Упражнения на развитие мышления, воображения, внимания, памяти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения на развитие мышления, воображения, внимания, памяти



Творческая работа

Упражнения на развитие мышления, воображения, внимания, памяти

 

 

Исполнитель:

Кузнецова Е. П.,

Хайретдинова О.Ф.

студентки 3 «Р» группы

Руководитель:

Якимова А.В.

 

Камышлов,2009


Содержание

 

Упражнения на развитие мышления

Упражнения на развития воображения

Упражнения на развитие внимания

Упражнения на развитие памяти


Введение

 

Исключительно большую роль в жизни и деятельности человека играет его познавательная сфера, включающая в себя совокупность психических процессов: внимание, ощущение, восприятие, память, представление, мышление, речь, воображение. Эти процессы выступают своеобразными инструментами познавательной, а также и других видов деятельности, обслуживая их и обеспечивая их эффективность. Основная функция этих процессов – познавательно – аналитическая.

В этой работе представлены упражнения, направленные на развитие не всех познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания.


 

Упражнения, направленные на развитие мышления

Загадки

Загадки помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки и сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума, сообразительность, способность находить оригинальные решения. Можно предложить детям и самостоятельно составить загадки о каких – либо известных предметах.

 

Гуляю по свету,

Жду ответа,

Найдёшь ответ-

Меня и нет. (Загадка)

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк. (Собака)

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)

Не море, не земля,

Корабли не плавают,

А ходить нельзя. (Болото)

Сидит на окошке кошка,

Хвост как у кошки,

Лапы как у кошки,

Усы как у кошки,

А не кошка. (Кот)

Два гуся – впереди одного гуся,

Два гуся – позади одного гуся,

И один гусь – посередине.

Сколько всего гусей? (Три)

У семерых братьев по одной сестрице.

Много ли всех? (Восемь)

 

Составление предложений

Эта игра развивает способность быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.

Берутся наугад три слова, не связанные по смыслу, например, «озеро», «карандаш», «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными ("Медведь упустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами, и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).

Исключение лишнего

Берутся любые три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Надо составить только те слова, которые обозначают в чём – то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное – больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих исключённому, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашивающимися (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.

Эта игра развивает способность не только устанавливать неожиданные связи между разрозненными явлениями, но легко переходить от одних связей к другим, не зацикливаясь на них. Игра учит также одновременно удержанию в поле мышления сразу несколько предметов, и сравнивать их между собой. Немаловажно, что игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним – единственным «правильным» решением, а надо искать целое их множество.

Поиск аналогов

Называется какой – либо предмет или явление, например, «вертолёт». Необходимо выписать как можно больше его аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учётом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, в данном случае могут быть названы «птица», «бабочка», (летают и садятся); «автобус», «поезд» (транспортные средства); «штопор (важные детали вращаются) и другое. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.

Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать в отдельности с каждым из них, формирует способность классифицировать явления по их признакам.

Способы применения предмета

Называется какой – либо хорошо известный предмет, например, «книга». Надо назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как подготовку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д. Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предмета. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предмета. Эта игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете неожиданные возможности.


Незаконченные фигуры

Детям раздаются листы бумаги с нарисованными на них фигурками (кругами, квадратами, треугольниками, разными ломаными линиями и т. д.). У каждого ребёнка наборы фигурок должны быть одинаковыми. Дети должны за 5 – 10 минут пририсовать к фигуркам всё, что угодно так, чтобы получились предметные изображения. Когда ребёнок сдаёт листочек, экспериментатор обязательно спрашивает, как можно назвать каждый из восьми рисунков и подписывает под каждой картинкой её название.

Завершение рассказа

Детям предлагается начало, какого – либо рассказа. Например: «Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись…».

Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа. Время работы – 10 минут.

Рассказ можно оценить по следующим критериям:

- законченность рассказа;

- яркость и оригинальность образов;

- необычность поворота и сюжета;

- неожиданность концовки.

