Проблема синтеза искусств в русском барокко середины 18 века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема синтеза искусств в русском барокко середины 18 века



интерьер художественный барокко усадебный

Россия в середине XVIII века стала одной из самых развитых европейских стран. Все это обуславливало торжественно-декоративный облик дворцов и храмов - основных типов монументальных зданий в России в этот период. К самым выдающимся архитекторам того времени относятся воспитанники И.K. Kоробова - С.И. Чевакинский и Д.В. Ухтомский. Крупнейшим архитектором середины XVIII века является Ф.Б. Pасстрелли.

В середине XVIII века стиль барокко в России имел ярко выраженные самобытные особенности благодаря преемственности декоративных композиционных приемов русского зодчества начала XVIII века. Нельзя не подчеркнуть специфическую национальную особенность архитектуры барокко в середине XVIII века - полихромия фасадов, стены которых окрашены в синие, красные, желтые и зеленые цвета. Дополнением к этому служат пучки колонны, пилястры, обрамленные окна. Характерной чертой архитектурных произведений является то, что группы зданий или корпусов зачастую формируют замкнутый архитектурный ансамбль, раскрывающийся лишь при проникновении внутрь его. В дворцовых и церковных помещениях наряду с лепным живописным убранством стен и потолков выполнялись многоцветные узорчатые полы из разных пород дерева. Плафонная живопись создает иллюзию бесконечности поднимающегося вверх зала, что подчеркивается парящими в небе фигурами разной соразмерности, четко отделяющими и разную отдаленность их от зрителя. Стены парадных помещений обрамлялись сложными профилированными позолоченными тягами. Интересны приемы планировки залов. Во дворцах они расположены по принципу, согласно которому двери проходных залов на общей оси, причем их ширина иллюзорно увеличивается. Императорские и усадебные дворцы создавались в единстве с садами и парками, которым присуще регулярная планировочная система с прямолинейными аллеями, подстриженной древесной растительностью и орнаментными цветниками. [6. c. 46]

В данном разделе особо следует отметить о творениях архитектора Растрелли Франческо Бартоломео (1700-1771 гг.), творчество которого достигло апогея в 1740-1750 гг. К основным произведениям относятся: ансамбль Смольного монастыря в Петербурге; дворцы в Курляндии (Латвия), в Рундаве и Митаве (Елгава); дворцы елизаветинских вельмож М.И. Воронцова и С.Г. Строганова в Петербурге; императорские дворцы - Зимний в столице, Большой (Екатерининский) в Царском Селе, Большой дворец в Петергофе. Все они характеризуют стиль барокко середине XVIII века в России. Но было бы ошибочным характеризовать стиль Растрелли в первую очередь по созданным им пышным дворцовым интерьерам. [4. c. 124]

Самым красивым зданием Дворцовой площади и одним из великолепнейших в Санкт-Петербурге является Зимний Дворец (иллюстр1-3). Сооружение производит впечатление не только своей красотой, но и площадью: дворец занимает 9 гектаров земли. Здание моложе самого Петербурга на 60 лет. Главный фасад Зимнего дворца выходит на Дворцовую площадь. Центральная часть главного фасада выдается вперед, что указывает на его особую значимость и создает гармоничную композицию всего сооружения. Белые колонны на нежно-зеленом фоне здания призваны придать всей постройке грацию и воздушность, свойственные архитектурному стилю барокко.

В 1754 году на левом берегу Невы возле Адмиралтейства по проекту Ф.Б. Растрелли началось строительство Зимнего дворца, который и сейчас является важнейшим сооружением и в панораме Невы, и в ансамбле главной в городе Дворцовой площади, современный облик которой сложился к середине XIX века.

Зимний дворец принадлежит к числу выдающихся памятников барокко. По словам зодчего, он сооружал его «для единой славы всероссийской». [1 c. 14]

Новое здание заменило дворцовый комплекс, в перестройке которого Растрелли тоже принимал участие. Создавая новый дворец, архитектор прежде всего исходил из того, что здание должно было стать доминантой центрального района столицы.

В архитектуре Зимнего дворца нашла развитие композиционная схема дома-блока, впервые примененная при строительстве Строгановского дворца. Четыре огромных угловых массивных объема, в которых размещались главные помещения (Тронный зал, театр, парадная лестница и церковь), соединяются корпусами-галереями (с анфиладой парадных залов во втором этаже), образуя в центре крестообразной формы парадный двор.

