Действия против Венеции и Генуи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Действия против Венеции и Генуи.



Против Венеции. Завоевание Эгейских островов. За Венецией остались только Крит и Ионические о-ва.

Против Генуи. Завоевание Хиоса и Лесбоса. Главное – завоеваний крымских колоний (1475 – Кафа). Перенесению войны на Аппенинский п-ов помешала только смерть Фатиха.

Результаты. Появление Османской империи – важная политическая сила. Её неоднородность, т.к. включает в себя народы различных культур => объединена чисто политически (военная сила, бюрократия, мусульманство). Централизация. Конфискация части мюльков и вакуфных земель с целью превращения их в тимары. Дальше – рост завоеваний до середины XVI в., затем упадок и кризис (см. билет № 14).

 

 

10. Аграрные отношения в Османской империи во второй половине XV-начале XVI в.

1. Централизация. Мехмед II (1451-1481) - централизация благодаря военным успехам турок и полной их гегемонии в Малой Азии и на Балканах.

2. Канун-наме. Составлен свод законов османского феодального права – канун-наме. Иногда существенно расходились с догмами шариата. Постепенно из неофициальных они стали обязательными нормами. Окончательно оформлен режим условных держаний (тимары).

3. Тимары, зеаметы, хассы. Тимариоты, заимы. Сипахи. Тимары, зеаметы, хассы - условные земельные пожалования, выделяемые из гос-земель со 2/2 14 в. Отличаются размерами: тимары (3-20 тыс. акче, их владельцы - тимариоты), зеаметы (20-100 тыс. акче, владельцы - заимы), хассы (свыше 100 тыс. акче, только во временное владение высоким государственным чиновникам). Первые тимары были ненаследственными пожалованиями части завоеванных земель, за которые их владельцы (сипахи) должны были нести службу вместе с определенным количеством снаряженных ими людей. Помимо воинской службы, сипахи («люди меча») отвечали за поддержание порядка на местах и выполнение зависимым крестьянством повинностей пользу государства.

4. Мульки и вакуфные земли. Существовали земли в частном держании (мульки) и находившиеся в ведении мусульманского духовенства вакуфные земли. Большая часть мульков появилась в ходе завоевания Юго-Восточной Европы и анатолийских бейликов и принадлежала представителям крупных феодальных родов на Балканах и в Малой Азии.

5. Райаты. Зависимые крестьяне. Обладают довольно широкой свободой.

6. Подати. Сипахи имел право сбора поземельного налога в соответствии с величиной обрабатываемого надела (хараджа) и десятины (ушра). Также мельничный сбор, налог со скота, брачный залог, сбор за составление документа о наследственном пользовании землей (тапу), всевозможные штрафы. Плюс различные повинности: участие феодальном ополчении, сооружение и ремонт крепостей, дорог, мостов… С немусульман взимали также подушную подать – джизью – за предоставление права не служить. Господствовала продуктовая рента. Преобладала издольная система. Барщина была ограничена кодексом Фатиха семью днями в году. Имелась возможность откупа от нее. Земли - по наследству от отца к сыну.

7. Движение Мехмеда II против мульков и ряда «неистинных вакфов» было вызвано растущими расходами на армию и усиливающимися тенденциями среди феодалов. В итоге султан издал указ о конфискации части мульков и вакуфных земель с целью превращения их в тимары. Это нанесло удар по остаткам феодальной аристократии из малоазиатских бейликов. В то же время это ослабило формирующуюся феодальную верхушку, которую не устраивали условия служебного землевладения. Реформу удалось провести только опираясь на сипахов, что свидетельствует о силе сипахийства и о том, что именно тимар стал основной формой османского феодального землевладения. При Баязиде II (1481-1512) феодальная верхушка добилась восстановления существовавших до реформы мульков и вакфов. Дальше – волна восстаний на протяжении всего XVI в. и Джалялийская смута как её апогей (см. билет № 24).

 

24. Джелялийская смута в Анатолии: причины и последствия.

