Список легионов времен Римской империи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Список легионов времен Римской империи



Легион Сформирован Объяснение названия Примечания
I Adiutrix 68 AD   Набран из моряков
I Germanica 48 BC(?) Служил на Рейне Расформирован 69AD
I Italica 66/67 AD Набран из жителей Италии  
I Minervia 83 AD Посвященный Минерве  
I Parthica 197 AD Служил в Парфии  
II Adiutrix 69 AD   Набран из моряков
II Augusta 43 BC(?) Сформирован Августом  
II Italica 168 AD Набран из жителей Италии  
II Parthica 197 AD Служил в Парфии  
II Traiana 101 AD Сформирован Марком Ульпием Траяном  
III Augusta 43 BC(?) Сформирован Августом  
III Cyrenaica 30 BC(?) Служил в Северной Африке  
III Gallica 48 BC(?) Служил в Галлии  
III Italica 168 AD Набран из жителей Италии  
III Partica 197 AD Служил в Парфии  
IV Macedonica 48 BC Служил в Македонии Заново сформирован как Flavia Felix в 70 AD.
IV Scythica 30 BC(?) Победы над скифами  
V Alaudae 52 BC "Жаворонки" Уничтожен/расформирован в 86 AD(?).
V Macedonica 43 BC Служил в Македонии  
VI Ferrata 52 BC "Железный"  
VI Victrix 40/41 BC "Победоносный" Другое название Hispanensis.
VII Claudia 59 BC (?) Лояльный императору Полное название Claudia Pia Fidelis, "Клавдиев, лояльный и верный". Другое название Macedonica.
VII Gemina 70 AD "Близнецы" Сформирован из VII Hispania
VII Hispania 68 AD "Испанский" Назывался Gemina после 70 AD.
VIII Augusta 59 BC(?) В ознаменовании победы Другое название Gallica.
IX Hispana (?) "Испанский" Другое название Macedonica. Уничтожен после 2 века AD.
X Fretensis 40/41 BC "В честь канала" Название получил после участия в морской операции
X Gemina 59 BC "Близнецы" Образован слиянием двух легионов
XI Claudia (?) Лояльный императору Полное название Claudia Pia Fidelis
XII Fulminata 58 BC (?) "Молниеносный"  
XIII Gemina (?) "Близнецы" Образован слиянием двух легионов
XIV Gemina (?) "Близнецы" Образован слиянием двух легионов. Другое название Martia Victrix, "Воинственный и победоносный"
XV Apollinaris 41/40 BC "Посвященный Апполону" .
XV Primigenia 39 AD "Перворожденный" Расформирован 70 AD.
XVI Gallica 41/40 BC Служил в Галлии Заново сформирован как XVI Flavia Firma в 72 AD.
XVII 40/41 BC (?) Уничтожен в 9AD в Германии
XVIII 40/41 BC (?) Уничтожен в 9AD в Германии
XIX 40/41 BC (?) Уничтожен в 9AD в Германии
XX Valeria Victrix 41/40 BC "Доблестный и победоносный"  
XXI Rapax 41/40 BC "Цепкий" Уничтожен/расформирован в 102 AD (?)
XXII Deiotariana 25 BC (?) От Дейотара, царя Галатии Уничтожен/расформирован в 135 AD (?).
XXII Primigenia 39 AD "Перворожденный"  
XXX Ulpia 101 AD (?) Сформирован Марком Ульпием Траяном  

Места постоянной дислокации легионов (68 г. н.э.)

Британия

2-й Augusta (Глочестер), 9-й Hispana (Линкольн), 20-й Valeria Victrix (Шрусбери)

Испания

6-й Victrix

Галлия

14-й Gemina (Лион)

Рейн

5-й Alaudae, 15-й Primigenia (Ксантен), 16-й Gallica (Нойс), 1-й Germanica (Бонн), 4-й Macedonica, 22-й Primigenia (Майнц), 21-й Rapax (Виндиш)

Дунай

10-й Gemina (Братислава), 13-й Gemina (Будапешт), 11-й Claudia, 8-й Augusta, 3-й Gallica, 7-й Claudia (граница с Дакией)

Восточные провинции

4-й Scythica, 12-й Fulminata, 6-й Ferrata (Сирия), 5-й Macedonica, 10-й Fretensis, 15-й Apollinaris (Иудея)

Африка

3-й Cyrenaica, 22-й Deiotariana (Александрия), 3-й Augusta (граница Туниса и Алжира)

Римский флот (конструкция, классификация, вооружение и тактика боевых кораблей)

Конструкция и классификация

       По своей конструкции римские боевые корабли принципиально не отличаются от кораблей Греции и эллинистических государств Малой Азии. У римлян мы встречаем те же десятки и сотни весел в качестве основного движителя судна, ту же многоярусную компоновку, приблизительно ту же эстетику фор- и ахтерштевней.

