Тема№5 -10: Септаккорды лада 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема№5 -10: Септаккорды лада



Тема№5 -10: Септаккорды лада

План

1.Септаккорды мажора и минора.

2. Разрешение септаккордов:

а) Разрешение септаккорда V ступени (D7).

б) Разрешение вводного септаккорда (VII7)

в) Внутрифункциональное разрешение вводного септаккорда

г) Разрешение септаккорда второй ступени (II7)

д) Другие способы разрешения диатонических септаккордов

3.Соединение септаккордов

4. Разрешение квартовых септаккордов

5. Разрешение нонаккордов

6.Аккорды с заменными и добавочными тонами

Содержание

Как и трезвучия, септаккорды могут быть построены на любой ступени лада, однако их структура и функциональное значение при этом будут различными. Ниже приводятся сравнительные таблицы септаккордов, встречающихся на ступенях мажора и минора.

Таблица септаккордов мажорного лада

Виды септаккордов На каких ступенях строятся
в натуральном мажоре в гармоническом мажоре в мелодическом мажоре
б. маж. 7-акк. I. IV I нет
м. маж. 7-акк. V V I, VII^
б. мин. 7-акк. нет IV IV
м. мин. 7 акк. II, III, VI III V
м. 7-акк. с ум. 5 VII II II, III
ум. 7-акк. нет VIIг нет
ув. 7-акк. нет VI VI

Таблица септаккордов минорного лада

Виды септаккордов На каких ступенях строятся
в натуральном миноре в гармоническом миноре в мелодическом миноре
б. маж. 7-акк. III, VI VI нет
м. маж. 7-акк. VII Vг IVм, Vг
б. мин. 7-акк. нет Iг Iг
м. мин. 7-акк. I, IV, V IV IIм
м. 7-акк. с ум. 5 II II VI , VII
ум. 7-акк. нет VII нет
ув. 7-акк. нет IIIг IIIг

Сравнив обе таблицы, можно сделать некоторые выводы:

а) в натуральных видах мажора и минора встречаются только четыре разных по структуре септаккорда — большой мажорный (два), малый мажорный (один), малый минорный (три) и малый с уменьшенной квинтой (один), и в каждом из этих ладов их количество одинаково, но строятся они на разных ступенях;

б) в гармонических видах мажора и минора встречаются — по одному разу — все семь видов септаккордов, причем три из них — на одних и тех же для обоих ладов ступенях:

малый мажорный септаккорд — на V ступени,

малый септаккорд с уменьшенной квинтой — на II ступени,

уменьшенный септаккорд — на VII ступени;

эти аккорды являются наиболее яркими выразителями обеих неустойчивых функций лада;

в) в мелодических видах мажора и минора отсутствуют два вида септаккордов — большой мажорный и уменьшенный септаккорды, остальные пять встречаются в том же количестве, но на других ступенях.

Поскольку некоторые из септаккордов встречаются преимущественно на одних и тех же ступенях в мажоре и миноре и в подавляющем большинстве случаев используются в каком-либо определенном функциональном значении, закрепившемся за ними, они стали постоянными выразителями данной функции, что нашло отражение в их названиях и обозначениях. Так, например, малый мажорный септаккорд, применяющийся главным образом на V ступени натурального и гармонического мажора и гармонического и мелодического видов минора, а также уменьшенный септаккорд, встречающийся на VII ступени гармонического мажора или VII повышенной ступени гармонического минора, обладают наиболее ясными и острыми тяготениями к тонике (в которую они и разрешаются) и стали основными представителями диссонирующей доминантовой гармонии. Поэтому один из них (строящийся на V ступени) стал называться доминантсептаккордом (обозначается D7), а другой (строящийся на восходящем напряженном вводном тоне) — вводным септаккордом (обозначается [ум.] VII7).

