Глава 1. Влияние воображения на развитие творческих способностей В дошкольном возрасте (обзор литературы) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Влияние воображения на развитие творческих способностей В дошкольном возрасте (обзор литературы)



ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

1.1 Воображение как процесс

1.2 Основные направления развития воображения в дошкольном возрасте

1.3 Предпосылки возникновения творческих способностей в дошкольном возрасте

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Организация исследования

2.2 Методы исследования

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

3.1 Особенности воображения у детей дошкольного возраста

3.2 Влияние особенностей воображения на развитие креативности мышления у дошкольников

3.3 Взаимосвязь воображения и креативности дошкольников: опыт применения развивающей программы и оценка ее эффективности

ВЫВОДЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 


Введение

Воображение является важнейшей стороной нашей жизни. Если бы человек не обладал воображением, то мы лишились бы почти всех научных открытий и произведения искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. Лишите человека воображения и прогресс остановится. Значит, воображение, является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 3 до 10 лет. И если в этот период воображение специально не развивать. В последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Зачастую вся работа по развитию воображения у детей возлагается на педагогов дополнительного образования, что приводит к развитию частных творческих способностей (музыкальных, художественных и т. д.). Однако необходимо помнить, что существующая в настоящее время система образовательного воздействия, как в дошкольных, так и в средних школах, построенная репродуктивной учебной деятельности детей, фактически полностью исключает общее развитие воображения.

Кроме того, общий уровень психологической культуры нашего общества крайне низок. Родители зачастую не в состоянии увидеть и поддержать проявляющееся воображение и стремление к творческому самовыражению ребенка, ограничивалась общением на бытовом уровне или развитием частных творческих способностей.

Кроме этого существуют еще и сугубо теоретические проблемы исследования и развития творческих способностей. В настоящее время в мире существует множество подходов к исследованию воображения, объяснению, происхождению и его развития. Чаще всего (в зарубежной психологии) воображение связывают с развитием интеллекта (Д. Векслер, Г. Айзенк). Некоторые считают. Что развитие творческих способностей является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта. В российской психологии развитие творческих способностей связывают, прежде всего, с развитием воображения (Л.С.Выготский, С.Л. Рубенштейн). Взаимообусловленность воображения и творчества являются предметом многих научных исследований. Однако, учитывая существующие проблемы в исследовании и развитии творческих способностей можно утверждать, что существующее научное знание не обладает необходимой полнотой.

Данное дипломное исследование предполагает проведение формирующего эксперимента, подтверждающего существование взаимной детерминации воображения и творческих способностей.

Целью исследования является изучение влияния особенностей воображения на развитие творческих способностей. Учитывая специфику научной проблемы, рассматриваемой в данной работе, предметом исследования являются особенности воображения, которые выявляют на развитие творческих способностей.

Согласно В.Н.Дружинину (10, с.217), развитие творческой способности не специализированной по отношению к определенной области человеческой жизнедеятельности наиболее успешно протекает в 3 - 5 лет. Соответственно, объектом дипломного исследования являются дети дошкольного возраста.

В ходе исследования предполагалось подтвердить (опровергнуть) следующие гипотезы: развитие творческого воображения зависит от уровня развития воображения воссоздающего. В свою очередь, высокий уровень развития творческого воображения является непременным условием развития общих творческих способностей. Коррекционное воздействие, направленное на развитие воображения, приведет к повышению творческих способностей дошкольников.

Для подтверждения или опровержения поставленных гипотез предполагается решить следующие задачи исследования:

1. Изучение научной литературы по вопросам взаимообусловленности творческого воображения и творческих способностей.

2. Изучение особенностей воображения у детей дошкольного возраста.

3. Изучение общих творческих способностей у детей дошкольного возраста.

4. Выявление взаимосвязи между уровнем развития особенностей воображения и творческих способностей.

5. Разработка и применение специальной коррекционной программы, с дальнейшей оценкой ее эффективности.

В ходе проведения исследования, были использованы методики, направленные на изучение воссоздающего и творческого воображения, а также методика на изучение детских творческих способностей. При разработке коррекционной программы использовались некоторые упражнения, предложенные Ю.Б.Гатановым в «Курсе развития творческого мышления».

Анализ полученных результатов позволил подтвердить выдвинутые гипотезы, по результатам исследования были разработаны рекомендации по развитию воображения и креативности у детей дошкольного возраста.