 

1. Прелюдия. В XVI - начале XVII в. в Османской империи идёт «антифеодальное движение». Часть его – джелялийская смута. Это серия восстаний, охвативших всю Анатолию вокруг рубежа XVI-XVII вв. Названа по имени вождя восстания в Токате 1519.

2. Хронология. 1592-1608.

1596 Восстание Кара Языджи и Дели Хасана.

1602 Смерть Кара Языджи.

1605 Казнь Дели Хасана.

1607 Восстание Календер-оглу.

1608 Бегство Календер-оглу в Иран.

3. География. Вся Анатолия, местами – Ирак, Сирия и др.

Причины смуты.

4.1. Чрезвычайные военные налоги, порча монеты, рост цен. Ирано-турецкие боевые действия требуют денег. Крестьяне-райяты разоряются и идут в город (там – взрывоопасная масса (левенды)) или в медресе (софты). Или разоряются и мутят на месте.

4.2. Военная мощь левендов. Порта, чтобы чем-нибудь занять левендов, формрирует из них отряды стрельцов – тюфенкчи. Постепенно превращаются в разбойников.

4.3. Отбор государством тимаров (зависимых землевладений) у сипахов (мелких феодалов). Отбирают по «пустяковым» поводам (напр., по обвинениюв дизертирстве, которого не было). Сипахи поэтому стремятся использовать волнение народа и вернуть земли. Руководят восстаниями.

4.4. Борьба бейлербеев и санджакбеев (наместников) непонятно за что. Видимо, за независимость. Тоже бузят, присоединяются к мятежу.

5. Ход смуты. Особая напряжёнка – 1596: 30 тыс. тимариотов лишены земли. Во главе – Абдулхалим по прозвищу Кара Языджи [1] и Дели Хасан. Сначала главный был Кара Языджи – играл в султана до 1602, когда купил ферму. Дели Хасан взял руководство. Объединился с другими вождями, взяли Токат и Кайсери. Порта пообещала сделать Дели Хасана пашой Боснии, и он сдался, но 1605 был казнён. На этом смута не закончилась. Затем – восстание Календер–оглу. 30 000 чел. 1607 взял Бурсу, 1608 прогнали в Иран. Мурад-паша – опытный военачальник на службе у порты. Всех подавил, действовал кроваво.

6. Последствия смуты. 1610 – «Указ о справедливости»: султанское правительство обращает внимание местных властей на тяжёлое положение райи и требует смягчения феодального гнёта и ограничения произвола ростовщиков.

 

14. Международные отношения Османской империи в XVI в.

 

Хронология.

1481-1520 Продолжение усиления Османского государства. Победа над мамлюками.

1481–1512 Баязид

1512-1520 Селим I

1520-1566 Сулейман I. Расцвет Османского государства. Влияние жены Роксоланы.

1566-1603 Ослабление и кризис Османского государства.

1566-1574 Селим II

1574-1595 Мурад III

1595-1603 Мехмед III

Завоевания. Апогей при Сулеймане Первом (1520-1566). В 1522 взят Родос, господство в Восточном Средиземноморье. Против испанцев и португальцев использовали магрибских корсаров с братьями Барбаросса во главе. Захватили всё африканское побережье Средиземного моря вплоть до Марокко. В Европе - борьба с Габсбургами, взятие Белграда, победа над венграми под Мохачем 1526 год. По договору 1547 года часть Венгрии за османами, также их вассалы - Трансильвания и Валахия. Это предел. Дальше главная цель - удержать свои владения.

Попытки удержать завоёванное. Основные враги - Австрия (и Священная Римская империя), Московское гос-во, Сефевиды, Испания и Португалия. Поэтому строительство Суэцкого канала (из Средиземья в Суэц), чтобы держать там больший флот. В Европе задача не допустить крупной коалиции. С начала 16 века появилась практика длительных диппредставительств европейских стран в Порте. Ищут союзников. 1536 год - союз с Францией против Габсбургов. 1569 год `капитуляции` для французов. Так назывался особенный льготный режим для торговцев из Франции. Они объявляли французов неподсудными шариату, обеспечивали им безопасность в Османских водах. 1580 - британская Левантийская торговая компания. Вывозят сырьё для мануфактур. Скоро получают равные с французами права. Начинается их конкуренция внутри Турции.