Разрешение септаккордов

Все септаккорды являются диссонирующими созвучиями, требующими акустического разрешения. Кроме того, любой септаккорд неустойчив и в ладовом отношении, так как содержит в себе хотя бы один неустойчивый звук. Следовательно, всякий септаккорд является бифункциональным созвучием (то есть содержит в себе звуки двух разных функций) и может быть разрешен в любое консонирующее трезвучие, кроме тех двух, из которых он образован.

Так, например, доминантсептаккорд включает в себя три звука доминанты и один звук субдоминанты, а разрешается в тоническое трезвучие; септаккорд второй ступени состоит из трех звуков субдоминантовой гармонии и одного тонического, а разрешается в трезвучие доминанты; тонический септаккорд, образованный из трех звуков тоники и одного доминантового, разрешается в трезвучие субдоминанты (IV ступени) и т.д. Например, в до мажоре:

D7 (V7) II7 I7 (T7) III7 IV7 VI7 VII7

Разумеется, наряду с диссонантностью звучания, бифункциональность септаккордов еще более усиливает их напряженность и тяготение к разрешению в соответствующее трезвучие.

Существуют два принципиально различных способа разрешения септаккордов: автентическое и плагальное. Для автентического характерно ведение септимы на ступень вниз, а при плагальном разрешении септима остается на месте.

В конечном итоге любой септаккорд может быть разрешен тем или иным способом, однако более ярко выраженная функциональная принадлежность септаккордов в условиях конкретного лада и тональности определяет один из этих способов как основной для данного септаккорда, и прежде всего это относится к септаккордам V, VII и II ступеней, являющимся главными представителями диссонирующих гармоний, которые выражают, соответственно, доминантовую или субдоминантовую функцию.

а) Разрешение септаккорда V ступени (D7).

Основным способом разрешения доминантсептаккорда является автентическое разрешение.

Доминантсептаккорд (D7) содержит в себе два диссонирующих интервала — малую септиму и тритон (ум. 5), ладовое положение и направленность тяготений которых (как, впрочем, и всех звуков доминантсептаккорда) приводит к естественному, то есть наиболее ясному и простому разрешению их в звуки тоники со следующим голосоведением: квинта и септима D7 идут на ступень вниз соответственно в приму и терцию тоники, терция D7 — на ступень вверх в приму тоники, а основной тон движется скачком на кварту вверх (или квинту вниз) также в приму тоники. Таким образом, основной вид полного доминантсептаккорда разрешается в неполное тоническое трезвучие с пропущенной квинтой и утроенной примой:

D7 T(-5)

Впрочем, при ином расположении звуков (терцовый тон D7 в таком случае должен быть взят непременно в одном из средних голосов и находиться с басом в разных октавах) возможно и более свободное разрешение полного доминантсептаккорда— в полное тоническое трезвучие с удвоенной примой. Терция D7 при этом идет не на полтона вверх (то есть, как обычно, в приму тоники), а против своего тяготения — на большую терцию вниз — в квинту тоники:

D7 T(-5) D7 T

Доминантсептаккорд может быть также взят и в неполном виде— как правило, без квинты, пропуск которой в фоническом отношении мало отражается на его звучании в целом. В таком случае вместо недостающей квинты в одном из трех верхних голосов удваивается основной тон доминантсептаккорда. В итоге неполный доминантсептаккорд разрешается в полное тоническое трезвучие, при этом удвоение примы D7в качестве общего тона остается на месте, а остальные звуки разрешаются как обычно. Например:

D7(-5) T D7(-5) T D7(-5) T

Обращения доминантсептаккорда разрешаются в соответствующие виды тоники на тех же основаниях, что и основной вид D7 с той лишь разницей, что прима доминантсептаккорда, находящаяся в обращениях не в басу, а в одном из трех верхних голсов, при разрешении в тонический аккорд остается на месте как общий звук. Таким образом:

D6/5 разрешается в полное Т5/8с удвоенной примой,

D4/3 —»— —»— T6/5 —»— —»—,

а D2 —»— в Т6 (тонический секстаккорд) с удвоенной примой

D6/5 T D4/3 T D2 T6

б) Разрешение вводного септаккорда (VII7)

Другой септаккорд доминантовой функции — вводный — может быть двух видов: малым (с малой септимой) и уменьшенным (с уменьшенной септимой).

