-практического учреждения является научно-исследовательская и научно-практическая деятельность в области информационных процессов, которая включает в себя не только проведение соответствующих исследований, но и активное практическое использование их результатов.

Результатом научных исследований, проводимых НЦПИ, явилась разработка научных и методологических основ нескольких концепций в области информатизации, в том числе концепций информатизации Республики Беларусь, автоматизации судебной системы Республики Беларусь, государственной автоматизированной системы информации и других. Ряд принципов информатизации, наработанных в НЦПИ, нашел свое отражение в концепции государственной политики в области информатизации, одобренной Указом Президента Республики Беларусь от 6 апреля 1999 г. № 195 «О некоторых вопросах информатизации в Республике Беларусь» а также в Концепции формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств, утвержденной решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств.

Глава 2.

ТЕХНОЛОГИЙ в Беларуси

По уровню информатизации, какими бы показателями мы ее не измеряли, республика Беларусь катастрофически отстает от ведущих и даже некоторых развивающихся стран мира. Например, объем производства средств вычислительной техники в нашей стране едва достигает 6% от уровня США, а в настоящее время резко сокращается объем тиражируемых программных средств - 5%. Надежность отечественной вычислительной техники в 100-500 раз уступает зарубежным образцам, по технико-экономическим показателям она не конкурентоспособна на рынке по сравнению с импортной. Значительно отставание в использовании промышленных баз данных и баз знаний. Резко отстает от потребностей общества развитие сетей связи и передачи данных, служащих базой инфраструктуры информатизации регионов

По своей глубокой сути информатизация представляет собой процесс преобразования человеком Среды своего существования, биосферы в ноосферу, результатом которого будет создание высокоразвитой инфосферы. Этот процесс затрагивает как среду обитания, так и общество, самого человека. Глубина совершаемых преобразований порождает проблемы, от своевременного решения которых зависит ход информатизации.

Материально-техническая проблема заключается в преодолении разрыва между существующим состоянием материально-технического обеспечения информационной сферы и уровнем этого обеспечения, необходимого для информационного общества.

Технологическая проблема обусловлена отсталостью не только информационных технологий, но и технологий в тех областях экономики, которые должны обеспечивать процесс развития инфосферы.

Проблема связи порождается противоречием между необходимостью в информационном обществе связывать каждого с каждым, обеспечивая высококачественную передачу необходимой информации, и невозможностью выполнить это при современном состоянии сетей связи в республике Беларусь.

К психологическим проблемам относится, в первую очередь, не готовность населения к информатизации, к использованию получаемых в ходе информатизации результатов.

Психофизическая проблема, т. е. психическая и физиологическая совместимость человека и новой информационной техники, проблема воздействия на человека новых информационных технологий.
Правовые проблемы возникают в связи с превращением информации в основной ресурс развития общества, необходимостью правовой регламентации производства, обработки и использования этого ресурса и отсутствием таковой в настоящее время.

Экономические проблемы возникают в связи с переходом к экономике иного вида, экономике “информационного” общества.

Социальные проблемы обусловлены коренным изменением образа жизни членов общества под воздействием информатизации.

Кадровые проблемы. Они связаны с необходимостью не только готовить кадры для развития инфосферы и эффективного использования получаемых результатов, но и проводить профессиональную ориентацию работников тех профессий, которые окажутся излишними в процессе создания высокоразвитой инфосферы.

Финансовые проблемы возникают в связи с высокой стоимостью информатизации, отсутствием централизованных средств на ее проведение и необходимостью искать и создавать источники средств, способные поддерживать желаемые темпы создания высокоразвитой инфосферы.

Организационные проблемы связаны с необходимостью создания таких структур и механизмов, которые на практике обеспечивали бы организацию и проведение развития инфосферы.

Научные проблемы обусловленны неразработанностью научного фундамента информатизации, и в первую очередь концептуальных основ, методов научного обоснования и экспертиз программ и проектов развития инфосферы, научного сопровождения этого процесса в стране.