 


Воображение как процесс

 

В современной российской психологии воображение понимается как психический процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений (24).

В нем своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и представлять возможные условия, в коих это поведение будет осуществляться.

Воображение выражается: 1. в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2. в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; 3. в продуцировании образов, кои не программируют, а заменяют деятельность; 4. в создании образов, соответствующих описанию объекта.

Воображение традиционно рассматривается как самостоятельный процесс, однако, по мнению Р. С. Немова оно занимает промежуточное положение между восприятием и мышлением.

Важнейшее значение воображения – в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности. Создание с помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта труда способствует его предметному воплощению. Коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных и состоит в представлении ожидаемого результата с помощью воображения. Оно входит в любой трудовой процесс, в любую творческую деятельность. В ходе деятельности воображение вступает в единстве с мышлением. Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется степенью неопределенности ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных. Если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления; если же данные с трудом поддаются анализу, то действуют механизмы воображения. Нередко задача может быть решена как с помощью воображения, так и с помощью мышления.

Ценность воображения – в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний, необходимых для выполнения задачи; но при этом пути решения проблемы нередко недостаточно точны, нестроги, и в том – ограниченность воображения.

Обычно считается, что воображение оперирует представлениями и не распространяется на содержание, выраженное отвлеченными понятиями. Но в последнее время обозначился иной подход - представление воображения как комбинации не только образного, но и абстрактного содержания.

Приятно различать два вида воображения – воображение воссоздающее и творческое. Такое деление отчасти относительно, ибо каждый из этих видов содержит элементы другого.

Воссоздающее воображение развертывается на основе описания, рассказа, чертежа, схемы, символа или знака. Имеет в основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Человек наполняет исходный материал имеющимися у него образами.

Творческое воображение предполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, новых, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

При этом различаются:1)объективная новизна - если образы и идеи оригинальны и не повторяют чего – либо, имеющегося в опыте других людей;2)субъективная новизна – если они повторяют ранее созданные, но для данного человека являются новыми и оригинальными.

Творческое воображение нередко выступает как временно исполняющее обязанности логического мышления. Дело в том, что оно направлено на вскрытие реально существующих связей и отношений – как бы вычерпывает знания из предметов и явлений. В строгом смысле логическое мышление возможно, когда имеется достаточно сведений или их можно добыть логическим же путем. А если их мало и добыть невозможно, помогают интуиция и творческое воображение, создавая пропущенные звенья и указывая факты в систему, которая служит в качестве временных «лесов», пока при помощи мышления не будут найдены реальные, соответствующие действительности факты и связи между ними, подтверждающие или отвергающие работу воображения. Такая роль творческого воображения неодинакова в различных областях деятельности: так, в научном поиске его роль несколько меньше, чем в литературном творчестве.

Процессы воображения, как и мышления, памяти и восприятия, имеют аналитико-синтетический характер. Основная тенденция воображения – преобразование представлений памяти, обеспечивающее, в конечном счете, создание заведомо новой, ранее не возникавшей ситуации.

Сущность воображения, если говорить о его механизмах, - преобразование представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение – это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах:

1) агглютинация – соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов;

2) гиперболизация, или акцентирование – увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей;

3) заострение – подчеркивание каких-либо признаков;

4) схематизация – сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними;

5) типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.

По степени выраженности активности различаются воображение пассивное и активное (включает творческое и воссоздающее воображение).

Пассивное воображение характерно созданием образов, которые не воплощаются в жизнь; программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Воображение выступает при этом как замена деятельности, ее суррогат, из-за которого человек отказывается от необходимости действовать. Пассивное воображение может быть:1)преднамеренным – создает образы (грезы), не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь; преобладание в процессах воображения грез свидетельствует об определенных дефектах развития личности; 2) непреднамеренное – наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне.

Учитывая специфику предмета данного дипломного исследования, проанализируем особенности развития активного (как воссоздающего, так и творческого) воображения в дошкольном возрасте.

 

Организация исследования

 

Исследование проводилось в сентябре - октябре 2004 года. В исследовании приняло 44 дошкольника (21воспитанник д\с «Снегурочка» и 23 воспитанника д\с «Гнездышко»), в возрасте 6 лет.