Малый вводный септаккорд (по структуре он представляет собой малый септаккорд с уменьшенной квинтой) встречается на VII ступени в натуральном мажоре и мелодическом миноре, а уменьшенный вводный септаккорд встречается только в гармонических видах мажора и минора.

Оба вида вводного септаккорда одинаково разрешаются автентическим способом в полное тоническое трезвучие с удвоенным терцовым тоном следующим образом: прима и терция вводного септаккорда идут на ступень вверх соответственно в приму и терцию тоники, а квинта и септима вводного септаккорда движутсяна ступень вниз соответственно в терцию и квинту тоники. Например:

VII7 T ум.VП7 ум.VП7 t

Удвоение терцового тона в тоническом трезвучии при разрешении вводного септаккорда делается с целью избежать движения параллельными квинтами. Однако при ином — более широком — расположении образующих его звуков вводный септаккорд может быть разрешен в тонику и без удвоения терции, а с удвоенной примой, но для этого необходимо, чтобы терция вводного септаккорда находилась выше септимы. В таком случае голоса будут двигаться так: прима вводного септаккорда пойдет на ступень вверх, а три остальные звука — на ступень вниз (тесно расположенными параллельными секстаккордами или квартсекстаккордами). Например:

(ум.) VП7 T

Обращения вводного септаккорда (как малого, так и уменьшенного) разрешаются в соответствующие виды тоники с тем же голосоведением, что и основной вид. Таким образом, (ум.) VII6/5 разрешается в Т6 (в данном случае — с непременным удвоением терции), (ум.) VII4/3 — тоже в Тб (чаще с удвоением терции, но иногда удваивается и основной тон) и (ум.) VII6/5 — в Т6 (с удвоением терции или —реже—примы). В отдельных случаях (как исключение) может быть допущено также и разрешение (ум.) VII6/5 в T6 с удвоением не терции, а квинты:

VII6/5 T6 VII6/5 T6 VII4/3 T6 VII4/3 T6 VII2 T6/4 VII2 T6/4

При этом следует иметь в виду и энгармонические свойства уменьшенного септаккорда. Подобно тому как увеличенное трезвучие и его обращения всегда энгармонически равны между собой обращения уменьшенного септаккорда также окапываются энгармонически равными друг другу и основному виду аккорда. Это происходит в результате энгармонического равенства интервалов увеличенной секунды (образующейся при обращении уменьшенной септимы) и малой терции, из которых строятся уменьшенный септаккорд и его обращения. Данное обстоятельство особенно важно потому, что дает возможность разрешать уменьшенный септаккорд в целый ряд самых различных тональностей. Например:

Соединение септаккордов

Как известно, все септаккорды лада находятся между собой в одном из трех интервальных соотношений: терцовом, кварто-квинтовом или секундовом.

При терцовом соотношении у септаккордов всегда имеются три общих звука, при кварто-квинтовом соотношении — два и при секундовом — один общий звук, что обеспечивает их гармоническое (то есть с оставлением общего звука на месте) соединение.

Переход из одного септаккорда в другой при терцовом их соотношении осуществляется по принципу перехода VII7 в D7, при кварто-квинтовом соотношении — по принципу перехода II7 в D7.Иными словами, в любом случае если септиму данного септаккорда опустить на ступень вниз, оставив при этом остальные звуки на месте, то образуется следующий по порядку чередования обращений вид септаккорда, лежащего терцией ниже (или секстой выше).

Если опустить на ступень сразу два звука — квинту и септиму данного септаккорда, то получится соответствующий вид (через одно обращение) септаккорда, лежащего квартой выше (или квинтой ниже).