Т ехнологий

Анализу проблем, связанных с созданием парка высоких технологий, развитием безопасной информационной среды общества, посвящен открывшийся в Национальной академии наук Беларуси международный конгресс «Электронное содружество. Парк высоких технологий. Безопасные телемеханические приложения». На этом форуме ведущие ученые, руководители отечественных ИТ-компаний и региональных представительств крупнейших зарубежных фирм продемонстрируют свои разработки и решения в области информационно-телекоммуникационных технологий, обсудят пути их развития и внедрения, обменяются идеями. В центре дискуссии специалистов – вопросы организации публичного доступа к государственным информационным ресурсам, создания условий для эффективного и безопасного взаимодействия между государственными административными органами и гражданами на базе информационно-телекоммуникационных технологий. Большое внимание уделяется таким технологиям информационного общества, как электронное обучение, системы банковских операций, контроль грузоперевозок, декларирование таможенных услуг, штрих-кодирование, телемедицина, безопасное заключение сделок. В ходе работы конгресса его участники обсудят наработки ученых в области биометрических технологий идентификации личности, криптографических методов защиты информации, борьбы с киберпреступностью в сфере информационных технологий. Исследования по этой тематике в республике ведутся давно и успешно, поэтому белорусским ученым есть что продемонстрировать своим зарубежным коллегам.

Процессами информатизации

Функции управления информатизацией в Республике Беларусь неоднократно переходили от одного министерства к другому: Министерство экономики, Министерство связи и информатики, Государственный комитет по науке и технологиям, Белорусский государственный университет.

Таким образом, с момента образования Беларуси сфера информатизации оказалась вне эффективного государственного регулирования и контроля. В первую очередь это объясняется тем, что научно-техническая политика в БССР в области информатизации определялась соответствующими государственными органами СССР, а распад СССР привёл к отсутствию в Беларуси необходимой законодательной базы и полномочной организационной инфраструктуры.

Анализ процессов развития информатизации, проведенный Национальной академией наук Беларуси (НАН Беларуси) в 2002 году, показал, что за прошедший период реализован широкий комплекс работ, направленных на развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и программного обеспечения в различных сферах деятельности и отраслях, начато создание сетевой инфраструктуры государственных органов, определен перечень информационных ресурсов, имеющих государственное значение, начата их государственная регистрация.

Вместе с тем, были установлены: недостаточная координация работ в сфере информатизации на государственном уровне; ведомственная разобщённость выполняемых проектов, которая приводит к дублированию работ, неэффективному расходованию средств и отсутствию эффективной системы обмена информацией; несовершенство нормативной правовой базы информатизации; отсутствие системного анализа информационных потребностей различных категорий пользователей, в особенности органов государственной власти и управления, а также оценки объема и качества имеющегося информационного ресурса и степени удовлетворения информационных потребностей; отсутствие единого плана - программы развития, эффективного использования и защиты национального информационного ресурса; неготовность ряда органов государственного управления к применению современных ИКТ; недостаточный уровень подготовки кадров в области создания и использования ИКТ; отсутствие системы доступа к новой научно-технической информации.

Результатом проведенного анализа стали следующие выводы:

· в стране практически отсутствует система управления национальным информационным ресурсом;

· отсутствует надлежащий контроль формирования и использования национального информационного ресурса, что представляет угрозу информационной безопасности государства;

· не имеют целостного представления в национальном информационном ресурсе основные компоненты социально экономической и политической системы: материальные, финансовые, людские, природные и технологические ресурсы; хозяйствующие субъекты; органы государственной власти и управления. Информация по ним разобщена по различным ведомствам;

· практически отсутствует система формирования и реализации государственной политики информатизации.

Декретом Президента Республики Беларусь от 5 марта 2002 г. № 7 “О совершенствовании государственного управления в сфере науки” на НАН Беларуси возложены функции республиканского органа государственного управления в сфере развития информатизации и системы научно-технической информации (НТИ). Для реализации государственной политики информатизации и управления национальным информационным ресурсом в соответствии с этим Декретом в НАН Беларуси создан Национальный центр информационных ресурсов и технологий (далее Центр).

Основной целью Центра является деятельность, направленная на разработку и реализацию государственной политики, координацию работ в Республике Беларусь в сфере развития информатизации и системы НТИ.

Центр разрабатывает стратегии развития национальной информационно — телекоммуникационной инфраструктуры и создания на ее основе единого информационного пространства страны, информационно-коммуникационных технологий, а также стратегии государственного управления национальным информационным ресурсом, нормативно-правовое и нормативно-методическое обеспечение процессов развития информатизации и системы НТИ.

