Международно-правовое регулирование в области охраны здоровья и современное российское медицинское законодательство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международно-правовое регулирование в области охраны здоровья и современное российское медицинское законодательство



 

Нормативно-правовая база здравоохранения РФ сегодня состоит из общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров РФ, которые являются приоритетными в случае их противоречия с нормами национального законодательства РФ (к ним относятся универсальные, региональные и двухсторонние международные акты), федерального законодательства в области здравоохранения, а также законодательства субъектов федерации (здравоохранение в соответствии со ст. 72 Конституции находится в совместном ведении РФ и ее субъектов).

К универсальным международным договорам в области здравоохранения относятся: Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Хельсинская Декларация всемирной медицинской ассоциации (1964) и ряд других актов.

В качестве примеров региональных международных договоров (в рамках Содружества Независимых Государств) можно привести: Соглашение о сотрудничестве в области охраны здоровья населения (1992), Соглашение о сотрудничестве в решении проблем ВИЧ-инфекции (1998), Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств (1994), Соглашение о сотрудничестве в области санитарной охраны территорий государств-участников Содружества Независимых Государств (2001), Соглашение об оказании медицинской помощи гражданам государств - участников Содружества Независимых Государств (1997) и т.д.

Среди двусторонних соглашений можно назвать Соглашение о сотрудничестве между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством здравоохранения Республики Кыргызстан в области здравоохранения, фарминдустрии и медицинской науки (1992), Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области медицины и здравоохранения (1995), Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Великого Герцогства Люксембург о сотрудничестве в области здравоохранения, медицинской науки и медицинской промышленности (1998) и т. д.

Право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплено в ст. 41 Конституции РФ. Оно включает в себя возможность получения гарантированного объема бесплатной медицинской и лекарственной помощи, а также платных медицинских услуг сверх гарантированного объема.

С 1 января 2012 года вступили в силу основные положения Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», которым установлены правовые, организационные, экономические основы охраны здоровья граждан, права и обязанности граждан, отдельных групп населения, гарантии реализации этих прав, полномочия и ответственность органов государственной власти и местного самоуправления, медицинских организаций в сфере охраны здоровья.

В статье 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» приведены определения ряда важнейших понятий, которые отсутствовали в ранее действовавшем законе 1993 года, и содержание данных понятий можно было только косвенным образом вывести из ряда законов и подзаконных актов.

Так, в пункте 4 статьи 2 нового закона об основах охраны здоровья граждан дано определение медицинской услуги - это «медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение».

В пункте 6 данной статьи дано определение медицинского вмешательства - это «выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности».

В части ответственности за причинение вреда новый Закон отсылает к законодательству Российской Федерации (п. 2,3 ст. 98).

При оказании медицинской помощи объектами гражданских прав являются медицинские услуги, оборот которых регулировался нормами гражданского права, а также законодательства о защите прав потребителей и подзаконными актами. В проекте новой редакции Гражданского кодекса, принятом Государственной Думой в первом чтении 27 апреля 2012 года, статья 128 к объектам гражданских прав относит «результаты работ и оказание услуг». Из текста статьи в новой редакции не вполне понятно, имеются ли в виду процесс оказания услуг или результат этого процесса.

Закон заменяет собой более 30 нормативно-правовых актов, регулировавших ранее данные правоотношения, в том числе признаны не действующими Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1.

В ст. 7 нового закона предусмотрено, что несовершеннолетние, независимо от их семейного и социального благополучия, подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

При этом органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, а также создают и развивают медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи, а также социальную инфраструктуру, ориентированную на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья.

В ст. 51 Основ, детализированы права семьи в сфере охраны здоровья.
К примеру, отцу ребенка или иному члену семьи предоставляется право при наличии согласия женщины с учетом состояния ее здоровья присутствовать при рождении ребенка, за исключением случаев оперативного родоразрешения, при наличии в учреждении родовспоможения соответствующих условий (индивидуальных родовых залов) и отсутствии у отца или иного члена семьи инфекционных заболеваний. Реализация такого права осуществляется без взимания платы с отца ребенка или иного члена семьи.

Одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка. При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возраста - при наличии медицинских показаний, плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается.

Применяемые в медицинской практике методы профилактики, диагностики, лечения, лекарственные средства, иммунобиологические препараты и дезинфекционные средства объективно не могут являться безопасными во всех случаях, возможность их практического применения определяется соотношением полезных и вредных свойств. Статья 22 Закона предусматривает право пациента на получение в доступной для него форме информации о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.

Положительным моментом нового Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» является факт того, что платные медицинские услуги получили законодательное регулирование. Платные медицинские услуги, в том числе и в государственных (муниципальных) учреждениях, и ранее легально существовали, но впервые они стали регулироваться федеральным законом, а не подзаконными актами.

Новым законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ч. 1 ст. 87) предусмотрены следующие формы контроля качества и безопасности медицинской деятельности: 1) государственный контроль; 2) ведомственный контроль; 3) внутренний контроль. Значительное внимание в новом законе уделено осуществлению мониторинга безопасности медицинских изделий.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские работники имеют право на страхование риска своей профессиональной ответственности, в то время как п. 10 ч. 1 ст. 79 данного закона предусматривает обязанность медицинской организации осуществлять страхование на случай причинения вреда жизни и (или) здоровью пациента при оказании медицинской помощи.

В Уставе Всемирной организации здравоохранения дано следующее определение здоровья: «здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».

Однако данное определение неприменимо в правовой практике, поскольку «благополучие», в особенности социальное и душевное, невозможно оценить объективно. Поскольку термин здоровье является основополагающим для определения политики и прав в сфере охраны здоровья, он должен иметь правовое значение. Первый всероссийский конгресс пациентов полагает, что здоровье - это способность человека осуществлять нормальную жизнедеятельность. Нормальность жизнедеятельности предполагает возможность введения медицинских норм на основании усредненных показателей здоровья множества людей. Такой подход позволяет говорить о правовой корректности предложенного определения. Тогда право на охрану здоровья - это право на охрану способности человека осуществлять нормальную жизнедеятельность.

Высказываются мнения о некорректности и правовой неприменимости данного определения. В то же время абсолютное здоровье недостижимо в нашем мире, в условиях ограниченности человеческого существования, т.е. смертности любого биологического организма. Здоровье - динамическая категория.

Все возможные характеристики здоровья могут быть сведены к следующим концепциям:

Медицинская модель - для определений, содержащих медицинские признаки и характеристики, здоровье как отсутствие болезней и их симптомов;

Биомедицинская модель - отсутствие субъективных ощущений нездоровья и органических нарушений;

Биосоциальная модель - включаются медицинские и социальные признаки, рассматриваемые в единстве, при этом приоритет отдаётся социальным признакам;

Ценностно-социальная модель - здоровье как ценность человека; именно к этой модели относится определение ВОЗ.

Важное значение, в том числе и для России, имеет ст. 35 Хартии основных прав Европейского Союза, где сказано: «При установлении и осуществлении политики и мероприятий ЕС во всех областях/отраслях должен быть гарантирован высокий уровень охраны здоровья».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.61.119 (0.008 с.)