Понятие, структура и виды правосознания. Функции правового сознания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, структура и виды правосознания. Функции правового сознания.



Правосознание - это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву.

Структура правосознания.

В структурном отношении правосознание состоит из двух элементов: научного правосознания (правовой идеологии) и обыденного правосознания (правовой психологии).

1. научное - это система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни. Теоретическое отражение правовых идей и взглядов содержится в научных исследованиях по вопросам государства и права, их сущности и роли в общественной жизни. Поскольку в них содержатся объективные выводы и обобщения, это позволяет государству и его органам эффективно использовать их в правотворческой и правоприменительной деятельности.

2. обыденная - это совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, в которых выражается отношение различных социальных групп, профессиональных коллективов, отдельных индивидов к праву, законности, системе правовых учреждений, функционирующих в обществе. Правовая психология характеризует те переживания, чувства, мысли людей, которые возникают в связи с изданием норм права, состоянием действующего законодательства и практическим осуществлением его требований. Радость или огорчение после принятия нового закона, чувство удовлетворения или неудовлетворения при реализации конкретных норм, нетерпимое или равнодушное отношение к нарушениям правовых предписаний - все это относится к области правовой психологии.

Виды правосознания.

1) Общественное правосознание обобщает правовые взгляды, идеи, традиции, которые вырабатываются отдельными людьми (индивидами). Научное правосознание и правовая психология не существуют вне сознания отдельных личностей. Они включают все то типичное, наиболее существенное, что содержится в правовом сознании индивидов.

2) Групповое — отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов.

3) Корпоративное — правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв, партийное правосознание.

4) Массовое — правосознание обширных масс людей.

4) Индивидуальное правосознание - это чувства и представления о праве конкретной личности. Общественное правосознание развивается через правосознание отдельных индивидов. Однако оно неизмеримо богаче, чем правосознание индивида, так как отражает правовую жизнь общества в целом. Индивидуальное правосознание не может охватить всего многообразия правовых явлений различных периодов жизни общества - оно отражает лишь отдельные, существенные черты. Правосознание конкретного человека складывается под влиянием тех условий, в которых он живет и работает. А так как условия жизни индивидов различны, то это сказывается и на их правосознании. Вот почему правосознание одного человека может быть глубоким, содержать научную оценку правовых явлений, а другого - ограниченным, отстающим от общего уровня общественного правосознания. Очень важно учитывать различия в уровне правосознания отдельных людей при организации работы по правовому воспитанию.

Функции правосознания - это назначение правосознания людей в их жизнедеятельности. Основных функций правосознания три:

1) Познавательная функция правосознания предполагает наличие у людей определенных знаний о правовой действительности. Прежде всего, наличие знаний о праве как таковом. «Знание права» - центральный элемент правосознания, предпосылка его иных функций.

2) Оценочная функция правосознания предполагает наличие у людей определенного оценочного отношения к правовой действительности, праву. Характеристика оценочного отношения к оцениваемому предмету зависит от выбранного критерия оценки. Например, отношение к определенной норме права у разных людей может быть положительным, индифферентным, отрицательным. Норма права может оцениваться как необходимая, справедливая, целесообразная, эффективная и т.д.

3) Регулятивная функция правосознания предполагает, что на основе знания правовой действительности, оценочного отношения к ней у людей формируется мотивация юридически значимого поведения. К мотивации относится все то, что побуждает человека действовать (бездействовать). Мотив в правовой сфере выражает оценочное отношение человека, с одной стороны, - к содержанию нормы права (к ее диспозиции, санкции), с другой - к своим действиям. Мотив в правовой сфере - это осознанный человеком личностный смысл его правомерного или противоправного действия (бездействия) Установка в правовой сфере - это готовность человека действовать определенным образом (правомерно или противоправно).

Иные функции правосознания - прогностическая, воспитательная и др. производны от основных.

 

Формы деформации правового сознания.

 

Деформация (от лат. deformatio — искажение) правового сознания предполагает некоторый изначальный запас правовых по своей природе взглядов, знаний, установок, которые в силу различных причин превратились в какие-то иные, неправовые конструкции или остались правовыми лишь номинально или частично. Конечно, правовое сознание индивидов может, дойдя по крайней степени искажения, превратиться и в преступное сознание, однако такая метаморфоза редко встречается в чистом виде. Преступное сознание есть сознание, несущее в себе принципиальное отрицание исходной идеи права.

Формы деформации правосознания.

1) Правовой инфантилизм — наиболее мягкая форма искажения правового сознания, заключающаяся в несформированности, недостаточности правовых знаний, установок.

Пробельность правосознания населения широко распространена. При этом имеется в виду не столько неполнота правовых познаний граждан, сколько пробельность в главном, когда из целостной системы выпадают существенные ее элементы и прежде всего позитивное отношение к закону и другим правовым ценностям.

2) Правовой нигилизм — осознанное игнорирование требований закона, исключающее, однако, преступный умысел. Указание на преступный умысел здесь необходимо для того, чтобы отграничить правовой нигилизм от других форм деформации, находящихся уже за пределами сферы права как такового. По нашему мнению, игнорирование закона с преступной целью, а также преступное законодательствование и т.п. — явления, которые представляют собой самостоятельные формы деформации правосознания.

Явление правового нигилизма следует, без сомнения, отнести к наиболее распространенным и укоренившимся формам деформации правосознания населения. Одни ученые определяют правовой нигилизм как активную противоправную тенденцию личности (И. И. Карпец, А. Р. Ратинов). Другие говорят о таком уровне дефектности правового сознания, который характеризуется нигилистическим отношением к праву в целом, убеждением, что руководствоваться надо не правом, а своими желаниями и интересами (А. И. Долгова). Третьи указывают, что правовой нигилизм проявляется в полном неверии в потенциальные возможности права (В. А. Туманов).

