Особенности нормативного регулирования бухгалтерского учета материально-производственных запасов в Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности нормативного регулирования бухгалтерского учета материально-производственных запасов в Российской Федерации



 

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета материально-производственных запасов (МПЗ) в Российской Федерации сформирована на основе действующей нормативной базы регулирования бухгалтерского учета и отчетности в целом. Совокупность функционирующих правил и норм в учете МПЗ, обязательных к применению хозяйствующими субъектами, рассматривает бухгалтерский учет этих активов как подсистему, организуемую в каждом экономическом субъекте и несущую некоторые обозначенные функции.

В зависимости от статуса и назначения нормативных правовых актов можно определить четыре уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета МПЗ.

Первый высший включает законодательные акты такие, как:

) Гражданский кодекс РФ, регулирующий предпринимательские взаимоотношения между экономическими субъектами, в том числе и по движению товарно-материальных ценностей между ними (ТМЦ)[2];

) Налоговый кодекс РФ, так как налоговый режим существенно влияет на методику бухгалтерского учета МПЗ, так как суммы рассчитанных налогов и сборов за отчетный налоговый период регистрируются в первичных учетных документах, регистрах аналитического и синтетического учета этих активов и в бухгалтерской отчетности [3].

) Трудовой кодекс РФ устанавливает законодательную базу в сфере трудовых отношений, в том числе и правовое регулирование трудовых отношений и прочих прямо связанных с ними отношений по материальной ответственности работодателей и работников [4].

) Закон о бухгалтерском учете, являющийся стержневым документом, регулирующим организацию бухгалтерского учета и подготовку финансовой отчетности всеми экономическими субъектами, в том числе и учета МПЗ, как части активов [6].

Второй уровень правового регулирования бухгалтерского учета в России включает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (ПБУ), утвержденные Минфином России. Среди правовых актов этого уровня, прежде всего, нужно выделить ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" [14]. Данный стандарт был выпущен в рамках Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО [7] и существенно изменил порядок учета и оценки МПЗ. Например, данным ПБУ не выделяется такая категория МПЗ как малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (МБП), элиминируется стоимостной критерий отнесения активов к МПЗ, устанавливается, что единица бухгалтерского учета МПЗ избирается экономическим субъектом самостоятельно, также в зависимости от характера МПЗ, порядка их поступления и использования в роли единицы МПЗ может выступать номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п.

В русле последующего реформирования бухгалтерского учета в России в рамках Плана Минфина РФ на 2012-2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности [19] разработан и опубликован на сайте Минфина РФ проект нового ПБУ "Учет запасов" (ПБУ 5/2012).

В проекте ПБУ 5/2012 заложена идея приоритета "контроля" над "правом собственности". В частности, в п. 6 этого проекта сказано, что запасы, приобретенные компанией у сторонних лиц, необходимо признавать в учете на дату перехода к компании экономических рисков и выгод, обусловленных применением этих запасов для получения дохода. Хотя, как далее уточняется, чаще всего переход этих рисков и выгод происходит синхронно с приобретением компанией права собственности на ТМЦ или одновременно по факту получения этих ТМЦ. В данном проекте наконец-то решается проблема незавершенного производства (НЗП), в определенном смысле имевшего "подвешенный" статус. Согласно ПБУ 5/01 НЗП к МПЗ не относится, как нет и четких правил его оценки в учетных стандартах. При этом при формировании показателей бухгалтерского баланса стоимость остатков НЗП отражается в составе запасов. В проекте ПБУ 5/2012 в состав запасов предлагается включать не только сырье и материалы, готовую продукцию и товары, но и:

расходы, осуществленные компанией на выпуск продукции, не прошедшей все стадии (фазы, переделы) технологического процесса (НЗП), полуфабрикаты собственного изготовления, недокомплектованные и не прошедшие через техническую приемку изделия;

расходы на выполнение работ или на оказание услуг, по которым компания еще не признала выручку от продажи;

инвентарь и прочее оборудование со сроком полезного использования менее 12 месяцев, используемые в процессе производства и сбыта ТМЦ, выполнении работ или оказании услуг.

Также, в качестве запасов предполагается рассматривать:

приобретенные, созданные или находящиеся в процессе разработки объекты интеллектуальной собственности для целей продажи в процессе обычных видов деятельности компании;

приобретенные, созданные или находящиеся в процессе строительства объекты недвижимого имущества для целей продажи в процессе обычных видов деятельности компании;

активы, соответствующие условиям отнесения к основным средствам, но которые вследствие невысокой ценности можно относить в состав запасов, т.е. в учетную практику вновь ожидается ввести понятие МБП.

С другой стороны, по проекту ПБУ 05/2012 к данному виду активов не будут относиться:

сырье и материалы, а также готовая продукция, предназначенные для потребления в ходе создании внеоборотных активов компании;

финансовые вложения компании, в том числе предназначенные для последующей перепродажи;

ТМЦ, находящиеся у компании на ответственном хранении, на основании договора комиссии, в процессе транспортировки, давальческое сырье в переработке и т.п.

