Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Основные виды и формы культурно-развлекательной деятельности↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Введение
Актуальность темы исследования. В современной экономике России существованию и развитию индустрии развлечений всегда уделялось недостаточное внимание, в то время как в других странах этому вопросу отводилось много внимания. Поэтому на фоне возрастающей конкуренции, падения платежеспособного спроса населения, нестабильности внешней среды, характерных для современной России, условия существования и развития культурно-развлекательных комплексов, как и многих других предприятий, являются нестабильными, возрастает частота появления внезапных изменений, повышается общая непредсказуемость рыночного развития комплекса. В данной ситуации необходимо развитие новых форм и способов стимулирования инновационной деятельности, способствующих формированию развития культурно - развлекательных услуг. Современная наука предлагает узкий набор методик, позволяющих оценить стратегические возможности именно российского предприятия сферы индустрии развлечений, а также спрогнозировать влияние возможных предстоящих событий на его деятельность. Большинство научных работ в этой области основывается на технологиях, разработанных для крупных зарубежных развлекательных предприятиях, где вся информация для принятия решений четко структурирована, имеется достаточно данных для принятия стратегических решений. Руководители же большинства российских культурно-развлекательных предприятий вынуждены работать с неструктурированными массивами данных о состоянии рынка, стратегические решения принимаются в условиях отсутствия достоверной информации о состоянии внешней среды, возможности собственного предприятия иногда переоцениваются, что нередко приводит к печальным последствиям. В условиях роста конкурентной среды российские управленцы как никогда испытывают потребность в наличии инновационных технологий управления. Руководители большинства культурно-развлекательных комплексов на сегодняшний день принимают стратегические решения, опираясь только на свой собственный опыт и здравый смысл. Принимать адекватные изменяющимся условиям функционирования решения становится все труднее из-за растущей конкуренции, появления новых технологий в индустрии развлечений, постоянно усиливающихся требований со стороны контролирующих и регламентирующих деятельность органов и т.п. Предмет исследования - совокупность индустрии развлечений и отдыха, основанная на формировании эффективных механизмов развития культурно-развлекательных услуг. Объект исследования - современные виды и формы культурно-развлекательной деятельности. Цель данной работы состоит в рассмотрении культурно-развлекательных комплексов в современной экономике, а также в определении способов реализации инновационных проектов культурно-развлекательной деятельности. Достижение поставленной цели осуществлялось путем рассмотрения взаимосвязанных задач: рассмотрение основных видов и форм культурно-развлекательной деятельности; исследование теоретических основ организации культурно-развлекательных комплексов; изучение современных тенденций и особенностей культурно-развлекательной деятельности. Практическая значимость работы состоит в целесообразности применения ее положений и выводов при управлении современными предприятиями культурно-развлекательной деятельности.
Парки культуры и отдыха
Парки культуры и отдыха создавались и создаются для оптимального использования природных условий в интересах укрепления здоровья, культурного развития трудящихся и организации их досуга на открытом воздухе. Первые парки были задуманы как универсальные комбинаты культуры и отдыха трудящихся, соединяя культурно-просветительный и физкультурно-оздоровительный виды деятельности. В самом названии «парки культуры и отдыха» отражена основная идея этого учреждения. Часть названия «парк» означает, что речь идет прежде всего о природном объекте. Слово «культура» указывает на просветительный, познавательный характер деятельности парка, и наконец, слово «отдых» указывает на то, что в парке предусмотрены возможности развлечений на аттракционах для эмоциональной разрядки и снятия утомления. В деятельности парков культуры и отдыха появилось много нового как по содержанию, так и по форме. На современном этапе в деятельности парков культуры и отдыха особенно возрастает значение экологической функции, его роли в формировании экологического сознания населения. Это явление связано с уже упоминавшейся тенденцией известного отрыва горожан от природы, ослабления контактов современных жителей городов с миром природы. Другая особенность деятельности современных парков культуры и отдыха состоит в том, что происходят изменения в содержании отдыха посетителей, поэтому возрастает значение рекреационной функции. Рекреационная функция связана сегодня с самоценностью отдыха в природном окружении, с тем, что в условиях природы человеку легче сменить привычную среду окружения, темпы и ритмы поведения, нормы его деятельности в сфере производства, быта, образования. Их деятельность опирается на платные основы, что дает возможность для самостоятельного хозяйственного развития.