       Всё то же – но на новом витке эволюции. Корабли становятся крупнее. Они обзаводятся бортовой артиллерией (лат. tormenta), постоянной партией морской пехоты (лат. manipularii или liburnarii), оснащаются штурмовыми трапами-"воронами" и боевыми башнями.

       По римской классификации все боевые корабли назывались naves longae, «длинные корабли», за счет своих сравнительно узких корпусов, выдерживающих пропорцию ширины к длине 1:6 и больше.

       Противоположностью боевым кораблям были транспортные (naves rotundae, «круглые корабли»).

       Боевые корабли делились по признаку наличия/отсутствия тарана на naves rostrae (с тараном) и все прочие, "просто" корабли. Также, поскольку иногда корабли с одним, а то и с двумя рядами весел не имели палубы, то существовало разделение на корабли открытые, naves apertae (у греков – афракты), и корабли закрытые, naves constratae (у греков – катафракты).

       Основной, наиболее точной и распространенной классификацией является деление боевых кораблей в зависимости от количества рядов весел.

· Корабли с одним рядом весел (по вертикали) назывались монеры (moneris) или униремы, а в современной литературе часто именуются просто галерами,

· с двумя – биремы или либурны,

· с тремя – триеры или триремы,

· с четырьмя – тетреры или квадриремы,

· с пятью – пентеры или квинкверемы,

· с шестью – гексеры.

       Однако дальше четкая классификация «смазывается». В античной литературе можно встретить упоминания гептер, октер, эннер, децемрем и так вплоть до седецимрем (шестнадцатирядных кораблей). Если понимать под этим количество гребных ярусов, то получится полная чушь. Как с точки зрения технической, так и военной.

       Единственно представимое смысловое наполнение этих названий – общее количество гребцов на одном борту по одному срезу (секции) во всех ярусах. То есть, например, если в нижнем ряду на одно весло имеем одного гребца, в следующем – двух, в третьем – трех и т.д., то тогда суммарно в пяти ярусах получим 1+2+3+4+5 = 15 гребцов. Такой корабль можно, конечно, назвать квиндецимремой. Но особого смысла в подобном названии не будет, потому что по сути это будет квинкверема или пентера, т.е. пятиярусный боевой корабль. А сколько гребцов приводят в движение пять весел одной секции – не суть важно.

       Большие корабли во многих случаях бронировались бронзовыми пластинами и почти всегда завешивались перед боем смоченными в воде воловьими шкурами для защиты от зажигательных снарядов.

       Римские корабли были в среднем больше аналогичных по классу греческих или карфагенских. При попутном ветре на корабле устанавливали мачты (до трех на квинкверемах и гексерах) и поднимали на них паруса. Перед боем паруса скатывали и помещали в чехлы, а мачты укладывали на палубу.

       Подавляющее большинство римских боевых кораблей, в отличие, например, от египетских, вообще не имели стационарных, несъёмных, мачт.

       Римские корабли, как и греческие, были оптимизированы для ведения прибрежных морских сражений, а не для длительных рейдов в открытом море.

Обеспечить хорошую обитаемость среднего корабля для полутора сотен гребцов, двух-трех десятков матросов и центурии морской пехоты было невозможно. Поэтому вечером флот приставал к берегу. Экипажи, гребцы и большая часть морских пехотинцев сходила с кораблей и ночевала в палатках. Утром плыли дальше.

       Корабли строились быстро. За 40-60 дней римляне могли построить квинкверему и полностью ввести ее в строй. Этим объясняются внушительные размеры римских флотов во время Пунических войн. Например, по некоторым подсчетам (осторожным и оттого наверняка заниженным), во время Первой Пунической войны (264-241 гг. до н.э.) римляне ввели в строй более тысячи боевых кораблей первого класса: от триремы до квинкверемы (то есть не считая унирем и бирем).

       Корабли имели относительно низкую мореходность, и в случае сильного внезапного шторма флот рисковал погибнуть едва ли не в полном составе. В частности, во время той же Первой Пунической войны из-за штормов и бурь римляне потеряли по меньшей мере 200 кораблей первого класса. С другой стороны, за счет достаточно прогрессивных технологий, если корабль не погибал от ненастья или в бою с врагом, он служил удивительно долго. Нормальным сроком службы считались 25-30 лет. (Для сравнения: английский линейный корабль "Дредноут" (1906 г.) морально устарел через восемь лет после постройки, а американские авианосцы типа "Эссекс" были выведены в резерв через 10-15 лет после начала эксплуатации.)

