Глава 1. Характеристика качественного подхода в исследовании социальных проблем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Характеристика качественного подхода в исследовании социальных проблем



ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение.. 3

Глава 1. Характеристика качественного подхода в исследовании социальных проблем.. 7

1.1. Сущность, предпосылки появления и история развития качественного подхода. 7

1.2. Основные методы, применяемые в рамках качественного подхода. 15

Глава 2. Исследование политической активности молодежи на основе метода фокус – групп. 24

2.1. Политическая активность молодежи как объект исследования. 24

2.2. Методика исследования политической активности студентов в г. Волгодонске. 29

2.3. Результаты эмпирического исследования. 30

Заключение.. 37

Список литературы... 39

 

 


Введение

 

К середине 60-х гг.20 века в западной социологии использование "жестких" количественных методов достигло своего апогея. По некоторым подсчетам, до 90% публикаций в ведущих социологических журналах опирались на количественные методы анализа.

К сегодняшнему дню ситуация в мировой и в отечественной социологии изменилась.

Количественные методы были подвергнуты критике, прежде всего из методологических соображений. Социологи разочаровались в способности макросоциологических теорий должным образом объяснить "человеческую сущность" социальных явлений и процессов.

Для современной социологии настал период гуманизации, переориентации от рационального познания глобальных проблем к познанию и пониманию локальных сообщностей.

Актуальность исследования. Период радикальных социальных изменений, переживаемый современным российским обществом, остро поставил вопросы, связанные с осмыслением процессов, определяющих настоящее, будущее страны, поведенческие ориентации, ценностные предпочтения миллионов граждан. Немалая доля ожиданий и надежд населения связана с формированием новой системы общественных отношений, прежде всего отношений власти. Изучение политической активности граждан и в частности молодежи – одна из важных и актуальных проблем современности. В России в период трансформации экономической, политической и социальной сфер происходит переход к рыночной экономике, к демократизации общественной системы. Выборы политической власти определяют развитие общества, таким образом, абсентеизм молодежи приводит к постепенной деградации механизма формирования власти, необходимо изучить эти процессы, для того, чтобы предотвратить его полнейшее разрушение.

Поэтому особую актуальность приобретает обращение к молодежи, а в частности к студенчеству как к относительно автономной социальной группе. Студенчество - важный фактор в формировании общества и социального сознания. Роль студенчества противоречива: она конфликтна, так как студенчество является субъектом новой социальной деятельности, с другой стороны - студенчество может выступать и фактором стабильности, потому что импульсирует социальную солидарность и является референтной группой интеграции в обществе. [1]

Однако фиксирование и подробное описание структурных изменений, вызывающих трансформацию статусных позиций социальных групп, является необходимым, но недостаточным элементом социального анализа. Поэтому социоструктурный анализ статусных и политических позиций российской молодежи должен быть дополнен качественным анализом ее самосознания (с помощью качественных методов социологии), в котором выражено переживание кризисного состояния социума, и направлен на выявление субъектной позиции молодежи в обществе и политической сфере.

Степень разработанности проблемы. Развитие качественной социологии связывают с образованием Чикагской школы в 20-30-е гг.20 века - такими именами, как У. Томас и Ф, Знанецкнй, Р. Парк, Е. Бургес, Э. Богардус, П. Янг, К. Шоу и др. Метод объединения качественного и количественного подходов (триангуляция) рассматривался в работах Дензина и Лазарсфельда. Большой вклад внесли исследования повседневности А. Шюца (феноменологическая традиция), исследования П. Бергера, Т. Лукмана о субъективности социальной реальности, этнометодология Г. Гарфинкеля, опирающаяся на исследование смыслов (значения) поведения. Символический интеракционизм (Дж. Мид, Ю. Хабермас,X. Блюмер) привнес в качественную социологию представление о языке. Студенчество, как особая социальная группа, стала объектом исследования российской социологической мысли в эпоху зарождения социологии. Социологическая мысль в лице Л Я Рубина, М.И. Руткевич, А В. Харчева, С.Н. Иконниковой, Ж.Т. Тощенко, В.Т. Лисовского внесла немалый вклад в исследование социальной и политической позиций студенчества. Острота и масштабность проблем включения молодежи в современные изменения в России и целесообразность социологического анализа динамики ее социокультурных ориентаций нашли свое отражение у И.М. Ильинского, В.Т. Лисовского, В. И, Чупрова и др. [2]

Объект исследования: основные характеристики качественного подхода.

Предмет исследования: особенности использования качественного подхода для анализа микросоциологических процессов.

Цель исследования: на основе теории и практики социологических исследований выявить основные характеристики качественного подхода и особенности его использования для анализа микросоциологических процессов.