Библиотеки
Это широко распространенный тип учреждений культуры, осуществляющих собирание книг и других печатных изданий, их специальную обработку, пропаганду и организующих массовую работу с читателями. По составу книжных фондов, методам их обработки, хранения и использования библиотеки подразделяются на две основные группы: массовые с универсальными книжными фондами и специальные с фондами книг по определенным видам научной, учебной, производственной деятельности. Наиболее распространенными видами государственных массовых библиотек являются сельские, районные, городские, областные, краевые, республиканские. Сельские библиотеки, помимо выдачи книг, организуют передвижные библиотеки, пункты выдачи книг на производственных объектах и книгоношество по домам. Районная библиотека находится в ведении отдела культуры. У нее есть отдел выдачи книг на дом (абонемент), читальный зал с подсобным книжным фондом, передвижной фонд и детское отделение (при отсутствии самостоятельной детской библиотеки). Наряду с обслуживанием литературой населения, местных учреждений и организаций, проведением широкой массовой работы районная библиотека помогает отделу культуры в руководстве библиотечными учреждениями, в координации их деятельности, составлении единых межведомственных планов библиотечного обслуживания населения с целью доведения книги до каждой семьи. Она организует справочно-библиографическую и консультационную работу, занятия для работников и общественного актива библиотек района. Областная (краевая) библиотека - хранилище произведений печати, научно-методический и библиографический центр. Ее типовую структуру составляют отделы: обслуживания (с секторами абонемента, читальных залов, межбиблиотечного абонемента), научно-методический и библиографический, фондов и каталогов (с секторами комплектования и книгохранения), спецхранения, административно-хозяйственный. Важнейшей задачей областной (краевой) библиотеки является разработка теоретических и методических вопросов библиотековедения и библиографии, осуществление научно-методического руководства всеми массовыми библиотеками и контроля за их работой. [3, с.25] Новый вид составляют хозрасчетные библиотеки, получившие в последние годы широкое развитие. Они создаются в местах, где нет поблизости государственных библиотек. Открываются такие библиотеки при наличии небольшого количества книг. Открытие платной библиотеки оформляется соответствующими документами. К специальным библиотекам относятся: библиотеки отраслевых академий, республиканских академий, библиотеки научных учреждений, научно-исследовательских институтов, театральные, музейные, музыкально-нотные, военно-технические, учебных заведений, научно-технические (технические), библиотеки промышленных предприятий. Они комплектуются специальной литературой соответственно профилю предприятия, учреждения.
Музеи
Важное место в культурной жизни обществ занимают музеи. Музеи не ограничиваются собиранием и экспонированием материальных и духовных ценностей. Они ведут также большую культурно-просветительную работу. Организуют чтение лекций, проведение экскурсий, устройство выставок, распространение специальной литературы не только в своих стенах, но и на предприятиях. Многие музеи занимаются научно-исследовательской работой. Все музеи подразделяются на несколько видов в зависимости от их профиля: исторические, краеведческие, материальные, естественнонаучные, искусствоведческие, отраслевые и другие. Музеи составляют предмет национальной гордости нашего народа. Собранные в них экспонаты порой пользуются мировой известностью. Пока в тяжелом положении находятся народные музеи. Собранные в них экспонаты рассказывают о славной истории предприятий, трудовой и боевой славе производственных коллективов, многих поколений замечательных тружеников. Большой популярностью пользуются и народные картинные галереи. Следует назвать и существующие планетарии, являющиеся научно-просветительными учреждениями, ведущими большую работу по распространению основ астрономии, физики, географии.
Кинотеатры
Наиболее популярным типом учреждений культуры является кинотеатр. Кинотеатр - учреждение, предназначенное для осуществления показа кинофильмов населению. Кинотеатры бывают стационарные и передвижные. Основное помещение - зрительный зал, оснащен кинопроекционной аппаратурой, светоотражающим звукопрозрачным экраном, громкоговорителем. Совокупность технических средств, используемых в кинотеатре, отличает их друг от друга. Кинотеатры различают по величине экрана: широкоэкранный и обычный формат. Кинотеатры располагают портативной кинопроекционной установкой в основном для демонстрации узкопленочных (16 мм) кинофильмов. Кинотеатры проводят широкую культурно-досуговую деятельность: перед началом кинофильма организуются встречи с депутатами, концерты профессиональных и самодеятельных коллективов, лекции, беседы и т.д. В последнее время на базе кинотеатров стали организовываться киновидеоцентры, киносалоны. В стоимость билета в видеоцентрах входит набор безалкогольных напитков, мороженое и сладости.