В структуру Центра включены 12 учреждений и предприятий НАН Беларуси, функционирующих в сфере развития информатизации и системы НТИ, в том числе Фонд информатизации Республики Беларусь, НИРУП “Институт прикладных программных систем”, три республиканские библиотеки (ГУ “Центральная научная библиотека НАН Беларуси”, ГУ “Республиканская научно-техническая библиотека”, ИУ “Белорусская сельскохозяйственная библиотека”), РИУ “Наука и инновации”, УП “Геоинформационные системы” и пять областных центров информационных ресурсов и технологий.

Второй важнейшей составляющей структуры управления информатизацией стала Межведомственная комиссия по вопросам информатизации в Республике Беларусь, образованная Указом Президента Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 591, в состав которой Указом Президента Республики Беларусь от 24 мая 2002 г. № 266 были дополнительно введены представители ряда органов государственного управления, в том числе всех регионов республики.

Перед созданной и развиваемой НАН Беларуси организационной структурой поставлены следующие задачи:

· разработка стратегии развития информационного общества, государственных программ в области развития информатизации и системы НТИ, анализ хода их реализации;

· разработка нормативного методического и нормативного правового обеспечения процессов развития информатизации и системы НТИ;

· разработка предложений по законодательству Республики Беларусь в области развития НТИ и информатизации, организации государственного контроля соблюдения законодательства;

· разработка нормативного методического, правового и организационного обеспечения государственной системы регистрации, сертификации и стандартизации информационных ресурсов, информационных систем и технологий;

· осуществление международного сотрудничества по развитию информатизации и системы НТИ, участие в международных организациях, межгосударственных программах и проектах в сфере информатизации и НТИ;

· разработка структуры и форматов описания государственных информационных ресурсов, разработка предложений по формированию государственной политики по управлению национальным информационным ресурсом;

· формирование единого информационного пространства страны путем создания унифицированной информационно- коммуникационной инфраструктуры и национального информационного ресурса, системы информационного обеспечения органов государственного управления, юридических и физических лиц;

· разработка и внедрение новых информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения, методологии построения информационных систем.

Решение перечисленных задач позволит создать единое информационное пространство Республики Беларусь и включить его в мировое информационное пространство, обеспечит формирование и эффективное использование национальных информационных ресурсов.

Беларусь”

Ответственность за своевременное и качественное выполнение программы (проектов программы) возлагается на государственного заказчика программы — НАН Беларуси, а за обеспечение научно-методического руководства реализацией программы — на головную организацию по программе — Национальный центр информационных ресурсов и технологий. По каждому из направлений работ программы определяется головная организация, осуществляющая научно-методическое руководство и координацию деятельности организаций  исполнителей проектов программы. Организации  исполнители проектов программы определяются государственным заказчиком совместно с головными организациями на конкурсной основе. Для координации деятельности головных организаций и организаций-исполнителей, рассмотрения вопросов финансирования программы, ее реализации образовывается координационный совет, в состав которого включаются представители головных организаций и организаций-исполнителей, а также представители заинтересованных органов и организаций, в интересах которых реализуются соответствующие проекты.

Для эффективного управления и успешной реализации мероприятий программы разработаны необходимые нормативные документы, в том числе:

· положение о головной организации по программе;

· положение о головной организации по направлению программы;

· положение о конкурсном отборе исполнителей и проведении экспертизы проектов программы;

· положение о Координационном совете по программе.

Утвержден состав Координационного совета по программе, в который включены представители государственного заказчика и головной организации по программе, головных организаций по направлениям программы, а также представители организаций-потребителей. В стадии согласования находится перечень головных организаций по направлениям и ключевым проектам программы.

В 2002 году НАН Беларуси проведен анализ действующей системы информационного обеспечения научно-технической сферы республики, разработаны предложения по ее совершенствованию, обоснована необходимость разработки комплексной программы развития государственной системы научно-технической информации Республики Беларусь, разработан экскизный проект программы. Предложения НАН Беларуси одобрены Советом Министров Республики Беларусь, задание на разработку программы развития НТИ в 2003 г. включено в программу “Электронная Беларусь”.

НАН Беларуси в 2002 г. также проведены предпроектные исследования и подготовлена аналитическая записка по проблемам использования современных информационных технологий в деятельности органов государственного управления и социальных служб.

Разработан аванпроект создания единого государственного регистра (ЕГР) Республики Беларусь, включающего информацию о народонаселении, правовых единицах (юридических лицах и предпринимателях), а также информацию соответствующих кадастров и регистров, формируемых государственными органами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.27.232 (0.081 с.)