День девятый – другой колинкор.

Подумать только! Уже девятый день… Время здесь отсутствует просто как субстанция. Если бы не дневник, я бы одновременно была уверена, что приехала только вчера и что живу здесь уже всю сознательную жизнь!

Сложнее всего даются ночи, потому что в берушах неудобно, а без них – невозможно громко. Кто-то кричит, кто-то поёт, играет на барабанах, возносит хвалы кому-то… Всевозможных жуков, сверчков и прочую живность я уже вообще не считаю…

Утро без аюрведы – это боль! Душевные метания и ощущение острой нехватки общения с этими милыми людьми. Ещё вчера я объявила, что пришла к ним в последний раз, и было видно, что они расстроились. Серёжа с Наташей в голос заверили, что это просто сезон заканчивается, клиентов немного, а надо бы успеть подзаработать. Но мне хочется верить, что это просто они меня успели так полюбить…

Морали (тот самый мой любимый массажист) осмелился попросить у меня номер WatsApp, счастливо нашёл меня там и пообещал отправить сообщение. Девочки-массажистки потом всё время сеанса обсуждали этот вопрос. Не то, чтобы я понимала малайлам – близко нет. Но я несколько раз слышала имя Морали и замечала загадочные улыбки и кивки в мою сторону. То ли они восхищались его смелостью, то ли завидовали, то ли решили, что у него можно будет узнать номер и тоже мне написать. В любом случае у меня теперь есть как минимум один индийский друг по переписке! Наташа, кстати, сказала, что Морали частенько приезжает в Россию, когда в Индии заканчивается сезон. Он настоящий мастер массажа и весьма востребован. Можно набрать клиентуру, и он будет рад приехать. Всё, что ему нужно: комната, где он мог бы жить и работать, и матрас. Посмотрим. Быть может, увидимся, когда в России настанет «зелёная зима»…

Итак, вместо аюрведы мы сегодня решили пойти на пляж. Но сначала – вторая попытка похода за мидиями. В первый раз нам не повезло – на ближайшем рынке не было никогошеньки! Второй раз – во время похода за рыбой – мидий тоже не было. Сегодня на рынке копошились двое невнятных человечков, абсолютно не владеющих английским. Но благодаря языку жестов мы поняли – «чупи» (мидий) нет.

Несолоно хлебавши, мы направились на пляж. Серёжа надо мной просто издевался. Причём заснял это на видео, поэтому описывать мой позор я даже не собираюсь. Скажу только, что последняя волна хорошенько приложила меня об дно и окончательно выбила из моей башки самоуверенное ощущение, что я умею вести себя в океане – мне ещё учиться и учиться!

А Серёжа самоотверженно погружался в пучину, время от времени доставая оттуда мидий. Я ещё пошутила, не решил ли он их наловить. Надо сказать, он умудрился вытащить на берег добрый десяток. Круто, конечно, но на обед для трёх человек маловато…

На соседнем пляже мусульманские рыбаки ловили рыбу неводом. Столько народу, столько усилий, столько энергии… И рыбы нет. От слова «совсем». В сетях трепыхались три дохлые рыбёшки величиной с ладонь. ВСЁ! Даже как-то посочувствовала им.

Серёжа, убежавший за фотоаппаратом, вернулся поздно (в смысле рыбалка и всё самое интересное уже закончилось), но зато с полным пакетом мидий, которых он удачно купил у только что причаливших рыбаков. Так что счастье есть!

Вечером наш поезд в Мадурай. За два часа до отъезда я вдруг осознала, что у меня нет подходящей обуви для такого путешествия. Мои сабо прекрасны, но весь день на каблуках я не выдержу. А кеды будет крайне не удобно снимать-одевать в поезде и в многочисленных храмах, которые мы планируем посетить.

Моя решимость отправиться до ближайшей лавки была встречена категорическим неодобрением со стороны Сергея. Мол, обдерут меня, как липку, торговаться надо уметь. Лучше по дороге заедем в магазин.

Но меня-то уже зацепило. И благословлённая Наташиным «Пусть это будет аттракцион», я направилась в сторону пляжа с 270 рупиями в кармане. Для того, чтобы торговаться в Индии нужно две вещи: знать реальные цены и не иметь при себе больше денег, чем вы готовы потратить». Итог моего похода – победная покупка пары пляжных сланцев и лёгкого шарфика всё на те же 270 рупий! Я собой страшно гордилась.

День десятый – Мадурай.

Этот город заслуживает отдельного опуса. Постараюсь тезисно и по делу.