Центры досуга
Термин «центр досуга» понимается неоднозначно. Официальные документы не дают достаточно полного представления о центре досуга. В приказе Министерства культуры Российской Федерации речь идет о залах игровых автоматов и аттракционных комплексах на электронной основе, которые предполагается разместить в парках культуры и отдыха, других местах массового отдыха. Такие залы должны стать органичным элементом культурной среды обслуживания населения, вписаться в её структуру. Центр досуга на современном этапе представляется как качественно новый уровень в развитии социально-культурной деятельности населения, оставаясь близким к такому типу учреждений, как клуб. Главной задачей центров досуга является создание оптимальных условий для массового, группового, семейного и индивидуального развития творческих способностей, общения, отдыха, развлечений, восстановления духовных и физических сил на основе изучения культурных запросов и интересов различных категорий населения. Перед центрами досуга ставится задача возможно более широкого предоставления населению платных культурно-оздоровительных услуг, пользующихся наибольшим спросом. Предполагается, что эти типы учреждений культуры смогут сосредоточить в одном здании полный комплекс услуг, включая организацию массового активного отдыха, развлечений, способствующих восстановлению физических и духовных сил человека. [5, с.103] Теоретическое образование и практическая деятельность по созданию центров досуга являются отражением современной концепции досуга, принципы организации которого во все большей степени ориентируются на удовлетворение разнообразных потребностей различных слоев населения на платной основе. В отличие от других учреждений культуры, которые выполняют более узкие задачи по организации досуга, центры предназначаются для многопрофильного обслуживания населения. Организаторы досуга постоянно используют в своей работе разнообразные способы влияния на содержание и форму развлечений путем перестройки окружающей человека среды. В психологическом плане эти методы основаны на простом и безусловно верном положении: поведение человека на досуге очень часто определяется характером окружающих нас материальных объектов. Центры досуга стали предоставлять населению высококачественные платные услуги - в том числе культурно-оздоровительного плана, которые пользуются наибольшим спросом и популярностью у самых разных слоев населения. Согласно временному положению центры досуга выполняют следующие функции: развлечения, стимулирования творческой активности, досугового общения, обучения досуговым навыкам, физкультурно-оздоровительную, информационно-методическую и другие. Чтобы выполнить эти функции, центр досуга должен располагаться в здании или комплексе зданий и сооружений, оснащенных необходимым оборудованием. В основу организации центров досуга положено три принципа: коллективного самоуправления, полной самоокупаемости и индивидуального членства. Население участвует в создании центра досуга, а затем принимает участие в его работе на основе широкой самостоятельности и индивидуального членства. Сейчас идет интенсивный поиск создания архитектурных проектов центров досуга. Центр досуга действует на основе устава, утвержденного вышестоящим органом, а управление осуществляет директор на основе единоначалия. Директор назначается и освобождается от должности вышестоящим органом, он организует всю работу центра и несет ответственность за его деятельность. Обязанности художественного руководителя, главного инженера, главного художника, главного механика устанавливаются директором. Художественно-технический совет выполняет роль совещательного органа.