В исследуемую группу вошло 18 мальчиков и 26 девочек. Все испытуемые воспитываются в русскоязычных семьях, посещают обычные по образовательной направленности группы. Анализ анамнестических данных позволяет говорить об отсутствии органических поражений нервной системы как прентального, так и перинатального характера, все дети соматически здоровы.

Исследование проводилось в четыре этапа. Задачи первого этапа: изучение особенностей воссоздающего и творческого воображения у дошкольников. Исследование проводилось в индивидуальном режиме, в первую половину дня (с 10.00 до 12.00). На втором этапе изучался уровень развития творческих способностей детей. На третьем этапе была разработана и апробирована в одной из групп коррекционная программа. Четвертый этап исследования заключался в оценке эффективности коррекционной программы.

По итогам анализа были разработаны рекомендации для воспитателей по развитию, как воображения, так и творческих способностей.

 

Методы исследования

 

1.Изучение уровня развития воображения (37).

Необходимые материалы: листы бумаги, набор цветных карандашей.

Проведение исследования. Ребенка 4-7 лет просят придумать сказку (какую он захочет и про кого захочет). Напоминают, что в книгах к каждой сказки обычно есть картинки. Ребенку предлагают придумать свою сказку и нарисовать к ней одну картинку. А потом надо будет рассказать свою сказку. Если ребенок начинает рисовать или рассказывать знакомую сказку, инструкцию повторяют.

Обработка данных. При анализе не отмечают качества самого рисунка и изложения, а обращают внимание только на уровень воображения и относят детей к одному из трех уровней.

1. Высокий уровень. Сюжет рисунка и сказки совпадает. Дети рисуют и сочиняют одновременно, а не пытаются после рисования что-нибудь придумать по детали рисунка. В рисунке, как правило, представлен один из существенных моментов сказки. Рисунок и сказка структурно оформлены (имеют выраженную композицию и детализированы). Персонажи и сюжет рисунка и сказки в точности не повторяют знакомые ребенку сказки. Дети планируют свою деятельность.

2. Cредний уровень. Ребенок рассказывает модифицированный вариант знакомой сказки или сочиняет элементарную собственную сказку. Картинка может не отражать существенного эпизода сказки. Дети рисуют отдельного героя или один из эпизодов сказки.

3. Низкий уровень. Дети рисуют и рассказывают знакомую сказку даже после повторения инструкции.

Подсчитав количество детей разных возрастных групп, относящихся к каждому из трех уровней, делают вывод о возрастных различиях в уровне развития воображения.

2. Изучение оригинальности решения задач на изображение (творческое воображение) (37).

Подготовка исследования. Подобрать 20 карточек с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например ствол с одной веткой, кружок – голова с двумя ушами и т.д., и простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.п.). подготовить цветные карандаши, бумагу.

Проведение исследования. Ребенок 6 – 7 лет просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилось какая-нибудь картинка.

Обработка данных. Выявляют степень оригинальности, необычности изображения. Подсчитывают коэффициент оригинальности каждого ребенка, который равен количеству рисунков, не повторяющихся у него и не повторяющихся (по характеру использования заданного эталона для дорисовывания) ни у кого из детей группы. Коэффициент оригинальности соотносят с одним из 6 типов решения задачи на воображение.

Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что–то свое (свободное фантазирование).

I. тип – ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематическое, лишенное деталей.

II. тип – также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.

III. тип – изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой – нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).

IV. тип – ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).

V. тип – заданная фигура используется качественно по новому.

Если в I – IV типах она является основной частью картинки, которую рисовал ребенок (кружок – голова и т.п.). то теперь фигура используется как один из второстепенных элементов для создания образа воображения.

3. Изучение воссоздающего воображения в речевой и изобразительной деятельности (37).

Подготовка исследования. Приготовить рассказ Я. Тайца «Зверь» и английскую народную песенку в переводе С. Маршака «Кораблик»; листы бумаги, набор из цветных карандашей.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 5 – 7 лет. Ребенку неторопливо и выразительно читают текст и говорят: «Опиши зверя, которого сложил Миша» (после чтения рассказа Я. Тайца) или «Опиши кораблик и его команду» (после чтения английской народной песенки). Затем говорят: «Нарисуй зверя, которого сложил Миша» или «Нарисуй кораблик и его команду». По окончании рисования его просят рассказать, что он нарисовал.

