ТЕМА ПЕРВАЯ: О ПОЛЬЗЕ И ПРЕВОСХОДСТВЕ ЭТИХ СВИДЕТЕЛЬСТВ




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА ПЕРВАЯ: О ПОЛЬЗЕ И ПРЕВОСХОДСТВЕ ЭТИХ СВИДЕТЕЛЬСТВ



ДВА

СВИДЕТЕЛЬСТВА

 

ИХ СМЫСЛ И ТО,

ЧЕГО ТРЕБУЕТ КАЖДОЕ ИЗ НИХ

 

Первое издание

Перевод З. И. Абу Абдуллаха

 

 

 
 

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

 

 

Баку — 1998

 

 

От редактора

 

нига “Два свидетельства, их смысл и то, чего требует каждое из них”, является трудом шейха Абдуллаха ибн Абд ар-Рахмана ибн Джибрина, действительного члена комиссии по изданию фетв королевства Саудовской Аравии, да смилостивится над ним Всевышний Аллах. В этом исследовании он постарался как можно полнее изложить смысл и требования важнейшей из основ Ислама — свидетельства “нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — Посланник Аллаха”. Этот вопрос является первостепенным в жизни каждого человека, потому что именно эти слова открывают рабу Божьему врата рая и обеспечивают ему вечное блаженство в будущей жизни. К сожалению, сегодня смысла этого свидетельства не знают не только люди далёкие от Ислама, но и многие мусульмане, поэтому настоящий труд является чрезвычайно полезным и актуальным. Автор, да смилостивится над ним Всевышний Аллах, опирался исключительно на аяты Священного Корана и достоверные хадисы Посланника Аллаха.

Следующие источники и сборники хадисов упоминаются только по именам авторов:

Аль-Бухари “Джами‘ ас-Сахих” (“Сборник достоверных хадисов”)

Муслим “Джами‘ ас-Сахих” (“Сборник достоверных хадисов”)

Ахмад “аль-Муснад” (“Сборник хадисов”)

Абу Дауд “Китаб ас-Сунан” (“Книга о Сунне”)

Ат-Тирмизи “аль-Джами‘ аль-Кабир” (“Большой сборник”)

Ан-Насаи “Китаб ас-Сунан аль-Кубра” (“Большая книга о Сунне”)

Ибн Маджа “Китаб ас-Сунан” (“Книга о Сунне”)

Аль-Хаким “аль-Мустадрак” (“Дополнение”)

Ибн Касир “аль-Бидайа ва ан-Нихайа” (“Начало и завершение”

Ибн Исхак “ас-Сира” (“Жизнеописание”)

Аль-Хейсами “Маджма‘ аз-Заваид” (“Сборник дополнений”)

Абу На‘им “Хилйа” (“Украшение”)

Ибн Хишам “ас-Сира” (“Жизнеописание”)

Я прошу Аллаха, чтобы он сделал этот труд полезным для каждого, кто ищет пути приближения к Господу, и поместил его на чашу наших праведных деяний в День воскресения!

 

Мухаммад Абдуллах

 

ВСТУПЛЕНИЕ

 

вала Аллаху, единственному в своем совершенстве и несравнимому ни с кем по атрибутам величия! Я свидетельствую, что нет божества, кроме одного Аллаха, у которого нет сотоварища и который превыше того, чтобы иметь себе равного или подобного. Я также свидетельст вую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, которого его Господь предпочёл другим за то, что он превзошёл их своими благородными качствами, да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи и его сподвижников, которые последовали за ним и подчинились ему!

Поскольку произнесение слов обоих свидетельств и действия, соответствующие предъявляемым ими требованиям, являются главной основой Ислама, поскольку в массе своей те люди, к которым обращён исламский призыв, не ведают об их истинном смысле и полагают, что он состоит только в самом факте их произнесения и не влечёт за собой необходимости обладания соответствующими знаниями и руководства ими, и поскольку находятся люди, толкующие эти высказывания так, что это противоречит их подлинному смыслу, я решил написать исследование, посвящённое этому вопросу, в надежде на то, что оно пойдет на пользу благонамеренным людям, которым Аллах желает добра.