Отношения с Россией. Изначально связь только через Крымское ханство. 1495 - первое турецкое посольство (до Москвы не дошло), 1496 - первое наше (Михаил Плещеев). Темы - только торговые, никакой политики. Но в 1514 - требование Селима Первого вернуть казанского хана Абдул-Латифа в Казань. Лёд тронулся. Совсем трудно - после присоединения к России Казани, Астрахани и Кабардино-Балкарии. 1569 - попытались взять Астрахань. 60.000 человек, 100 галер. Хотели прорыть канал Дон - Волга. Не удалось. Не смогли даже переправить осадные орудия. Местное население Северного Кавказа и Поволжья выступило на стороне русских. Дальше дело не зашло, так как шла Ливонская война и следующие 100 лет столкновений не было.

Сепаратизм Балкан. Болгары, сербы и греки. Прежде всего против религиозного гнёта. Гайдуцкое движение. 1594 - восстание сербов в Банате, выступление Михая Храброго из Валахии. Расцвет гайдуков. Отряды Дели Марко и Баба Новака. 1598 год - Тырновское восстание. Но - Михай отступает и 1601 предательски убит. Основное движение загнулось, но зародилось национал-освободительное ещё и в южной Сербии, Далмации, Черногории, Герцоговине, Морее и Албании.

 

15. Система аграрных отношений в Японии в VIII-IX вв.

 

1. Основные формы землевладения. Государственная (надельная) и сёэн (вотчина).

2. Госнаделы. 702 - кодекс Тайхорё. Вся земля принадлежит государству. Каждый крестьянский двор получает землю в пользование в зависимости от количества людей (и налогов с них). Раз в 6 лет происходит перепись. Налоги - зерновые и предметами ремесла. Барщина около 100 дней в году. Аристократы получали земли из госнаделов. Ранговые наделы - на срок службы, жалованные - пожизненно, наделы за заслуги - на 2-3 поколения.

3. Сёэны. Растут в середине 8 века. Появились после осушения болот, вырубки лесов. Термин `тато`, огораживание, чаще всего заключается годичный договор на такую землю, иногда дольше.

4. Тенденции. Размываются границы. На госземлях крестьяне разоряются, часто местные губернаторы захватывают их земли. Кроме того, на крупных феодалов работать надёжней, он защитник и покровитель.

5. Политика. Император - тэнно (сын неба). Но чем дальше, тем его власть менее прочна. В результате переворота в 7 веке возвысился род Фудзивара. Сначала они обязали императора брать жену только из их рода (контроль), а с 9 века стали сначала регентами при малолетних императорах, а потом и канцлерами при взрослых (сэккан). Относительно централизировались, были в целом за госнадельную систему.

 

17. Японское общество в X-XIV вв. Мелкопоместное военно-служилое сословие самураев.

 

Экономика. В экономике главное - рост вотчин (сёэн). Барщина и использование собственных земель крестьян крупными феодалами, типа храмов. Часто - коммендация земли. Т.е. собственник земли препоручает её губернатору (для безопасности), а тот в свою очерель какому-то аристократу или самому императору. В принципе, что-то вроде вассалитета. Главное - неприкосновенность своего участка, для этого есть важная бумажка, `удостоверение учреждения`. В целом, соц-экономическая ситуация в 10 веке ухудшается. Коррупция, духовная деградация - отслеживается по источникам. Огромная проблема - беззакония губернаторов, которым никто не указ. Наиболее влиятельная аристократическая семья - Фудзивара.

