Творческого мышления вербальный тест 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Творческого мышления вербальный тест



ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ВЕРБАЛЬНЫЙ ТЕСТ

«НЕОБЫЧНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ»

Обзор

Тест «Необычное использование» предназначен для исследования творческой одаренности детей, начиная с 10-11 лет и до выпускных экзаменов в школе (17-18 лет).

В качестве стимульных заданий в тесте используются два общеизвестных предмета: «Газета» и «Деревянная линейка». За определенное время (по шесть минут на каждый предмет) испытуемым предлагается придумать как можно больше различных и необычных способов применения этих предметов и записать их на специальный бланк.

При обработке каждый ответ относится к определенной категории. При этом бессмысленные, нелепые, т.е. не осуществимые ни при каких условиях, ответы не учитываются. Например, использование деревянной линейки как материала для постройки лунной ракеты не засчитывается, поскольку реально это предложение не выполнимо.

Категоризация ответов осуществлялась авторами по направлению от общего к частному в три этапа. При этом на всех этапах каждому ответу присваивался специальный цифровой код. В качестве основы для разработки системы категоризации ответов была использована немецкая версия трехступенчатой категоризации ответов в тесте «Необычное использование», разработанную в Мюнхенском лонгитюдном исследовании одаренности (К.А. Хеллер и сотр.).

Общая оценка уровня развития творческих способностей личности осуществляется на основе анализа 4 параметров:

1. Беглости.

2. Гибкости.

3. Оригинальности.

4. Разработанности задания.

Экспериментальная адаптация теста проходила на 500 учащихся 5—11 классов школ Москвы, которая была осуществлена в 1993 - 1995 гг. В соответствии с полученными экспериментальными данными была изменена исходная система классификации (категоризации) ответов, а также рассчитаны частоты появления всех ответов и по ним определены оценки оригинальности мышления.

Оценка надежности показателей теста определялась корреляцией результатов тестирования, полученных в двух частях теста: 1)«Газета» и 2) «Деревянная линейка». Результаты показали высокую степень коррелируемости данных.

Для определения ретестовой надежности было проведено повторное тестирование 100 детей (по 20-25 каждого возраста) с интервалом в два месяца и рассчитаны коэффициенты корреляции одноименных показателей: 0.79 для беглости, 0.61 для гибкости и 0.73 для оригинальности. Кроме того, были рассчитаны коэффициенты корреляции результатов тестирований, проведенных с интервалом в два года. Поскольку эти обследования проводились с большим интервалом, то они не могут считаться чистой проверкой ретестовой надежности, т.к. существенное влияние на тестовые показатели оказывали особенности развития творческого мышления учащихся. Однако все коэффициенты корреляции оказались достоверными (с р < 0,005), хотя и не очень высокими (0.43 для оригинальности, 0.48 для гибкости и 0.53 для беглости), что свидетельствует об относительной стабильности тестовых показателей.

Кроме того, были рассчитаны коэффициенты корреляции тестовых показателей креативности между собой. Эти данные показали, что для экспресс-оценки вербального творческого мышления возможно использование одного лишь показателя беглости, т.к. корреляция этого показателя достигала г = 0.85 — 0.93 с гибкостью и 0.86 — 0.92 с оригинальностью ответов. Корреляция гибкости и оригинальности составляла 0.94 в целом по группе.

Представляют интерес полученные данные о корреляции тестовых показателей с успешностью внешкольной деятельности у старшеклассников: литературной (0.32), организаторской в кругу сверстников (0.35) и естественнонаучной (0.42). Кроме того, тестовый показатель достоверно коррелировал с самооценкой одаренности учащихся (0.38). Сравнительно низкие коэффициенты корреляций могут считаться удовлетворительными, т.к. уровень вербальных творческих способностей в указанных видах деятельности является важным, но далеко не единственным фактором успеха.

Экономичность временных затрат, простота заданий, игровой характер проводимой процедуры, подробные разработанные нормы и схема обработки полученных данных, качественная психометрическая проверка теста делают данную методику весьма эффективным инструментом исследования творческих способностей личности.

 

Инструкция

Подготовка к тестированию.