 

Некоторые из высказываний учёных о смысле слова “божество”.

 

Ибн Аббас сказал: “Аллах обладает божественной природой и правом на поклонение со стороны всех Его творений”.[24]

Визирь Абу аль-Музаффар сказал: “Свидетельство “нет божества, кроме Аллаха”, требует от приносящего его знания о том, что нет божества, кроме Аллаха, как сказал об этом сам Аллах Всевышний:

Знай же, что нет божества, кроме Аллаха...

Сура “Мухаммад”, аят 19

Таким образом, человек, произносящий эти слова, должен в то же время свидетельствовать об этом, а Аллах Всемогущий и Великий ясно указал на то, что если свидетельствующий об истине не знает того, о чём он свидетельствует, то это значит, что он не может быть столь же искренним в своём свидетельстве, как и тот, кто знает об этом. Всевышний Аллах сказал:

Мы поклоняемся им только для того, чтобы они как можно больше приблизили нас к Аллаху.

Сура “Толпы”, аят 3

Они говорили также:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

от, вкратце, то, что можно сказать об обоих свидетельствах и их практическом применении. А если кто-нибудь пожелает узнать об этом более подробно, то ему следует обратиться к книгам имамов исламского призыва, да помилует их Аллах, и их предшественников из числа обладавших знанием. А лучше всего об этом известно Мудрому Аллаху, и да благословит Аллах Мухаммада, членов его семьи и его сподвижников и ниспошлёт им мир!

 


[1] См. “Книгу веры” в “ас-Сахихе” Муслима, а также “Книгу единобожия” в “ас-Сахихе” аль-Бухари.

[2] Бухари (3435); Муслим 1/226.

[3] Муслим 1/217.

[4] Муслим 1/221.

[5] Муслим 1/227 и др.

[6] Муслим 1/240.

[7] Муслим 1/242.

[8] Ат-Тирмизи 9/472 и Абу Дауд (5069) от Анаса ибн Малика.

[9] См. книгу “Маварид аз-Зам’ан” (“Источники жаждущих”), 2324, а также “аль-Мустадрак” (“Дополнение”) аль-Хакима.

[10] Ахмад (6583); аль-Хаким 1/148. Аль-Хаким признал хадис достоверным.

[11] Ат-Тирмизи 7/395; Ахмад 2/213.

[12] Аль-Бухари (2946); Муслим 1/210.

[13] То есть с идолопоклонниками или безбожниками.

[14] Иначе говоря, вследствие нарушения каких-либо установлений шариата или отступничества от Ислама.

[15] Аль-Бухари (25); Муслим 1/211.

[16] Аль-Бухари (392).

[17] Об этом упоминает Ибн Кясир в “Начало и завершение”, 3/34.

[18] Ибн Хишам 6/363; Ибн Касир 4/238.

[19] Ибн Касир 3/32.

[20] Муслима 2/99.

[21] Муслим 2/100.

[22] Аль-Бухари (1395); Муслим 1/195.

[23] Тагутом, как сказал об этом имам Малик, является всё, чему поклоняются помимо Аллаха. — Ред.

[24] Эти слова Ибн Аббаса, которые передавали Ибн Джарир и Ибн Абу Хатим, приводит Ибн Касир в толковании суры “Открывающая Писание”.

[25] Имена основных идолов доисламских арабов. — прим. пер.

[26] Аль-Бухари (3845).

[27] Муслим 6/25 (часть длинного хадиса).

[28] См. “Китаб аш-Шафа” (“Книга исцеления”), 1/100. Учёные разошлись во мнении относительно достоверности этого хадиса: аль-Хаким и аз-Захаби признали его достоверным, а Ибн Касир в книге “аль-Бидайа ва ан-Нихайа” (“Начало и завершение”), 2/287, назвал его слабым. — Ред.

[29] Ибн Исхак 2/219.

[30] То есть заступничества за людей перед Аллахом. — прим пер.

[31] Бухари (335); Муслим 5/3.

[32] Муслим, 5/3.

