Призвание к свододе. Свобода не должна быть поводом к распущенности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Призвание к свододе. Свобода не должна быть поводом к распущенности.



Призвание к свододе. Свобода не должна быть поводом к распущенности.

С предостережения против греха, в частности и в особенности, против грехов плоти и против любостяжания и начинается этот отрывок (5:3-7). Любостяжание оценивается, как идолослужение (ст. 5), и сопоставляется с блудом и нечистотою, вероятно, потому, что, как плотские грехи, так и любостяжание, представляют собою забвение Творца ради твари. До 5:20 включительно, мысль ап. Павла определяется противоположением света и тьмы (ср. стт. 11 и слл.). Блюдение бодрственного сознания тоже относится к хождению в свете (ср. стт. 14 и слл., в частности, ст. 18).

 

8Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе: поступайте, как чада света,

Апостольская педагогика. Возбуждение ревности похвальными наименованиями.

(Преп. Нил Синайский) 77. Достаточно было бы и сего указания, чтобы благопокорных научить совершенной жизни; но, зная, как иные с трудом приводятся к тому, св. Павел многими внушениями старается искусно отвлечь нас от суеты, возбуждая ревность нашу разными похвальными наименованиями. То говорит он: храм Божий есте (1 Кор. 3, 16); то: якоже чада света ходите (Еф. 5, 8); то: достойно благовествованию Христову жительствуйте (Флп. 1, 27); то: телеса ваша удове Христови суть (1 Кор. 6, 15); в одном месте называет нас святыми и непорочными (Еф. 1, 4), а в другом – невинными и целыми, чадами Божиими непорочными (Флп. 2, 15). Обо всем этом говорит он, как о находящемся в нас, хотя того нет еще в нас, – с тою целию, чтоб, ужаснувшись, как бы такие похвалы не обратились нам в укоризну и посмеяние, если не оказываемся такими, возревновали мы всею ревностию соделаться и пребывать такими. Почему св. Апостол не ограничивается одними сими похвалами, но приписывает и разные способы и меры, как можем мы достигнуть в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова (Еф. 4, 13).

Бог есть свет (учение о Боге). Чада Божии – чада света.

(св. Тихон Задонский) Глядя в зеркало Святого Писания, видим святость Божию, как свет, не причастный никакой тьме: "Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы" (1 Ин. 1, 5). Так подобает и христианам - поступать, как чадам света (Еф. 5, 8); как чадам Божиим, заботиться о святой жизни, очищать себя "от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием" (2 Кор. 7, 1), "ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости" (1 Сол. 4, 7). Святость же не только в том, чтобы хранить себя от скверны, блуда и нечистоты, но и от корысти, зависти, гордости, тщеславия и прочего зла, как учит святой Златоуст (104, 1405-1406).

Свет – горение духа. Духа не угашайте.

(св. ИЗ) "Какая-то густая мгла, и мрак, и облако разлиты над всей землей. Указывая на это, апостол говорил: "Вы были некогда тьма" (Еф. 5, 8). Нас окружает, так сказать, ночь безлунная, и мы среди этой ночи ходим. Бог же дает нам ясную лампаду, возжигая в душах наших благодать Святого Духа. Но, приняв этот свет, одни сделали его более ярким и ясным, как, например, Павел, как Петр, как все святые, а другие погасили, как пять дев, как те, которые потерпели кораблекрушение в вере, как коринфский блудник, как отпавшие галаты. Поэтому Павел говорит теперь: "Духа не угашайте", то есть дара, потому что так обыкновенно называет он дар Святого Духа. Погашает же его нечистая жизнь. Ибо подобно тому, как когда кто-либо нальет воды, или бросит землю на свет светильника, или даже, ничего такого не делая, только выльет из него масло, потухает свет, так потухает дар благодати. Если ты привнес земное, если ты предался заботам о текущих делах, то ты уже погасил дух. Угасает пламень и тогда, когда недостает елея, именно когда не творим милостыни. Так как он сам пришел к тебе по милости Божией, то, когда не находит в тебе этого плода, отлетает от тебя. Ибо он не пребывает в душе немилостивой. Итак, не будем угашать его. Всякое злое дело угашает этот свет: и злоречие, и обиды, и все подобное. Как бывает с огнем, что все чуждое ему уничтожает его и все родственное ему усиливает его, так бывает и с этим светом".

Рождение плотское и духовное.