Культурные комплексы
Поиски в совершенствовании организации деятельности учреждений культуры привели к мысли о создании культурных комплексов, предусматривающих интенсификацию деятельности системы культурного обслуживания населения. На селе этому способствует консолидация учреждений культуры, сведение их в пределах того или иного региона в комплекс. Для села это особенно важно, ибо взятые в отдельности, в отрыве друг от друга действующие там учреждения культуры по своим возможностям выглядят пока что весьма ограниченными. Но объединенные в определенную систему, построенную на основе постоянного и всестороннего взаимодействия, они могут обрести новое качество и немалые возможности для улучшения своей работы. Культурные комплексы создаются на принципах добровольного слияния учреждений культуры, независимо от их ведомственной принадлежности, в пределах одного или нескольких хозяйств и объединения материальных средств местных органов, собственных доходов и ассигнований хозяйств из фонда социально-культурных нужд и спонсорской помощи. При такой организации дела, координации руководства учреждениями культуры достигается значительное укрепление материальной базы культурного обслуживания населения и заметно повышаются качественные и количественные показатели всей культурно-досуговой деятельности. При всем многообразии социально-экономических условий и состояния сети органы культуры неизменно фиксировали, что во всех случаях, когда периферийные учреждения культуры объединялись, происходило значительное улучшение обслуживания населения как в центрах хозяйства, так и на производственных участках, возрастали количественные и качественные показатели культурно-досуговой деятельности, укреплялась материальная база, поднимался престиж кадров, расширялся общественный актив. [4, с.9]
Заключение
Удовлетворенность качеством и доступностью развлечений является для человека индикатором его социального положения, а для общества - показателем развития экономики страны в целом и ее социальной сферы. Тенденциозный характер процессов развития мирового рынка развлечений присущ и отечественной сфере развлечений. Однако развитие развлекательного рынка России сопряжено с определенными проблемами как экономического, так и социального плана. Индустрия развлечений - явление многопрофильное и охватывает многие направления деятельности - частичное присутствие развлекательного компонента наблюдается во многих сферах, что усложняет выделение предметной области исследования в четкую группу. Тенденции глобализации привели к тому, что в настоящее время культурно-развлекательная деятельность представлена не просто отдельными заведениями для нескольких видов развлечений, а целыми мегакомплексами, предоставляющими широкий спектр разнообразных услуг отдыха и развлечений - от всевозможных шоу, показов мод, выставок, просмотра кинофильмов, спортивных состязаний до разнообразных спортивных и оздоровительных мероприятий. В целом, можно утверждать, что отечественный рынок развлечений практически сформирован. Однако почти все сегменты еще не достигли пика своего развития, либо осваивают пока не занятые ниши. Ориентировочные сравнения сети культурно-развлекательных комплексов в России, странах Европы и США свидетельствуют, что даже по количественным показателям отставание России весьма значительно.
Список литературы
1. Белых А. Кино, вино и домино // Бизнес-журнал. - 2007. - №3. . Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры: Учебное пособие. - 3-е изд. испр. и доп. - М.: МГУКИ, 2003. . Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. Уч. пособие. Курс лекций. - M., 2005. . Мамбеков Е.Б. «Организация досуга» Дис. к.п.н. - СПб.: СПбТИК, 2001. . Милашевская Е.К., Прянишников М.Е., Савченко М.Р. Клубы / Под общ. ред. М.Р. Савченко.- М.: Стройиздат, 2000. . Набухотный А. Retailtainment - ключ к успеху торгового центра. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mall-expo.com/ru/public 7. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность. Словарь-справочник. - Омск, 2002. . Объединения культурно-просветительной и культурно-творческой направленности: Справочник - М. -Культура, 2001. . Сценарии и прогнозы. Интернет - лидер всемирной индустрии развлечений [Электронный ресурс]. - Режим доступа:://www.finam.ru/analysis/forecasts0082E/default.asp. . Шевченко А. Доходное место: Большая игра // Ведомости. - 2004. - №110 (28 июня). . Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность: методология, теория. - М., 2006. Введение
Актуальность темы исследования. В современной экономике России существованию и развитию индустрии развлечений всегда уделялось недостаточное внимание, в то время как в других странах этому вопросу отводилось много внимания. Поэтому на фоне возрастающей конкуренции, падения платежеспособного спроса населения, нестабильности внешней среды, характерных для современной России, условия существования и развития культурно-развлекательных комплексов, как и многих других предприятий, являются нестабильными, возрастает частота появления внезапных изменений, повышается общая непредсказуемость рыночного развития комплекса. В данной ситуации необходимо развитие новых форм и способов стимулирования инновационной деятельности, способствующих формированию развития культурно - развлекательных услуг. Современная наука предлагает узкий набор методик, позволяющих оценить стратегические возможности именно российского предприятия сферы индустрии развлечений, а также спрогнозировать влияние возможных предстоящих событий на его деятельность. Большинство научных работ в этой области основывается на технологиях, разработанных для крупных зарубежных развлекательных предприятиях, где вся информация для принятия решений четко структурирована, имеется достаточно данных для принятия стратегических решений. Руководители же большинства российских культурно-развлекательных предприятий вынуждены работать с неструктурированными массивами данных о состоянии рынка, стратегические решения принимаются в условиях отсутствия достоверной информации о состоянии внешней среды, возможности собственного предприятия иногда переоцениваются, что нередко приводит к печальным последствиям. В условиях роста конкурентной среды российские управленцы как никогда испытывают потребность в наличии инновационных технологий управления. Руководители большинства культурно-развлекательных комплексов на сегодняшний день принимают стратегические решения, опираясь только на свой собственный опыт и здравый смысл. Принимать адекватные изменяющимся условиям функционирования решения становится все труднее из-за растущей конкуренции, появления новых технологий в индустрии развлечений, постоянно усиливающихся требований со стороны контролирующих и регламентирующих деятельность органов и т.