Перед предъявлением заданий теста экспериментатор должен прочитать все инструкции и рекомендации, тщательно продумать все аспекты работы. Тест не допускает никаких изменений и дополнений, т.к. это меняет надежность и валидность тестовых показателей.

При проведении обследования необходимо избегать употребления слов «тест», «экзамен», «проверка» в инструкциях. Во время тестирования недопустимо создание тревожной и напряженной обстановки экзамена, проверки, соперничества. Напротив, следует стремиться к созданию дружелюбной и спокойной атмосферы, теплоты, доверия. Тестирование должно проходить в виде увлекательной игры, в ситуации поощрения воображения и любознательности, стимулирования поиска альтернативных ответов, когда учащиеся находятся в «хорошей форме», не утомлены и не переживают по поводу каких-либо неприятностей.

Не следует проводить одновременное тестирование в больших группах учащихся. Оптимальный размер группы — 10-12 человек. При тестировании учащийся должен сидеть за столом один, чтобы исключить списывание ответов. Необходимо, чтобы у всех учащихся были карандаши или ручки, а также листы для ответов. Экспериментатору необходимо иметь инструкции и секундомер.

Время проведения теста — по 6 минут на каждое задание (тест состоит из двух заданий) плюс время для инструкции. Вместе с подготовкой, чтением инструкций, раздачей листков для ответа на проведение тестирования необходимо отвести около 20 минут.

Проведение тестирования.

Прежде чем приступить к выполнению теста экспериментатор должен вызвать у детей интерес к заданиям и создать высокую мотивацию к их выполнению. Для этого можно использовать следующий текст, в котором допускаются различные модификации в зависимости от конкретных условий.

Например:

«Ребята! Мне кажется, что вы получите большое удовольствие от предстоящей работы. Эти задания помогут нам узнать, насколько хорошо вы умеете выдумывать что-то необычное, решать разные проблемы. Вам потребуется все ваше воображение и умение думать. Я надеюсь, что вы дадите простор своему воображению и вам это понравится».

Или:

«Ребята! Сейчас мы попробуем выполнить необычные задания. Для того, чтобы понять, насколько бегло и оригинально вы мыслите, насколько вы находчивы и изобретательны, вам необходимо будет привлечь все свое воображение и умение думать. Кроме того, такие задания очень хорошо развивают воображение и творческое мышление».

После предварительной инструкции следует раздать письменные инструкции к тесту и листки для ответов и проследить, чтобы каждый учащийся правильно указал свои данные (фамилию, имя, возраст, класс, школу) и дату проведения исследования. Последнее особенно важно при проведении повторных обследований.

Когда все учащиеся подготовятся к эксперименту, экспериментатор должен зачитать следующую инструкцию строго по тексту. Этот же текст должен лежать перед каждым учащимся.

Инструкция:

«Вам будет назван обыкновенный, обыденный предмет. Придумайте для этого предмета как можно больше различных и необычных способов использования, выскажите как можно больше идей — как практически он мог бы использоваться. Ваши предложения должны быть реальными и выполнимыми.

Запишите свои мысли коротко, но понятно. Разъясните, если это необходимо, одной или двумя фразами, как данный предмет может быть изменен, как из него сделать другой предмет или устройство.

Например, КИРПИЧ может быть использован:

1.как стол — много кирпичей, сложенных один на другой.

2. как карандаш — писать кусочком на мостовой. Если вы напишете просто слова «стол» или «карандаш». Ваши идеи будут непонятны для других людей. Опишите поэтому свои идеи как можно конкретнее, не давайте общих ответов. Каждую новую мысль записывайте на новой строке. Для каждого задания у вас 6 минут времени».

После прочтения инструкции можно ответить на все вопросы учащихся, но при этом следует постараться не выходить за рамки инструкции. Если необходимо, можно прочитать инструкцию еще раз. Только после этого экспериментатор должен громко и отчетливо произнести название первого предмета: «Газета».

Время выполнения этого задания ограничено 6 минутами, как указано в инструкции. Сразу же по истечении времени, отведенного на выполнение первого задания, дается команда прекратить его выполнение и объявляется второе ключевое слово: «Деревянная линейка». Второе задание выполняется также в течение 6 минут, после чего листки с ответами должны быть собраны максимально быстро.

