Итак: здесь мы учимся превращать свои наблюдения в звук. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Итак: здесь мы учимся превращать свои наблюдения в звук.



 

9. «РЕЛЬСЫ-ШПАЛЫ». Тренировочная игра

Гусли – потеха, а хуже ореха

Пословица

(т.е., не насытят – по словарю В.Даля)

 

Это известная детская игра – шуточный массаж. Обычно играют так: дети стоят в кругу и каждый выводит на спине того, кто стоит впереди, узоры, соответствующие тексту. В данном случае, вместо спины, дети касаются струн, каждый раз особым образом.

РЕЛЬСЫ, РЕЛЬСЫ, РЕЛЬСЫ, РЕЛЬСЫ – Первый и третий пальцы правой руки «едут» по нижней – первой и по третьей струнам, туда и обратно. (Если у вас на гуслях нижние струны витые, то звучание окрашивается характерным тембром: «вжик, вжик!»)

ШПАЛЫ, ШПАЛЫ, ШПАЛЫ, ШПАЛЫ – 1-й и 3-й пальцы правой руки одновременно щиплют те же струны – pizzicato, но с каждым словом поднимаясь все выше и выше.

ЕХАЛ, ЕХАЛ, ЕХАЛ, ЕХАЛ… – Правая рука рисует восходящие восьмерки приемом glissando, постепенно усиливая громкость от нижних струн к верхним.

ЕХАЛ ПОЕЗД ЗАПОЗДАЛЫЙ – Последняя, крупная восьмерка и glissando по всем струнам, с замедлением, как бы останавливая поезд.

ИЗ ПОСЛЕДНЕГО ВАГОНА  – Ущипнуть верхнюю струну.

ВДРУГ ПОСЫПАЛОСЬ ЗЕРНО – Медленное glissando большими пальцами обеих рук с фиксацией пальца на каждой следующей струне, постепенно разгоняясь.

ПРИШЛИ КУРЫ – ПОКЛЕВАЛИ – Руки делают движения, как бы стряхивая с себя воду: сначала в воздухе, потом задевая струны плоской стороной ноготков. При этом получается цокающий звук.

ПРИШЛИ ГУСИ – ПОЩИПАЛИ – Первым и вторым пальцами одновременно, сильно пощипать любые соседние струны, меняя руки.

ПРОШЕЛ КОТ – Кот мягко переступает по струнам вторым и третьим пальцами вниз по гамме. Шагая, палец соскальзывает со струны, опираясь на соседнюю струну (прием щипок с опорой – apoyando). В отличие от простого щипка, pizzicato, когда палец, подцепляя струну, устремляется вверх.

ПРОТОПАЛ СЛОН – Слон тяжело ступает 2-м, 3-м, 4-м и 5-м пальцами, по самой низкой струне. Каждый палец, замахиваясь, ударяет по струне, заканчивая движение тем же приемом apoyando, то есть щипком с опорой.

ПРИШЕЛ ДВОРНИК – ВСЕ ПОДМЕЛ! – G lissando по всем струнам, а затем глушение – медленное опускание руки на струны, начиная от локтя и кончая кончиками пальцев. Не забудьте послушать тишину!

В эту игру можно долго играть, меняя задачи по мере приобретения навыков. Сначала сменить правую руку на левую. Потом «рельсы» можно показывать другими пальцами: вторым и третьим, или третьим и четвертым; тогда «шпалы» исполняются приемом apoyando – оба пальца одновременно соскальзывают на соседние струны.

Итак, новые навыки:

 – двойной щипок (выщипывание двойных нот пальцами одной руки)

 – glissando восьмерками

 – apoyando разными пальцами, с замахом и без замаха

 – глушение.

Более лаконичная запись этой игры может выглядеть так:

РЕЛЬСЫ, РЕЛЬСЫ: D

ШПАЛЫ, ШПАЛЫ: J

 

ЕХАЛ ПОЕЗД ЗАПОЗДАЛЫЙ:

 

ИЗ ПОСЛЕДНЕГО ВАГОНА – Ущипнуть верхнюю струну.

ВДРУГ ПОСЫПАЛОСЬ ЗЕРНО:

ПРИШЛИ КУРЫ, ПОКЛЕВАЛИ – ноготки.

ПРИШЛИ ГУСИ, ПОЩИПАЛИ – двойные щипки.

ПРОШЕЛ КОТ – apoyando нисходящее.

ПРОТОПАЛ СЛОН – apoyando по нижней струне.

ПРИШЕЛ ДВОРНИК – ВСЕ ПОДМЕЛ! N

 

10. «КОШКА, КУКУШКА И КВАКУШКА». Тренировочная игра

Одна и та же терция исполняется разными приемами: протяжное «Мяу!» (простой щипок pizzicato); короткое «Ку-ку!» (щипок с глушением), резвое «Ква, ква!» (двойной щипок). Звуки соль и ми можно найти путем простого отсчета от первой, самой низкой струны: это будут восьмая и шестая струны. Нужный звук можно найти и по слуху, как раньше «ловили рыбку».

