РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По окружающему миру
Класс
Учитель:
Пантелеева Светлана Владимировна
г. Екатеринбург
2017г.
Окружающий мир
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 1 класса составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, от 19 декабря 2014 г. № 1598; адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития ГКОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат №9»; Примерной основной программы начального общего образования по окружающему миру для образовательных учреждений, авторская программа А.А. Плешакова«Окружающий мир. 1-4класс» (учебно – методический комплекс «Школа России»).
Окружающий мир – один из основных предметов в обучении детей с ЗПР. Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающимся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Курс обладает широкими возможностями для формирования у первоклассников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит обучающимся начать освоение основ адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин, изучаемых в первом классе. Предмет «Окружающий мир» использует и подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Изучение курса «Окружающий мир» для обучаемых 1 класса направлено на достижение следующей цели: расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего мира, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» направлена на реализацию образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач:
– формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
– осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
– формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
– формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме
– 5)воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества.
Реализация указанных задач возможна при выраженной коррекционной направленности обучения и воспитания, доброжелательном, уважительном отношении учителя к ученикам, поощрении любых их успехов.
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»
Программа обеспечивает достижения первоклассниками личностных, метапредметных и предметных результатов.
Изучение курса « Окружающий мир» в первом классе направлено на получение следующих личностных результатов:
– осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
– формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
– овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
– принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
– способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
– развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
– овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
– владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
– способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной ориентации;
– духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок,
– национальных ценностей;
– становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Метапредметными результатамиизучения курса «Окружающий мир» в первом классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
-способность понимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, содержащем средства для ее решения;
- сформированность на начальном этапе умений планировать учебные действия (2- 3 шага) в соответствии с поставленной задачей;
- начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности., понимать причины успеха/не успеха учебной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия:
– умение осознанно читать, строить речевые высказывания, использование введённых математических символов, знаков, терминов математической речи;
– овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
– активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
– использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера;
– начальные умения излагать свое мнение и аргументировать;
– начальный уровень овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
– готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
– умение определять общую цель и пути ее достижения;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
– усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;
– сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
– расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего мира, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
– развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, умение прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми.
|
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Класс (66ч)
Содержание учебного предмета
Учебный материал 1 класса по предмету «Окружающий мир» пролонгирован с учетом психофизиологических возможностей и индивидуальных особенностей развития данной категории обучающихся на 1 класс и 1 дополнительный класс (календарные сроки определяются Стандартом).
Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе следующих принципов:
- единства содержания обучения на разных его уровнях;
- отражения в содержании обучения задач развития личности;
- научности и практической значимости содержания образования;
- доступности обучения
№ п/п
| Название тем
(раздела)
| Содержание темы (раздела)
| | |
по рабочей
программе
| |
1.1
| Введение
| Наша школа. Для чего нам нужны правила. Дорога от дома до школы. Обязанности пешеходов и пассажиров. Дорожные знаки. Где можно играть? Здравствуйте, вопросы! Мир вокруг нас, его многообразие.
|
| |
22.
| Что и кто?
| Что у нас над головой? Солнце, его форма. Облака, их состав; красота и причудливость облаков. Луна и звёзды. Созвездие Большая Медведица.
Что у нас под ногами? Камни и их разнообразие (по форме, размерам, цвету) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растёт на подоконнике и на клумбе? Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника.
Что это за дерево? Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различие по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растений: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери? Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что нас окружает дома? Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России. Наш город (село) – часть большой страны.
Планета Земля, её форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
|
| |
33.
| Как, откуда, куда?
| Куда текут реки? Пресная т солёная вода.
Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения. Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество? Правила безопасного обращения с электроприборами.
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лёд?
Как живут растения и животные? Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие кормушке. Забота о птицах зимой. Как путешествует письмо? Куда девается мусор и откуда в снежках грязь?
Выявление источников мусора в быту.
|
| |
44.
| Где и когда?
| Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелётные птицы. Где они зимуют и как учёные узнали об этом?
Представление о далёком прошлом Земли. Динозавры - удивительные животные прошлого. Как учёные изучают динозавров?
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать? Каким может быть окружающий мир в будущем? Зависит ли это от тебя?
|
| |
5.
| Итого:
|
|
| |
Календарно – тематическое планирование