Самурайство. Опора власти, дворяне. По учебнику 3 пути возникновения - соцдифференциация в крестьянской среде, наделение землёй домашних слуг в крупных аристократических домах (типа бенефиция, чтобы чувак сражался за своё добро, а не за зарплату), губернаторы (становились верхушкой самурайства, у них больше всех земли). Маленькие отряды - то, крупные - дан. Чаще всего это кровные родственники с кучкой слуг и вассалов. Два выделившихся дома - Минамото и Тайра. Победили Минамото в морской битве при Данноура 1185 год. (Знаменитое литературное произведение - Повесть о гибели дома Тайра). Частые мятежи и восстания - 936 г. Фудзивара на Кюсю, 938-946 гг. Тайра Масакадо. Цель одна - захват престола. Рассказы о битвах пелись слепыми скакзителями под домру.

Культура. Появляется театр Но, знаменитые `Записки у изголовья` и `Повесть о Гэндзи`. 13 век - распространение дзэн (монахи Эйсай и Дарума). Очень популярен. Идея просветления, возможность достичь божественного состояния, допускается трах, смех, дисциплина суровая, но идеи демократичные, становится ведущим течением в монашеском буддизме.

Самурайская литература. Прежде всего Бусидо (Путь воина). Идеи самопожертвования, службы хозяину, готовности принятия любых лишений, отказ от приятностей простой жизни (это важно, ведь многие самураи всего пару поколений назад были крестьянами). 3 составляющие - синто (синтоизм) из культа предков стало просто религией общеяпонского патриотизма, чань (дзэн) из Китая, искусство самоконтроля, выработки боевых навыков и настроя, самосовершенствование путём медитации, конфуцианство с его почитанием старших и полным подчинением властям (хозяину то бишь). Идея `истинного самурая`. Дошли до крайности - сэппоку самурая после смерти хозяина.

Политика. С 10 века повляется практика самоотречения императора и пострижения его в монахи. Развитие городов. Они бывают призамковые, портовые, почтовые (на дорогах), храмовые (при монастырях). Появились объединения ремесленников (дза), по сути цех. Были дза артистов и художников. При этом, до начала 13 века - товарообмен и плата тканями, только в 30 годы закупили золото в Китае для монет. К 14 веку стали пользоваться, коммутация ренты, резкое обнищание крестьян, дифференциация. Период инсэй (1068-1167). Постепенно накапливали свой земельный фонд экс-императоры (отрекшись, власть не теряли), выходили из под влияния Фудзивара, опирались на провинциальное самурайство. После победы Минамото над Тайра, первые учредили в Камакуре сёгунат (Камакурский 1192 - 1333). Двоевластие императора и сёгуна. Об особенностях сёгуната см. билет 36. Строгое управление, сёгунский поместный надзор (дзито). После смерти Минамото Ёримото была смута (1219-1222), боролись регент его малолетнего сына и император. Но все карты смешала монгольская угроза.

Монголы. Хубилай пришёл громить и требовать дани (1274-1281). Битвы с переменным успехом, но японцы отбились. Самое известное - гибель огромного монгольского флота от тайфуна, названного `камикадзэ` - божественный ветер. Итоги войны - мобилизация подкосила экономику, усиление диктатуры Ходзё (того самого регента Минамото).

Чё дальше. Это никому не нравится, борьба, императоры опять в пролёте, побеждает Асикага, крупный феодал, на его стороне и император Годайго. Захватили Киото, посадили другого импертора на трон, а Годайго бежал и некоторое время ещё сопротивлялся. Но главное сёгунат Асикага (он же Муромати) 1336-1568. Почти не осталось наследованных земель, всё занимают вотчины `жалованного типа`.

38. Япония в период междоусобных войн XV-XVI вв.

 

Хронология. СёгунатАсикага (1338 -1573).

Формирование независмых княжеств. 15 век - окончательно сформировались княжества. Князь теперь полновластный феодал на своей земле. Постепенно кодифицируется общинное право - сельские уставы. Важная тенденция строительства замков. В 1457 году заложен замок, из которого потом вырос Эдо (Токио). Рост торговли и появление городского самоуправления (старейшины). Губернаторы на местах борятся с объединившимися в лигу феодалами (богатыми самураями и младшими сыновьями знатных домов).

Политика сёгунов Асикага. Активная выгодная торговля с Китаем. Торговые миссии. Вывозят мечи, медь, серу, веера, ширмы. Ввозят ткани, шёлк, серебряные монеты. Ввели влиятетельную должность канре (зам.сёгун).