 

 

« Киска ». Мел. и сл. В.Калинникова


« Кукушка ». Мел. А.Аренского, сл. А.Плещеева

Щипок с глушением: подцепив струну соль, палец немедленно возвращается на эту же струну, прекращая звучание. Обозначаем такое глушение знаком staccato точкой.

 

« Квакушки ». Мел. Т.Рокитянской, сл. А.Горина

Эта песенка требует большей виртуозности.

Итак, здесь новостью является щипок с глушением. Такое короткое звучание на гуслях обозначается значком staccato (отрывисто), под или над нотой ставится точка. Кстати: глушить звук можно любым свободным пальцем, ладонью, ребром ладони, запястьем или всей рукой!

11. «ТЕРЕМОК». Озвучивание сказки. Творческая игра

Немому – речь, нагому – гулянье, голодному – гусельки

Пословица

Разумеется, все, что здесь предлагается, можно переделывать, перекладывать, переиначивать как угодно, на то это и творческая игра. Это просто пример, по которому вы сможете озвучить любую любимую вами сказку, или оформить спектакль!

СТОИТ В ПОЛЕ ТЕРЕМОК – Любые четыре звука, двумя руками одновременно, аккордом.

ОН НЕ НИЗОК (самый высокий звук) НЕ ВЫСОК (самый низкий звук).

ПРИБЕЖАЛА МЫШКА-НОРУШКА – Маленькие glissandoобеими руками попеременно, в неигровой части, за подставкой, где пищащие звуки.

ПОСТУЧАЛАСЬ И СПРАШИВАЕТ: – Постучать сбоку гуслей, можно в ритме имени героя.

– ТЕРЕМ, ТЕРЕМОК, КТО В ТЕРЕМЕ ЖИВЕТ?

НИКТО НЕ ОТВЕЧАЕТ Послушать тишину.

ЗАБЕЖАЛА МЫШКА В ТЕРЕМОК И СТАЛА В НЕМ ЖИТЬ – Тема мышки.

ПРИШЛА ЛЯГУШКА – Исполнять ломаные двойные щипки-форшлаги первым и третьим пальцами обеих рук, поочередно, струны произвольные.

 

ПОСТУЧАЛАСЬ И СПРАШИВАЕТ:

– ТЕРЕМ-ТЕРЕМОК, КТО В ТЕРЕМЕ ЖИВЕТ?

– Я – МЫШКА-НОРУШКА (тема мышки), А ТЫ КТО?

– Я – ЛЯГУШКА-КВАКУШКА – Тема лягушки.

– ИДИ КО МНЕ ЖИТЬ!

СТАЛИ ОНИ ЖИТЬ ВМЕСТЕ – Диалог мышки и лягушки.

ПРИБЕЖАЛ ЗАЯЦ – Исполнять коротенькие, частые glissando то левой, то правой рукой, на верхних струнах, в конце glissando вверх.

ПОСТУЧАЛСЯ И СПРАШИВАЕТ:

– ТЕРЕМ-ТЕРЕМОК, КТО В ТЕРЕМЕ ЖИВЕТ?

– Я – МЫШКА-НОРУШКА, Я – ЛЯГУШКА-КВАКУШКА (темы мышки и лягушки), А ТЫ КТО?

– А Я – ЗАЙЧИК-ПОБЕГАЙЧИК! – Тема зайки.

– ИДИ К НАМ ЖИТЬ!

СТАЛИ ОНИ ЖИТЬ ВМЕСТЕ. – Разговор трех тем.

ПРИШЛА ЛИСА – Исполнять любую мелодическую попевку щипком правой руки; левая чуть касается подушечками пальцев звучащих струн у подставки со стороны голосника, чуть приглушая, засурдинивая звук. При этом звучание приобретает матовую окраску.

ПОСТУЧАЛАСЬ И СПРАШИВАЕТ:

– ТЕРЕМ-ТЕРЕМОК, КТО В ТЕРЕМЕ ЖИВЕТ?

– Я – МЫШКА-НОРУШКА, Я – ЛЯГУШКА-КВАКУШКА, Я – ЗАЙЧИК-ПОБЕГАЙЧИК (темы мышки, лягушки и зайки), А ТЫ КТО?

– Я – ЛИСИЧКА-СЕСТРИЧКА! – Тема лисы.

– ИДИ К НАМ ЖИТЬ! – Разговор четырех тем.

ПРИХОДИТ ВОЛК – Заглушить левой ладошкой нижние струны и делать glissando вниз ногтем правой руки по заглушенным струнам; при этом получается лязгающий звук.

ПОСТУЧАЛСЯ И СПРАШИВАЕТ:

– ТЕРЕМ-ТЕРЕМОК, КТО В ТЕРЕМЕ ЖИВЕТ?