Обработка данных. Воссоздающее воображение анализируют по показателям:

1. степень соответствия воссозданных образов и их систем (описание и рисунки) образами произведения;

2. оценочное отношение детей к действиям персонажей, совпадающее с той ролью, которую играет персонаж в сказке (рассказе);

3. эмоциональная насыщенность воссоздаваемых образов и образных ситуаций;

4. степень правильности воссоздания последовательности эпизодов в сюжете;

5. степень отличия созданных образов от данных в тексте.

Выясняют, в какой форме, словесной или изобразительной, детям легче воспроизвести содержание из текста, в какой форме оно наиболее полно соответствует оригиналу.

На основе этого делают вывод о том, насколько развито воссоздающее воображение и как оно связано с творческим.

1. Метод исследования детской креативности (предложена Е.Е. Туник) (19).

Методика состоит из 8 субтестов, в данном исследовании нами были использованы 7 субтестов.

Тест 1. «Использование предметов»

Задача: перечислить как можно больше способов применения предмета, отличающихся от обычных.

Инструкция: газета используется для чтения, ты можешь придумать другие способы ее использования, что из нее можно сделать.

Время выполнения: 3 минуты.

Результаты оцениваются по двум показателям: беглость ответов (1 ответ – 1 балл) и оригинальность ответов (число ответов; 1 ответ- 4 балла)

Тест 2. «Заключение»

Задача: перечислить гипотетические последствия ситуации.

Инструкция: вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.

Время выполнения: 3 минуты. Оценивается так же, как тест 1.

Тест 3. «Выражение»

Задача: придумать предложение из четырех слов, в котором каждое слово начинается с указанной буквы.

Инструкция: сочини предложение из четырех слов, в котором каждое слово начинается с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К.

Пример: Веселый мальчик смотрит кино.

Время выполнения: 4 минуты.

Результаты теста оцениваются по двум показателям: беглость (число правильно составленных предложений и число слов, повторяющихся один раз – 1 балл и за каждое предложение); оригинальность и точность (число оригинальных, правильно построенных предложений – 4 балла за одно предложение).

Тест 4. «Словесная ассоциация»

Задача: привести как можно больше определений для общеупотребляемых слов.

Инструкция: приведи как можно больше определений для слова «книга».

Пример: красочная книга. Какая еще бывает книга?

Время выполнения: 3 минуты.

Результаты теста оцениваются по двум показателям: беглость – 1 балл, оригинальность – 4 балла.

Тест 5. «Составление изображения»

Задача: нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур: каждую фигуру можно использовать несколько раз; можно менять размеры фигур, их положение, но нельзя добавлять другие фигуры. Дается пример: «ключ».

Задание даются на отдельных бланках: «лицо», «дом», «клоун», «что хочется».

Время выполнение: 8 минут.

Результаты теста оцениваются следующим образом: а) беглость, гибкость (Б):

n1 – число изображенных предметов (1 предмет – 1 балл);

n2 – число использованных фигур (a, b, c, d) (1 фигура – 1 балл);

n3 – число ошибок (1 ошибка – 1 балл);

 

Б = Sn1 + Sn2 - Sn3

 

(беглость равна сумме баллов по первому и второму показателям минус количество баллов за ошибки);

б) оригинальность (О):

m1 - число рисунков с необычным использованием фигур, их оригинальным расположением (1 рисунок – 5 баллов);

m2 – число оригинальных элементов рисунка, необычных форм их расположения (1 случай – 3 балла):

 

О = S m1+ S m2


Тест 6. «Эскизы»

Задача: в каждом квадрате теста даны одинаковые фигуры – круги. Каждый круг надо превратить в изображение предмета.

Инструкция: добавь любые детали к основному изображению так, чтобы получились различные предметы.

Время выполнения: 5 минут.

Результаты теста оцениваются следующим образом: а) беглость (Б):

n1 –число категорий рисунков (лица, животные и т. д.) (1 категория – 1 балл);

n2 – число рисунков, где не используется круг (1 рисунок – 1 балл);

 

Б =Sn1 - Sn2;

 

б) оригинальность (О)

m1- число оригинальных рисунков (1 рисунок – 5 баллов);

m2- число оригинальных подходов к исполнению – необычное по форме и расположению изображение (1 изображение – 3 балла);

 

О = S m1+ S m2.

 

Тест 7. «Спрятанная форма»

Задача: найти различные фигуры в сложном, малоструктурированном изображении.

Инструкция: найти как можно больше знакомых предметов на рисунке.

Время выполнения: 3 минуты.