Дворец задуман и построен в виде замкнутого четырехугольника с обширным внутренним двором. Своим гигантским объемом и большей, чем у соседних зданий, высотой он доминирует над окружающим пространством. В громадном сооружении нет ни однообразия, ни монотонности. Бесчисленные белые колонны то собираются в группы, особенно живописные и выразительные на углах здания, то редеют и расступаются, открывая окна, обрамленные наличниками с львиными масками и головками амуров. Установленные на балюстраде кровли десятки декоративных ваз и статуй усиливают впечатление нарядности. Великолепны углы здания, окаймленные колоннами и пилястрами. [1 c. 16]

Фасады здания членятся на два горизонтальных пояса. Нижний состоит из цокольного и первого этажей, объединенных колоннами ионического ордера, над которыми помещается ярус колонн более пышного композитного ордера, чем подчеркивается большая значимость двух верхних этажей. Ритм колонн все время меняется: они то собираются пучками на углах, то равномерно членят стены, то в разном сочетании группируются, подчеркивая средние части ризалитов. Установленные на балюстраде крыши декоративные вазы и статуи усложняют силуэт здания. Первоначально они были выполнены из пудостского камня русскими мастерами. Существующие сейчас пустотелые статуи из штампованной меди изготовлены в 1892 году по моделям М.П. Попова. [15. cтр 94-95]

Важную роль в декоративном оформлении фасадов играют прихотливо изгибающиеся карнизы и разнообразные по форме наличники окон, которых во дворце около двух тысяч. Многочисленны варианты наличников, украшенных львиными масками, головами ангелов, причудливыми завитками, фронтончиками разного рисунка. Так как часть лепных работ производилась вручную, мастера-лепщики вносили что-то свое в трактовку каждого образца. Поэтому едва ли можно было найти два одинаковых оконных обрамления. Впечатление праздничности, создаваемое архитектурой величественного дворца, усиливается интенсивной окраской участков стен, свободных от декора, яркой белизной колонн и позолотой некоторых лепных деталей. [2 c. 67]

Понимая, что Зимний дворец, занимавший колоссальный участок, будет хорошо обозрим со всех сторон и с разных расстояний, Растрелли проектировал каждый его фасад с учетом конкретного окружения. [1 c. 24]

 

План Зимнего дворца

 

Северному фасаду, обращенному к Неве, придан спокойный, торжественный характер. Как и у стоявших когда-то рядом построек петровского времени, у дворца здесь нет сильных выступов. Издали он напоминает двухъярусную колоннаду. Равный ему по протяженности южный фасад, отделявшийся раньше от городской застройки обширным зеленым лугом, наоборот, сильно расчленен. В нем динамика пластических форм нарастает к центру, выделенному широким, богато декорированным ризалитом с тремя арками парадного въезда. Два боковых ризалита уступают ему по величине и не так сильно выдвинуты вперед. Западный и восточный фасады близки по композиции: они фланкированы мощными выступами - между ними размещались подъезды. [16 c. 176]

Как указывалось, парадный въезд во дворец был со стороны огромного луга. Проехав под арками, миновав парадный двор, именитые особы попадали под высокие своды той части дворца, которая обращена к Неве, и направлялись к роскошной Иорданской лестнице. Она и сейчас находится в северо-восточном корпусе. Ее торжественные марши вели к главной северной анфиладе, состоявшей из пяти просторных помещений, так называемых антикамер, из которых попадали в Большой тронный зал, находившийся в северо-западном ризалите.

В южном направлении от парадной лестницы протянулась другая цепь парадных залов - Большая анфилада, к которой с юго-востока примыкает церковь. Отделка ее, сохранившаяся до наших дней, мало чем отличалась от декора других залов дворца. Великолепный плафон был написан художником Ф. Фонтебассо, который создал и плафон парадной лестницы. Виртуозно исполненный, лепной, изящного рисунка легкий растительный орнамент, покрытый позолотой, украшает стены. В прошлом только наличие иконостаса указывало на назначение помещения. [1. стр. 18]

Примечательной особенностью дворцовых построек Растрелли является сочетание предельной декоративной насыщенности наружного и внутреннего убранства здания со строгой прямолинейностью плана и единством объемного целого. Несмотря на множественную дробность деталей, их изобилие, яркость расцветки, дворцовое здание не теряет монументальной простоты и реалистической цельности своих объемов. В этом - одно из глубоких отличий произведений русской архитектуры середины XVIII века от современных ей произведений архитектуры Западной Европы. В сооружениях Растрелли это различие выступает со всей резкостью. [11. c. 179]

Обозначая стиль Растрелли - стиль русской архитектуры 30-50-х годов XVIII века условным термином «русское барокко», следует поставить внятное ударение на первом слове. Указывая на формальную близость пластических приемов Растрелли и других русских зодчих, его современников, стилевой системе барокко, сложившейся и утвердившейся в течение более полутора веков в ряде стран Западной Европы, следует подчеркнуть в то же время национальную самостоятельность того стиля и его прямую преемственность от предшествующих этапов развития русского зодчества. [11. стр. 174]