 

Ключи

Общие замечания.

Высокая степень надежности оценки тестовых показателей достигается в результате тренировки и большого опыта. Поэтому овладение приемами обработки теста желательно проводить под руководством опытного психолога. При самостоятельном освоении этих приемов следует очень внимательно следовать инструкции, проводить повторную обработку 30-50 протоколов с интервалом в несколько недель и анализировать все случаи несовпадений оценок.

Сначала следует определить, стоит ли ответы засчитывать, т.е. соответствуют ли они заданию. Обрабатываются лишь релевантные ответы, все не относящиеся к данному предмету и не выполнимые ни при каких условиях идеи вычеркиваются.

Ответы обоих заданий «Газета» и «Деревянная линейка» разделены на 18 основных категорий, которые имеют до 9 подкатегорий с конкретными вариантами использования. Ответы испытуемых закодированы пятизначными цифрами, которые указаны на оценочном листе. При этом первые две цифры означают категорию, третья — подкатегорию, а четвертая и пятая — конкретизацию ответов. Шестая цифра указывает оценку оригинальности данного ответа.

Например: «Деревянная линейка» используется как флагшток — 01.1.03: 01 (основная категория) — как прямая, длинная, жесткая палка, 1 (подкатегория) — как твердый, неподвижный, вертикальный столб, 03 (конкретизация) — как флагшток.

При кодировании ответов могут встречаться следующие случаи:

— если испытуемый пишет только общий ответ (например, использовать линейку как палку), то отмечается только обобщенная категория, а подкатегории и конкретизации обозначаются нулями, т.е. «палка» была бы закодирована — 01.0.00. Оригинальность такого ответа определяется самым низким баллом, указанным для ответов этой категории (в данном случае показатель оригинальности равен 1);

— если ученик указывает только подкатегорию, тогда нулями обозначается конкретизация, т.е. линейка как предмет для укрепления предметов кодируется — 01.1.00. Оригинальность такого ответа определяется самым низким баллом, указанным для ответов этой подкатегории (оценка оригинальности также равна 1);

— если категория приведена в виде нескольких одинаковых аспектов (например, газету можно читать, можно читать передовую в газете, читать объявления в газете), то каждый раз код будет тем же самым (01.1.01);

— если испытуемый записывает одну и ту же мысль несколько раз, то кодирование производится только один раз;

— нечитаемый текст не учитывается;

— не учитываются так же идеи, которые ни при каких условиях не могут быть приведены в исполнение.

На оценочном листе испытуемого для каждого закодированного ответа ставится пометка (точка или галочка) рядом с соответствующим кодом. (При отсутствии бланков можно эти данные просто выписывать из таблиц). Затем подсчитывается общее число учтенных ответов (беглость), число неповторяющихся ответов (гибкость) и сумма баллов за оригинальность.

Существующая система категорий ни в коем случае не является жесткой структурой, при необходимости в ней могут быть изменены категории, подкатегории или конкретизации. Однако при этом следует пересчитать всю систему оценок оригинальности ответов и все нормативные данные.

 

Категории для оценки задания «газета»

Как бумагу с текстом

1. Для чтения и получения различной информации (обычная функция)

01. Для чтения, чтения вслух: политика, исследования, фельетоны, кроссворды

02. Давать объявления и рекламу, реагировать на объявления и рекламу, писать письма в газету

2. Вырезать части газеты

01. Тексты, отрывки

02. Отдельные буквы (например, чтобы написать анонимное письмо, объявление)

03. Картинки (иллюстрации на стену, в альбом)

3. Использовать типографскую краску с газеты

01. Играть в негров, сделать себя черным

02. Использовать для письма и рисования

 

Как бумагу для письма

1. Использовать чистый край (поля)

01. Бумага для вытирания

02. Бумага для записей и писем

03. Шпаргалка

2. Чертить или рисовать что-либо на исписанной части

01. Рисовать сверху, раскрашивать фотографии политиков

02. Снимать оттиски, копии (пальцев, картинок, автопокрышек)

