Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Территориальные диалекты (народные говоры)
Социальные диалекты (жаргоны) Культура русской речи включает в себя три основных аспекта: нормативный, коммуникативный и этический.
Упр. 2. Укажите, какому из аспектов культуры речи соответствуют приведенные определения:
________________________ - это владение нормами русского литературного языка. ________________________ - это соблюдение этических норм речевого общения и владение нормами русского речевого этикета. ________________________ - это умение эффективно пользоваться средствами языка в зависимости от сферы, ситуации, условий и задач общения.
Критериями русской языковой нормы в историческом плане является литературная традиция, язык произведений классической русской литературы XIX-XX вв. С точки зрения современности критериями нормы является речь образованных людей, отчасти -язык средств массовой информации. В соответствии с основными уровнями языка и сферами использования языковых средств типология норм русского литературного языка выглядит следующим образом: 1) орфоэпические нормы; 2) лексические нормы; 3) стилистические нормы; 4) грамматические нормы (словообразовательные, морфологические, синтаксические); 5) нормы правописания. Нормы русского языка отражены в словарях и грамматиках русского языка. Упр. 3. Заполните пустые клетки таблицы, записав в них недостающие названия типов норм.
Упр. 4. Назовите известные вам словари русского языка.
__________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________
ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Среди орфоэпических норм выделяются: - нормы произношения (произносительные нормы) – правила произношения звуков (афера, а не афёра; бу[тэ]рброд, а не бу[те]рброд) (к наиболее трудным случаям произношения относятся выбор ударного гласного на месте букв Е и Ё после мягких согласных, а также произношение иноязычных слов с буквой Е после согласного); - нормы ударения (акцентологические нормы) – правила постановки ударения (алфавит, а не алфавит, досуг, а не досуг), - нормы использования интонации (интонационные нормы) – правила интонирования речи. Упр. 5. Какой звук ([о] или [э]) произносится под ударением в следующих словах? Там, где необходимо, поставьте две точки над е. Пользуйтесь справочными материалами.
Опека, безнадежный, наемник, никчемный, одновременный, разновременный, одноименный, преемник, маневр, атлет, бытие, затекший, острие, местоименный, новорожденный, оседлый, платежеспособный, афера, дареный, свекла, щелка, зев, отцветший, гололедица, оцененный. Упр. 6. Определите характер произношения согласного перед Е. Укажите с помощью знаков фонетической транскрипции произношение согласного (например, критерий [тэ]). Пользуйтесь справочными материалами. Пресса ___, пресс-конференция ___, темп ___, демон ___, экстерн ____, тенденция ___, бактерия ___, бизнес ____, пионер ___, де-юре ___, де-факто ___, шинель ___, диспансер ___, сессия ___, коктейль ___, коллоквиум ___, деканат ___, конгресс ___, отель ___, секс ___, сексуальный ___, музей ___, патент ___, штемпель ___, тема ___, термос ___, детектив ___, эксперт ___, идентичный ___, термин ___, свитер ___, антитеза ___, тет-а-тет ___, декольте ___, кредо ___, кофе ___, майонез ___, тембр ___, тире ___, шоссе ___, эстет ___, тезис ___, консенсус _____, фанера ___, претензия ___, академия ___, Одесса ___, брюнет ___, шатен ___, интервью ___, критерий ___, орхидея ___, тент ___, девальвация ___, кларнет ___, крем ___, тест ____.
Упр. 7. Выпишите в первый столбик слова с произношением [чн], во второй – с [шн], в третий – с вариантным произношением чн как [чн] и [шн]. При выполнении задания пользуйтесь орфоэпическим словарём.
Никитична, булочная, полуночный, прачечная, горчичник, шапочное знакомство, пшеничный, непорядочный, копеечный, молочный, прожиточный, двоечник, конечно, скучно, яичница, нарочно, скворечник, скучный, Ильинична, сердечный (друг). ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Упр. 8. Расставьте ударения в словах.
Упр. 9. Поставьте ударение. Попробуйте сформулировать закономерность постановки ударения в этих формах в виде правила.