Начало разборок (1441). Сёгун Ёсинори отнял земли у губернатора Акамацу, тот подумал, да и убил его (1441 год). Особенно активен дом Хосокава.

Эпоха воюющих провинций (1467-1568). Воюют в основном вокруг Киото, порядком его разрушили, Асикага проиграли. Восстают целые провинции. Ямасиро в 1485 году. Торговля там высокоразвитая, в основном оптовая. Крестьяне действуют сходками, требуют конца разборок, вывода войск и возвращения земель владельцам. Уменьшили налоги, создали своё ополчение. Но с 1488 главные богатеи решили переметнуться к феодалам, произошёл раскол и к 1494 всех подавили. Также популярны движения за отмену всех долгов и религиозные `славен Амида-Будда`. Религиозная секта Икко (из провинции Микава).

Итоги. В итоге губернаторы и крестьяне ослабли так сильно, что власть оказалась у родовитых феодальных князей, отменивших всю вотчинность к чертям собачьим. Князья эти стали даймё.

Колонизаторы. 1543 приплыли португальцы, 1546 испанцы. Огнестрельное оружие и христианство. Контакты тесные, во многом ради удачной торговли князья принимают христианство (знаменитая миссия иезуита Франциска Ксавьера, кореша самого Игнация Лойолы). Новая тенденция к объедиению страны. Три богатыря Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси, Токугава Иэясу.

Объединение. Ода известен своей крутой антирелигиозностью (сжёг святыню на горе Хиэй - оплот религиозной оппозиции) и введением рисового налога. Чеканил монету,покупал огнестрельное оружие. Обложил налогами подконтрольные города (чуть ли не полЯпонии). В итоге на него попёрли части из своих же войск вместе с очередными восставшими. В 1582 он самоубился в киотском храме.

Тоётоми Хидэёси (1568). Опять рисовые налоги, лично подконтрольные ему Нагасаки, Осака, Киото. Второй раз прикрепил крестьян к земле. По новой переписи заставил земельных крестьян жить на месте, безземельным разрешил искать себе местечко. Указ 1588 года - охота за мечами, запрет крестьянам носить любое оружие. Установил трёхсословную структуру. Самураи, крестьяне, горожане. Постепенно сворачивается миссионерство (1587 год). Антихристианские указы. Личные купцы поставщики сёгуна - Кониси, Харада, Симай. В 1592ого вторглись в Корею и гнали ускоглазых до самого Сеула. Но - тяготы войны плохо сказались на экономике. После смерти Хидэёси началась реальная борьба за власть между его сыном и Токугава Иэясу. Последний из крупнейших всплесков.

 

40. Попытки объединения Японии во второй половине XVI-начале XVII в.

 

Три богатыря Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси, Токугава Иэясу.

Объединение. Ода Нобунага известен своей крутой антирелигиозностью (сжёг святыню на горе Хиэй - оплот религиозной оппозиции) и введением рисового налога. Чеканил монету,покупал огнестрельное оружие. Обложил налогами подконтрольные города (чуть ли не полЯпонии). В итоге на него попёрли части из своих же войск вместе с очередными восставшими. В 1582 он самоубился в киотском храме.

Тоётоми Хидэёси (1568). Опять рисовые налоги, лично подконтрольные ему Нагасаки, Осака, Киото. Второй раз прикрепил крестьян к земле. По новой переписи заставил земельных крестьян жить на месте, безземельным разрешил искать себе местечко. Указ 1588 года - охота за мечами, запрет крестьянам носить любое оружие. Установил трёхсословную структуру. Самураи, крестьяне, горожане. Постепенно сворачивается миссионерство (1587 год). Антихристианские указы. Личные купцы поставщики сёгуна - Кониси, Харада, Симай. В 1592ого вторглись в Корею и гнали ускоглазых до самого Сеула. Но - тяготы войны плохо сказались на экономике. После смерти Хидэёси началась реальная борьба за власть между его сыном и Токугава Иэясу. С 1603 – Токугава.