03. Тест на внимание (зачеркивать определенные буквы по инструкции)

 

Как мягкий материал

1. Для лежания, смягчения ударов, как буфер

01. Постель, матрас, кресло

02. Седло

03. Подушка, валик

04. Защита для ног при падении у хоккеистов и других спортсменов, задняя часть брюк — как защита от наказания

05. Материал для постройки гнезд

Как материал для горения

1. Для разведения и поддержания огня

01. Горючий материал для сжигания

02. Факел, свеча

03. Растапливать огонь в костре, печи

2. Использование результатов сгорания

01. Зола как удобрение

02. Рисовать золой

 

Как изолятор

1. Термоизолятор — защита от жары или холода

01. Бутылка-термос для удержания холода (мокрая газета), охлаждения (упаковывать лед), ледяной пакет

02. Для удержания тепла, укутывание еды

03. Подкладка для одежды

04. Утеплитель для обуви

05. Для сохранения тепла в ульях, при скрещивании деревьев

06. Для удержания влаги в цветах, глине

07. Для обертывания голеней

08. Изолирующая циновка, для сидения, если трава мокрая

2. Подставка или ручка для горячих предметов

01. Стойка для утюга, подставка

02. Ручка, прихватка для горячих предметов

3. Звуковой изолятор, для улавливания шумов

01. Для звуковой изоляции в стенах, окнах

02. Звуковой изолятор в музыкальных инструментах

03. Мембрана

4. Материал для электроизоляции

01. Палка для удаления электрического кабеля

5. Защита, чтобы взять что-либо неприятное

01. Собрать осколки стекла, взять что-либо колющее

02. Рвать крапиву, убить комара, осу

6. Изоляция от лучей

01. Защита от радиоактивного излучения

Как электрический проводник

1. Временный проводник тока

01. Намочить и пропустить ток

Как доска с отверстием

1. Доска, укрепленная на чем-то или соединенная со шнуром

01. Пропеллер, крыло вентилятора, ветряное колесо

02. Винт судна, якорь, водяное колесо

03. Велосипедная педаль, спица

04. Дорожный знак (указатель), табличка

05. Указатель направления ветра, флюгер.

06. Стрелки приборов, часов,«дворники» в автомобиле

07. Маятник

08. Сережка, украшение-подвеска, галстук

09. Циркуль

10. Веник для снега (когда упоминается отверстие)

2. Использование отверстия как такового

01. Гаечный ключ с отверстием

02. Сито

Как материал для горения

1. Материал для разведения, зажигания, поддерживания огня (целиком или опилки)

01. Материал для горения, сжигания

02. Факел

03. Опилки для окуривания, копчения

04. Для разведения огня

2. Для изготовления чего-либо из сожженной линейки

01. Древесный грифель, средство для письма

02. Для изготовления древесного угля

 

Как изоляционный материал

1. Материал для термической изоляции

01. Подставка под горячее

02. Ручка для горячих предметов (чайник, горячий утюг, железо), для передвигания горячих предметов

2. Электрический изолятор

01. Для изоляции электрического тока (как рукоятка для удаления оголенного кабеля)

02. Для прерывания электрической цепи

3. Водонепроницаемый материал (для уплотнения)

01. Подошва для обуви

02. Обшивка водопровода

03. Влагоизолирующая прокладка

4. Защита от удара

01. Шитки для защиты ноги, руки, тела

 

Как упругий материал

1. Для метания

01. Катапульта, праща, пружина

02. Лук (стрела)

03. Форма для обуви (для растяжки)

 

Как пищу или для жевания

1. Пища для зверей и растений

01. Пища для древоточцев, термитов, для обгладывания зайцами или кроликами

02. Удобрение для растений

2. Как «пища» для людей

01. Как кольцо для кусания для маленьких детей

 

Как проволоку

1. Как проводник

01. Основа для укрепления антенны, проводов

2. Прочее

01. Вытаскивать что-либо как проволокой

Пример обработки протокола.

 

Ответы испытуемого на задание «Газета»:

1. Делать выкройку для шитья.

2. Сложить шляпу от солнца.

