Храбрость и мужество, проявленные князем Андреем в Шенграбенском и Аустерлицком сражениях. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Храбрость и мужество, проявленные князем Андреем в Шенграбенском и Аустерлицком сражениях.



Т 1. ч. 2, гл. 20, 21

- Почему совершённый подвиг принёс князю Андрею разочарование?

- Какие выводы о подвиге и о героях он делает?

Участие в Шенграбенском сражении заставляет князя Андрея иначе смотреть на вещи. Со спокойным мужеством находится он на самых опасных участках боя. Но встреча с Тушиным до боя и на его батарее, а затем после боя в избе у Багратиона заставила его увидеть настоящий героизм и воинский подвиг в ином свете. Тушин, которому обязаны успехом дня не только не требовал для себя «славы и любви людской», но даже не умел постоять за себя перед несправедливым обвинением начальства, а подвиг вообще остался невознаграждённым. Он ещё не отказался от своего представления о подвиге, но всё пережитое за день заставило его задуматься.

Исподволь готовит Толстой тот переворот в душе князя Андрея, который произошёл па Аустерлицком поле. Возвышенные мечты столкнулись в ходе военных действий с реальной действительностью и бытом войны.

Аустерлиц стал эпохой позора и разочарований не только для всей России, но и для отдельных героев. С ощущением великого разочарования в Наполеоне, бывшем раньше его героем, лежит на поле боя раненый князь Андрей. Наполеон представился ему маленьким, ничтожным человечком, «с безучастным, ограниченным и счастливым от несчастья других взглядом». Правда, ранение принесло князю Андрею не только разочарование в тщетности и ничтожности подвигов во имя личной славы, но и открытие нового мира, нового с мысла жизни. Неизмеримо высокое, вечное небо, синеющая бесконечность открыли в нём новый строй мыслей, и он желал бы, чтобы люди «помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь».

И в этом образе неба, который сопровождает князя в романе Толстого, являясь как бы его лейтмотивом, есть величие, идеальность, есть бесконечность стремления, и есть отрешённость, холодность. Небо - абсолютное, вечное, справедливое, князь Андрей ищет в жизни справедливость и совершенство. Но они должны быть прямо даны в явлениях жизни, не скрыты за относительным и случайным. Жизнь не должна быть запутана, она должна являть совпадение, торжество, слитность закона и формы, идеала и реальности - таково к ней требование князя Андрея. Навсегда не переходим для него разрыв - совершенство и несовершенство действительного, «небо» и земная реальность отношений людей. Он видит небо, глядя поверх человеческой жизни. Этот разрыв - трагическая тема образа Андрея Болконского.

Перед нами характерное для Толстого изображение природы: она олицетворяет высшие нравственные начала, то лучшее, что есть в жизни людей.

Писатель воспроизводит не столько зрительный образ неба, сколько то впечатление, тот строй мыслей, который оно вызывает.

Картина природы включается во внутренний монолог князя Андрея: «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал...,не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, - совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу. Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнан его наконец. Да! Всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба.» В этих мыслях князя Андрея отражён общий итог -ощущение разочарования в жизни в результате осознания своих ошибок. Гак по-новому открылась для князя Андрея жизнь. Он понял суетность своих честолюбивых мечтаний, понял, что в жизни есть нечто гораздо более значительное и вечное, чем война и слава Наполеона. Это нечто - естественная жизнь природы и человека. Небо Аустерлица становится для князя Андрея символом нового, высокого понимания жизни, раскрывшихся перед ним «бесконечных и светлых горизонтов». Этот символ проходит через всю его жизнь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 1862; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.003 с.)