 

36. Япония под властью сегунов Токугава.

 

Хронология. 1603-1869.

Сёгунат. Военная форма правления сёгунат присуща исключительно Японии. `Сёгун` значит `великий воевода победитель варваров`, т.е титул сугубо военный. Его правительство называется бакуфу (букв. военная ставка). Состоит оно из даймё - крупных земельных собственников, феодалов. Император становится абсолютно дутой фигурой, его никто никогда не видит, бывает, о его смерти сообщают лет через 5 после неё самой.

Приход к власти Токугава. 1600 год – победа Иэясу Токугава в битве при Сэкигахара. Оппозиция сломлена, засела на 15 лет в Осаке, бурлит, но реальной опасности для власти уже не представляет. В 1615 году их окончательно зарыли.

Политика Иэясу Токугава. Столица в Эдо. Физическое уничтожение оппозиции. Передача земель в руки друзей и сподвижников. Всего около 200 княжеств, лояльнх центру, платят налоги рисом (если около 10.000 коку риса, то - княжество). Объявил самураев без хозяев `ронинами` то есть, по сути, бесправными маргиналами. Убил их около 100.000, но ещё 300.000 осталось висеть на государстве мёртвым грузом. Задача Иэясу - полная стабилизация. А за один только 17 век - больше 400 восстаний. Под предводительством разного рода самураев.

Христианское восстание в Симабара 1637. Более 30 тыс. христиан, крестьяне, во главе мятежные самураи, служившие сподвижникам Хидэёси. Жёстко подавлено (помогала голландская корабельная артиллерия). Христианство - вне закона, `топтание икон`. Именно после этого страна закрывается для всякого рода внешних контактов (прежде всего с Китаем). Порты закрыты. И так будет вплоть до середины 19 века. Жили и умирали, не подозревая о наличии всего остального мира.

Сословия. Строгая закрытая система, регламентирующая социальную жизнь. 4 сословия. Самураи, крестьяне, ремесленники, торговцы. Каждому своё. Особенно тяжело крестьянам (повинности) и самураям (живут на гос. счёт, чем дальше, тем более скромный, им запрещено заниматься чем-либо, кроме службы хозяину). Самураи составляют сёгунское войско, они вассалы мелких князьков.

Кризис. Замкнутость экономики, кастовость сословий (невозможность перехода), скорое отчуждение самураев от земли (прежняя бенефициальная система службы хуже контролировалась, самураи становятся придворными, они экономически бесполезны, лишние рты, многие из них в тайне подрабатывают (позор), войны есть, но местечковые). Всё это постепенно приведёт Японию к жестокому экномическому и социальному кризису, завершившемуся реставрацией монархии в 1869ом.

 

 

41. Возникновение ислама и образование общеарабского государства.

 

1. Прелюдия. Тесно связаны, поэтому в одном билете. Политическая власть распространяется через власть религиозную и на ней построена: бедуину легче признать власть Аллаха, чем вождя соседнего племени. Связь этатизации с религией. И всё же: каковы критерии государства? Начиная с политического признания (628)? Начиная с реформы Омара (638)?

2. География. Центр будщего гос-ва – в Аравии. Это периферия Сасанидской империи, задворки истории. 3 000 000 км2. Рек нет. Делится на 2 неравные части: Йемен и Хадрамаут (1/8 территории, но 1/2 населения) – муссоны, полный Ташкент => земледельческая civ, остальные 7/8 территории пригодны только для кочевого и полукочевого скотоводства, охоты. Хеджаз – З приморские территории, здесь города. Неджд – пустынная часть, здесь бедуины.

Хронология.

610 первые видения Мухаммеду

614 первая публичная проповедь

616-617 бойкот рода Хашимитов остальными Курайшитами

622, 24 сент. хиджра – переезд М. в Йасриб (Медину); начало мусульманского летоисчисления

624, 15 мар. победа М. при Бадре; рост авторитета

625, мар. поражение при Ухуде

627, мар. неудачный поход мекканцев на М.