Игра «Муха»

Эта игра также направлена на развитие концентрации внимания. Для её проведения потребуются листы бумаги с расчерченным девятиклеточным игровым полем 3 x 3, фишки (фишками могут быть пуговицы, монетки, камешки и т.д.).

Игра проводится в течение 5- 10 мин. 2- 3 раза в неделю в течение 1- 2 месяцев.

Играть могут дети 7- 17 лет.

Задания выполняются в парах. Каждой паре играющих даётся по листу с расчерченным игровым полем и по одной фишке

Инструкция к заданию звучит следующим образом: «Посмотрите на лист бумаги с расчерченными клетками. Это игровое поле. А вот эта фишка- «муха». «Муха» села на середину листа в среднюю клетку. Отсюда она может двинуться в любую сторону. Но двигаться она можеттолько тогда, когда ей дают команды «вверх», «вниз», «влево», «вправо», отвернувшись от игрового поля. Один из вас, тот, кто сидит слева, отвернётся и, не глядя на поле. Будет подавать команды, другой- передвигать «муху». Нужно постараться продержать «муху» на поле в течение 5 мин. И не дать ей улететь. Затем партнёры меняются ролями. Если «муха улетит» раньше, значит, обмен ролями произойдёт раньше. Всё понятно?»

Усложнение игры идёт за счёт того, что играющие объединяются по трое. Двое по очереди подают команды, стараясь удержать «муху» на поле. Третий контролирует «полёт». Тот, кто раньше договоренного времени упустит «муху», уступает воё место контролёру. Если все укладываются в отведенное время, то ролями меняются по очереди.

Игра втроём занимает не больше 10 мин., т.е. по три минуты на каждого. Выигрывает тот, кто продержится в своей роли всё отведенное время.

«Перепутанные линии»

Это задание также ориентировано на развитие концентрации внимания у детей.

Для его проведения необходимы карточки размером 12 x 7, на которых нарисованы перепутанные линии одного цвета.

Игра проводится с детьми 6- 17 лет.

Время выполнения 3- 5 мин. Ежедневно в течение 3- 4 недель.

Занятие может быть организовано как индивидуальное или как групповое. Каждый ребёнок получает карточку.

Инструкция к заданию такова: «Посмотри на карточку. По краям карточки проведены вертикальные линии с нанесенными на них шкалами. Около каждой чёрточки стоит цифра. Эти цифры соединены перепутанными линиями (дорожками). В течение нескольких минут нужно только глазами без помощи рук найти дорожку («пройти» по ней), ведущую от одной цифры к другой: от единицы к единице, от двойки к двойке т т.д. Всё понятно?»

По мере овладения игрой предлагаются новые карточки с более запутанными линиями и соединяющими разные цифры: единицу с тройкой, двойку с семёркой т т.д. На обратной стороне карточки записывают ответы: пары соединяющихся цифр.

Норма выполнения за 3 мин. Нужно определить все 10 пар разных цифр, соединенных линиями.

Общими правилами проведения игры являются:

Доброжелательная атмосфера занятия. После окончания времени, отведенного на проведение игры, можно поговорить о том, кто сколько раз «сбился с дороги», «перешёл не на ту тропинку».

Детям 6 – 7 лет предлагается пройти только по 3 любым дорожкам в течение 5 мин. Если дети справляются с заданием, то можно предложить «пробежаться» по такому количеству дорожек, по каждому успеется за 5 мин. Ребятам 8- 10 лет предлагается «пройти» за 5 мин. 5- 7 дорожек или сколько успеется; 11- 17 лет- все 10 дорожек за 5 мин.

Карточки с более сложными линиями предлагаются после того, как все 10 пар цифр устанавливаются за 3 мин.

Обычно через 1,5 – 2 недели ежедневных занятий дети сами замечают, что им легче включаться в какую- либо интеллектуальную деятельность. Наступившее улучшение означает, что упражнение надо прекратить, а концентрация внимания стала устойчивой. Занятия необходимо ежедневно повторять ещё такой же период: 1, 5- 2 недели. Затем в течение ещё 3 недель проводить 2 занятия в неделю.