– Я – МЫШКА-НОРУШКА, Я – ЛЯГУШКА-КВАКУШКА, Я – ЗАЙЧИК-ПОБЕГАЙЧИК, Я – ЛИСИЧКА-СЕСТРИЧКА (четыре темы), А ТЫ КТО?

– А Я – ВОЛК-ЗУБАМИ-ЩЁЛК! – Тема волка.

– ИДИ К НАМ ЖИТЬ! – Разговор пяти тем.

ПРИХОДИТ МЕДВЕДЬ – Двойные щипки, после широких – более узкие, как будто косолапые следы.

ПОСТУЧАЛСЯ И СПРАШИВАЕТ:

– ТЕРЕМ-ТЕРЕМОК, КТО В ТЕРЕМЕ ЖИВЕТ?

– Я – МЫШКА-НОРУШКА, Я – ЛЯГУШКА-КВАКУШКА, Я – ЗАЙЧИК-ПОБЕГАЙЧИК, Я – ЛИСИЧКА-СЕСТРИЧКА, Я – ВОЛК-ЗУБАМИ-ЩЁЛК (пять тем), А ТЫ КТО?

– А Я – МЕДВЕДЬ КОСОЛАПЫЙ! – Тема медведя

– ИДИ К НАМ ЖИТЬ!

– Я БОЛЬШОЙ, А ТЕРЕМОК МАЛЕНЬКИЙ. Я НА КРЫШЕ БУДУ ЖИТЬ

СЕЛ НА ТЕРЕМОК И – РАЗДАВИЛ ЕГО! – Делать одновременное glissando, двумя руками в разных направлениях, за подставкой и по центру гуслей.

СТАЛИ ЗВЕРИ НОВЫЙ ТЕРЕМОК СТРОИТЬ. ПОСТРОИЛИ ОНИ ТЕРЕМОК ЛУЧШЕ ПРЕЖНЕГО.

Строительство нового теремка требует большой тщательности и внимания. Начинаем играть гамму все вместе, по знаку дирижера, с нижнего звука соль, от первой струны. Первый ученик остается на этом звуке, все остальные также по знаку дирижера берут звук ля, потом си. Второй ученик остается на звуке си. Все продолжают двигаться по гамме, третий ученик остается на звуке ре. Четвертый ученик остается на звуке соль. Все продолжают двигаться по гамме, останавливаясь на звуках соль мажорного трезвучия, пока не кончатся струны. Каждый должен хранить свою струну. После построения теремка, по знаку дирижера берем аккорд одновременно, каждый свою струну. Надо очень постараться, чтобы это получилось красиво, слитно и звучно, чтобы теремок был действительно лучше прежнего!

И СТАЛИ ОНИ В НЕМ ЖИТЬ-ПОЖИВАТЬ, ДА ДОБРА НАЖИВАТЬ!

Итак, новостью здесь являются:

– ломаный двойной щипок, т.е. форшлаг

– засурдиненный (приглушенный у подставки) звук

– импровизации – диалоги

 

У каждого ребенка может быть свой персонаж для озвучивания. Теремок также является персонажем сказки, но его можно изображать коллективно. После того, как озвучивание текста закончено, можно предложить детям озвучивать сказку только гуслями (без текста). Тогда звучание приобретет некую музыкальную форму, например рондо, где рефреном выступает тема теремка. А может быть, это форма темы с вариациями, где главная тема – теремок, который претерпевает разные жизненные ситуации. Не забывайте, что в подобных играх мы исподволь можем готовить ребенка к усвоению понятия музыкальной формы. При этом маленьким детям вовсе не обязательно заучивать эти понятия: когда придет время – они сами вспомнят об этом.

12. КОЛОКОЛА. Тренировочная ансамблевая игра

По поводу удачного строительства нового теремка можно устроить колокольный звон. Имитация колокольного звона на гуслях звучит необыкновенно красиво. По мере приобретения технических навыков мы будем неоднократно возвращаться к этому образу. В конце концов, можно будет устроить настоящие колокольные перезвоны! Берем бас, самый низкий звук соль, левой рукой простым щипком. Пристраиваем к нему уже знакомый нам двойной щипок на струнах си и ре. Получилось трезвучие! Теперь делимся на две группы. Одна берет трезвучие от струны соль. Слушаем его «звон». Затем другая группа отвечает трезвучием от струны ля. Слушаем новый «звон», пока не затухнут последние звуки.

Потом можно разделиться на четыре группы, чтобы делать «эхо». В этой игре учатся чувству ансамбля, умению слышать другого. Сначала «эхо» можно делать в той же октаве, потом отвечать октавой выше. В любом случае здесь уже нужно добиться красивого звучания, применяя различную динамику. Если учитель уже умелый гусляр, он может добавить к этому фону импровизацию «маленьких колокольчиков».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.19.251 (0.024 с.)