628 хаджж М. Признание политической власти М. мекканцами

631 триумфальное шествие ислама по Аравии; хадж девятого года хиджры и новое откровение (ультиматум); присоединение Йемена; почти вся Аравия под мсульмананами

632 последний хаджж М., установление садаки и связанные с этим восстания

632, 8 июня смерть М.

4. Политический вакуум в Аравии к началу VII в., возвышение Мекки и связанные с этим предпосылки к образованию новой религии. Власть Сасанидских наместников и Византии в Аравии формальна => 80% территории (в осн Ц и С Аравия) – вне крупных политических образований => в начале VII в. – возвышение Мекки (на месте древнего святилища Каабы). Поломники => торговля – махровым цветом, господствующее племя курайшитов договаривается о крыше с бедуинами => всякое расслоение и разложение => старая уже не объясняет усложнившейся жизни, христианство слишком сложно для восприятия, хотя местами проникает (пророки).

5. Арабское язычество. Сведений мало. Центр – в Мекке (святилище Каабы, оракул, священный колодец Замзам, два холма с идолами, долина Мина и др.) => предпосылки к её развитию. Верховное божество – Аллах. Также почитаются триада женских божеств, небесные светила, земные объекты, духи (шайтаны), семейные и племенные идолы. Загробной жисти нету. Сложная система священных мест, посвящений и жертвоприношений.

6. Первые проповеди Мухаммеда. К 610 – 40 лет, сирота, курейшит из знатного рода Хашим, погонщик. Глюки. Их трактовка в духе христанства (знакомо). Отвращение к стяжательству и прочей грязи, связанной с цветущей торговлей. Против многобожия и идолопоклонничества. Страшный суд, воскрешение, воздаяние. К 614 – около 40 последователей, публичная проповедь. Последователей называют мусульманами («вручившими себя богу»). Гонения (Мухаммед против идолопоклонства, что грозит Мекке потерей поломников => упадком торговли) вплоть до переселения части мусульман в Эфиопию, хотя сам М. – в Мекке. В спорах вырабатывается догма.

7. Формирование ислама. Формируется постепенно. Ислам – «покорность» (Аллаху). Много христиано-иудейских заимствований, но главное отличие: не ждут мессию – всё уже сделано и записано в Коране («чтение»; 114 сур; дан Мухаммеду Джабраилом (Гавриилом) на небесах). Постепенно – рост агрессивности: ислам – единственно верное откровение, остальных давайте замочим или заставим платить джизью.

7.1. Догматы. Аллах единственен, вечен, не рождён, ему никто не равен. Сотворил мир на благо людей, но они нечестивы => посылает пророков (Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус, Мухаммед) для того, чтобы всех на пусть истинный, но никто не слушается => наказания (библейские + местные фольклорные).

7.2. Обряды. Молитва сначала 4 раза в день, потом 5. Ориентация сперва на Иерусалим, затем на Каабу. Праздничный день – пятница. Рамадан (в светлое время суток воздерживаться от еды и питья). Вино низя. Свинину низя.

7.3. Шариат. Исламское право. Законы формулируются в проповедях => имеют божественную природу. Кади – судья.

8. Борьба Курайшитов против Мухаммеда и Хашимитов. Хашимиты не в восторге от ислама, но своего не предали => огребают. 616-619 – бойкот Хашимитов со стороны Курайшитов.

9. Хиджра. М. активно ищет паству. Заинтересовал паломников из Йасриба (Медины): измучены междоусобицами арабских и иудейских племён => потенцальные адепты. Через год – предложение переехать в Йасриб, где все в восторге от М. 622, 24 сентября – собственно переезд вместе с другом Абу Бакром и приверженцами, т.е. хиджра. Начало мусульм. летоисчисления. Приехавшие с М. – мухаджиры. Местные мусульмане – ансары. Вскоре построена первая мечеть.

10. Политическая деятельность Мухаммеда. Началась после хиджры, т.к. в Йасрибе на него – большие надежды. Теперь основные противники М. – местные евреи (3 рода) и мекканцы.

