Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема первая: о пользе и превосходстве этих свидетельств↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ДВА СВИДЕТЕЛЬСТВА
ИХ СМЫСЛ И ТО, ЧЕГО ТРЕБУЕТ КАЖДОЕ ИЗ НИХ
Первое издание Перевод З. И. Абу Абдуллаха
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
Баку — 1998
От редактора
нига “Два свидетельства, их смысл и то, чего требует каждое из них”, является трудом шейха Абдуллаха ибн Абд ар-Рахмана ибн Джибрина, действительного члена комиссии по изданию фетв королевства Саудовской Аравии, да смилостивится над ним Всевышний Аллах. В этом исследовании он постарался как можно полнее изложить смысл и требования важнейшей из основ Ислама — свидетельства “нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — Посланник Аллаха”. Этот вопрос является первостепенным в жизни каждого человека, потому что именно эти слова открывают рабу Божьему врата рая и обеспечивают ему вечное блаженство в будущей жизни. К сожалению, сегодня смысла этого свидетельства не знают не только люди далёкие от Ислама, но и многие мусульмане, поэтому настоящий труд является чрезвычайно полезным и актуальным. Автор, да смилостивится над ним Всевышний Аллах, опирался исключительно на аяты Священного Корана и достоверные хадисы Посланника Аллаха. Следующие источники и сборники хадисов упоминаются только по именам авторов: Аль-Бухари “Джами‘ ас-Сахих” (“Сборник достоверных хадисов”) Муслим “Джами‘ ас-Сахих” (“Сборник достоверных хадисов”) Ахмад “аль-Муснад” (“Сборник хадисов”) Абу Дауд “Китаб ас-Сунан” (“Книга о Сунне”) Ат-Тирмизи “аль-Джами‘ аль-Кабир” (“Большой сборник”) Ан-Насаи “Китаб ас-Сунан аль-Кубра” (“Большая книга о Сунне”) Ибн Маджа “Китаб ас-Сунан” (“Книга о Сунне”) Аль-Хаким “аль-Мустадрак” (“Дополнение”) Ибн Касир “аль-Бидайа ва ан-Нихайа” (“Начало и завершение” Ибн Исхак “ас-Сира” (“Жизнеописание”) Аль-Хейсами “Маджма‘ аз-Заваид” (“Сборник дополнений”) Абу На‘им “Хилйа” (“Украшение”) Ибн Хишам “ас-Сира” (“Жизнеописание”) Я прошу Аллаха, чтобы он сделал этот труд полезным для каждого, кто ищет пути приближения к Господу, и поместил его на чашу наших праведных деяний в День воскресения!
Мухаммад Абдуллах
ВСТУПЛЕНИЕ
вала Аллаху, единственному в своем совершенстве и несравнимому ни с кем по атрибутам величия! Я свидетельствую, что нет божества, кроме одного Аллаха, у которого нет сотоварища и который превыше того, чтобы иметь себе равного или подобного. Я также свидетельст вую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, которого его Господь предпочёл другим за то, что он превзошёл их своими благородными качствами, да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи и его сподвижников, которые последовали за ним и подчинились ему! Поскольку произнесение слов обоих свидетельств и действия, соответствующие предъявляемым ими требованиям, являются главной основой Ислама, поскольку в массе своей те люди, к которым обращён исламский призыв, не ведают об их истинном смысле и полагают, что он состоит только в самом факте их произнесения и не влечёт за собой необходимости обладания соответствующими знаниями и руководства ими, и поскольку находятся люди, толкующие эти высказывания так, что это противоречит их подлинному смыслу, я решил написать исследование, посвящённое этому вопросу, в надежде на то, что оно пойдет на пользу благонамеренным людям, которым Аллах желает добра.
Некоторые из высказываний учёных о смысле слова “божество”.