п. Предмет исследования - совокупность индустрии развлечений и отдыха, основанная на формировании эффективных механизмов развития культурно-развлекательных услуг. Объект исследования - современные виды и формы культурно-развлекательной деятельности. Цель данной работы состоит в рассмотрении культурно-развлекательных комплексов в современной экономике, а также в определении способов реализации инновационных проектов культурно-развлекательной деятельности. Достижение поставленной цели осуществлялось путем рассмотрения взаимосвязанных задач: рассмотрение основных видов и форм культурно-развлекательной деятельности; исследование теоретических основ организации культурно-развлекательных комплексов; изучение современных тенденций и особенностей культурно-развлекательной деятельности. Практическая значимость работы состоит в целесообразности применения ее положений и выводов при управлении современными предприятиями культурно-развлекательной деятельности.
Глава 1. Основные виды и формы культурно-развлекательной деятельности Клубные учреждения
Самым распространенным типом учреждений культуры остался клуб, который представляет собой полифункциональный комбинат, способный создать человеку разнообразные условия для развития и отдыха, оказать на него комплексное интеллектуальное и эмоциональное воздействие. Клубы прочно вошли в быт людей, особенно на селе, и стали необходимой частью общественной жизни. Они выступают как важнейшие центры общения людей. Клубные учреждения - обобщенное понятие. К ним относятся и маленькие клубы, и большие дома и дворцы культуры. Между клубом, Домом и Дворцом культуры нет принципиальной разницы. Их отличие - в возможностях, которыми они располагают, в объеме и масштабе работы. Несмотря на то, что на селе идет процесс деколлективизации, приватизации, разгосударствления, здесь сохранились в основном клубные учреждения. Это районный Дом культуры, сельский Дом культуры, сельский клуб. Районный Дом культуры, расположенный в районном административном центре, наряду с проведением широкой культурно-досуговой деятельности среди населения ведет большую работу по оказанию методической помощи всем учреждениям культуры, расположенным на территории района. Районный Дом культуры имеет свой самостоятельный бюджет, текущий и расчетный счета в банке. Он имеет два источника финансирования: из местного бюджета и из заработанных финансовых средств через спецсчет. Существуют еще клубы учебных заведений, дома офицеров, клубы воинских частей, дома актеров, писателей, архитекторов, учителей, медицинских работников и т.д. На предприятиях промышленности, строительства, транспорта, в совхозах, учреждениях, учебных заведениях пока еще действуют преимущественно профсоюзные клубы, дома и дворцы культуры. По своей подчиненности они подразделяются на три группы: клубы, дома и дворцы культуры, обслуживающие работающих одного предприятия, учреждения или учебного заведения и находящиеся в непосредственном подчинении ФЗМК. Единство целей и задач, стоящих перед клубными учреждениями независимо от их принадлежности, делает их универсальными учреждениями в организации досуга народа, значительно отличает их от других типов учреждений культуры. [2, с.59]
Парки культуры и отдыха
Парки культуры и отдыха создавались и создаются для оптимального использования природных условий в интересах укрепления здоровья, культурного развития трудящихся и организации их досуга на открытом воздухе. Первые парки были задуманы как универсальные комбинаты культуры и отдыха трудящихся, соединяя культурно-просветительный и физкультурно-оздоровительный виды деятельности. В самом названии «парки культуры и отдыха» отражена основная идея этого учреждения. Часть названия «парк» означает, что речь идет прежде всего о природном объекте. Слово «культура» указывает на просветительный, познавательный характер деятельности парка, и наконец, слово «отдых» указывает на то, что в парке предусмотрены возможности развлечений на аттракционах для эмоциональной разрядки и снятия утомления. В деятельности парков культуры и отдыха появилось много нового как по содержанию, так и по форме. На современном этапе в деятельности парков культуры и отдыха особенно возрастает значение экологической функции, его роли в формировании экологического сознания населения. Это явление связано с уже упоминавшейся тенденцией известного отрыва горожан от природы, ослабления контактов современных жителей городов с миром природы. Другая особенность деятельности современных парков культуры и отдыха состоит в том, что происходят изменения в содержании отдыха посетителей, поэтому возрастает значение рекреационной функции. Рекреационная функция связана сегодня с самоценностью отдыха в природном окружении, с тем, что в условиях природы человеку легче сменить привычную среду окружения, темпы и ритмы поведения, нормы его деятельности в сфере производства, быта, образования. Их деятельность опирается на платные основы, что дает возможность для самостоятельного хозяйственного развития.