[33] Это изречение приводит шейх-уль-ислам Ибн Теймийа, а также имам Ахмад в “аль-Муснаде” 5/263 и другие.

[34] Ибн Маджа 5 и Ахмад 4/126. Аль-Ирбада ибн Сарийи

[35] Муслим 12/232 (часть длинного хадиса).

[36] Джизья — подушная подать с иноверцев в мусульманских государствах, рассматривавшаяся правоведами как выкуп за сохранение жизни при завоевании. Джизью должны были выплачивать все мужчины, достигшие зрелости, а освобождались от нее дряхлые старики, инвалиды, нищие и рабы, а до начала VIII века также и монахи. — прим. пер.

[37] Муслим 15/15.

[38] Муслим 15/104.

[39] Абу Дауд (3252).

[40] Мусайлима (уничижительное от имени Маслама) — один из лжепророков, заявивших о себе после смерти Пророка Мухаммада, подражавших ему и временно отколовших от Ислама часть принявших его жителей Аравии. — прим. пер.

[41] Муслим 1/210.

[42] Аль-Бухари (50); Муслим 1/161.

[43] Аль-Бухари (7137).

[44] Аль-Бухари (7280).

[45] Аль-Бухари (5063).

[46] Аль-Бухари (16); Муслим 2/13.

[47] Аль-Бухари (15); Муслим 2/15.

[48] Аль-Бухари (6632).

[49] Аль-Бухари (7153) и другие от Анаса ибн Малика.

[50] Аль-Бухари (6168); Муслим (16/188).

[51] Это означает, что увидев его, они сочли бы его не ангелом, а человеком, что ещё больше усилило бы их заблуждение. — Ред.

[52] Аль-Бухари (401); Муслим 5/61 от Ибн Мас‘уда.

[53] Ат-Тирмизи 4/211.

[54] Аль-Бухари (4855).

[55] Считается, что эти слова являются указанием Пророка на широкое распространение Ислама в будущем, когда бывшие пастухи, то есть бедуины, поселятся во дворцах. — прим. пер.

[56] Аль-Бухари (50); Муслим 1/161.

[57] Муслим 12/149 от Анаса ибн Малика.

[58] Аль-Бухари (4069) и другие от Ибн Умара.

[59] Аль-Бухари (4771); Муслим 3/79.

[60] “ас-Сахих” Бухари, хадис N-3445.

[61] См. “Тайсир аль-Азиз аль-Хамид” (“Облегчение от Могущественного, Славного”), стр.272.

[62] Ахмад 1/214 и 282 от Ибн Аббаса.

[63] См. книгу “Ма‘аридж аль-Альбаб” (“Ступени сердец”), стр.169.

[64] Абу Дауд (4806).

[65] Ахмад 3/241 и другие. См. также книгу “‘Амал аль-Йаум ва аль-Лейла” (“Дела дня и ночи”) имама ан-Насаи (249).

[66] Аль-Хейсами 10/159. Автор труда отметил, что в иснаде этого хадиса упоминаются те же передатчики, что и в “ас-Сахихе”, за исключением Ибн Лухай‘а, и этот хадис — хороший.

[67] Ахмад 1/214 и 282 от Ибн Аббаса.

[68] Муслим 18/128 от аль-Микдада.

[69] В некотором смысле исключением является Иса, сын Марйам, ибо имеются указания на то, что в конце времен он спустится с небес и станет судить людей по шариату Мухаммада. Но вместе с тем до этого времени он будет относиться к числу покойных, поскольку эти годы нельзя будет отнести к числу лет его жизни. Кроме того, в Коране имеются указания на его кончину, например, слова Всевышнего Аллаха:

Я упокою тебя и вознесу тебя ко Мне...

Сура “Семейство Имрана”, аят 55

Устами пророка Исы Аллах также сказал:

Когда же Ты меня упокоил, то сам стал наблюдателем над ними...

Сура “Трапеза”, аят 117

Ныне же он, как и другие пророки, которых Посланник Аллаха видел на небесах, пребывает в барзахе, а об истинном положении дел в связи с этим лучше всех известно Всемогущему и Великому Аллаху.