Ибн Аббас сказал: “Аллах обладает божественной природой и правом на поклонение со стороны всех Его творений”.[24] Визирь Абу аль-Музаффар сказал: “Свидетельство “нет божества, кроме Аллаха”, требует от приносящего его знания о том, что нет божества, кроме Аллаха, как сказал об этом сам Аллах Всевышний: Знай же, что нет божества, кроме Аллаха... Сура “Мухаммад”, аят 19 Таким образом, человек, произносящий эти слова, должен в то же время свидетельствовать об этом, а Аллах Всемогущий и Великий ясно указал на то, что если свидетельствующий об истине не знает того, о чём он свидетельствует, то это значит, что он не может быть столь же искренним в своём свидетельстве, как и тот, кто знает об этом. Всевышний Аллах сказал: Мы поклоняемся им только для того, чтобы они как можно больше приблизили нас к Аллаху. Сура “Толпы”, аят 3 Они говорили также: ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от, вкратце, то, что можно сказать об обоих свидетельствах и их практическом применении. А если кто-нибудь пожелает узнать об этом более подробно, то ему следует обратиться к книгам имамов исламского призыва, да помилует их Аллах, и их предшественников из числа обладавших знанием. А лучше всего об этом известно Мудрому Аллаху, и да благословит Аллах Мухаммада, членов его семьи и его сподвижников и ниспошлёт им мир!
[1] См. “Книгу веры” в “ас-Сахихе” Муслима, а также “Книгу единобожия” в “ас-Сахихе” аль-Бухари. [2] Бухари (3435); Муслим 1/226. [3] Муслим 1/217. [4] Муслим 1/221. [5] Муслим 1/227 и др. [6] Муслим 1/240. [7] Муслим 1/242. [8] Ат-Тирмизи 9/472 и Абу Дауд (5069) от Анаса ибн Малика. [9] См. книгу “Маварид аз-Зам’ан” (“Источники жаждущих”), 2324, а также “аль-Мустадрак” (“Дополнение”) аль-Хакима. [10] Ахмад (6583); аль-Хаким 1/148. Аль-Хаким признал хадис достоверным. [11] Ат-Тирмизи 7/395; Ахмад 2/213. [12] Аль-Бухари (2946); Муслим 1/210. [13] То есть с идолопоклонниками или безбожниками. [14] Иначе говоря, вследствие нарушения каких-либо установлений шариата или отступничества от Ислама. [15] Аль-Бухари (25); Муслим 1/211. [16] Аль-Бухари (392). [17] Об этом упоминает Ибн Кясир в “Начало и завершение”, 3/34. [18] Ибн Хишам 6/363; Ибн Касир 4/238. [19] Ибн Касир 3/32. [20] Муслима 2/99. [21] Муслим 2/100. [22] Аль-Бухари (1395); Муслим 1/195. [23] Тагутом, как сказал об этом имам Малик, является всё, чему поклоняются помимо Аллаха. — Ред. [24] Эти слова Ибн Аббаса, которые передавали Ибн Джарир и Ибн Абу Хатим, приводит Ибн Касир в толковании суры “Открывающая Писание”. [25] Имена основных идолов доисламских арабов. — прим. пер. [26] Аль-Бухари (3845). [27] Муслим 6/25 (часть длинного хадиса). [28] См. “Китаб аш-Шафа” (“Книга исцеления”), 1/100. Учёные разошлись во мнении относительно достоверности этого хадиса: аль-Хаким и аз-Захаби признали его достоверным, а Ибн Касир в книге “аль-Бидайа ва ан-Нихайа” (“Начало и завершение”), 2/287, назвал его слабым. — Ред. [29] Ибн Исхак 2/219. [30] То есть заступничества за людей перед Аллахом. — прим пер. [31] Бухари (335); Муслим 5/3. [32] Муслим, 5/3. [33] Это изречение приводит шейх-уль-ислам Ибн Теймийа, а также имам Ахмад в “аль-Муснаде” 5/263 и другие. [34] Ибн Маджа 5 и Ахмад 4/126. Аль-Ирбада ибн Сарийи [35] Муслим 12/232 (часть длинного хадиса). [36] Джизья — подушная