Задачи исследования:

1) рассмотреть предпосылки возникновения, историю развития и сущность качественного подхода;

2) выделить основные методы, применяемые в качественной парадигме;

3) рассмотреть феномен политической активности молодежи и явление абсентеизма в России, политические приоритеты и представления о России в мировом сообществе и подобрать комплекс методик для исследования данной проблемы в рамках качественного подхода;

4) провести социологическое исследование и представить его результаты.

Гипотеза. С помощью качественных методов исследования, а в частности метода фокус - групп возможно более глубокое изучение феномена политической активности молодежи и абсентеизма, который может привести к деформации формирования политической власти в России.

 


Заключение

 

С точки зрения методологии качественная или гуманистическая социология является по своей сути микросоциологией; исследователь концентрирует внимание на субъекте, агенте социального действия и обращается, прежде всего, к его личностному повседневному опыту и взаимодействиям с другими, выраженным в словах, высказываниях, рассказах о собственной жизни. Анализируя интерактивную информацию (слова, жесты, коммуникативные символы), социолог осмысливает и интерпретирует особые формы локального социального существования людей; он обобщает свои наблюдения и переводит их на язык научных терминов для теоретической интерпретации скрытого социального смысла или механизмов функционирования данного аспекта социальной реальности.

В том случае если необходимо изучить явление многоаспектно, с разных ракурсов используется триангуляция, т. е совмещение качественного и количественного подхода.

Качественный подход состоит из множества исследовательских методик, наиболее часто используемые: кейс-стади, этнографические исследования, устная история, история жизни, история семьи, grounded theory, метод фокус - групп, нарративные интервью. В нашем исследовании политической активности молодежи, явлений абсентеизма, политических приоритетов студенческой молодежи, выявления роли и места России в мировом сообществе использовался метод фокус – групп с применением дополнительных методик: свободные и направленные ассоциации, экспрессивный (психологический) рисунок, которые в совокупности позволили изучить данные явления с разных позиций, из данного исследования можно сделать вывод, что явление абсентеизма в молодежной среде возникает чаще всего в переходные периоды развития общества, когда обновляются жизненные ценности, появляются новые виды взаимоотношений в обществе, меняется политическая, экономическая, культурная и другие сферы общественной системы. Политические приоритеты напрямую зависят от правого и политического уровня самосознания граждан, от воздействия СМИ и агитационных компаний. Россия развивается быстрыми темпами, ожидается повышение уровня жизни, экономической, политической, культурной сфер общества, таким образом, у молодежи оптимистичные взгляды на перспективы развития России и на место, занимаемое ей в мировом сообществе.

Гипотеза, выдвинутая в исследовании подтвердилась. Без участия молодежи в политической жизни страны образуется искаженная картина формирования политической власти, необходимо выполнять основные обязательства, возложенные гражданским обществом на государственную власть, поддерживать молодежь в проявлении политической активности, с помощью целенаправленной агитации, через СМИ, пропагандировать патриотизм и чувство принадлежности к великой общности, образующей Россию.

 


Список литературы

 

1. Божков О.Б. Количественный и качественный анализ: органическое единство или автономия // Социс. - 2004. - № 9.

2. Берто Д. Полезность рассказов о жизни для реалистичной и значимой социологии: Материалы международного семинара. СПб, 1997. - с 17.

3. Белановский С.А. Метод фокус - групп. - М.: Магистр, 1996. - 272с.

4. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. - М.: "Аспект Пресс", 1994. - 277 с.

5. Большой юридический словарь. М.: Эксмо Пресс, 2005. -500 с.

6. Волков Ю.Г., Добреньков В.И. Социология молодежи. Ростов-на /Д.: Феникс, 2001. -571 с.

7. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Флинта, 2005. -384с.

8. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. - 2-е изд., исп. - М.: Университет, 2002. -296с.

9. Дмитриева Е.В. Метод фокус - групп: проблемы подготовки, проведения, анализа. // Социс. -1999. - № 8.

10. Ельмеев В. Я, Овсянников В.Г. Прикладная социология: очерки методологии. -2-е изд., исп. и доп. - СПб.: Изд-во С. - Петербургского государственного университета, 1999. - 296 с.

11. Култыгин В.П. Количественный и качественный анализ: органическое единство или автономия // Социс. -2004. -№ 9.

12. Лаба Л.Я. Способы интеграции качественных и количественных методов // Социс. - 2004. - № 2.

13. Мельникова О.Т. Фокус - группы: методы, методология, модерирование. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 320 с.