Оцениваются суммарно беглость (1 ответ – 1 балл) и оригинальность (1 ответ – 4 балла).

5. Программа развития креативности детей дошкольного возраста (модификация «курса развития творческого мышления» Ю.Б.Гатанова (14))

Цель коррекционной программы – развитие креативности, включающей в себя следующие способности:

1. Беглость – это способность быстро генерировать поток идей, возможных решений, входящих объектов и т. п.

2. Гибкость – это способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем: готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию под различными углами зрения.

3. Оригинальность – это способность создавать умные, уникальные и необычные идеи и решения.

4. Способность к детальной разработке – это способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки.

Упражнения и задания программы классифицируются следующим образом: 1) соответственно этим способностям: 2) согласно видам представленной в упражнениях информации (образной, семантической и символической).

Хотя многие упражнения и задания данного программы достаточно известны, ценность их состоит в том, что они подобраны и построены таким образом, что позволяет в совокупности эффективно развивать креативность.

Упражнение 1. РАЗДУМЬЯ О СЛОВАХ

Цели: Развитие способности генерировать множество ответов. Осознание детьми, что люди по - разному реагируют на одну и ту же ситуацию.

Необходимо наглядно показать детям, что одинаковые слова могут вызывать у людей разные мысли. Например, произнести слово «мягкий» и попросить каждого ребенка сказать, о чем он думает, когда слышит это слово. Необходимо записать эти ответы на доске. Затем сделать то же самое со словами «красивый» и «быстрый» и обратить внимание детей на то, что каждый из них думает о разном, хотя слышит одно и то же слово.

Дополнительные задания.

Раздайте детям старые ненужные журналы (для этого понадобится также клей и ножницы). Пусть дети найдут и вырежут картинки, которые связаны у них со словом «быстрый», наклеят их на чистый лист. Можно также сделать общую для всей группы «настенную фреску» из картинок на тему какого – либо слова, например, «город», «спорт» и т.д.

Упражнение 2. ОТ ТОЧКИ К ТОЧКЕ

Цели: Развитие способности творить и созидать, работая в условиях значительных ограничений. Развитие гибкости при работе с образной информацией.

В начале детям показывается, каким образом можно рисовать точками (на доске или на плакате). Затем к доске или к плакату вызывается кто-либо из детей, чтобы соединить точки. Спросить у всей группы, что они видят, на что это похоже.

Вызовите одного из добровольцев к доске или плакату. Пусть он поставит руку с мелом на второй точке верхней линии. Попросите его, чтобы он сделал 10 (или меньше) линий, соединяя точки. Когда ребенок закончит рисовать, он может, если захочет, заштриховать часть рисунка. Спросите группу, что они видят, на что похож этот рисунок. Попросите детей предложить какие-нибудь названия для рисунка.

Повторите это упражнение, вызвав другого ребенка. Скажите ему, что он может начинать с любой точки, и не ограничивайте его числом линий. Придумайте название получившемуся рисунку вместе с группой.

Упражнение 3. ИСТОРИИ И СКАЗКИ

Цели: Развитие вербальной беглости. Развитие способности придумывать альтернативные окончания для историй и сказок.

Напомните или расскажите детям какую – нибудь сказку, например, «Волк и семеро козлят». Спросите их, нравится ли им концовка. Если нет, то обсудите другие варианты концовки. Что бы, например, могло случиться, если бы к козлятам в то время приехал в гости и отдыхал на печке их добрый знакомый пес – волкодав, или если бы пара козлят в совершенстве владела приемами каратэ, или если бы один из козлят нашел волшебную палочку. Попросите детей придумать счастливое, грустное или забавное продолжение. Если дети будут изменять и развивать идеи друг друга, то поощряете их в этом.

Упражнение 4. НАСТРОЕНИЕ

Цели: Развитие способности придумывать разные ответы. Осознание дошкольниками того, что разные ситуации могут создавать одно и тоже настроение.

Перед этим заданием подберите и затем прочитайте небольшую историю (например, из «Денискиных рассказов» В. Драгунского) или стихотворение, которые навевают определенное настроение. Спросите у детей, какая это история – веселая или грустная? Учтите, что, вполне вероятно, история, которая кажется грустной или веселой большинству, не покажется такой каждому ребенку. Обсудите эту историю или стихотворение, но позвольте каждому ребенку решить, являются ли они грустными или веселыми именно для него. Попросите детей нарисовать все то, от чего они становятся счастливыми или грустными.