подать с иноверцев в мусульманских государствах, рассматривавшаяся правоведами как выкуп за сохранение жизни при завоевании. Джизью должны были выплачивать все мужчины, достигшие зрелости, а освобождались от нее дряхлые старики, инвалиды, нищие и рабы, а до начала VIII века также и монахи. — прим. пер. [37] Муслим 15/15. [38] Муслим 15/104. [39] Абу Дауд (3252). [40] Мусайлима (уничижительное от имени Маслама) — один из лжепророков, заявивших о себе после смерти Пророка Мухаммада, подражавших ему и временно отколовших от Ислама часть принявших его жителей Аравии. — прим. пер. [41] Муслим 1/210. [42] Аль-Бухари (50); Муслим 1/161. [43] Аль-Бухари (7137). [44] Аль-Бухари (7280). [45] Аль-Бухари (5063). [46] Аль-Бухари (16); Муслим 2/13. [47] Аль-Бухари (15); Муслим 2/15. [48] Аль-Бухари (6632). [49] Аль-Бухари (7153) и другие от Анаса ибн Малика. [50] Аль-Бухари (6168); Муслим (16/188). [51] Это означает, что увидев его, они сочли бы его не ангелом, а человеком, что ещё больше усилило бы их заблуждение. — Ред. [52] Аль-Бухари (401); Муслим 5/61 от Ибн Мас‘уда. [53] Ат-Тирмизи 4/211. [54] Аль-Бухари (4855). [55] Считается, что эти слова являются указанием Пророка на широкое распространение Ислама в будущем, когда бывшие пастухи, то есть бедуины, поселятся во дворцах. — прим. пер. [56] Аль-Бухари (50); Муслим 1/161. [57] Муслим 12/149 от Анаса ибн Малика. [58] Аль-Бухари (4069) и другие от Ибн Умара. [59] Аль-Бухари (4771); Муслим 3/79. [60] “ас-Сахих” Бухари, хадис N-3445. [61] См. “Тайсир аль-Азиз аль-Хамид” (“Облегчение от Могущественного, Славного”), стр.272. [62] Ахмад 1/214 и 282 от Ибн Аббаса. [63] См. книгу “Ма‘аридж аль-Альбаб” (“Ступени сердец”), стр.169. [64] Абу Дауд (4806). [65] Ахмад 3/241 и другие. См. также книгу “‘Амал аль-Йаум ва аль-Лейла” (“Дела дня и ночи”) имама ан-Насаи (249). [66] Аль-Хейсами 10/159. Автор труда отметил, что в иснаде этого хадиса упоминаются те же передатчики, что и в “ас-Сахихе”, за исключением Ибн Лухай‘а, и этот хадис — хороший. [67] Ахмад 1/214 и 282 от Ибн Аббаса. [68] Муслим 18/128 от аль-Микдада. [69] В некотором смысле исключением является Иса, сын Марйам, ибо имеются указания на то, что в конце времен он спустится с небес и станет судить людей по шариату Мухаммада. Но вместе с тем до этого времени он будет относиться к числу покойных, поскольку эти годы нельзя будет отнести к числу лет его жизни. Кроме того, в Коране имеются указания на его кончину, например, слова Всевышнего Аллаха: Я упокою тебя и вознесу тебя ко Мне... Сура “Семейство Имрана”, аят 55 Устами пророка Исы Аллах также сказал: Когда же Ты меня упокоил, то сам стал наблюдателем над ними... Сура “Трапеза”, аят 117 Ныне же он, как и другие пророки, которых Посланник Аллаха видел на небесах, пребывает в барзахе, а об истинном положении дел в связи с этим лучше всех известно Всемогущему и Великому Аллаху. [70] Барзах — промежуточное состояние между смертью и Днём страшного суда, во время которого грешники подвергаются в своих могилах мучениям, а праведники испытывают блаженство. — прим. пер. [71] Муслим 13/30 от Ибн Мас‘уда. [72] Абу Дауд (1047). [73] Абу Дауд (2041). [74] Абу Дауд (2042). [75] Аль-Хейсами 4/3. Он сослался на Абу Йа‘лу и признал его передатчиков заслуживающими доверия. [76] См. книгу “Иктида ас-Сырат