1) весёлый – веселы, весел, весело, весела; дешёвый – дёшевы, дёшев, дёшево, дешева; правый – правы, прав, право, права; 2) взятый – взяты, взят, взято, взята; проданный – проданы, продан, продано, продана; начатый – начаты, начат, начато, начата; 3) брать – брали, брал, брало, брала; занять – заняли, занял, заняло, заняла; понять – поняли, понял, поняло, поняла. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Слово - это основная единица языка, служащая для называния предметов, признаков, действий, количеств и т.д. и отношений между ними. Совокупность слов составляет словарный запас, или лексику данного языка. Любое слово обладает лексическим значением, т.е. смысловым содержанием, одинаково понимаемым людьми, говорящими на данном языке. Незнание значений слов и их компонентов ведет к двусмысленности высказываний и серьезным речевым ошибкам. Особые трудности употребления в речи вызывают заимствованные слова, многозначные слова, слова-омонимы и паронимы. Нередко ошибки возникают из-за нарушения лексической сочетаемости слов, неправильного употребления фразеологического оборота. Упр. 10. Найдите случаи нарушения лексических норм, связанные с употреблением слов в несвойственных им значениях. Исправьте ошибки.
1. В парке было заложено тридцать два дерева. ______________________________ 2. Бабушка ласково кивает добрым морщинистым лицом. __________________________ 3. Оратор говорил очень конспективно. __________________________4. Многочисленные предки А.С.Пушкина живут сейчас в России, Франции, Англии и даже в Америке. __________________________ 5. В поступившей в библиотеку партии книг оказалось несколько дефективных экземпляров._________________________ 6. Результаты следствия ясны всем. Осталось резюмировать приговор. _______________________________
Упр. 11. Найдите и исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным выбором слова из ряда синонимов (синонимы – слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению и отличающиеся друг от друга или оттенками значения, или стилистической окраской. Ср.: орфография – правописание, смелый – храбрый – мужественный, представление – шоу, зачетная книжка - зачетка). Объясните характер ошибки.
1. Я уже давно не кушаю в этой столовой. __________________________________ 2. Я мыслю, что сдам экзамены. _________________________________ 3. На празднике было немало веселых инцидентов. _________________________________________4. Это был храбрый поступок. _______________________________________________________ Упр. 12. Выберите из слов, данных в скобках, подходящий пароним (паронимы - это слова, сходные по звучанию и написанию, но имеющие разные значения. Ср.: единый (общий, объединенный) - единичный (единственный, отдельный); факт (событие, явление, случай) - фактор (момент, существенное обстоятельство в каком-нибудь процессе, явлении). Подчеркните нужное слово.
1. Это наказание носит чисто (воспитательский, воспитательный) характер. 2. Работая в системе профсоюзов, он занимал (выборочный, выборный) должность. 3. Он дал нам настолько (дипломатичный, дипломатический) ответ, что мы даже не рассердились на него. 4.(Исполнительская, исполнительная) власть на местах должна активизировать свою работу. 5. В конце книги приведен список (рекомендательной, рекомендованной) литературы. 6. У (запасный, запасливый) человека всегда есть нужный инструмент. 7. Его (исполнительный, исполнительский) талант высоко оценен критикой. Упр. 13. В приведенных предложенияхнайдите случаи нарушения лексической сочетаемости. Вместо ошибочных словосочетаний запишите правильные сочетания слов.
1. Большую половину своего выступления докладчик посвятил анализу политической ситуации. ___________________________ 2. Это важный шаг, и его надо пройти. _____________________________________ 3.Чтение этих книг значительно подняло наш кругозор. ____________________________4. На приеме глава государства поднял тост за мир и процветание. _______________________________ 5. Пора подвести результаты встречи: наша команда впереди. _________________________ 6. Улики играют важное значение при раскрытии преступления. ___________________________________ Упр. 14. Укажите, какие из приведенных словосочетаний являются свободными, какие фразеологически связанными. Фразеологизмы подчеркните. Белый танец, белая бумага, белая рубашка, белые воротнички, белый уголь, белые руки, белая кость, белые стены, белый стих, белое вино, белая ворона, белое пятно, белая горячка, белый свет, белые мухи, белое золото, белые халаты.