14. Мартынов Л.В. Социальная адаптация студенчества российского среднепромышленного города (нормативно - ценностный аспект): Автореф…канд. соц. наук. - Ростов - н/ Д, 1999. - 27 с.

15. Осипов Г.В. Социология. Основы общей теории. - М.: Норма, 2003. - 912 с.

16. Страусс А., Корбин Д. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники/ пер. с англ. и закл. ст. Васильевой Т.С. - М.: Ком Книга, 2007. - 256 с.

17. Савинская О.Б. Субъективность в качественном исследовании: новые подходы // Социс. - 2007. - №10.

18. Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. - М.: Аспект Пресс, 2001. -250 с.

19. Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности. - Саратов.: Знание, 1997. -230 с.

20. Ядов.В.А. Стратегия социологического исследования. - М.: Добросвет, 2003. - 596 с.

21. Фоломеева Т.В. Исследование читательских предпочтений методом фокус - групп. // Вест. Московского Ун-та, сер,14. Психология. - 1995. -№ 2.

 

 


[1] Мартынов  Л.В. Социальная адаптация студенчества российского среднепромышленного города (нормативно-ценностный аспект): Автореф. канд. соц. наук. Ростов- н /Д,1999.

[2] Чупров В. И., Зубок Ю.А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. М., 2001.

 

[3] Ядов. В. А. Стратегия социологического исследования. М., 2003.

[4] Ельмеев В.Я, Овсянников В.Г. Прикладная социология: очерки методологии. СПб.,1999.

[5] Ядов. В. А. Стратегия социологического исследования. М., 2003.

[6] Божков О.Б. Количественный и качественный анализ: органическое единство или автономия.// Социс, 2004, № 9,с 17.

[7]Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности. Саратов, 1997,стр. 194.

[8] Лаба Л.Я. Способы интеграции качественных и количественных методов// Социс 2004, № 2.

[9] Култыгин В.П. Количественный и качественный анализ: органическое единство или автономия // Социс 2004,№ 9.

[10] Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. М.,2005.

[11] Берто Д. Полезность рассказов о жизни для реалистичной и значимой социологии // Биографический метод в изуче­нии постсоциалистических обществ: материалы междунар. семинара. СПб., 1997. С.17.

[12] Савинская О.Б. Субъективность в качественном исследовании: новые подходы // Социс, 2007, №10.

[13] Мельникова О.Т. Фокус - группы: Методы, методология, модерирование. М., 2007.

[14] Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. М., 2005.

 

[15] Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М.,1994.

[16] Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. М., 2002

[17] Ядов. В. А. Стратегия социологического исследования. М., 2003.

[18] Дмитриева Е.В. Метод фокус - групп: проблемы подготовки, проведения, анализа. // Социс 1999, № 8,стр. 133.

[19] Мельникова О.Т. Фокус - группы: Методы, методология, модерирование. М.,2007.

[20] Белановский С.А. Метод фокус – групп. М.,1996., с 135.

[21] Дмитриева Е.В. Метод фокус - групп: проблемы подготовки, проведения, анализа. // Социс 1999, № 8.

[22] Осипов Г.В. Социология. Основы общей теории. М., 2003.

[23] Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. М.,2005.

[24] Страусс А., Корбин Д. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. М.,2007.

[25] Ядов. В. А. Стратегия социологического исследования. М., 2003.

 

[26] Волков Ю.Г., Добреньков В.И. Социология молодежи. Ростов - на /Дону.,2001.

[27] Там же.

[28] Волков Ю.Г., Добреньков В.И. Социология молодежи. Ростов - на /Дону.,2001.

[29] Там же.

[30] Волков Ю.Г., Добреньков В.И. Социология молодежи. Ростов - на /Дону.,2001.

[31] Большой юридический словарь. М.,2005.

[32] Там же.

[33] Фоломеева Т.В. Исследование читательских предпочтений методом фокус - групп.//Вест. Московского Ун-та, сер,14. Психология. -1995.-№ 2.

[34] Мельникова О.Т. Фокус - группы: Методы, методология, модерирование.М.,2007.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение.. 3

Глава 1. Характеристика качественного подхода в исследовании социальных проблем.. 7

1.1. Сущность, предпосылки появления и история развития качественного подхода. 7

1.2. Основные методы, применяемые в рамках качественного подхода. 15

Глава 2. Исследование политической активности молодежи на основе метода фокус – групп. 24

2.1. Политическая активность молодежи как объект исследования. 24

2.2. Методика исследования политической активности студентов в г. Волгодонске. 29

2.3. Результаты эмпирического исследования. 30

Заключение.. 37

Список литературы... 39

 

 


Введение

 

К середине 60-х гг.20 века в западной социологии использование "жестких" количественных методов достигло своего апогея. По некоторым подсчетам, до 90% публикаций в ведущих социологических журналах опирались на количественные методы анализа.