Дополнительные задания

Детей можно попросить придумать и показать пантомимы на тему, что делает их счастливыми или грустными, а другие в это время пусть пытаются угадать, что это такое. Если дошкольники захотят, то они могут нарисовать (или написать с помощью взрослых) целые истории на эту тему.

Упражнение 5. ПРАЗДНИК

Цели: Развитие умения создавать дополнительный смысл имеющимся объектам путем разработки деталей. Развитие символической беглости и гибкости.

Спросите у детей, в каких случаях на столах появляются торты. Обсудите, каким образом украшают торт ко Дню рождения. Напишите вместе с ними на доске или на плакате праздники и особые дни и даты, которые можно было бы отпраздновать с тортом.

Чтобы дети начали предлагать нестандартные идеи, спросите их, как можно было бы отметить покупку щенка и как украсить торт по этому знаменательному случаю. Например, разместить на торте «косточки», сделанные из леденцов.

Дополнительные задания

Выберите какой – нибудь особенный для вашей группы день. Раздайте детям нарезанные кусочки хлеба или булки. Пусть дети разобьются на группы, и каждой группе выдайте «съестной материал» для украшений и инструменты для придания им нужной формы.

Можно также попросить детей украсить подарки, которые они сделают для своих родителей на Новый год или 8 Марта. Они могут придумать свою собственную оберточную бумагу. Можно также нарисовать свою собственную открытку, придумать стихи и положить их в подарок.

Упражнение 6. РАССКАЗ ПО КАРТИНКАМ

Цели: Развитие воображения и вербальной оригинальности. Развитие способности придумывать истории на основе определенной последовательности рисунков.

Вырежьте и принесите в группу забавный рисунок из странички юмора любого подходящего журнала или газеты. Увеличьте его с помощью проектора или перерисуйте на большой лист ватмана (сами или с помощью родителей). Уберите при этом (вырежьте, закройте и т. п.) все подписи, чтобы оставался только рисунок. Попросите учащихся всех вместе придумать и продиктовать историю по этому рисунку, которую вы запишите на доске или на большом листе ватмана прикрепленном на доске. Можно предложить написать несколько историй по этому же рисунку для лучшего понимания.

Дополнительные задания

Сделайте альбом для сочинения историй по юмористическим картинкам, комиксам и т. п. (где нужно закрасить или вырезать подписи). Каждый ребенок может с помощью этих рисунков придумывать свои оригинальные истории и ознакомиться с историями, сочиненными другими детьми. Этот альбом должен состоять из нескольких больших листов – конвертов. На лицевой стороне конверта наклеены рисунки, а внутрь конверта дети могут положить свой рассказ (сочиненный самостоятельно или с помощью родителей) или достать оттуда истории, сочиненные другими.

Когда кто – нибудь пожелает написать историю (сам, с помощью воспитателя или родителей), то он выбирает понравившиеся ему рисунки и придумывает рассказ. Если надо разрешите дошкольнику взять конверт с рисунками на день или два домой. По мере того как коллекция начнет расти, просматривайте содержимое конвертов и читайте все истории, которые туда были положены детьми. помогите детям осознать разнообразие историй, их разнонаправленность.

Можно также взять юмористическую историю из трех картинок, наклеить их на три различных листка и попросить детей сочинить по ним рассказ. Затем поменяйте порядок картинок, чтобы получилось уже как бы другая история, и попросите детей сочинить новый рассказ.

Упражнение 7. НАРИСУЙ ЛИЦА

Цели: Развитие умения создавать имеющие смысл объекты с помощью добавления и разработки деталей. Развитие символической беглости и гибкости.

Вырежьте из старых журналов рисунки и фотографии людей с разными настроениями. Покажите эти картинки группе. Разместив их на ватмане. Спросите, какие они, эти лица: счастливые или грустные, и т. д. Покажите лицо с веселым выражением. Спросите детей, как и что нужно изменить на картинке, чтобы превратить это лицо в грустное. Подчеркните, что глаза и брови так же хорошо, как и контуры рта, могут передавать настроение человека.

Напишите на листке бумаги (или на доске) слова «веселый», «сердитый», «грустный». Вызовите одного из детей и попросите его встать перед группой, взять в руки лист с надписью «веселый» и изобразить веселое настроение. Вызовите других детей и попросите их изобразить другие настроения. Если в группе есть зеркало, то дайте возможность детям посмотреть на выражение своих лиц, когда они хотят продемонстрировать, то или иное настроение. Подчеркните, что разные дети могут использовать разные способы изображения настроения.