Библиотеки
Это широко распространенный тип учреждений культуры, осуществляющих собирание книг и других печатных изданий, их специальную обработку, пропаганду и организующих массовую работу с читателями. По составу книжных фондов, методам их обработки, хранения и использования библиотеки подразделяются на две основные группы: массовые с универсальными книжными фондами и специальные с фондами книг по определенным видам научной, учебной, производственной деятельности. Наиболее распространенными видами государственных массовых библиотек являются сельские, районные, городские, областные, краевые, республиканские. Сельские библиотеки, помимо выдачи книг, организуют передвижные библиотеки, пункты выдачи книг на производственных объектах и книгоношество по домам. Районная библиотека находится в ведении отдела культуры. У нее есть отдел выдачи книг на дом (абонемент), читальный зал с подсобным книжным фондом, передвижной фонд и детское отделение (при отсутствии самостоятельной детской библиотеки). Наряду с обслуживанием литературой населения, местных учреждений и организаций, проведением широкой массовой работы районная библиотека помогает отделу культуры в руководстве библиотечными учреждениями, в координации их деятельности, составлении единых межведомственных планов библиотечного обслуживания населения с целью доведения книги до каждой семьи. Она организует справочно-библиографическую и консультационную работу, занятия для работников и общественного актива библиотек района. Областная (краевая) библиотека - хранилище произведений печати, научно-методический и библиографический центр. Ее типовую структуру составляют отделы: обслуживания (с секторами абонемента, читальных залов, межбиблиотечного абонемента), научно-методический и библиографический, фондов и каталогов (с секторами комплектования и книгохранения), спецхранения, административно-хозяйственный. Важнейшей задачей областной (краевой) библиотеки является разработка теоретических и методических вопросов библиотековедения и библиографии, осуществление научно-методического руководства всеми массовыми библиотеками и контроля за их работой. [3, с.25] Новый вид составляют хозрасчетные библиотеки, получившие в последние годы широкое развитие. Они создаются в местах, где нет поблизости государственных библиотек. Открываются такие библиотеки при наличии небольшого количества книг. Открытие платной библиотеки оформляется соответствующими документами. К специальным библиотекам относятся: библиотеки отраслевых академий, республиканских академий, библиотеки научных учреждений, научно-исследовательских институтов, театральные, музейные, музыкально-нотные, военно-технические, учебных заведений, научно-технические (технические), библиотеки промышленных предприятий. Они комплектуются специальной литературой соответственно профилю предприятия, учреждения.
Музеи
Важное место в культурной жизни обществ занимают музеи. Музеи не ограничиваются собиранием и экспонированием материальных и духовных ценностей. Они ведут также большую культурно-просветительную работу. Организуют чтение лекций, проведение экскурсий, устройство выставок, распространение специальной литературы не только в своих стенах, но и на предприятиях. Многие музеи занимаются научно-исследовательской работой. Все музеи подразделяются на несколько видов в зависимости от их профиля: исторические, краеведческие, материальные, естественнонаучные, искусствоведческие, отраслевые и другие. Музеи составляют предмет национальной гордости нашего народа. Собранные в них экспонаты порой пользуются мировой известностью. Пока в тяжелом положении находятся народные музеи. Собранные в них экспонаты рассказывают о славной истории предприятий, трудовой и боевой славе производственных коллективов, многих поколений замечательных тружеников. Большой популярностью пользуются и народные картинные галереи. Следует назвать и существующие планетарии, являющиеся научно-просветительными учреждениями, ведущими большую работу по распространению основ астрономии, физики, географии.