[70] Барзах — промежуточное состояние между смертью и Днём страшного суда, во время которого грешники подвергаются в своих могилах мучениям, а праведники испытывают блаженство. — прим. пер.

[71] Муслим 13/30 от Ибн Мас‘уда.

[72] Абу Дауд (1047).

[73] Абу Дауд (2041).

[74] Абу Дауд (2042).

[75] Аль-Хейсами 4/3. Он сослался на Абу Йа‘лу и признал его передатчиков заслуживающими доверия.

[76] См. книгу “Иктида ас-Сырат аль-Мустаким” (“Требования прямого пути”) шейх-уль-ислама Ибн Теймийи, стр. 322.

[77] Один из омейядских халифов. — прим. пер.

[78] См. книгу “Иктида ас-Сырат аль-Мустаким” (“Требования прямого пути”) шейх-уль-ислама Ибн Теймийи, стр.395.

[79] Аль-Бухари от Абу Хурейры (1189) и от Абу Са‘ида аль-Худри (1197). В хадисе идёт речь о Заповедной мечети аль-Масджид аль-Харам в Мекке, мечети Посланника Аллаха в Медине и мечети аль-Акса в Иерусалиме.

[80] Ахмад 3/64 от Абу Са‘ида и 6/7 от Абу Надры аль-Гифари. См. также книгу “Тайсир аль-Азиз аль-Хамид” (“Облегчение от Могущественного, Славного”) шейха Сулеймана ибн Абдуллаха.

[81] Сура “Та Ха”, аят 12; Сура “Вырывающие”, аят 16.

[82] Сура “Рассказ”, аят 30.

[83] Муслим 1/212. По смыслу этот хадис напоминает другой, где Пророк говорит, что жизнь и имущество произнесших слова обоих свидетельств становятся доступными только тогда, когда Ислам даёт на то право. — прим. пер.

[84] См. “Книгу единобожия” шейха Мухаммада ат-Тамими, стр. 61 (на русском языке).

[85] Муслим 1/218.

[86] Муслим 1/221.

[87] Муслим 1/231.

[88] Аль-Бухари 1/45, ат-Табарани, Абу На‘им и другие.

[89] Ахмад 4/16 от Рифа‘а аль-Джухани и 4/402 от Абу Мусы аль-Аш‘ари.

[90] Аль-Бухари (99).

[91] Аль-Бухари (425); Муслим 1/242.

[92] Абу Ну‘айм 9/363.

ДВА

СВИДЕТЕЛЬСТВА

 

ИХ СМЫСЛ И ТО,

ЧЕГО ТРЕБУЕТ КАЖДОЕ ИЗ НИХ

 

Первое издание

Перевод З. И. Абу Абдуллаха

 

 

 
 

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

 

 

Баку — 1998

 

 

От редактора

 

нига “Два свидетельства, их смысл и то, чего требует каждое из них”, является трудом шейха Абдуллаха ибн Абд ар-Рахмана ибн Джибрина, действительного члена комиссии по изданию фетв королевства Саудовской Аравии, да смилостивится над ним Всевышний Аллах. В этом исследовании он постарался как можно полнее изложить смысл и требования важнейшей из основ Ислама — свидетельства “нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — Посланник Аллаха”. Этот вопрос является первостепенным в жизни каждого человека, потому что именно эти слова открывают рабу Божьему врата рая и обеспечивают ему вечное блаженство в будущей жизни. К сожалению, сегодня смысла этого свидетельства не знают не только люди далёкие от Ислама, но и многие мусульмане, поэтому настоящий труд является чрезвычайно полезным и актуальным. Автор, да смилостивится над ним Всевышний Аллах, опирался исключительно на аяты Священного Корана и достоверные хадисы Посланника Аллаха.