Отрицание того, что требует закон, может происходить как в скрытой, так и открытой форме и мотивироваться в каждом отдельном случае самыми различными соображениями.

3) Самой тяжелой формой деформации правосознания граждан является феномен его перерождения. Природа этого опасного явления принадлежит одновременно к числу и самых сложных с исследовательской точки зрения.

Перерождение во многих своих чертах сходно с правовым нигилизмом. И в том, и в другом случае правовое начало сознательно отрицается, игнорируется. Однако, как показывает практика, отрицание отрицанию рознь. От правового нигилизма в чистом виде перерожденческое сознание отличается не только степенью общественной опасности, но и мотивацией. Перерожденческое правосознание основано на сознательном отрицании закона по мотивам корысти, жестокости, алчности и т.п.

Основной формой перерождения правосознания индивидов является совершение ими различных преступлений.

Всем рассмотренным формам деформации подвержено и профессиональное правосознание работников правоохранительных органов. Например, по данным собственного социологического исследования заключаю, что к разновидностям правового нигилизма сотрудников органов внутренних дел относятся: установка на правоохранительное бездействие и непринятие необходимых по закону мер, административный зуд, произвольное толкование закона. Наиболее распространенными формами перерождения являются: совершение преступлений, как связанных, так и несвязанных с использованием своих служебных полномочий, сращивание с преступными элементами. При этом широкое распространение получают: следование клише на обвинение (обвинительный уклон), установка на непогрешимость собственных актов и действий, стереотип закрытости, социальной засекреченности, ориентация на ужесточение наказания.

 

25. Правовые системы мира: понятие и общая характеристика.

 

Правовая система - совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств, методов, процедур, с помощью которых публичная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, реализует меры юридической ответственности.

В зависимости от вышеназванных признаков выделяют следующие основные правовые системы.

1) романо-германскую (система континентального права);

2) англосаксонскую (система общего права);

3) религиозно-традиционная правовая система.

Англосаксонская правовая система (система общего права) - исторически сложилась в Англии, США и странах британского доминиона (Канаде, Австралии, Новой Зеландии).

Сформировалась в средневековой Англии. 1)Основным источником стала норма, сформулированнаясудьями и выраженная в судебном прецеденте.(это решение по конкретному делу, являющееся обязательным для судов при решении аналогичных дел либо служащее примерным образцом толкования закона).

Весьма слабое развитие деятельность органов государства по созданию нового нормативно-правового акта;

3)отсутствие деления права на публичное и частное, полнаясвобода завещания, громоздкость и запутанность формулировок. А.п.с. распространялась на территориибывших колоний Англии (Северной Америки, Австралии, Новой Зеландии и др.).

 

Романо-германская правовая система возникла в результате рецепции (заимствования основных юридических понятий, институтов, принципов) римского права. Внутри романо-германской правовой семьи выделяют группу романского права (Франция, Италия, Бельгия).

В качестве основного источника права в странах романо-германской правовой системы используется писаное право, т.е. юридические правила (нормы), сформулированные в национальном (внутригосударственном) законодательстве. Законодатель в связи с этим должен осмыслить общественные отношения, обобщить социальную практику, типизировать повторяющиеся ситуации и сформулировать в нормативных актах (законах и подзаконных актах) общие модели прав и обязанностей участвующих в правоотношениях индивидов и организаций. На правоприменителей возлагается обязанность точной реализации этих общих норм в конкретных судебных, административных решениях.

существует общий понятийный фонд, т. е. сходство основных понятий и категорий, в частности, норма права понимается как правило поведения, исходящее от государства;

Религиозно-традиционная правовая система Система этих взглядов закреплена в священной книге мусульман - «Коране». К концу X в. исламскими правоведами и судьями путем толкования Корана была сформулирована система конкретных правовых норм, образовавших завершенную систему права, которая была - названа священной, не подлежащей ни какому пересмотру. Так как мусульманское право имеет божественное начало, государство теряет возможность заниматься законотворчеством.

Мусульманское право регулирует отношения только между мусульманамиОсновными источниками мусульманского права являются тексты религиозны писаний.

Положение «Корана» состоит из источников:

«Сунна» содержит свод правил поведения, записанных учениками Мухаммеда, с учетом его высказываний и поступков. Правовые положения Сунны носят казуальный характер, поскольку связанны с конкретными эпизодами жизни пророка. Положения (адаты) Сунны не являются равноценными - их делят на аутентичные, хорошие и слабые. Обязательное значение придается только аутентичным адатам, которые образуют основу мусульманского права и конкретизированы в его третьем источнике - «Иджме».

«Иджма» содержит систему правовых норм, которые были выведены авторитетными богословами и юристами путем толкования и разъяснения правовых строф Корана и адатов Сунны. Иджма признается основным источником права при разрешении конкретных дел.

 

Система индусского права

Индусское право является самой древней правовой семьей. индусское право не является национальным правом. Эта система норм (большей частью моральных, религиозных и традиционных), образующих основу мировоззрения и поведения членов общин индии и других стран, где исповедуется индуизм (Пакистан, Бангладеш, Бирма, Малайзия, Южный Йемен, Непал и проч.)

Индусское прав определяет личный статус человека и общества, регулирует отношения собственности, пользования имуществом, наследования, трудовую деятельность общины.

Исторически основным источником индусского права выступают сборники религиозных песен, молитв, гимнов,

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.62.103 (0.015 с.)