Третий уровень правовой регламентации бухгалтерского учета МПЗ объединяет нормативные акты методического (нормативно-технического) толка, которые представлены в виде методических указаний, положений, инструкций разъяснительного, уточняющего, рекомендательного характера по некоторым аспектам учета МПЗ, утвержденными Минфином России, ЦБ России, Росстатом, ФНС России и прочими федеральными органами.

Главным актом этого уровня является Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности, устанавливающее в том числе порядок организации и ведения бухгалтерского учета МПЗ, отображения информации об этих активах в финансовой отчетности [10]. Кроме того, важную роль играют такие документы, как: План счетов и инструкции по его применению [13], Методические указания по учету МПЗ [15], а также Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" [9].

В Плане счетов для учета наличия и движения МПЗ предназначены счета трех разделов:. Производственные запасы.. Затраты на производство.. Готовая продукция и товары

Так, для учета производственных запасов основными счетами являются счет 10 "Материалы" и счет 11 "Животные на выращивании и откорме", где ведут обобщающий стоимостной учет этих активов по группам и детальный аналитический учет по видам и отдельным номенклатурным номерам. В свою очередь, в целях агрегирования данных о приеме, наличии и списании полуфабрикатов собственного изготовления используется счет 21 "Полуфабрикаты собственного производства". А остатки по счетам 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» характеризуют величину НЗП организации по основной и неосновной деятельности. Что касается МПЗ, предназначенных для продажи, то для их учета применяются главным образом, счета 41 «Товары» и 43 «Готовая продукция». Некоторые авторы относят в состав МПЗ и расходы будущих периодов, тем более, что в современной форме бухгалтерского баланса эти объекты учета действительно показываются вместе с запасами компании. Для учета расходов будущих периодов в Плане счетов применяется одноименный счет 97.

Методические указания по бухгалтерскому учету МПЗ разработаны согласно принципам МСФО, введены в действие, начиная с бухгалтерской отчетности за 2002 год, и распространяются на все организации, кроме кредитных и бюджетных учреждений.

На основе Методических указаний экономическими субъектами должны разрабатываться внутренние положения, инструкции, прочие организационно-распорядительные локальные акты, предназначенные для должной организации учета и контроля за движением МПЗ. В частности, в данном документе раскрываются задачи учета МПЗ и главные требования, предъявляемые к нему; особенности оценки запасов по видам, инвентаризации и проверки их наличия; особенности учета неотфактурованных поставок; документальное оформление операций по поступлению МПЗ; особенности формирования и списания транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) и др.

Четвертый уровень правового регулирования учета МПЗ включает локальные акты, регламентирующие постановку и ведение бухгалтерского учета МПЗ и порядка их отражения в финансовой отчетности непосредственно в отдельно взятой организации. К ним, в первую очередь, относится положение об учетной политике - нормативный документ, предназначенный для решения основных и оперативных учетных задач и формируемый по принципам, приведенным в ПБУ 1/2008 «Учетная политики организации» [16].

Так, по производственным запасам основными элементами учетной политики выступают:

вариант синтетического учета МПЗ (по учетным или фактическим ценам);

метод оценки МПЗ (по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости или методу ФИФО);

формирование резерва под снижение стоимости материальных ценностей;

документальное оформление операций по движению материалов;

номенклатура аналитических счетов учета производственных запасов;

особенности формирования и списания ТЗР и др.

В свою очередь, по товарным запасам в учетной политике организации могут быть раскрыты следующие аспекты:

порядок формирования стоимости приобретения товаров;

выбор способа оценки товаров (по продажной стоимости с обособленным учетом наценок (скидок) или по стоимости приобретения);

выбор способа учета готовой продукции (по учетной или фактической себестоимости);

выбор метода определения выручки от продажи продукции и др.

Таким образом, современная нормативная база по учету МПЗ, как часть нормативной базы по бухгалтерскому учету в целом, на сегодняшний день охватывает практически все важные моменты и является достаточно проработанной.

Теоретиками и практиками в качестве основных целей бухгалтерского учета МПЗ в экономических субъектах выделяются следующие:

) контроль за сохранностью МПЗ;

) своевременное представление руководству актуальных данных о расходах, связанных с выбытием МПЗ, выручке и прибыли от продаж МПЗ, о наличии МПЗ.

В свою очередь, в рамках организации эффективной системы внутреннего контроля для достижения этих целей бухгалтерскому аппарату компании необходимо решить следующий комплекс бухгалтерских задач:

. обеспечение вместе с прочими службами компании материальной ответственности работников за сохранность МПЗ;

. контроль строгого документального оформления, законности и рациональности операций по движению МПЗ, их соответствующее и верное отражение в учете;

. контроль полноты и своевременности прима МПЗ материально ответственными лицами, точности и своевременности списания выбывших МПЗ;

. обеспечение контроля за соблюдением нормативов расходования МПЗ;

. установление контроля вместе с прочими службами за соблюдением правил проведения инвентаризации МПЗ и отражения в бухгалтерском учете ее результатов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.254.0 (0.021 с.)