Что же касается септаккордов секундового соотношения, то между ними есть только один общий звук (септима вышележащего септаккорда будет примой септаккорда, находящегося секундой ниже), который и остается на месте, а остальные три голоса при разрешении идут на ступень вниз. При этом, однако, необходимо избегать движения параллельными квинтами, для чего первый из двух септаккордов берется, как правило, в таком расположении, чтобы терцовый тон находился выше септимы, а прима — выше квинты. В этом случае три верхних голоса движутся вниз поступенно параллельными секстаккордами или квартсекстаккордами, как, например:

плохо: хорошо:

Т7 II2 Т7 II2 Т7 II2

При переходе же в другой септаккорд в результате смещения трех звуков данного септаккорда на ступень вниз образуется один из видов (через два обращения) септаккорда, лежащего секундой выше (или септимой ниже).

Используя описанные выше возможности различных сочетаний септаккордов друг с другом, можно образовать из них разнообразные секвенционные ряды, в любом случае обеспечивающие естественный, плавный подход к гармонии, непосредственно разрешающейся в тонику:

Впрочем, ряды сменяющихся септаккордов можно продолжать «до бесконечности» и в то же время (по желанию) варьировать их при этом, как, например:

 

 

Б. 7/4 б. 5/4 б. 5/2

Б. 7/4 б. 5/4 б. 5/2

Малый квартсептаккорд в натуральном мажоре может быть построен на II, III, V, VI и VII ступенях, а в натуральном миноре — на I, II, IV, V и VII ступенях (то есть там, где встречаются малые септимы).

Большой квартсептаккорд с тритоном (ув. 4) внизу строится на IV ступени натурального мажора и VI ступени натурального минора, а большой квартсептаккорд с тритоном вверху строится на I ступени натурального мажора и III ступени натурального минора (то есть там, где находятся большие септимы).

Разрешение квартсептаккордов производится (как и обычно) на основе ладофункциональных связей и тяготений. Например:

II7/4 T6 III7/4 T6 V7/4 T(-5) V7/4 T6/4 VI7/4 T(-5) VI7/4 T VII7/4 T

Обращения квартсептаккорда используются значительно реже, а разрешаются по тем же принципам, что и основной вид (разумеется, с учетом конкретных условий) [Предлагаемые разрешения квартовых септаккордов используются и в музыкальной литературе.Однако, будучи характерными для современной музыки, квартсептаккорды могут иметь и иные («ненормативные») разрешения.]

 

Разрешение нонаккордов

Нонаккорд является диссонирующей бифункциональной гармонией, только диссонантность его по сравнению с септаккордами усилена двумя новыми интервалами — ноной и еще одной септимой, образующейся во внутренней структуре аккорда.

Любой нонаккорд может быть взят как в полном (пятизвучном), так и в неполном (четырехзвучном) виде. В неполном нон-аккорде обычно отсутствует квинтовый тон — наименее яркий звук, ибо он не является определяющим для данной гармонии, — что в общем мало отражается на фонизме целого комплекса:

D9 D9(-5) II9 II9(-5)

Как и всякая неустойчивая гармония, нонаккорд стремится к своему разрешению. Простейшие варианты его разрешения сводятся к следующему:

1. Доминантнонаккорд (как и любой другой нонаккорд) может перейти в септаккорд той же ступени, на которой он сам построен, посредством внутрифункционального разрешения. Для этого звук ноны опускается на ступень вниз в приму доминантсептаккорда, л остальные звуки остаются на месте. В таком случае полный нонаккорд переходит в полный (и тоже пятизвучный — за счет удвоения примы) септаккорд, а неполный нонаккорд — в неполный же (без квинты) септаккорд:

D9 D7 D9(-5) D7(-5)

Полученный в результате септаккорд разрешается по уже известным правилам.

2. Нонаккорд может быть разрешен и непосредственно в трезвучие, лежащее чистой квартой выше (или квинтой ниже), подобно разрешению Dg — Т. В этом случае полный нонаккорд разрешается в полное трезвучие со следующим голосоведением: четыре верхних голоса движутся как и при разрешении вводного септаккорда, а бас идет скачком на квинту вниз (или кварту вверх) от примы нонаккорда к приме трезвучия:

D9 T II9 D

Таким образом, в трезвучии удваиваются и прима, и терция и образуется реальное пятиголосие.