3. Сложить игрушечный кораблик.

4. Сложить игрушечный самолетик.

5. Стелька в обувь для утепления.

6. Скрутить пробку для бутылки.

7. Игрушка для котенка — комочек газеты на веревочке.

8. Сдать в макулатуру.

В данном случае можно засчитывать все ответы (см. список категорий и оценки оригинальности):

1. Делать выкройку: категория 03 (как режущуюся и складывающуюся бумагу); подкатегория 2 (вырезать куски, соединять вместе); конкретизация 01. Код 03.2.01. Оригинальность 2.

2. Шляпа от солнца: категория 03 (см. выше); подкатегория 1 (изготовление предметов с помощью разрезания, складывания, склеивания); конкретизация 02. Код 03.1.02. Оригинальность 1.

3. Кораблик: категория 03 (см. выше); подкатегория 1 (см. выше);

конкретизация 02. Код 03.1.02. Оригинальность 1.

4. Самолетик: категория 03 (см. выше); подкатегория 1 (см. выше);

конкретизация 02. Код 03.1.02. Оригинальность 1.

5. Стелька в обувь: категория 04 — как развернутую бумагу, которая имеет большую поверхность); подкатегория 4 (материал для покрытия, выстилания); конкретизация 03. Код 04.4.03. Оригинальность 4.

6. Как пробка для бутылки: категория. 05 (применять смятую, скомканную бумагу); подкатегория 2 (для заполнения, затыкания); конкретизация 03. Код 05.2.03. Оригинальность 5.

7. Игрушка для котенка: категория 05 (см. выше); подкатегория 5 (использовать как материал для игры в форме комочков); конкретизация 01. Код 05. 5.01. Оригинальность 4.

8. Сдать в макулатуру: категория 06 (использовать несколько газет);

подкатегория 6 (вторичная реализация, или изготовление бумаги); конкретизация 01. Код 06.6.01. Оригинальность 1.

Выписываем коды ответов и их оригинальность:

1) 05.2.03. - 5

2) 05.5.01. - 4

3) 06.6.01. - 1

4) 03.2.01. - 2

5) 03.1.02. - 1

6) 03.1.02. - 1

7) 03.1.02. - 1

8) 04.4.03. – 4

Показатели творческого мышления по первому субтесту:

беглость = 8; гибкость = 6 (поскольку подкатегории 03.1. встречаются три раза, при подсчете гибкости засчитывается только одна из них); оригинальность = 19.

Ответы испытуемого на задание «Деревянная линейка»:

1. Чертить.

2. Сделать ступеньки.

3. Черпать как ложкой при еде.

4. Сделать рамку для картины или фотографии.

5. Дощечка для втыкания булавок.

6. Разрезать письма как ножом.

7. Деревянный поплавок для удочки.

8. Весы — подвешивать к концам линейки грузы.

9. Щепка для разведения костра.

В данном примере также можно засчитывать все ответы. Каждый ответ отмечаем в специальном листе с закодированными категориями (см. список категорий):

1. Чертить: категория 01 (как палка: прямая, длинная, жесткая); подкатегория 7 (традиционная функция); конкретизация 01. Код 01.7.01. Оригинальность 1.

2. Как ступеньки: категория 02 (как доска, планка: плоская, прямоугольная, жесткая); подкатегория 4 (соединение предметов); конкретизация 02. Код 02.4.02. Оригинальность 5.

3. Ложка для еды: категория 02 (см. выше); подкатегория 8 (как доска, которой можно рыхлить, копать, перемешивать); конкретизация 05. Код 02.8.05. Оригинальность 1.

4. Сделать раму: категория 05 (несколько линеек как строительные элементы); подкатегория 1 (для изготовления маленьких предметов); конкретизация 04. Код 05.1.04. Оригинальность 1.

5. Дощечка для булавок: категория 08 (как мягкий материал для обработки); подкатегория 3 (как материал, на котором можно царапать); конкретизация 02. Код 08.3.02. Оригинальность 4.

6. Разрезать письма: категория 10 (как нож жесткий, острый, режущий); подкатегория 1 (как нож для разрезания, распиливания, разрубания); конкретизация 03. Код 10.1.03. Оригинальность 2.