Дополнительные задания

Можно поиграть с детьми в игру, где один из них будет изображать то или иное настроение, а остальные попробуют догадаться, что он изображает.

Упражнение 8. О ЧЕМ ТЫ ДУМАЕШЬ?

Цели: Развитие образной беглости и гибкости. Осознание детьми того, что одно и то же событие может иметь разные значения для людей.

Попросите каждого ребенка представить, что сейчас на улице солнечный день того времени года, которое ему больше всего нравится, и любой час дня, который он предпочитает. Когда дети все это представят, пусть возьмут листы бумаги и напишут или нарисуют на них то, что они хотели бы делать в это воображаемое время.

Дополнительные задания

Обсудите с детьми, как они чувствуют себя в солнечный день и в дождливый день. Дети увидят, что, возможно, не все чувствуют себя радостно и весело в солнечный день и грустно в дождливый.

Попробуйте сыграть всей группой в то, что предложено кем – то из детей в рисунках. Например, если сейчас стоит солнечный день, а Дима нарисовал на своем рисунке игру в футбол, то пусть группа сыграет в футбол.

Упражнение 9.ЕСЛИ БЫ Я ПИСАЛ КНИГУ

Цели: Развитие способности трансформировать характеристики знакомых объектов. Развитие невербальной оригинальности и гибкости.

Попросите детей вспомнить, как выглядит слон Дамбо из диснеевских мультфильмов (слон с большими ушами, при помощи которых он может летать). Объясните детям, что авторы детских книг часто берут обычных животных и наделяют их какими – либо необычными чертами и особенностями. Из-за этого они становятся яркими и запоминающимися.

Попросите детей перечислить запомнившихся им героев с необычными чертами (Чебурашка, Микки Маус и т. д.).

Нарисуйте на доске или на плакате обычную собаку и попросите детей дорисовать ей что – либо выдающимися особенностями. Они могут нарисовать ей крылья, дополнительные лапы, глаза, увеличить голову и т. д., также дать имя этой собаке. Имя, а не название.

Дополнительные задания

Можно сыграть с детьми в «музыкальное рисование». Каждый ребенок рисует, пока играет музыка (магнитофон). Когда музыка останавливается, это означает, что ребенок должен перестать рисовать и предать свой листок соседу рядом или позади себя. Следующий ребенок добавляет что-то свое к этому рисунку, пока звучит музыка и т.д. Таким образом, получится коллективный рисунок необычного животного.

Кроме этого, можно взять большой лист ватмана, и каждый ребенок внесет свою лепту в общий рисунок. Можно устроить соревнование между командами, где каждая будет создавать свое огромное необычное животное. Дети также могут приклеить к рисунку разные куски материала, пуговицы и т. д. Также можно обсудить с детьми. какие проблемы возникают у таких животных со своими родственниками и знакомыми. Пусть дети вспомнят историю слона Дамбо и его проблемы (сначала отрицательное отношение к нему из – за больших ушей). На подобных примерах дети смогут понять, что надо деликатнее относиться к людям, которые сильно отличаются от всех других.

Упражнение 10. НОВАЯ ЖИЗНЬ СТАРЫХ ВЕЩЕЙ

Цели: Формирование умения придумывать способы необычного использования обычных предметов. Формирование умения комбинировать имеющиеся детали в новое целое.

Проведите с группой беседу на тему, как можно использовать те или иные старые ненужные вещи новым способом вместо того, чтобы их просто выбросить. Например, старые полиэтиленовые пакеты, спичечные коробки, бумажные пакеты из – под молока и т.д. Спросите у детей, видели ли они телевизионные передачи, где часто показывают, как можно по – новому использовать старые вещи (например, рубрика «Очумелые ручки» в передаче «Пока все дома»). Скажите детям, что если немного поработать со старой вещью, несколько изменить ее форму и размеры, скомбинировать с другими предметами, то можно создать какую – нибудь полезную или декоративную вещь.

Дополнительные задания

Попросите детей принести старые пользованные вещи в группу, такие как крышки от бутылок, пустые спичечные коробки, банки из – под кока –колы и т. д. Предложите им из всего этого сконструировать декоративный коллаж.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.134 с.)