Неполный нонаккорд разрешается с таким же голосоведением: септима и нона идут на ступень вниз, терция — на ступень вверх, а бас движется скачком на кварту вверх (или квинту вниз), но поскольку в неполном нонаккорде отсутствует квинтовый тон, то в трезвучии разрешения удваивается только лишь прима и оно будет изложено четырехголосно:

D9(-5) T II9(-5) D

Однако этим возможности разрешения нонаккордов не исчерпываются. В принципе любой нонаккорд может быть разрешен не только аутентическим, но и плагальным способом наподобие того, как это было показано выше в отношении септаккордов:

D 6/9 D 6/9

При разрешении в тонику доминантсептаккорда c секстой и вводного септаккорда с квартой (а равно и их обращений) их заменные тоны могут вести себя свободно: либо идти так же, как обычно двигались бы заменяемые ими звуки аккорда, то есть в приму тоники (непосредственно или поступенно — через проходящий звук, переходя, таким образом, в обычный вид данного аккорда или его обращения), либо — в качестве общего звука — оставаться на месте, либо, наконец, идти на терцию вверх — в квинту тоники:

D6/7 T D6/7 T (T) D6/5 T D6/2 T6

(ум.)VII4/7 T (ум.)VII4/7 T (ум.)VII4/3 T6

Плагальное разр.

(ум.)VII44/3 T (ум.)VII4/2 T6/4 (ум.)VII4/2 T6/4 (ум.)VII4/2 T6/4

Другие септаккорды или нонаккорды с аналогичными заменными тонами также возможны, но используются значительно реже.

Добавочными тонами называются звуки, усложняющие данную гармонию за счет дополнительного введения и ее состав неаккордовых тонов, образующих новые и чаще всего диссонирующие сочетания с аккордовыми звуками. Добавочные тоны могут разрешаться, а могут оставаться и неразрешенными. Например, в джазовой музыке нередки случаи, когда пьеса оканчивается диссонирующей тоникой: с секстой (Т6), с ноной (Т9) или и той и другой вместе взятыми (Т6, 9). Достаточное количество примеров использования подобных гармоний можно также встретить и в музыке других стилей.

Список литературы

1. Алексеев Б., Мясоедов А. Элементарная теория музыки. М., 1986.

2. Вахромеев В.В. Элементарная теория музыки. М., 1983.

3. Красинская Л., Уткин В. Элементарная теория музыки. М., 1983.

4. Курс теории музыки/Под ред. А.Л.Островского. Л., 1978.

5. Павлюченко С. Елементарна теорія музики. К., 1980.

6. Хвостенко В.В. Задачи и упражнения по элементарной теории музыки. М., 1973.

7.Занимательная теория музыки Автор: Г. Виноградов, Е. Красовская Издательство: Советский композитор,1991.

8.Побережна Г.І., Щериця Т.В. Загальна теорія музики: Підручник. – К.: Вища школа, 2004

9. Смаглій Г.А., Маловик Л.В. Основи теорії музики: Підручник. – Х.: «Факт»,2005

10.Булычевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся. Л.,1983.

11.Музыкальная энциклопедия. Тт. I-VI М.,1973-1982.

12.Островский А.Л. Методика теории музыки и сольфеджио. Л.,1970.

13.Способин И.В. Элементарная теория музыки. М., 1985.Теоретические дисциплины в музыкальном училище. Сб. статей по методике преподавания/Сост. Б.Незванов. Л.,1977.

14.Энциклопедический музыкальный словарь. М.,1966.

15.Античная музыкальная эстетика: Сб. статей/под ред. А.Ф. Лосева. М.,1976.

16.Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.,1971.

17.Берков В. О формообразующих средствах гармонии. М.,1971.

18.Грубер Р.И. Всеобщая история музыки ч.1. М.,1960.

