Выбор оптимального объема производства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выбор оптимального объема производства



Правила краткосрочного и долгосрочного равновесия фирмы

Существует два взаимосвязанных метода определения точки оптимума:

1. Метод совокупных издержек — совокупного дохода.

Совокупная прибыль фирмы максимизируется при таком объеме выпуска, когда разница между TR и TC будет максимально большой.

Прибыль =TR-TC = max

 

Рис. Определение точки оптимального производства

На рисунке оптимизирующий объем находится в точке, где касательная к кривой ТС имеет тот же наклон, что и кривая ТR. Функция прибыли находится путем вычитания ТС из ТR для каждого объема производства. Пик кривой совокупной прибыли (П) показывает объем выпуска, при котором прибыль максимальна в краткосрочном периоде.

Из анализа функции совокупной прибыли следует, что совокупная прибыль достигает своего максимума при объеме производства, при котором ее производная равна нулю, или

  dп/dQ=(п)`= 0.

Производная функции совокупной прибыли имеет строго определенный экономический смысл — это предельная прибыль.

Предельная прибыль (Mп) показывает прирост совокупной прибыли при изменении объема выработки на единицу.

 Если Мп>0, то функция совокупной прибыли растет, и дополнительное производство может увеличить совокупную прибыль.

 Если Мп<0, то функция совокупной прибыли уменьшается, и дополнительный выпуск сократит совокупную прибыль.

    И, наконец, если Мп=0, то значение совокупной прибыли максимально.

Из первого условия максимизации прибыли (Мп=0) вытекает второй метод.

2. Метод предельных издержек — предельного дохода.

  •   Мп=(п)`=dп/dQ,
  • (п)`=dTR/dQ-dTC/dQ.

А поскольку dTR/dQ=MR, а dTC/dQ=МС, то совокупная прибыль достигает своего наибольшего значения при таком объеме выпуска, при котором предельные издержки равны предельному доходу: MC=MR.

Если предельные издержки больше предельного дохода (МC>МR), то предприятие может увеличить прибыль за счет сокращения объема производства. Если предельные издержки меньше предельного дохода (МC<МR), то прибыль может быть увеличена за счет расширения производства, и лишь при МС=МR прибыль достигает своего максимального значения, т.е. устанавливается равновесие.

Данное равенство действует для любых рыночных структур, однако в условиях совершенной конкуренции оно несколько модифицируется.

Поскольку рыночная цена тождественна среднему и предельному доходам фирмы — совершенного конкурента, то равенство предельных издержек и предельных доходов трансформируется в равенство предельных издержек и цены: MC=P.

Подавляющее большинство реальных рынков – это рынки несовершенной конкуренции.
Критерием несовершенной конкуренции является понижение кривой спроса и цен, с ростом выпуска продукции фирмы. В условиях несоверш. конкуренции Q выпуска продукции влияет на уровень цен, т.е. продукцию можно раелизовать только снижая цену.
Существуют три типа рынков несовершенной конкуренции их обязательные черты это:
1. наличие значимой доли рынка у отдельных производителей;
2. неоднородность продукта;
3. несовершенность информации.
Все они способствуют отклонению рыночного равновесия от точки.
Особенности рынков:
1.рынок монополистической конкуренции – одна из форм несовершенной конкуренции. Сочетание элементов монополии и конкуренции определяется поведением фирм на этом рынке для обозначения которого экономисты не случайно используют название, включая оба эти термина. Ее отличительные признаки:
- Существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует в/зависимость и фактически невозможен тайный сговор;
- Продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и непохожими условиями их продажи;
- Эк. соперничество влечет за собой ценовую и неценовую конкуренцию;
- Вступление в отрасль является относительно легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в дол­говрем. периоде; тип продукта дифференцированный; неценовая конкуренция: значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.д.
Основные черты: дифференциация продукта; низкие барьеры (дифференциация продукта); малые размеры и многочисленность фирм; несовершенная информация.(страховые компании. консалтинговые компании…)
2.олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. В большинстве стран почти все отрасли тяжелой промышленности имеют такую структуру.(ЧТПЗ, ЧМЗ…) Для олигополии характерны:
- наличие нескольких фирм;
- тип продукта (стандартизированный или дифференцированный);
- контроль над ценой;
- наличие существенных препятствий при вступлении фирм в отрасль;
- неценовая конкуренция, особенно при дифференциации цен.
Основные черты: однородность или разновидность продукции, малочисленность и крупные размеры фирм, крупные барьеры (размер фирм), несовершенная информация (субъективный фактор).
Объем произв-ва: Qмонополии < Qолигополии < Qсоверш.конкуренции; аналогично с ценой и прибылью.
Разновидности олигополий:
- нескоординированная – фирма не вступает ни в какие контракты друг с другом.
- картель (сговор) – цены и объем устанавливаются на том уровне, который избрала бы монополия, а полученная прибыль делится между участниками картели.
- картелеподобная структура рынка («игра по правилам») – фирмы сознательно делают свое поведение понятным для конкурентов, чем облегчает достижение равновесие Курно, фирма получает олигополистическую прибыль.
3.монополия – наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. В условиях монополии потребителям противостоит единый производитель – гигант.(Газпром, РАОЕЭС, искусственные монополии, создаваемы на время, например под госзаказы) Хочет того или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста, согласится на его ценовые условия.
Черты монополии: уникальность продукции, единственная фирма гигант, непреодолимые барьеры, полная информация.
особанности монополии: - Единственный продавец (одна фирма или отрасль является единственным производителем данного продукта или единств. поставщиком услуги);
- Отсутствие близких продуктов-заменителей (с точки зрения покупателя это означает, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него, т.е. нет приемлемых альтернатив);
- Диктуемая цена (чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой); вступление в отрасль конкурентов заблокировано.
Предпосылки несовершенной конкуренции.
1) значительная доля рынка у отдельных производителей;
2) наличие барьеров проникновения в отрасль;
3) неоднородность продуктов;
4)несовершенство (неадекватность) рыночной информации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.206.169 (0.005 с.)