Начать лучше с поезда, ибо за всё путешествие в Индию я впервые действительно спала! Это при том, что поезда я не люблю, а здесь, в плацкарте, не две, а три полки! Жесть! Но мне было уже не важно! Меня укачало уже через полчаса.

Пребывание в Мадурае мы начали с поездки в Синамским холмам (могу ошибаться в названии – это вы лучше у Очиняна спросите! В мою голову влезла не вся информация) к пристанищу джайнистов. Здесь я осознала несколько вещей. Во-первых, я не джайнист, и не готова лезть в гору по жаре +32 градуса (и это в 9 утро) дабы узреть высеченные в камне лики 24 джайнистских учителей – пруд с лотосами гораздо интереснее. Во-вторых, Эйва (из фильма «Аватар») существует! Это дерево баньян! Они невероятны!!!

Минакши-темпл поразил своей масштабностью. Комплекс примерно 500 на 500 метров с кучей отдельных храмов, переходов, колоннад… В каждом уголке отдельная молельня отдельному божеству по отдельной нужде.

В храме можно есть. Но проносить с собой нельзя. Там просто стоят ларьки, где можно купить чай, выпечку или завёрнутый в банановый лист рис.

Всего много… Всё интересно… Голова кругом…

Обеденное и послеобеденное время надо было где-то укрываться от жары! Поэтому мы после посещения ресторана направились в торговый центр. Там кондиционер. Там можно жить!

Четыре этажа сари!!! Если бы мне сказали, я бы не поверила!!!

Как происходит покупка – отдельная история. Цены разнятся от 300 рупий до 25 000 рупий. Выбирать приходит вся семья. Мы в этом смысле были правильной командой. Серёжа, который милостиво отпустил женщин гулять по магазину и остался с Ланкой, и мы двое – опытная Наташа и я – с выпученными глазами.

Мы провели в этом магазине часа три. С трудом выбрали мне юбку за 280 (!) рупий!!! Сейчас я могу абсолютно точно сказать – это лучшая вещь в моём гардеробе!!! Хожу в ней дома и с нетерпением жду лета!!!

Вечер заслуживает отдельного описания. Меня благословил слон и мы потерялись!

Начну сначала. Каждый вечер из храма Минакши-тэмпл выходит процессия делает круг вокруг храма и заходят внутрь, чтобы торжественно уложить богиню Минакши спать. Надо сказать, что слон в этой процессии бывает не всегда. Но нам повезло!!! Он был!

Слон благословлял всех желающих. Нужно было дать ему фрукт или дать погонщику маленькую денежку, и слон касался лба страждущего своим хоботом. Вообще, слон был добрый, ибо священный. И он счастлив был благословить всех! Но погонщик чётко следил за тем, чтобы бесплатных благословений не было! Не в его смену!

Именно в этот момент Наташа с Ланкой решили посетить дамскую комнату, а мы с Сергеем решили поймать слона на обратном пути. Минут двадцать спустя мы с Сергеем осознали, что девочек всё ещё нет. Мы вернулись на то место, где происходил ритуал слоновьего благословения. Девочек нет. Сергей оставил меня с вещами и прошёл вдоль улицы до угла в одну и в другую сторону. Результат тот же. Именно в этот момент на суровом жизненном примере мне в голову впечатался закон – если потерялся, вернись туда, где расстались, и не вздумай метаться в поисках спутников. Просто жди!

Я ждала. Наташу с Ланкой, которые слишком долго возвращались из дамской комнаты, Сергея, который их искал. Меня развлекал беседами маленький (лет восьми) индусик. Он старался излить на меня весь свой словарный запас английского и заодно продать мне связку булавок. Уяснив, что покупать я ничего не хочу, да к тому же расстроена, потому что потеряла своих друзей где-то в толпе, мальчишка мне посочувствовал, заверил, что всё будет хорошо и скрылся. Он подходил ко мне раза три, узнать, как дела. А когда увидел вернувшегося Сергея, даже как-то заулыбался. Уточнил только: «Это твой брат?» Из соображений человеколюбия и заботы о его детской психике я кивнула. Конечно, брат. С кем ещё может болтаться белая леди практически ночью в толпе индусов посреди Мадурая?!

Наташа с Ланкой нашлись, и мы счастливо направились на вокзал. По дороге их знакомый гид затащил меня в магазинчик и предлагал купить невероятной красоты и качества платок всего за 1500 рупий. Надо сказать, что таких денег у меня уже совсем не было. Но этот неугомонный выходец из Кашмира заверил, что сражён моей красотой, и готов мне поверить, если я пообещаю вернуться в следующем году и оплатить покупку. Я решила, что даже я себе настолько не доверяю, и от прекрасного палантина пришлось отказаться.