«Найди отличия»

Ребёнку даются две очень похожие картинки, различающихся определённым числом мелких деталей (например, рис. 18 а, б). Необходимо обнаружить имеющиеся различия – не менее двадцати).

«Путаница»

Ребёнку предлагаются рисунки, содержащие несколько наложенных одно на другое контурных изображений разных предметов, животных и др. (рис. 19 а, б, в, г). Необходимо как можно быстрее отыскать все замаскированные изображения.

 


Заячьи лапы

Летом дед пошёл на охоту в лес. Ему попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из ружья, но промахнулся. Заяц удрал.

Дед пошёл дальше. Но вдруг испугался: с одной стороны сильно тянуло дымом. Поднялся ветер. Дым густел. Его уже несло по лесу. Дым покрывал кусты. Стало трудно дышать. Дед понял, что начался лесной пожар, и огонь быстро идёт прямо на него. По словам деда, и поезд не мог бы уйти от такого огня.

Дед побежал по кочкам, дым выедал ему глаза. Огонь почти хватал его за плечи.

Вдруг из под ног деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

Дед обрадовался зайцу, как родному. Дед знал, что звери лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются. Они гибнут тогда, когда огонь их окружает.

Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так шибко!» Заяц вывел деда из огня.

Заяц и дед выбежали из леса к озеру. Оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и принёс домой. У зайца обгорели задние ноги и живот. Заяц страдал. Дед вылечил его и оставил у себя.

Это был тот самый зайчонок с рваным левым ухом. В которого стрелял дед на охоте.

После прочтения рассказа задаются вопросы. На первом занятии, если ребёнок испытывает какие- либо затруднения, вопросы могут задаваться экспериментатором или же сразу самим учеником.

Э.: О ком говорится в начале текста?

У.:О дедушке.

Э.: Что говорится о дедушке?

У.: Что он пошёл на охоту (и не попал в зайчонка).

Э.: О ком говорится дальше?

У.: О дедушке.

Э.: Что о нём говорится?

У.: Дедушка попал в лесной пожар.

Э.: Потом о ком говорится?

У.: О дедушке.

Э.: Что о нём говорится?

У.: Дедушку спас от пожара зайчонок.

Э.: О ком говорится в конце рассказа?

У.: О дедушке.

Э.: Что о нём говорится?

У.: Дедушка вылечил обгоревшего зайца.

Игра «Заметь и запомни»

Эта игра помогает развивать зрительную память, наблюдательность. Красочный ее пример род названием «игра Драгоценностей» описан в романе Р. Киплинга «Ким».

«Мальчик… кинулся в глубину лавки, откуда вернулся с медным подносом…

-Потише… потише,- ответил Ларган и, вынув из ящика стола полгорсти звякающих камешков, бросил их на поднос.

-Ну,- сказал мальчик, размахивая старой газетой, - смотри на них, сколько хочешь, незнакомец. Считай, а если нужно, так и пощупай. С меня хватит и одного взгляда, - он гордо повернулся спиной.

-Но в чём состоит игра?

-Когда ты пересчитаешь их, пощупаешь и убедишься в том, что запомнил все, я накрою их этой бумагой, а ты должен будешь описать их Ларгону - сахибу. Своё описание я сделаю письменно.

-О - а! – В груди Кима пробудился инстинкт соревнования. Он нагнулся над подносом. На нем было только пятнадцать камней. – Это легко, - промолвил он через минуту.

Мальчик закрыл бумагой мерцающие драгоценные камни и начал что- то царапать в туземной счетной книге.

-Под бумагой пять синих камней… один большой, один поменьше и три маленьких, - торопливо говорил Ким. – Четыре зелёных камня, один с дырочкой; один жёлтый камень, прозрачный, и один похож на трубочный чубук. Два красных камня и… и…я насчитал пятнадцать, но два позабыл. Нет! Подождите. Один был из слоновой кости, маленький и коричневый; и…и…сейчас…

-Раз… два…- Ларган – Сахиб сосчитал до десяти. Ким покачал головой.