Следующие источники и сборники хадисов упоминаются только по именам авторов:

Аль-Бухари “Джами‘ ас-Сахих” (“Сборник достоверных хадисов”)

Муслим “Джами‘ ас-Сахих” (“Сборник достоверных хадисов”)

Ахмад “аль-Муснад” (“Сборник хадисов”)

Абу Дауд “Китаб ас-Сунан” (“Книга о Сунне”)

Ат-Тирмизи “аль-Джами‘ аль-Кабир” (“Большой сборник”)

Ан-Насаи “Китаб ас-Сунан аль-Кубра” (“Большая книга о Сунне”)

Ибн Маджа “Китаб ас-Сунан” (“Книга о Сунне”)

Аль-Хаким “аль-Мустадрак” (“Дополнение”)

Ибн Касир “аль-Бидайа ва ан-Нихайа” (“Начало и завершение”

Ибн Исхак “ас-Сира” (“Жизнеописание”)

Аль-Хейсами “Маджма‘ аз-Заваид” (“Сборник дополнений”)

Абу На‘им “Хилйа” (“Украшение”)

Ибн Хишам “ас-Сира” (“Жизнеописание”)

Я прошу Аллаха, чтобы он сделал этот труд полезным для каждого, кто ищет пути приближения к Господу, и поместил его на чашу наших праведных деяний в День воскресения!

 

Мухаммад Абдуллах

 

ВСТУПЛЕНИЕ

 

вала Аллаху, единственному в своем совершенстве и несравнимому ни с кем по атрибутам величия! Я свидетельствую, что нет божества, кроме одного Аллаха, у которого нет сотоварища и который превыше того, чтобы иметь себе равного или подобного. Я также свидетельст вую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, которого его Господь предпочёл другим за то, что он превзошёл их своими благородными качствами, да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи и его сподвижников, которые последовали за ним и подчинились ему!

Поскольку произнесение слов обоих свидетельств и действия, соответствующие предъявляемым ими требованиям, являются главной основой Ислама, поскольку в массе своей те люди, к которым обращён исламский призыв, не ведают об их истинном смысле и полагают, что он состоит только в самом факте их произнесения и не влечёт за собой необходимости обладания соответствующими знаниями и руководства ими, и поскольку находятся люди, толкующие эти высказывания так, что это противоречит их подлинному смыслу, я решил написать исследование, посвящённое этому вопросу, в надежде на то, что оно пойдет на пользу благонамеренным людям, которым Аллах желает добра.

 

ТЕМА ПЕРВАЯ: О ПОЛЬЗЕ И ПРЕВОСХОДСТВЕ ЭТИХ СВИДЕТЕЛЬСТВ

 

сборниках хадисов и тех книгах, темой которых является Сунна Пророка, читатель может обнаружить большое количество высказываний Посланника Аллаха, указывающих на достоинства этих свидетельств и сообщающих тем, кто произносит их, радостную весть о рае, довольстве Аллаха, счастье и спасении от наказании Аллаха и Его гнева[1].

К их числу относится хадис, передаваемый со слов Убады ибн ас-Самита, в котором сообщается о том, что Пророк сказал: “Кто засвидетельствовал, что нет божества, кроме одного Аллаха, у которого нет сотоварища, что Мухаммад — Его раб и Его Посланник, что Иса — раб Аллаха и Его посланник, а также слово Его, обращённое к Марйам, и дух от Него, и что рай — истина, и Огонь — истина, того Аллах введёт в рай в соответствии с делами его”. Сообщается также, что он сказал: “...того Аллах введёт в рай через любые из восьми его врат, которые он сам выберет”.[2]

В “ас-Сахихе” Муслима и других сборниках хадисов приводится хадис Усмана о том, что Пророк сказал: “Человек, который умрёт, зная о том, что нет божества, кроме Аллаха, войдет в рай”.[3]

Абу Хурейра рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: “Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и что я — Посланник Аллаха, и когда раб, который станет произносить слова этих свидетельств, не сомневаясь в их истинности, встретит Аллаха, он обязательно войдёт в рай”.[4]

Убада ибн ас-Самит рассказывал, что слышал, как Посланник Аллаха сказал: “Аллах запретил Огню касаться того, кто засвидетельствует, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Посланник Аллаха”.[5]