(св. Тихон Задонский) В плотском рождении мы облекаемся в ветхого Адама; в духовном облекаемся в нового-Христа (1 Кор. 15, 49); по Писанию: "во Христа крестившиеся, во Христа облеклись" (Тал. 3, 27). В плотском рождении рождаемся в грехах, как говорит пророк: "я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя" (Пс. 50, 7); в духовном-омываемся, очищаемся, освящаемся и оправдываемся от скверн греховных, и делаемся праведными благодатью Христовой... В плотском рождаемся детьми тьмы, во области сатанинской; в духовном рождаемся чадами света и от тьмы приводимся в чудный Божественный свет, и от области сатанинской-в Царство Христа, Сына Божия (1 Пет. 2, 9; Деян. 26, 18; Еф. 5, 8). В плотском рождаемся "по природе чадами гнева" (Еф. 2, 3), в духовном-чадами благодати, чадами благословения Божия. В плотском рождаемся к временной жизни, в духовном-к Жизни Вечной (1 Тим. 6, 12).

Чада света – свет для мира. Вы – свет миру.

(свт. Лука) Ефесянам, обратившимся ко Христу, сказал апостол Павел: "Вы были некогда тьма, а теперь свет в Господе" (Еф. 5, 8).

А если так, если нас осиял свет Христов, то должны и мы, как звезды яркие, или хотя бы как самые слабые, светить миру, живущему во тьме, светом души своей, светом правды и любви, светом милосердия и добрых дел.

9потому что плод Духа (рзчт. Света) состоит во всякой благости, праведности и истине.

Какие признаки Духа, истины. Три непобедимые оружия против дьявола.

(Каллист и Игнт. Ксанфопулы) Признаки же истины и благого животворящего Духа суть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22), как говорит божественный Апостол, называя сии добродетели плодами Божественного Духа. Он же опять говорит: яко чада света ходите: плод бо духовный есть во всякой благостыни, и правде, и истине (Еф. 5, 9), коим все противное составляет принадлежность прелести.

… ведай, что много путей, ведущих в живот, и много ведущих ко смерти. Один путь, ведущий в живот, есть исполнение заповедей Христовых. В заповедях сих найдешь ты всякой вид добродетели, особенно же три сии: смирение, любовь и милосердие, без коих никто не узрит Господа. – Сии три суть непобедимые оружия против диавола, кои даровала нам Святая Троица, – смирение, говорю, любовь и милосердие, на кои даже воззреть не может все демонов полчище. Ибо в них и следа нет смирения; и для них, за то, что они омрачились превозношением, уготован огнь вечный. Где у них любовь или хоть тень милосердия, когда они к роду человеческому непримиримую держат вражду и денноночно не перестают ратовать против него? Облечемся убо в сии оружия, ибо носящий их вокруг себя неуловим для врагов. – Сию треплетную вервь, которую сшила и соплела нам Святая Троица, видим, что она и три есть, и едино: три – именами, если же хочешь, то и лицами, а едино – силою и действом, и к Богу приближением, устремлением и себя присвоением

 

10Испытывайте, что́ благоугодно Богу,

 

11и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.

ПОМЫСЛЫ (ОТКРОВЕНИЕ ПОМЫСЛОВ)

 

(Преп. Макарий Опт.) Откровение устроено от святых отцов, чтобы не могли укрыться от неопытных вражии козни... (V, 317, 441).

 

А что есть польза неотъемлемая чрез открове­ние помыслов, то сама на себе искусила; о чем и святые отцы нас научают, дабы не таити помыслов, но являти их: являемое свет, а неявляемое тьма (Еф. 5, 13). Само бо то, еже являти и открывати злые помыслы отцем, увядает оные и немощнейшие творит (V, 394, 532).

 

О таинстве исповеди и откровении помыслов

 

По уставам иноческого предания, при постриже­нии от Евангелия предают старицам, а не духовным отцам, которым должны новоначальные открывать свою совесть для получения советов и наставлений, как противостоять искушениям вражиим; но это не есть исповедь, а откровение, исполняя в сем случае апос­тольское предание: исповедайте друг другу согреше­ния ваша (Иак. 5, 16). Таинство же исповеди совер­шенно другое и не имеет к откровению никакого отношения; обязанности духовника совершенно дру­гие, нежели отношение к старицам (VI, 21, 35).

 

14Посему сказано: "встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос".

 

Призвание к свододе. Свобода не должна быть поводом к распущенности.

С предостережения против греха, в частности и в особенности, против грехов плоти и против любостяжания и начинается этот отрывок (5:3-7). Любостяжание оценивается, как идолослужение (ст. 5), и сопоставляется с блудом и нечистотою, вероятно, потому, что, как плотские грехи, так и любостяжание, представляют собою забвение Творца ради твари. До 5:20 включительно, мысль ап. Павла определяется противоположением света и тьмы (ср. стт. 11 и слл.). Блюдение бодрственного сознания тоже относится к хождению в свете (ср. стт. 14 и слл., в частности, ст. 18).

 

8Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе: поступайте, как чада света,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.009 с.)