аль-Мустаким” (“Требования прямого пути”) шейх-уль-ислама Ибн Теймийи, стр. 322. [77] Один из омейядских халифов. — прим. пер. [78] См. книгу “Иктида ас-Сырат аль-Мустаким” (“Требования прямого пути”) шейх-уль-ислама Ибн Теймийи, стр.395. [79] Аль-Бухари от Абу Хурейры (1189) и от Абу Са‘ида аль-Худри (1197). В хадисе идёт речь о Заповедной мечети аль-Масджид аль-Харам в Мекке, мечети Посланника Аллаха в Медине и мечети аль-Акса в Иерусалиме. [80] Ахмад 3/64 от Абу Са‘ида и 6/7 от Абу Надры аль-Гифари. См. также книгу “Тайсир аль-Азиз аль-Хамид” (“Облегчение от Могущественного, Славного”) шейха Сулеймана ибн Абдуллаха. [81] Сура “Та Ха”, аят 12; Сура “Вырывающие”, аят 16. [82] Сура “Рассказ”, аят 30. [83] Муслим 1/212. По смыслу этот хадис напоминает другой, где Пророк говорит, что жизнь и имущество произнесших слова обоих свидетельств становятся доступными только тогда, когда Ислам даёт на то право. — прим. пер. [84] См. “Книгу единобожия” шейха Мухаммада ат-Тамими, стр. 61 (на русском языке). [85] Муслим 1/218. [86] Муслим 1/221. [87] Муслим 1/231. [88] Аль-Бухари 1/45, ат-Табарани, Абу На‘им и другие. [89] Ахмад 4/16 от Рифа‘а аль-Джухани и 4/402 от Абу Мусы аль-Аш‘ари. [90] Аль-Бухари (99). [91] Аль-Бухари (425); Муслим 1/242. [92] Абу Ну‘айм 9/363. ДВА СВИДЕТЕЛЬСТВА
ИХ СМЫСЛ И ТО, ЧЕГО ТРЕБУЕТ КАЖДОЕ ИЗ НИХ
Первое издание Перевод З. И. Абу Абдуллаха
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
Баку — 1998
От редактора
нига “Два свидетельства, их смысл и то, чего требует каждое из них”, является трудом шейха Абдуллаха ибн Абд ар-Рахмана ибн Джибрина, действительного члена комиссии по изданию фетв королевства Саудовской Аравии, да смилостивится над ним Всевышний Аллах. В этом исследовании он постарался как можно полнее изложить смысл и требования важнейшей из основ Ислама — свидетельства “нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — Посланник Аллаха”. Этот вопрос является первостепенным в жизни каждого человека, потому что именно эти слова открывают рабу Божьему врата рая и обеспечивают ему вечное блаженство в будущей жизни. К сожалению, сегодня смысла этого свидетельства не знают не только люди далёкие от Ислама, но и многие мусульмане, поэтому настоящий труд является чрезвычайно полезным и актуальным. Автор, да смилостивится над ним Всевышний Аллах, опирался исключительно на аяты Священного Корана и достоверные хадисы Посланника Аллаха. Следующие источники и сборники хадисов упоминаются только по именам авторов: Аль-Бухари “Джами‘ ас-Сахих” (“Сборник достоверных хадисов”) Муслим “Джами‘ ас-Сахих” (“Сборник достоверных хадисов”) Ахмад “аль-Муснад” (“Сборник хадисов”) Абу Дауд “Китаб ас-Сунан” (“Книга о Сунне”) Ат-Тирмизи “аль-Джами‘ аль-Кабир” (“Большой сборник”) Ан-Насаи “Китаб ас-Сунан аль-Кубра” (“Большая книга о Сунне”) Ибн Маджа “Китаб ас-Сунан” (“Книга о Сунне”) Аль-Хаким “аль-Мустадрак” (“Дополнение”) Ибн Касир “аль-Бидайа ва ан-Нихайа” (“Начало и завершение” Ибн Исхак “ас-Сира” (“Жизнеописание”) Аль-Хейсами “Маджма‘ аз-Заваид” (“Сборник дополнений”) Абу На‘им “Хилйа” (“Украшение”) Ибн Хишам “ас-Сира” (“Жизнеописание”) Я прошу Аллаха, чтобы он сделал этот труд полезным для каждого, кто ищет пути приближения к Господу, и поместил его на чашу наших праведных деяний в День воскресения!
