Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности традиций народного зодчества в архитектуре сельского поселения↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Народное зодчество Беларуси отражает мировосприятие людей, которые жили здесь тысячелетиями. Это совместный, многовековой труд всех народов, населявших территорию нашей страны, строителей, работавших как в селах, так и в городах и замках. Но все же основы этого явления формировались и разрабатывались сельскими строителями. Именно белорусский крестьянин, перенявший у своего отца или деда навыки строительного ремесла, создал конструкции и формы, которые стали прообразами современных зданий практически любого функционального назначения, любых размеров и значимости. В разных регионах Беларуси строили по-разному, опираясь в основном на традиционные, характерные для каждой местности приемы. Своеобразие региональных особенностей определялось природно-климатическими, историческими и социально-экономическими условиями, в которых развивался тот или иной регион Беларуси. На территории Беларуси исследователи выделяют 6 историко-этнографических регионов, наиболее ярко проявившихся в конце ХІХ — начале ХХ в. 1. Северный (Поозерье) — территория Витебской области (кроме Дубровенского, Оршанского и Толочинского районов), а также часть северных районов Минской области. 2. Восточный (Поднепровье) – Дубровенский, Оршанский и Толочинский районы Витебской области, основная часть Могилевской области (без Глусского, Бобруйского и Осиповичского районов) и восточная (до Днепра) часть Гомельской области. 3. Северо-Западный (Понеманье) — в основном территория Гродненской области. 4. Восточное Полесье — остальная часть Гомельской области, западная окраина Брестской области и юго-западная окраина Минской области. 5. Западное Полесье — основная часть Брестской области (без Барановичского и Ляховичского районов). 6. Центральная Беларусь — территория в центре республики. В основном это Минская область, три района (Глусский, Бобруйский и Осиповичский) Могилевской области и Барановичский и Ляховичский районы Брестской области. Для Поозерья присущи хаотичная, но подчиняющаяся определенным закономерностям застройка деревень, использование замкнутых и асимметричных приемов в объемно-планировочных решениях усадеб и отдельных построек, что очень гармонично связывало архитектуру с природным окружением. Ощущается стремление объединить под одной крышей разные функции. Декоративные приемы скромные. На Поднепровье также использовали замкнутые планировочные схемы (усадьбы веночного типа), но в них большую роль играли симметричные приемы. Главный фасад дома отличался богатым декоративным убранством, в основе которого— резьба по дереву, как сквозная, так и накладная. Здесь строили самые большие на территории Беларуси гумна и ветряные мельницы (шатрового типа). В народной архитектуре Понеманья получили развитие линейные структуры (усадьбы погонного типа). В композиции усадьбы всегда выделялся главный элемент — жилой дом. Расширены ярусные композиции — колокольни, двухэтажные клети, коптильни, которые контрастно смотрятся на фоне протяженных объемов основной застройки. Для конструкций характерно рациональное использование древесины. Ветряные мельницы только козлового типа. Зодчество Восточного Полесья характеризуется чрезвычайным разнообразием композиционных приемов, богатством декоративного украшения жилого дома. Старинная плотничная декорация, в основе которой художественное осмысление роли конструктивных элементов, соединялась с новыми приемами пропильной резьбы. Только здесь известны дома с шатровой крышей. На Западном Полесье большое распространение получили светотеневые эффекты с помощью навесов, галерей. Широко известны столбовые конструкции и системы, основанные на использовании естественных особенностей древесины (сохи, плетеные стены и ограды, колотые дубовые бревна для стен — “дылі”). В образах зданий большое значение имеют форма и размеры крыши. Зодчество Центральной Беларуси формировалось на основе синтеза особенностей архитектуры соседних регионов и местных решений. Здесь чаще встречаются усадьбы, в которых здания строились отдельно, потому и объемная композиция получила широкое распространение. Здания воспринимались с разных сторон, отсюда и большее внимание ко всем фасадам, а не только к главному. Границы