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Стилистическая окраска языковой единицы представляет собой дополнительную к лексическому значения слова, словосочетания или предложения информацию - о преимущественной сфере их употребления и принадлежности к той или иной форме существования русского национального языка (литературному языку, диалектам, просторечию, жаргонам); - об отнесенности языкового знака к функциональной разновидности литературного языка (научному, официально-деловому, публицистическому стилю, языку художественной литературы или разговорной речи); - об отнесенности к тому или иному временному или экспрессивному разряду языковых средств (явлениям устаревшим или современным, новым; высоким, торжественным или сниженным. Ср.: голова (литер.) – башка (прост., снижен.); глаза (литер.) – очи (книжн., устар., высокое) – орган зрения (книжн., спец.); полотенце (литер.) – утирка (диал.); картофель (литер., офиц.-дел.) - картошка (литер., разг.). Стилистическая окраска определяет уместность использования того или иного языкового средства в определенной речевой ситуации. Употребление в речи слов, словосочетаний и предложений с несвойственной данной ситуации общения и данному тексту стилистической окраской воспринимается как речевая ошибка. Упр. 15. В приведенных предложениях найдите чужеродные, иностилевые элементы. Исправьте ошибки. Запишите правильный вариант.
1. Перед принятием пищи надо вымыть руки. _______________________________ 2. Нас встретил седой величественный старичок. _________________________________ 3. Князь оседлал боевую лошадь и двинулся в путь. ______________________________ 4. Завод выпускает специальные агрегаты для уборки картошки. ____________________ 5. Грядущие каникулы я проведу у моря. ________________________________________ 6. Поданная мною справка была заверена секретаршей деканата. ____________________ Упр. 16. Определите экспрессивно-стилистическую окраску слов и фразеологизмов (высок., сниж., нейтр.).
Принять в дар, здоровяк, попадать на крючок, держава, норма, до последней капли крови, отлично, грязнуля, соратник, глас вопиющего в пустыне. Упр. 17. Определите, к какой разновидности национального русского языка (к литературному языку, просторечию, территориальным диалектам или социальным диалектам) относятся следующие фонетические варианты и грамматические формы.
Килóметр, намерéние, эксплатировать, транвай, дермантин, психиатор, туфель, мыш, с повидлой, под роялью, делов, с людями, на пляжу, нет время, к Марии Васильевной, мате[р’]я́, стака[н’]ы́, наиболее чаще, у ней, хочут, берегёт, броюсь, пл о тит, ездию, стонает, ляжь, ехай, поломатый, достигать до цели. ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
К грамматическим нормам относятся нормы словообразовательные, морфологические и синтаксические.
Упр. 18. Найдите ошибки, которые появились в связи с неправильным образованием слов. Исправьте предложения.
1. Змеи относятся к животным класса пресмыкающих. ______________________ 2. При гололеде будьте внимательны на дорогах, чтобы не подскользнуться и не упасть прямо на проезжей части. ____________________________________________________ 3. Эта история может стать самым смотрибельным сериалом. ______________________ 4. У него был вспыхчивый характер. ___________________________________________ 5. Его предсмертельные слова произвели большое впечатление. _____________________ 6. Рецензист был слишком резок в своей оценке. __________________________________ 7.На физкультуре я его не только догнал, но и передогнал. _________________________
Упр. 19. Разграничьте случаи намеренного (словообразовательная игра) и ненамеренного (ошибка) нарушения словообразовательных норм. Предложения с ошибками отредактируйте.
1. Обытоживающим было выступление его заместителя.______________________ 2. В результате испугивания некоторые студенты на контрольной работе были в недоумевании. ___________________________________________________________________ 3. Хлебозавод предлагает бублы, ватрухи, прянища и кренделища. Надоело заниматься мелочёвкой. _________________________________________________________________ 4. Здесь пляжатся и курортятся несколько тысяч человек. __________________________ 5. ЦСКАзка с печальным концом. ______________________________________________ 6. Жена сына претензирует на всё то, что было ими не нажито в совместной жизни._________________________________________________________________________
Упр. 20. К приведенным словам подберите определения. Правильно согласуйте определения с существительными. _____________аэрозоль, _______________ повидло, ____________________ бра, _____________ мышь, ________________ щупальце, ________________ рельс, ____________ тюль, ________________ молодежь, ________________ толь, ______________ мозоль, ______________ бандероль, _____________ вермишель, ___________ вуаль, ____________ тезка, ______________ фасоль, ____________ тамада.
Упр. 21. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
1. Необходимо вымыть волосы шампун____ от перхоти. 2. Домик на пригорке был черный и крыт (толь) ______. 3. Наконец я смогла купить пять метров красив___ (тюль) _______. 4. (Ставень - ставня) слетел___ с петли. 5. Снова разболел___сь(ся) мозоль. 6. Покупатель попросил показать ему лев _____(туфель - туфля) _____________. 7. Заказн __ бандероль можно получить в окне № 5. 8. Манжет ___ платья оформлен ___ красивой аппликацией из бархата. 9. В доме есть больш ___ (зал - зала) ______.
Упр. 22. Образуйте форму единственного числа следующих существительных.
Туфли, тапки, босоножки, погоны, клипсы, плацкарты, щупальца, бакенбарды, чучела, ласты.
Упр. 23. Определите род следующих несклоняемых существительных. Мотивируйте свой ответ. Алиби, бра, такси, манго, пари, рагу, кофе, пони, цунами, какаду, какао, фойе, ООН, Дели, хинди, МВФ (Международный валютный фонд), кенгуру, шимпанзе, «Таймс».
Упр. 24. Образуйте нормативные формы множественного числа следующих существительных.
Жемчуг - _________, вексель - ___________, инженер - _____________, купол - ____________, конструктор - ____________, бухгалтер - ___________, округ - ____________, слесарь - _______________, приговор - _____________, ордер - _______________, паспорт - _______________, прожектор - _______________, сорт - _______________, выбор – _______________, профессор - _______________, трактор – ________________, цех – ________, орден – ___________, директор – ___________, договор – _________________, катер – _______________, сектор - ________________, пальто – _______________, рапорт – _______________, ректор – _______________, редактор – _______________, сват – _______________, шофер - _________________.
Упр. 25. Выберите из скобок один из вариантов; подчеркните его.
1. Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные (шоферы – шофера). 2. (Выборы – выбора) губернатора области показывают, что политические противники заключают (договоры – договора) о сотрудничестве. 3. В летнее время у многих людей начинаются (отпуски – отпуска). 4. В кондитерском отделе всегда свежие (торта-торты). 5. Многие (цехи – цеха) завода переориентированы на выпуск новой продукции. Упр. 26. От существительныхобразуйте формыродительного падежа множественного числа.
Апельсины - ___________, баклажаны - __________, башкиры - _______________, блюдца - _______________, ботинки - _______________, будни - _______________, валенки - _______________, вафли - _______________, граммы - _______________, гектары - _______________, грузины - _______________, мандарины - _______________, носки - _______________, полотенца - _______________, сапоги - _______________, солдаты - _______________, туфли - _______________, чулки - _______________, ясли - _____________. Упр. 27. Просклоняйте: 658 студентов, 395 тортов, 85-я школа. Пользуйтесь справочными материалами. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Упр. 28. Запишите предложения, заменяя цифры словами. 1.К 2015 г. количество первоклассников в нашем городе значительно увеличится. ____________________________________________________________________________2. Библиотека института ежегодно пополняется 300 – 400 книгами. _________________ ____________________________________________________________________________3. Вес третьего искусственного спутника Земли был равен 1326 кг. _________________ ____________________________________________________________________________4. Небольшой старинный город с 4675 жителями, красиво расположенный по обеим сторонам живописной реки, привлекает много туристов. ___________________________ ____________________________________________________________________________5. Теплоход с 388 экскурсантами отправился в очередной рейс. ____________________ ____________________________________________________________________________7. В 2000 г. в нашем институте был открыт новый факультет. _______________________ Упр. 29. Исправьте ошибки, вызванные неправильным образованием падежной формы количественных числительных. 1. Во время полета была выполнена широкая программа медико-биологических исследований, включавшая в себя около пятьдесят экспериментов.____________________ 2. С семи русских кораблей успели выпустить по неприятелю более восемьсот снарядов. ____________________________________________________________________________3. Протяженность столичной подземной дороги достигла сто семьдесят три километра, а автобусных и троллейбусных линий четыре тысячи триста километров. _____________ ____________________________________________________________________________4. Вместе с новыми тысяча двухсот тремя словами учебник немецкого языка будет насчитывать свыше четыре с половиной тысячи слов. ____________________________________________________________________________