Мухаммад Абдуллах
ВСТУПЛЕНИЕ
вала Аллаху, единственному в своем совершенстве и несравнимому ни с кем по атрибутам величия! Я свидетельствую, что нет божества, кроме одного Аллаха, у которого нет сотоварища и который превыше того, чтобы иметь себе равного или подобного. Я также свидетельст вую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, которого его Господь предпочёл другим за то, что он превзошёл их своими благородными качствами, да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи и его сподвижников, которые последовали за ним и подчинились ему! Поскольку произнесение слов обоих свидетельств и действия, соответствующие предъявляемым ими требованиям, являются главной основой Ислама, поскольку в массе своей те люди, к которым обращён исламский призыв, не ведают об их истинном смысле и полагают, что он состоит только в самом факте их произнесения и не влечёт за собой необходимости обладания соответствующими знаниями и руководства ими, и поскольку находятся люди, толкующие эти высказывания так, что это противоречит их подлинному смыслу, я решил написать исследование, посвящённое этому вопросу, в надежде на то, что оно пойдет на пользу благонамеренным людям, которым Аллах желает добра.
ТЕМА ПЕРВАЯ: О ПОЛЬЗЕ И ПРЕВОСХОДСТВЕ ЭТИХ СВИДЕТЕЛЬСТВ
сборниках хадисов и тех книгах, темой которых является Сунна Пророка, читатель может обнаружить большое количество высказываний Посланника Аллаха, указывающих на достоинства этих свидетельств и сообщающих тем, кто произносит их, радостную весть о рае, довольстве Аллаха, счастье и спасении от наказании Аллаха и Его гнева[1]. К их числу относится хадис, передаваемый со слов Убады ибн ас-Самита, в котором сообщается о том, что Пророк сказал: “Кто засвидетельствовал, что нет божества, кроме одного Аллаха, у которого нет сотоварища, что Мухаммад — Его раб и Его Посланник, что Иса — раб Аллаха и Его посланник, а также слово Его, обращённое к Марйам, и дух от Него, и что рай — истина, и Огонь — истина, того Аллах введёт в рай в соответствии с делами его”. Сообщается также, что он сказал: “...того Аллах введёт в рай через любые из восьми его врат, которые он сам выберет”.[2] В “ас-Сахихе” Муслима и других сборниках хадисов приводится хадис Усмана о том, что Пророк сказал: “Человек, который умрёт, зная о том, что нет божества, кроме Аллаха, войдет в рай”.[3] Абу Хурейра рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: “Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и что я — Посланник Аллаха, и когда раб, который станет произносить слова этих свидетельств, не сомневаясь в их истинности, встретит Аллаха, он обязательно войдёт в рай”.[4] Убада ибн ас-Самит рассказывал, что слышал, как Посланник Аллаха сказал: “Аллах запретил Огню касаться того, кто засвидетельствует, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Посланник Аллаха”.[5] Анас ибн Малик сообщил, что Посланник Аллаха сказал Му‘азу ибн Джабалю: “Аллах обязательно запретит Огню касаться любого из своих рабов, который засвидетельствует, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Его раб и Его Посланник”.[6] В длинном хадисе, передаваемом со слов Итбана ибн Малика, сообщается, что Посланник Аллаха сказал: “...Ибо, поистине, Аллах запретил Огню касаться того, кто скажет “нет божества, кроме Аллаха”, стремясь тем самым к лику Аллаха”.