между регионами — обычно обширные территории, где встречаются местные образцы архитектуры и присущие соседним областям. Поэтому архитектура каждого региона, имея свои особенности, характеризуется и наличием общих черт. Например, на севере и востоке Беларуси строили бани, которые в других частях страны были редким явлением. Также только в этих регионах строили гумна с сушилками, где была печь. Только на Понеманье и Западном Полесье известны жилые дома с “подтенями” — галереей на главном фасаде. А вот такая обычная для территории Беларуси постройка, как погреб, почти неизвестна на Полесье. На Понеманье и Западном Полесье больше использовали легкие каркасные крыши, в то время как на Поозерье достаточно часто встречались и рубленые крыши “закотом”. На Понеманье стены рубили из брусьев “в чистый угол”, а на Поднепровье — чаще из бревен “с остатком”. Зодчество Поднепровья и Восточного Полесья выделяется богатством декоративных приемов, прежде всего разнообразием резьбы. Необходимо учитывать и то, что народная архитектура Беларуси развивалась в тесных контактах с архитектурой русского, литовского, украинского и польского народов. Когда на усадьбе проходили какие-либо строительные работы, то в них участвовали почти все члены семьи. Много вкладывалось усилий, реализовывались собственные задумки даже в том случае, когда приглашали профессионалов — плотников или столяров. Поэтому несмотря на все тяготы жизни, порой несправедливости общественного устройства, белорусы любили свои дома. Не случайна поговорка: “Свая хатка, як родная матка”, а также необычайно широкое использование в фольклоре уменьшительно-ласкательных слов: “хатачка, стаенька, хлявочкі, свяцёлачка, акеначка, акошачка, ганачак, вароцікі, вароцейкi, браманька” и др. Известно множество веселых загадок, связанных с домом и его оборудованием, с хозяйственными постройками, например о балках: “Валы ў хляве, а рогі на вуліцы”, или о кровати с подушками: “Чатыры нагі, а не звярушка, многа пер’я, а не птушка”, или о печи — главнейшем и всеми любимом элементе интерьера: “Кабыла бела ўсе дровы паела”. Яркая выразительность и точность употреблявшихся белорусами выражений, связанных с домом и усадьбой, свидетельствуют о том, что всегда было устойчивое понимание важности происходящего и для конкретных людей, и для общества. Не случайно многие, а может и самые главные, употребляемые белорусами приветствия и пожелания связаны с жилым домом: “Дзень добры ў хату”, “Здарова вам! Правіна ў хату, а крывіна ў лес”, ”Святы вечар таму, хто ў гэтым даму”. Однако следует заметить, что в Беларуси при всем уважительном отношении к людям, владевшим кроме навыков крестьянского труда еще и секретами какого-либо ремесла, плотникам (цеслярам) досталось больше всего шутливых поговорок и выражений: “Там цесля цесляваў, камару хатку збудаваў” (когда много трудов, а результат небольшой) или “Каб не клін і не мох, цесля бы здох” (с юмором об изобретательности и находчивости плотников). А все дело в том же — строительные работы были известны практически каждому крестьянину, хотя, безусловно, имелись и секреты профессионального мастерства, и выработанные каждым плотником свои, наиболее излюбленные приемы. Использование в устном народном творчестве образов архитектуры — свидетельство не только единства всех систем, образующих народную культуру, но и того, что произведения сельских строителей органично входили в духовную жизнь общества. Сельская архитектура Беларуси интересна удивительным сочетанием архаичных, восходящих к древнейшим периодам развития человечества конструктивных приемов с передовыми решениями. Внимания заслуживает еще и сейчас встречающийся в Слуцком, Стародорожском и Солигорском районах технический прием, относящийся к X–XII вв. и известный только по материалам археологических раскопок, когда продольный паз для более плотного соединения венцов вырубался в верхней части каждого бревна, а не в нижней, как это обычно делают. На Полесье и Понеманье можно найти еще и более древнее конструктивное решение— “на сохах”, когда частично тяжесть крыши передается на вкопанные по оси здания вертикальные стволы деревьев с естественным разветвлением вверху. Подобные решения применялись параллельно со стремительно развивавшимися каркасными конструкциями, в частности в крышах. К прогрессивным решениям может быть отнесен и отказ еще лет 500 назад от строительства домов “с подклетами”, то есть в два этажа, которые известны по архивным документам XVI в. Сегодня наметилась тенденция иного понимания одного из основных лозунгов прошедшей эпохи, достаточно односторонне ориентировавшего общество на преодоление различий между городом и деревней. Безусловно, требуют решения задачи повышения комфортности жизненной среды и расширения индустриальных методов строительства. Но оказалось, что не менее важно сохранить и достоинства сельского образа жизни. А они есть и заключены прежде всего в характере свободного творческого труда сельского жителя, в его неразрывной связи с природой, с заметно лучшей по сравнению с городом экологической ситуацией, в тесной связи с основами традиций духовной культуры народа и т.д. Поэтому и наблюдается в последние годы переход в массовом строительстве к наиболее небольшим жилым домам, присущим современному сельскому образу жизни. Они соответствуют складывающейся демографической ситуации, их проще строить, а в дальнейшем значительно легче, по сравнению с особняками в три этажа, пятью входами и активно изрезанными формами плана и объема, обслуживать в процессе эксплуатации. Это в полной мере соответствует одному из важнейших принципов народной архитектуры — рациональности. Крестьянин ничего лишнего не строил, хотя и предусматривал с помощью планировочных и конструктивных решений возможность развития в будущем. Надо учитывать, что народное зодчество сохранило свои основные черты в самодеятельном строительстве жилых и хозяйственных сооружений на селе и в периферийных районах городов. Региональные аспекты проявляются в принципах организации дворов усадеб, в использовании композиционных приемов и архитектурных форм. Поэтому сегодня народное зодчество — один из источников изучения истории народа и его культуры, творческого поиска средств создания среды, благоприятной для жизни, труда и отдыха. Приемы, с помощью которых народные мастера добивались неординарности и высокой художественной выразительности своих произведений, могут помочь проектировщикам найти дополнительные резервы в поиске оптимальных решений.
Малые Архитектурные формы К малым архитектурным формам относятся ограды, стенки, беседки, киоски, навесы, перголы, трельяжи скамьи, вазы, светильники и другие элементы. Малые архитектурные формы являются частью общего ансамбля. Они обычно придают ансамблю выразительность и разнообразие. С их помощью создаются удобство, уют и привлекательность территории.
Декоративные стенки при благоустройстве применяют в качестве ограждения площадок для отдыха и других участков, особенно в тех случаях, когда требуется изоляция от шума или защита от ветра и солнца.
Светильники - необходимый элемент благоустройства территории. Для местного освещения пешеходных путей озелененных участков отдыха используют средние и малые по высоте светильники в виде торшеров, зонтиков, грибков, цилиндров и тумб. Они обеспечивают локальное освещение не большого пространства. Высота их различна: от 0,4-0,6 до 2м. При установке светильников этого типа особое внимание уделяют их эстетическим качеству и цвету освещения.
Автомобильные дороги Автомобильные дороги играют особую роль в окружающей среде. Прежде всего они имеют пространственное значение, т. е. обладают физическими параметрами. которые характеризуют их как материальный объект, занимающий определенное пространство в окружающей среде. Однако дорога представляет собой не только конструктивную строительную систему, состоящую из земляного полотна проезжей части, ш> целый просгран- сі венный комплекс, включающий оборудование организации движения, защитные и искусственные сооружения, объекты сервиса и благоустройства, озеленение. Также коммуникационная природа автомобильной дороги заключается в том. что субъекту, едущему по дороге, непрерывно в пределах визуальной доступности с маршрута движения поступает информация об окружающей среде. Таким образом, пространственное значение автомобильных дорог в значительной степени расширяется и возникает понятие коммуннкационного коридора, т. е. самой дороги, ее непосредственного окружения, функционально связанного с ней (пространств, где размещаются знаки, сервис и т.д.), и в широком смысле – окружающего (видимого) пространства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.167.58 (0.013 с.) |