Одной из характерных черт стиля Растрелли является трактовка им ордера и ордерной композиции. Особенно отчетливо эта трактовка проявилась в культовых зданиях. Плоские пилястровые членения Меншиковой башни - произведения архитектуры петровского времени - сменяются у Растрелли рельефными группами колонн, обрамляющих арочные пролеты ярусов колокольни. Колонны группируются в «пучки», создают впечатление сильной сочной пластики. Раскреповки карнизов образуют прерывистые, изобилующие выступами очертания каждого яруса. Ордер служит здесь уже не только средством членения, но прежде всего носителем пластических начал - рельефа и светотени. Он сообщает зданию то богатство контурных форм и профилей, которое составляет характерную особенность «растреллиевского» стиля. [5 c. 34]

Эти черты сказались и в таких работах Растрелли, как Андреевская церковь (иллюстр. 4-6), где ордерные формы не ограничиваются своей пластической ролью, но применяются и как объемные элементы, образуя почти самостоятельные башнеобразные построения в углах корпуса, (где они выполняют также роль контрфорсов) и в его боковых главах; в таких, как фасады Екатерининского и Зимнего дворцов, где ордер служит для создания мощного рельефа стены.

Пластическая, скульптурная трактовка архитектурной формы - характерная особенность творчества Растрелли.

Создавая сооружение как архитектурное целое, подчиненное законам и требованиям конструктивной логики и отвечающее определенному практическому назначению, зодчий создает художественный образ прежде всего средствами пластики, присущими архитектуре. Даже в самых крупных монументальных произведениях Растрелли, таких, как Екатерининский дворец или Смольный собор, на первый план выступает своеобразная «лепка» мощных архитектурных объемов и форм. Так, в фасадах Екатерининского дворца традиционные формы ордера приобретают особую пластичность. Еще более разительно выступает это пластическое начало в композиции собора Смольного монастыря (6-8). Четкие объемы собора как бы вылеплены, с исключительной силой подчеркнута пластика колонн, сгруппированных в пучки, пластическая объемность купола и угловых башен, скульптурная выразительность выступов, раскреповок, деталей. [3. стр. 275,277]

Но, не «стиль Растрелли» главенствовал в русской архитектуре середины XVIII столетия, а стиль, сложившийся в творчестве многих и многих мастеров, стиль, в котором нашли свое выражение характерные черты русской общественной жизни и культуры после петровского времени.

Сильнейшее влияние на содержание и направление архитектурно-строительной деятельности в середине XVIII века оказывало господствующее положение помещичье-дворянского класса в хозяйственной и политической жизни государства. Узкоклассовая, подчас узкосословная ограниченность не могла не сказаться на творчестве даже такого большого художника, как Растрелли. Эта ограниченность проявилась прежде всего и специфической «дворцовости» его произведений. «Дворцовость» зданий, Построенных Растрелли, заключалась не только в их дороговизне и нарочитой представительности, но и в самой архитектурной природе: уникальность замысла и его композиционной разработки, невозможность их сколько-нибудь широкого воспроизведения и применения в иных, не дворцовых условиях, сложность архитектурно-декоративных построений, изощренность рисунка, дробность деталей, множественность пластических средств, - все эти черты произведений Растрелли не только замыкают его искусство в узкий круг дворцового и культового строительства дворянской империи, но и суживают идейный диапазон его творчества, ограничивают силу его художественного воздействия. [6 c. 280]

Характерное для Растрелли противоречие между ясностью и четкостью пространственного замысла и чрезмерной усложненностью, подчас перегруженностью декоративного убора и деталей не всегда находит свое разрешение. Иногда дробная множественность деталей берет верх над четкостью общей композиции. В этих случаях сказывается своеобразная «боязнь простоты» - черта, характерная не только для Растрелли и его архитектурного стиля, но и для всего аристократического искусства позднего феодализма. В неспособности действовать до конца простыми сильными образами, ясными и четкими формами, в пристрастии к усложненным построениям, взаимно отрицающим мотивам и деталям, проявилась не только формальная изощренность этого искусства, но и его идейная ограниченность. [11 c75]

Эти отрицательные стороны творчества Растрелли, обусловленные той социальной почвой, на которой оно выросло, выступают особенно отчетливо при сопоставлении его стиля с тем стилем, который шел ему, на смену под знаменем классицизма. Новая школа - школа Баженова, Казакова, Старова, Воронихина, Захарова, утвердившаяся в борьбе со школой Растрелли, возникла и выросла в пределах той же дворянской культуры XVIII века, но на гораздо более широкой социальной основе. Отражая развитие русской культуры, русского просвещения, классицизм нес в себе идеи и образы, близкие более обширным кругам русского общества, и в этом была его историческая прогрессивность и сила. [11 c. 76]

Но развитие классицизма во второй половине XVIII века не означало «отмены» стиля предшествующего периода, а было его диалектическим преодолением. [14. стр. 35]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.14 (0.019 с.)