11. Битва при Бадре. 15 марта 624. М. напал на мекканский караван, с меньшими силами его раздолбал => подтверждение правильности его учения + богатая добыча => рост авторитета.

12. Изгнание иудейского племени кайнука. Рост авторитета М. Предложил принять ислам, отказались, осадили, изгнали, разграбили.

13. Битва при Ухуде. Март 625. Ответный удар мекканцев по Йасрибу. Встретились севернее, у горы Ухуд. Опять мекканцев в 3 раза больше, снова М. чуть не победил, но подвела жадность: начали грабить лагерь, тут ударила конница, очнулся – гипс. Но автоитет не пострадал: виноваты неверные. На волне возмущения –

14. Изгнание иудейского племени ан-надир. Та же схема.

15. Неудачный поход мекканцев. Март 627. Собрали коалицию, 10 000. М. укрепил Йасриб рвом => конница отдыхает, на протяжении 2 недель – мелкие вялые стычки у этого рва. М. подговаривает взбунтоваться союзников мекканцев, те – последний, 3-й род евреев Йасриба. Мекканцам надоело, уехали. М. опять взялся за евреев.

16. Изгнание иудейского племени курайза. За переговоры с врагом. Мужчин казнили, женщин и детей – в рабство.

17. Первый хаджж Мухаммеда и признание его политической власти. 628. Мекканцы наложили в штаны, но М. с мирными намерениями, переговоры, договор о ненападении. Признание политчиеской власти М. => уже государство. В следующем году – ещё более грандиозный хаджж, рассылка пафосных писем византийскому императору и сасанидскому царю. На волне понта – захват Хайбара.

18. Захват Мухаммедом Мекки. Январь 630. Союзное курайшитам племя в дек. 629 атаковало Йасриб, нарушив тем самым перемирие => ответный визит. Мекканцы снова на очке. Ал-Аббас (дядя М.) и Абу Суфйан (глава курайшитов) принимают ислам. 12 января М. входит в Мекку. Незначительное сопротивление, крушение идолов, проповедь. Основной тезис – главное не родовитость, а благочестивость. Милостиво обошёлся с завоёванными. Присяга. С завоеванием Мекки М. наследует всю сложившуюся вокруг неё сеть связей, объединяющих Аравию.

19. Победа над племенами хавазин и сакиф. Январь 630, на СВ от Мекки. Опять их больше, но М. победил. Богатая добыча.

Неудачная осада Таифа.

Возвращение в Йасриб.

22. Захват Табука и первая джизья. Жители оазиса сохраняют свою веру в обмен на уплату джизьи – подушной подати для неверных. То же и с другими племенами С Аравии.

23. Активное распространение ислама в Аравии. 631. Много добровольцев. Новое откровение: кто не с нами, тот не с нами и об этом пожалеет.

24. Присоедниение Йемена. 631. Наджрана, затем Сана. К концу года – вся Аравия, кроме малой её части на СВ – под мусульманами.

25. Установление садаки. 632. Садака – благотворительный налог, уплачиваемый правоверным. Восстания.

26. Смерть Мухаммеда и наследники. 8 июня 632. Сразу отпадение всех союзников. Кто будет халифом? На момент смерти имамом (руководителем молитвы) был Абу Бакр – ставленник мухаджиров. Ансары: нечестно, давайте из нас выберем. На них плюнули, избрали Абу Бакра. Он лишь к 633 собрал государство М. в прежних границах.

 

 43. Арабские завоевания в V-VIII вв. Организация управления покоренными народами.

 

Арабские завоевания.

До Мухаммеда.

Мухаммед (622-632).

 

630, 12 января Взятие Мекки. С завоеванием Мекки М. наследует всю сложившуюся вокруг неё сеть связей, объединяющих Аравию.

630, январь Победа над племенами хавазин и сакиф (СВ от Мекки).

630 Захват Табука и первая джизья.

631 Присоедниение Йемена, Наджраны, затем Саны. К концу года – вся Аравия, кроме малой её части на СВ – под мусульманами.

632 Смерть Мухаммеда.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.164 с.)