       Поскольку на парусах ходили только при попутном ветре, а всё остальное время пользовались исключительно мускульной силой гребцов, то скорость кораблей оставляла желать лучшего. Более тяжелые римские корабли были еще медленнее греческих. «Быстроходным» считался корабль, способный выжать 7-8 узлов (14 км/ч), а для квинкверем вполне пристойной считалась крейсерская скорость в 3-4 узла.

       Экипаж корабля по подобию римской сухопутной армии назывался "центурией". На корабле было два главных должностных лица: капитан ("центурион"), ответственный за собственно плавание и навигацию, и центурион, ответственный за ведение боевых действий. Последний командовал несколькими десятками морских пехотинцев.

       Вопреки распространенному мнению, в республиканский период (V-I вв. до н.э.) все члены экипажа римских кораблей, включая и гребцов, были вольнонаемными. (То же самое, кстати, относится и к греческому флоту.) Однако позднее в качестве гребцов действительно начали использовать рабов и пленных.

       Командовали флотом первоначально два «военно-морских дуумвира» (duoviri navales). Впоследствии появились префекты (praefecti) флота, приблизительно эквивалентные по статусу современным адмиралам.

       Отдельными соединениями от нескольких до нескольких десятков кораблей в реальной боевой обстановке иногда распоряжались сухопутные командиры войск, перевозимых на кораблях данного соединения.

Римские галеры

       Боевое назначение — разведка, снабжение, посыльная служба и при соответствующей отделке парадные выезды полководцев.

       Это сравнительно высокобортный корабль с символическим тараном-трезубцем и кормовым акростолем в виде завитка раковины. Отдельно размещенные группы весел, укрепленные на балконах — кринолинах, — обеспечивали высокую маневренность галеры при плавании в узкостях или между кораблями эскадры.

Рисунок 5 Один из типов галеры, так называемая "актуария". Реконструирована по изображению на колонне Траяна.

       Кринолины располагались на разном уровне, что позволяло автономно работать каждой группе весел. Ближе к корме находились два мощных рулевых весла. При попутных ветрах галера этого типа иногда несла прямой парус - артемон на съемной наклонной мачте, крепившейся к акростолю.

Биремы и либурны

       Биремы представляли собой двухъярусные гребные суда, а либурны могли строиться как в двух-, так и в одноярусном варианте. Обычное число гребцов на биреме – 50-80, количество морских пехотинцев – 30-50. Для того, чтобы повысить вместимость этих кораблей, даже небольшие биремы и либурны нередко комплектовались закрытой палубой, чего обычно не делалось на судах аналогичного класса в других армиях.

  Рисунок 6 Мореходная либурна, дозорно-разведывательный корабль   Рисунок 7 Речная либурна для патрулирования Рейна  

       Уже в ходе Первой Пунической войны выяснилось, что биремы не могут эффективно бороться против карфагенских квадрирем с высоким бортом, защищенным от таранного удара множеством весел. Для борьбы с карфагенскими кораблями римляне начали строить квинкверемы. А биремы и либурны на протяжении следующих веков использовались для дозорной, посыльной и разведывательной службы, либо для боевых действий на мелководье. Также биремы могли эффективно применяться против торговых и боевых однорядных галер (как правило, пиратских), по сравнению с которыми были куда лучше вооружены и защищены.

       Наряду с мореходными либурнами римляне строили много различных типов речных либурн, которые использовались в боевых действиях и при патрулировании Рейна, Дуная, Нила. Если учитывать, что 20 даже не очень крупных либурн способны принять на борт полную когорту римской армии (600 человек), то станет ясно, что соединения маневренных либурн и бирем представляли собой идеальное тактическое средство быстрого реагирования в речных, лагунных и шхерных районах при действиях против пиратов, неприятельских фуражиров и переправляющихся через водные преграды варварских отрядов.

Трирема

Рисунок 8 Классическая трирема с форкастлем (носовой боевой башенкой)

       Трирема (см. рисунок) была более быстроходным кораблем по сравнению с квадри– и квинкверемами, и более мощным по сравнению с биремами и либурнами. При этом размеры триремы позволяли в случае необходимости разместить на ней метательные машины.

       Экипаж типовой триремы состоял из 150 гребцов, 12 моряков, приблизительно 80 морских пехотинцев и нескольких офицеров. Транспортная вместимость составляла при необходимости 200-250 легионеров.

       Трирема являлась своего рода «золотой серединой», многофункциональным крейсером античного флота. По этой причине триремы строились сотнями и представляли собой наиболее распространенный тип универсального боевого корабля Средиземноморья.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.244.216 (0.036 с.)