Кинотеатры
Наиболее популярным типом учреждений культуры является кинотеатр. Кинотеатр - учреждение, предназначенное для осуществления показа кинофильмов населению. Кинотеатры бывают стационарные и передвижные. Основное помещение - зрительный зал, оснащен кинопроекционной аппаратурой, светоотражающим звукопрозрачным экраном, громкоговорителем. Совокупность технических средств, используемых в кинотеатре, отличает их друг от друга. Кинотеатры различают по величине экрана: широкоэкранный и обычный формат. Кинотеатры располагают портативной кинопроекционной установкой в основном для демонстрации узкопленочных (16 мм) кинофильмов. Кинотеатры проводят широкую культурно-досуговую деятельность: перед началом кинофильма организуются встречи с депутатами, концерты профессиональных и самодеятельных коллективов, лекции, беседы и т.д. В последнее время на базе кинотеатров стали организовываться киновидеоцентры, киносалоны. В стоимость билета в видеоцентрах входит набор безалкогольных напитков, мороженое и сладости.
Центры досуга
Термин «центр досуга» понимается неоднозначно. Официальные документы не дают достаточно полного представления о центре досуга. В приказе Министерства культуры Российской Федерации речь идет о залах игровых автоматов и аттракционных комплексах на электронной основе, которые предполагается разместить в парках культуры и отдыха, других местах массового отдыха. Такие залы должны стать органичным элементом культурной среды обслуживания населения, вписаться в её структуру. Центр досуга на современном этапе представляется как качественно новый уровень в развитии социально-культурной деятельности населения, оставаясь близким к такому типу учреждений, как клуб. Главной задачей центров досуга является создание оптимальных условий для массового, группового, семейного и индивидуального развития творческих способностей, общения, отдыха, развлечений, восстановления духовных и физических сил на основе изучения культурных запросов и интересов различных категорий населения. Перед центрами досуга ставится задача возможно более широкого предоставления населению платных культурно-оздоровительных услуг, пользующихся наибольшим спросом. Предполагается, что эти типы учреждений культуры смогут сосредоточить в одном здании полный комплекс услуг, включая организацию массового активного отдыха, развлечений, способствующих восстановлению физических и духовных сил человека. [5, с.103] Теоретическое образование и практическая деятельность по созданию центров досуга являются отражением современной концепции досуга, принципы организации которого во все большей степени ориентируются на удовлетворение разнообразных потребностей различных слоев населения на платной основе. В отличие от других учреждений культуры, которые выполняют более узкие задачи по организации досуга, центры предназначаются для многопрофильного обслуживания населения. Организаторы досуга постоянно используют в своей работе разнообразные способы влияния на содержание и форму развлечений путем перестройки окружающей человека среды. В психологическом плане эти методы основаны на простом и безусловно верном положении: поведение человека на досуге очень часто определяется характером окружающих нас материальных объектов. Центры досуга стали предоставлять населению высококачественные платные услуги - в том числе культурно-оздоровительного плана, которые пользуются наибольшим спросом и популярностью у самых разных слоев населения. Согласно временному положению центры досуга выполняют следующие функции: развлечения, стимулирования творческой активности, досугового общения, обучения досуговым навыкам, физкультурно-оздоровительную, информационно-методическую и другие. Чтобы выполнить эти функции, центр досуга должен располагаться в здании или комплексе зданий и сооружений, оснащенных необходимым оборудованием. В основу организации центров досуга положено три принципа: коллективного самоуправления, полной самоокупаемости и индивидуального членства. Население участвует в создании центра досуга, а затем принимает участие в его работе на основе широкой самостоятельности и индивидуального членства. Сейчас идет интенсивный поиск создания архитектурных проектов центров досуга. Центр досуга действует на основе устава, утвержденного вышестоящим органом, а управление осуществляет директор на основе единоначалия. Директор назначается и освобождается от должности вышестоящим органом, он организует всю работу центра и несет ответственность за его деятельность. Обязанности художественного руководителя, главного инженера, главного художника, главного механика устанавливаются директором. Художественно-технический совет выполняет роль совещательного органа.
Культурные компле |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.173.197 (0.013 с.) |