19.Мазель Л. Строение музыкальных произведений. М.,1979.

20.Мазель Л. Проблемы классической гармонии. М.,1972.

21.Мазель Л. О природе и средствах музыки. М.,1983.

 

 

Тема№5 -10: Септаккорды лада

План

1.Септаккорды мажора и минора.

2. Разрешение септаккордов:

а) Разрешение септаккорда V ступени (D7).

б) Разрешение вводного септаккорда (VII7)

в) Внутрифункциональное разрешение вводного септаккорда

г) Разрешение септаккорда второй ступени (II7)

д) Другие способы разрешения диатонических септаккордов

3.Соединение септаккордов

4. Разрешение квартовых септаккордов

5. Разрешение нонаккордов

6.Аккорды с заменными и добавочными тонами

Содержание

Как и трезвучия, септаккорды могут быть построены на любой ступени лада, однако их структура и функциональное значение при этом будут различными. Ниже приводятся сравнительные таблицы септаккордов, встречающихся на ступенях мажора и минора.

Таблица септаккордов мажорного лада

Виды септаккордов На каких ступенях строятся
в натуральном мажоре в гармоническом мажоре в мелодическом мажоре
б. маж. 7-акк. I. IV I нет
м. маж. 7-акк. V V I, VII^
б. мин. 7-акк. нет IV IV
м. мин. 7 акк. II, III, VI III V
м. 7-акк. с ум. 5 VII II II, III
ум. 7-акк. нет VIIг нет
ув. 7-акк. нет VI VI

Таблица септаккордов минорного лада

Виды септаккордов На каких ступенях строятся
в натуральном миноре в гармоническом миноре в мелодическом миноре
б. маж. 7-акк. III, VI VI нет
м. маж. 7-акк. VII Vг IVм, Vг
б. мин. 7-акк. нет Iг Iг
м. мин. 7-акк. I, IV, V IV IIм
м. 7-акк. с ум. 5 II II VI , VII
ум. 7-акк. нет VII нет
ув. 7-акк. нет IIIг IIIг

Сравнив обе таблицы, можно сделать некоторые выводы:

а) в натуральных видах мажора и минора встречаются только четыре разных по структуре септаккорда — большой мажорный (два), малый мажорный (один), малый минорный (три) и малый с уменьшенной квинтой (один), и в каждом из этих ладов их количество одинаково, но строятся они на разных ступенях;

б) в гармонических видах мажора и минора встречаются — по одному разу — все семь видов септаккордов, причем три из них — на одних и тех же для обоих ладов ступенях:

малый мажорный септаккорд — на V ступени,

малый септаккорд с уменьшенной квинтой — на II ступени,

уменьшенный септаккорд — на VII ступени;

эти аккорды являются наиболее яркими выразителями обеих неустойчивых функций лада;

в) в мелодических видах мажора и минора отсутствуют два вида септаккордов — большой мажорный и уменьшенный септаккорды, остальные пять встречаются в том же количестве, но на других ступенях.

Поскольку некоторые из септаккордов встречаются преимущественно на одних и тех же ступенях в мажоре и миноре и в подавляющем большинстве случаев используются в каком-либо определенном функциональном значении, закрепившемся за ними, они стали постоянными выразителями данной функции, что нашло отражение в их названиях и обозначениях. Так, например, малый мажорный септаккорд, применяющийся главным образом на V ступени натурального и гармонического мажора и гармонического и мелодического видов минора, а также уменьшенный септаккорд, встречающийся на VII ступени гармонического мажора или VII повышенной ступени гармонического минора, обладают наиболее ясными и острыми тяготениями к тонике (в которую они и разрешаются) и стали основными представителями диссонирующей доминантовой гармонии. Поэтому один из них (строящийся на V ступени) стал называться доминантсептаккордом (обозначается D7), а другой (строящийся на восходящем напряженном вводном тоне) — вводным септаккордом (обозначается [ум.] VII7).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 3415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.174.248 (0.112 с.)