Упр. 30. Найдите и исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением количественных числительных. 1. Они воспитали двух сыновей и двоих дочерей. ____________________________ 2. У обоих фирм есть долгосрочные обязательства перед партнёрами. ________________ 3. Пятеро студентов отправили домой. __________________________________________ 4. С докладом выступили трое академиков._______________________________________ 5. На столе лежали четверо тетрадей и двое очков. ________________________________ Упр. 31. Образуйте от приведенных ниже глаголов формы 1 лица единственного числа настоящего времени; 3 лица единственного и множественного числа настоящего времени; повелительного наклонения. Образец: люблю – любит – любят – люби. Бегать – _____________________________________________________________, бежать – ______________________________________________________________, бриться - _______________________________________________________________, ехать - ___________________________________________________________________, ездить - __________________________________________________________________, класть - __________________________________________________________________, махать - _________________________________________________________________, победить - ______________________________________________________________, сыпать - _________________________________________________________________, хотеть - ____________________________________________________________________
СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Синтаксические нормы регулируют порядок слов в предложении, согласование подлежащего и сказуемого, определения с определяемым словом, некоторые случаи управления, построение простых предложений с однородными членами, причастными и деепричастными оборотами, связь частей сложного предложения. Упр. 32. Найдите ошибки в употреблении следующих словосочетаний. Исправьте их. 1.Отчитаться в израсходовании полученного аванса. _________________________ 2. Отзыв на статью. ________________ 3. Уделять внимание на каждую мелочь. __________________4. Превосходство новой техники перед старой. _________________ 5. Примириться перед неумолимой судьбой. ____________________________________ 6. Уверенность в торжество справедливости. _____________________________________ Упр. 33. Составьте словосочетания, поставив заключенные в скобках слова в нужном падеже.
Удивляться (результаты) - ________________, преклонение (талант) - __________, уплатить (квартира) - _______________________, упрекать (грубость) - _____________, уверенность (победа) - _____________, тормозить (развитие) - ____________________, поехать (Кавказ, Крым, Белоруссия) - __________________, выйти (автобус, троллейбус) - _____________, платить (проезд) - _________________, заведовать (отделение) - __________, управляющий (филиал) _____________________, уделить внимание (дисциплина) ______________, согласно (приказ, распоряжение) ___________. Упр. 34. Исправьте ошибки в употреблении падежных форм и предлогов.
1. Об этом мы познакомим вас позже. ______________________________________ 2. Докладчик подчеркнул о необходимости строительства. ________________________ 3. Высказывается критика о том, что мы делаем. _________________________________ 4. Решимость парламента свелась лишь в предоставлении полномочий. _____________ 5. Магазин, ориентированный специально для школьников. ________________________ 6. Уверенность каждого за свой завтрашний день. ________________________________ 7. Контролировать за ходом лечения. __________________________________________ 8. Озабоченность за безопасность границ. ________________________________________ 9. Вчера брат приехал с Москвы ________________________________________________ 10. В журнале опубликована рецензия о книге ____________________________________ 11. По окончанию переговоров представители делегаций подписали совместное заявление ________________________________________________________________________ Упр. 35. Исправьте ошибки в предложениях. 1. Он учился в школе хорошо, благодаря своих хороших способностей. ____________________________________________________________________________ 2. Девушка очень тосковала по брате. __________________________________________ 3. Первый год по приезду его жизнь складывалась нормально. _____________________ 4. Он выехал из города согласно предписания. ____________________________________ 5. На этот вечер смогли приехать престарелые люди со всех районов города. __________ 6.В отделе критики и библиографии “толстых” журналов систематически публикуются обзоры о выходящих новинках художественной литературы. _______________________ 7. Представитель строительной организации вновь заверил заказчика о своей готовности выполнить работу в срок. ___________________________________ 8. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. ___________________ 9.Студенты уделяют внимание на записи во время лекций. _________________________ 10. Преподаватель указал о том, что в работе имеется ряд ошибок. __________________ СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ Табл. 1
Табл. 2
|
| Поделиться: |
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 976; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.252.215 (0.011 с.)