[7] Все эти тексты приводятся либо в обоих “ас-Сахихах”, либо, по меньшей мере, в одном из них, а их очевидный смысл состоит в указании на ту пользу, которую приносит человеку произнесение обоих свидетельств, и на то, что благодаря этому человек получит возможность войти в рай через любые из восьми его врат, а Огню будет запрещено касаться его. Следствием произнесения обоих свидетельств является также и то, что человек будет освобожден от пребывания в пламени ада, так как Посланник Аллаха сказал: “Того, кто по утрам или по вечерам станет говорить: “О Аллах, я встал ото сна и призываю Тебя, носителей трона Твоего, Твоих пророков, Твоих ангелов и всё сотворённое Тобой стать свидетелями моего заявления о том, что Ты — Аллах и нет божества, кроме Тебя, и что Мухаммад — Твой раб и Твой Посланник”, — Аллах освободит от Огня на четверть. Того, кто будет произносить эти слова по два раза, Он освободит наполовину; того, кто будет произносить их по три раза, Он освободит от Огня на три четверти; а того, кто будет произносить их по четыре раза, Он освободит от Огня полностью”.[8] Сообщается также, что польза этих слов состоит в том, что они перевесят все дурные дела и более того, все творения Господа, если только Аллаху не будет угодно пожелать чего-нибудь иного. Ибн Хиббан и аль-Хаким приводят со слов Абу Са‘ида аль-Худри хадис, который аль-Хаким признал достоверным и в котором сообщается, что Посланник Аллаха сказал: “Муса сказал: “О Господи, научи меня тому, чем я постоянно буду поминать Тебя и взывать к Тебе с мольбой!” Господь сказал: “Говори же, о Муса: “Нет божества, кроме Аллаха!” Муса воскликнул: ”Но ведь все рабы Твои говорят это”. (В другой ривайе говорится, что он сказал: “Поистине, нет божества, кроме Тебя! Но я хочу, чтобы Ты научил меня чему-то особому”.) Господь сказал: “О Муса, если все семь небес с их обитателями, кроме Меня, и все семь поясов земли будут на одной чаше весов, а слова “нет божества, кроме Аллаха” — на другой, то перевесит чаша с этими словами””.[9] Имам Ахмад передал хадис Абдуллаха ибн Амра о том, что Пророк сказал: “Поистине, Нух, мир ему, сказал своему сыну перед смертью: “Я приказываю тебе повторять слова “нет божества, кроме Аллаха”, ибо если семь небес и семь поясов земли положить на одну чашу весов, а слова “нет божества, кроме Аллаха” — на другую, то перевесит чаша с этими словами, а если бы семь небес и семь земель составили кольцо, то слова эти разорвали бы его””.[10] Ат-Тирмизи и другие мухаддисы приводят со слов Абдуллаха ибн Амра хадис об обладателе одной записи, который в День воскресения будет призван к ответу, и ему будут представлены девяносто девять книг с записями о его дурных делах, а потом будет извлечена лишь одна запись произнесённых им слов “Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Его раб и Посланник”, после чего все эти книги будут положены на одну чашу весов, а эта запись — на другую, и окажется, что запись эта перевешивает все эти книги.[11] Таким образом, читатель сам может убедиться в том, что все эти достоверные хадисы обещают спасение и успех тем, кто станет произносить эти слова, однако для этого их следует подтверждать соответствующими действиями, ведь абсолютно из всех приведённых выше доводов становится ясно, что следует произносить слова свидетельств с искренностью и верностью, чтобы благодаря этому они могли оказывать своё воздействие на дела и поведение человека.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.27.78 (0.013 с.) |