7. Поплавок для удочки: категория 07 (как легкий, способный плавать материал); подкатегория 1 (для изготовления плавающих предметов); конкретизация 03. Код 07.1.03. Оригинальность 5.

8. Весы: категория 02 (как доска — плоская, прямоугольная, жесткая); категория 6 (как прочная доска, которая может быть подвижна); конкретизация 02. Код 02.6.02. Оригинальность 1.

9. Для разведения костра: категория 12 — как материал для горения); подкатегория 1 (как материал для разведения, разжигания, поддерживания огня или костра); конкретизация 04. Код 12.1.04. Оригинальность 4.

Выписываем коды ответов и их оригинальность:

1) 01.7.01. - 1

2) 02.4.02. - 5

3) 02.8.05. - 1

4) 05.1.04. - 1

5) 08.3.02. - 4

6) 10.1.03. - 2

7) 07.1.03. - 5

8) 02.6.02. - 1

9) 12.1.04. – 4

Показатели творческого мышления по второму субтесту: беглость = 9 (количество засчитанных ответов); гибкость = 9 (количество разных ответов: ответы из одинаковых категорий, подкатегорий и конкретизации вычеркиваются); оригинальность = 24 (сумма баллов за оригинальность по всем ответам).

Таким образом, общие тестовые оценки вербального творческого мышления испытуемого, приведенного в качестве примера, составляют: беглость = 17; гибкость = 15; оригинальность = 43.

Анализ

Интерпретация.

В ходе обработки полученных по тесту данных рассчитываются значения следующих показателей творческого мышления:

1. Беглость.

2. Гибкость.

3. Оригинальность.

4. Разработанность.

1. Беглость.

Отражает способность к порождению большого числа словесно сформулированных идей и измеряется числом данных ответов, соответствующих требованиям теста. Беглость может отличаться в разных тестах и в разных заданиях одного теста и характеризует одно из проявлений продуктивности мышления.

Поскольку продуктивность сильно связана с другими показателями творческого мышления, высокий уровень ее показателя позволяет предполагать и более высокий уровень креативности в целом. Чем большее число альтернатив выдвигается и рассматривается в процессе поиска решения, тем выше вероятность не только решения проблемы, но и выбора наилучшего решения.

Показатель беглости важен прежде всего тем, что позволяет понять другие показатели: импульсивные, банальные и даже глупые ответы позволяют получить высокий балл по этой шкале, однако такие ответы приводят к низким показателям гибкости и оригинальности. Поэтому бывает полезно разделить показатели гибкости и оригинальности на показатель беглости, чтобы оценить каждый ответ в отдельности. Низкие значения беглости могут наблюдаться у заторможенных, инертных или недостаточно мотивированных испытуемых.

Гибкость.

Оценивает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения. Полезно оценивать этот показатель в отношении к беглости, т.к. один и тот же показатель разнообразия может наблюдаться при неодинаковом количестве выдвинутых идей. Эти стороны мышления достаточно независимы друг от друга, хотя беглость представляет собой верхнюю границу для гибкости.

Низкие показатели гибкости могут свидетельствовать о ригидности (вязкости) мышления, низкой информированности, ограниченности интеллектуального развития или низкой мотивации. Высокие значения предполагают противоположные характеристики, но чрезвычайно высокая гибкость может отражать метание испытуемого от одного аспекта к другому и неспособность придерживаться единой линии в мышлении.

Оригинальность.

Характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, банальных или твердо установленных. Те, кто получают высокие баллы по оригинальности, обычно характеризуются высокой интеллектуальной активностью и неконформностью. Они способны делать большие умственные «скачки» или «срезать углы» при поиске решения, но это не означает импульсивности, т.к. оригинальность решений предполагает способность тормозить появление очевидных и тривиальных ответов. Чрезвычайно высокая оригинальность, «вычурность» ответов может наблюдаться при некоторых психических или невротических расстройствах.

Разработанность.

Означает степень детализации идей. Используется для оценки фигурных тестов, но многие исследователи считают его довольно полезным и при использовании вербальных тестов. Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, для тех, кто способен к изобретательской и конструктивной деятельности.

ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ВЕРБАЛЬНЫЙ ТЕСТ

«НЕОБЫЧНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ»

Обзор

Тест «Необычное использование» предназначен для исследования творческой одаренности детей, начиная с 10-11 лет и до выпускных экзаменов в школе (17-18 лет).

В качестве стимульных заданий в тесте используются два общеизвестных предмета: «Газета» и «Деревянная линейка». За определенное время (по шесть минут на каждый предмет) испытуемым предлагается придумать как можно больше различных и необычных способов применения этих предметов и записать их на специальный бланк.

При обработке каждый ответ относится к определенной категории. При этом бессмысленные, нелепые, т.е. не осуществимые ни при каких условиях, ответы не учитываются. Например, использование деревянной линейки как материала для постройки лунной ракеты не засчитывается, поскольку реально это предложение не выполнимо.

Категоризация ответов осуществлялась авторами по направлению от общего к частному в три этапа. При этом на всех этапах каждому ответу присваивался специальный цифровой код. В качестве основы для разработки системы категоризации ответов была использована немецкая версия трехступенчатой категоризации ответов в тесте «Необычное использование», разработанную в Мюнхенском лонгитюдном исследовании одаренности (К.А. Хеллер и сотр.).

Общая оценка уровня развития творческих способностей личности осуществляется на основе анализа 4 параметров:

1. Беглости.

2. Гибкости.

3. Оригинальности.

4. Разработанности задания.

Экспериментальная адаптация теста проходила на 500 учащихся 5—11 классов школ Москвы, которая была осуществлена в 1993 - 1995 гг. В соответствии с полученными экспериментальными данными была изменена исходная система классификации (категоризации) ответов, а также рассчитаны частоты появления всех ответов и по ним определены оценки оригинальности мышления.

Оценка надежности показателей теста определялась корреляцией результатов тестирования, полученных в двух частях теста: 1)«Газета» и 2) «Деревянная линейка». Результаты показали высокую степень коррелируемости данных.

Для определения ретестовой надежности было проведено повторное тестирование 100 детей (по 20-25 каждого возраста) с интервалом в два месяца и рассчитаны коэффициенты корреляции одноименных показателей: 0.79 для беглости, 0.61 для гибкости и 0.73 для оригинальности. Кроме того, были рассчитаны коэффициенты корреляции результатов тестирований, проведенных с интервалом в два года. Поскольку эти обследования проводились с большим интервалом, то они не могут считаться чистой проверкой ретестовой надежности, т.к. существенное влияние на тестовые показатели оказывали особенности развития творческого мышления учащихся. Однако все коэффициенты корреляции оказались достоверными (с р < 0,005), хотя и не очень высокими (0.43 для оригинальности, 0.48 для гибкости и 0.53 для беглости), что свидетельствует об относительной стабильности тестовых показателей.

Кроме того, были рассчитаны коэффициенты корреляции тестовых показателей креативности между собой. Эти данные показали, что для экспресс-оценки вербального творческого мышления возможно использование одного лишь показателя беглости, т.к. корреляция этого показателя достигала г = 0.85 — 0.93 с гибкостью и 0.86 — 0.92 с оригинальностью ответов. Корреляция гибкости и оригинальности составляла 0.94 в целом по группе.

Представляют интерес полученные данные о корреляции тестовых показателей с успешностью внешкольной деятельности у старшеклассников: литературной (0.32), организаторской в кругу сверстников (0.35) и естественнонаучной (0.42). Кроме того, тестовый показатель достоверно коррелировал с самооценкой одаренности учащихся (0.38). Сравнительно низкие коэффициенты корреляций могут считаться удовлетворительными, т.к. уровень вербальных творческих способностей в указанных видах деятельности является важным, но далеко не единственным фактором успеха.

Экономичность временных затрат, простота заданий, игровой характер проводимой процедуры, подробные разработанные нормы и схема обработки полученных данных, качественная психометрическая проверка теста делают данную методику весьма эффективным инструментом исследования творческих способностей личности.

 

Инструкция



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 782; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.87.90.21 (0.171 с.)