Анас ибн Малик сообщил, что Посланник Аллаха сказал Му‘азу ибн Джабалю: “Аллах обязательно запретит Огню касаться любого из своих рабов, который засвидетельствует, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Его раб и Его Посланник”.[6]

В длинном хадисе, передаваемом со слов Итбана ибн Малика, сообщается, что Посланник Аллаха сказал: “...Ибо, поистине, Аллах запретил Огню касаться того, кто скажет “нет божества, кроме Аллаха”, стремясь тем самым к лику Аллаха”.[7]

Все эти тексты приводятся либо в обоих “ас-Сахихах”, либо, по меньшей мере, в одном из них, а их очевидный смысл состоит в указании на ту пользу, которую приносит человеку произнесение обоих свидетельств, и на то, что благодаря этому человек получит возможность войти в рай через любые из восьми его врат, а Огню будет запрещено касаться его. Следствием произнесения обоих свидетельств является также и то, что человек будет освобожден от пребывания в пламени ада, так как Посланник Аллаха сказал: “Того, кто по утрам или по вечерам станет говорить: “О Аллах, я встал ото сна и призываю Тебя, носителей трона Твоего, Твоих пророков, Твоих ангелов и всё сотворённое Тобой стать свидетелями моего заявления о том, что Ты — Аллах и нет божества, кроме Тебя, и что Мухаммад — Твой раб и Твой Посланник”, — Аллах освободит от Огня на четверть. Того, кто будет произносить эти слова по два раза, Он освободит наполовину; того, кто будет произносить их по три раза, Он освободит от Огня на три четверти; а того, кто будет произносить их по четыре раза, Он освободит от Огня полностью”.[8]

Сообщается также, что польза этих слов состоит в том, что они перевесят все дурные дела и более того, все творения Господа, если только Аллаху не будет угодно пожелать чего-нибудь иного.

Ибн Хиббан и аль-Хаким приводят со слов Абу Са‘ида аль-Худри хадис, который аль-Хаким признал достоверным и в котором сообщается, что Посланник Аллаха сказал: “Муса сказал: “О Господи, научи меня тому, чем я постоянно буду поминать Тебя и взывать к Тебе с мольбой!” Господь сказал: “Говори же, о Муса: “Нет божества, кроме Аллаха!” Муса воскликнул: ”Но ведь все рабы Твои говорят это”. (В другой ривайе говорится, что он сказал: “Поистине, нет божества, кроме Тебя! Но я хочу, чтобы Ты научил меня чему-то особому”.) Господь сказал: “О Муса, если все семь небес с их обитателями, кроме Меня, и все семь поясов земли будут на одной чаше весов, а слова “нет божества, кроме Аллаха” — на другой, то перевесит чаша с этими словами””.[9]

Имам Ахмад передал хадис Абдуллаха ибн Амра о том, что Пророк сказал: “Поистине, Нух, мир ему, сказал своему сыну перед смертью: “Я приказываю тебе повторять слова “нет божества, кроме Аллаха”, ибо если семь небес и семь поясов земли положить на одну чашу весов, а слова “нет божества, кроме Аллаха” — на другую, то перевесит чаша с этими словами, а если бы семь небес и семь земель составили кольцо, то слова эти разорвали бы его””.[10]

Ат-Тирмизи и другие мухаддисы приводят со слов Абдуллаха ибн Амра хадис об обладателе одной записи, который в День воскресения будет призван к ответу, и ему будут представлены девяносто девять книг с записями о его дурных делах, а потом будет извлечена лишь одна запись произнесённых им слов “Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Его раб и Посланник”, после чего все эти книги будут положены на одну чашу весов, а эта запись — на другую, и окажется, что запись эта перевешивает все эти книги.[11]

Таким образом, читатель сам может убедиться в том, что все эти достоверные хадисы обещают спасение и успех тем, кто станет произносить эти слова, однако для этого их следует подтверждать соответствующими действиями, ведь абсолютно из всех приведённых выше доводов становится ясно, что следует произносить слова свидетельств с искренностью и верностью, чтобы благодаря этому они могли оказывать своё воздействие на дела и поведение человека.

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.028 с.)