-Слушай теперь, что я разглядел! – воскликнул мальчик, трясясь от смеха. – В – первых, там два сапфира с изъяном, один в две рати (единица веса) и один в четыре, насколько я могу судить. Сапфир в две рати обколот с краю. Одна туркестанская бирюза, простая, с чёрными жилками, и две с надписями.- на одной имя бога золотом, а другая треснула поперёк, потому что она вынута из старого перстня и надпись на ней прочесть не могу. Значит, всего у нас пять синих камней. Четыре повреждённых изумруда, причём один просверлён в двух местах, а один слегка покрыт резьбой…

-Их вес? – бесстрастно спросил Ларган - сахиб.

-Три, пять, пять и четыре рати, насколько я могу судить. Кусок старого зеленоватого янтаря для трубок и граненый топаз из Европы. Бирманский рубин в две рати без порока и бледный рубин с пороком в две рати. Кусок слоновой кости, выточенный в виде крысы, сосущей яйцо, китайской работы и, наконец,…а - ха! Хрустальный шарик величиной с боб, прикреплённый к золотому листику.

Он закончил и захлопал в ладоши.

-Ха! Он знал, как называются камни,- сказал Ким краснея. – Попробуем снова! На обыкновенных вещах, которые мы оба знаем.

Они опять завалили поднос всякой всячиной. Собранной в лавке и даже в кухне, и мальчик всякий раз выигрывал к немалому удивлению Кима».

Таким образом, игра состоит в следующем: на столе выкладывают 7- 10 различных предметов и прикрывают их, например, газетой. Затем, приоткрыв примерно на 10 сек., снова закрывают и предлагают ребёнку их перечислить.

Эта игра может иметь множество вариантов (Е. И. Кикоин, 1993, с. 36):

Приоткрыть те же предметы на 8- 10 сек., спросить, в какой последовательности они лежат.

Поменяв местами, 2 каких- либо предмета, показать, снова все предметы на 10 сек. предложить ребёнку определить какие два предмета переложены.

Попросить ребёнка, не глядя больше на предметы, сказать какого цвета каждый из них.

Положив один на другой 8 предметов, предложить ребёнку перечислить их подряд снизу вверх, а затем сверху вниз (рассматривать 20 сек).

Разместить 5- 6 предметов в разных положениях- перевернуть, поставив на бок, положить друг к другу, один на другой и т.д. Ребёнок должен сказать, в каком положении находится каждый предмет (показывать 20 сек).


 

Список литературы

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1995.

2. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М., 1986.

3. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся// Вопросы психологии. – 1990, № 6. – С.86 -82.

4. Мальцева К.П. План текста как смысловая опора запоминания у младших школьников// Вопросы психологии памяти. – М., 1958. – С.87 – 109.

5. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы/ Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1995.

6. Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников// Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. – Петрозаводск, 1992. – С.146 – 179.

Творческая работа

Упражнения на развитие мышления, воображения, внимания, памяти

 

 

Исполнитель:

Кузнецова Е. П.,

Хайретдинова О.Ф.

студентки 3 «Р» группы

Руководитель:

Якимова А.В.

 

Камышлов,2009


Содержание

 

Упражнения на развитие мышления

Упражнения на развития воображения

Упражнения на развитие внимания

Упражнения на развитие памяти


Введение

 

Исключительно большую роль в жизни и деятельности человека играет его познавательная сфера, включающая в себя совокупность психических процессов: внимание, ощущение, восприятие, память, представление, мышление, речь, воображение. Эти процессы выступают своеобразными инструментами познавательной, а также и других видов деятельности, обслуживая их и обеспечивая их эффективность. Основная функция этих процессов – познавательно – аналитическая.

В этой работе представлены упражнения, направленные на развитие не всех познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.179.119 (0.056 с.)