К сегодняшнему дню ситуация в мировой и в отечественной социологии изменилась.

Количественные методы были подвергнуты критике, прежде всего из методологических соображений. Социологи разочаровались в способности макросоциологических теорий должным образом объяснить "человеческую сущность" социальных явлений и процессов.

Для современной социологии настал период гуманизации, переориентации от рационального познания глобальных проблем к познанию и пониманию локальных сообщностей.

Актуальность исследования. Период радикальных социальных изменений, переживаемый современным российским обществом, остро поставил вопросы, связанные с осмыслением процессов, определяющих настоящее, будущее страны, поведенческие ориентации, ценностные предпочтения миллионов граждан. Немалая доля ожиданий и надежд населения связана с формированием новой системы общественных отношений, прежде всего отношений власти. Изучение политической активности граждан и в частности молодежи – одна из важных и актуальных проблем современности. В России в период трансформации экономической, политической и социальной сфер происходит переход к рыночной экономике, к демократизации общественной системы. Выборы политической власти определяют развитие общества, таким образом, абсентеизм молодежи приводит к постепенной деградации механизма формирования власти, необходимо изучить эти процессы, для того, чтобы предотвратить его полнейшее разрушение.

Поэтому особую актуальность приобретает обращение к молодежи, а в частности к студенчеству как к относительно автономной социальной группе. Студенчество - важный фактор в формировании общества и социального сознания. Роль студенчества противоречива: она конфликтна, так как студенчество является субъектом новой социальной деятельности, с другой стороны - студенчество может выступать и фактором стабильности, потому что импульсирует социальную солидарность и является референтной группой интеграции в обществе. [1]

Однако фиксирование и подробное описание структурных изменений, вызывающих трансформацию статусных позиций социальных групп, является необходимым, но недостаточным элементом социального анализа. Поэтому социоструктурный анализ статусных и политических позиций российской молодежи должен быть дополнен качественным анализом ее самосознания (с помощью качественных методов социологии), в котором выражено переживание кризисного состояния социума, и направлен на выявление субъектной позиции молодежи в обществе и политической сфере.

Степень разработанности проблемы. Развитие качественной социологии связывают с образованием Чикагской школы в 20-30-е гг.20 века - такими именами, как У. Томас и Ф, Знанецкнй, Р. Парк, Е. Бургес, Э. Богардус, П. Янг, К. Шоу и др. Метод объединения качественного и количественного подходов (триангуляция) рассматривался в работах Дензина и Лазарсфельда. Большой вклад внесли исследования повседневности А. Шюца (феноменологическая традиция), исследования П. Бергера, Т. Лукмана о субъективности социальной реальности, этнометодология Г. Гарфинкеля, опирающаяся на исследование смыслов (значения) поведения. Символический интеракционизм (Дж. Мид, Ю. Хабермас,X. Блюмер) привнес в качественную социологию представление о языке. Студенчество, как особая социальная группа, стала объектом исследования российской социологической мысли в эпоху зарождения социологии. Социологическая мысль в лице Л Я Рубина, М.И. Руткевич, А В. Харчева, С.Н. Иконниковой, Ж.Т. Тощенко, В.Т. Лисовского внесла немалый вклад в исследование социальной и политической позиций студенчества. Острота и масштабность проблем включения молодежи в современные изменения в России и целесообразность социологического анализа динамики ее социокультурных ориентаций нашли свое отражение у И.М. Ильинского, В.Т. Лисовского, В. И, Чупрова и др. [2]

Объект исследования: основные характеристики качественного подхода.

Предмет исследования: особенности использования качественного подхода для анализа микросоциологических процессов.

Цель исследования: на основе теории и практики социологических исследований выявить основные характеристики качественного подхода и особенности его использования для анализа микросоциологических процессов.

Задачи исследования:

1) рассмотреть предпосылки возникновения, историю развития и сущность качественного подхода;

2) выделить основные методы, применяемые в качественной парадигме;

3) рассмотреть феномен политической активности молодежи и явление абсентеизма в России, политические приоритеты и представления о России в мировом сообществе и подобрать комплекс методик для исследования данной проблемы в рамках качественного подхода;

4) провести социологическое исследование и представить его результаты.

Гипотеза. С помощью качественных методов исследования, а в частности метода фокус - групп возможно более глубокое изучение феномена политической активности молодежи и абсентеизма, который может привести к деформации формирования политической власти в России.

 


Глава 1. Характеристика качественного подхода в исследовании социальных проблем

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.85 (0.055 с.)