Экономич.кризис 1929-1933 в США.Новый курс Рузвельта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономич.кризис 1929-1933 в США.Новый курс Рузвельта.



В 20гг. в США пром.произ-во выросло на 40%.Это привело к снижению цен на пром.товары,к росту благосостояния населения в США.Росла прибыль предпр-ий,з/п рабочих.В США наступила эра экономич.процветания.Американцы думали,что так будет всегда.Они обладали самыми большими золот.запасами в мире.Стали обгонять Англию по пром.произ-ву,экспорту.

В погоне за прибылью амер.предприн-ль совместно с банкирами начал увеличивать выпуск акций.Зачем?Чтобы привлечь доп.средства на развитие произ-ва.Причем акций выпускалось больше,чем стоимость реального капитала(лишний капитал).Фиктивн.кап-л в виде акций.Стоимость выпущенных акций,превышала стоимость реального капитала.

В 1929 Америка была втянула в горячку по выпуску акций,облигаций.Произошло гигантское разводнение капитала,т.е фиктивного капитала в виде акций и облигаций было больше,чем реального капитала.

В США в окт.1929 разраз-сь катастрофа.Пром.произ-во превышало спрос и пром.предприятия не могли продавать свою продукцию.На складах происходило затоварив-е пром.продукцией.Предложение товаров превысило платежеспособн.спрос населения.Стоимость акций пром.предприятий стал падать.От них стали избавляться.С к.1929 началось закрытие предприятий,их банкротство.К к.1932 произ-во сократилось на 1/3 и на 30% вырос уровень безработицы.Правит-во Гувера не вмешивалось в кризис.процессы.

В 1932 в США произошли выборы нового президента.Им стал Ф.Рузвельт.И объявил новый курс в области эк-ки.Он решил,что гос-во будет активно бороться с экон.кризисом. Основные мероприятия:

1) Он создал комиссию по проверке деят-ти банков.Она устанавливала,что более 2000 банков вели деят-ть в ущерб эк-ке США.Они выпускали акции не обеспеченные реальным капиталом;

2) Он потребовали от всех граждан вернуть золото в банки и обменять их на доллары;

3) Принят закон о восстановлении нац.пром-ти.По этому закону все предприятия взяли на себя обязательство не разорять друг друга,не переманивать рабочих,они должны были договариваться о разделе рынка друг с другом;

4) Фермеры начали выплачивать кредиты и субсидии.

Рузвельт создал комиссию по борьбе с безработицей.Взрослых направляли на стройку, молодежь в лесные лагеря.

Более 30 электростанций.Актив.гос.регул-ие.Рынок не может разрешить все проблемы сам для этого необходимо гос-во.

 

 


24. План Маршалла был выдвинут 5 июня 1947 г. Его основные положения прошли согласования с представителями крупнейших монополий и банков. Последующую инициативу по его реализации проявили также Великобритания и Франция.

Отказ от участия в плане Маршалла нашей страны был поддержан Албанией, Болгарией, Венгрией, Польшей, Румынией, Чехословакией, Югославией, Финляндией.

В середине июля 1947 г. на Парижской конференции 16 европейских стран-участниц плана Маршалла (Австрия, Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Турция, Франция, Швейцария, Швеция, а позже и ФРГ) был учрежден Комитет европейского экономического сотрудничества. Его главная задача сводилась к составлению на основе подробных отчетов о состоянии экономики, валютных резервах, военных разрушениях, восстановительных работах сводной заявки на американскую помощь, суммарно выразившуюся в 29 млрд. долл.

в апреле 1948 г. «Закон о помощи иностранным государствам». Оказание экономической «помощи» осуществлялось на основе двусторонних соглашений при соблюдении довольно жестких условий. Среди них — отказ от национализации промышленности, предоставление полной свободы частного предпринимательства при заметном торможении конкурирующих с США отраслей западноевропейской индустрии, одностороннее снижение таможенных тарифов на импорт американских товаров, ограничение торговли с социалистическими странами и др. За 4 года выполнения плана Маршалла (1948 — 1951 гг.) США оказали европейским странам помощь в объеме около 17 млрд. долл. Причем, более 2/3 этой суммы выпали на долю четырех ведущих европейских стран — Великобритании, Франции, Италии и ФРГ. В то же время Западная Германия из былого агрессора превратилась в союзницу стран-победительниц, которой США оказывали явное предпочтение. Объективности ради следует отметить, что главный смысл плана заключался в подпитывании слабых европейских экономик, создании условий для собственного возрождения: быстрого развития внутриевропейской торговли, активизации наиболее эффективных производственных мощностей для достижения ускоренного выпуска продукции через межотраслевую кооперацию, укрепления своих валют и восстановления доверия к ним.

Формой обеспечения европейской кооперации стала ОЕЭС — Организация Европейского Экономического Сотрудничества. В рамках сотрудничества стран-участниц ОЕЭС по реализации плана Маршалла либерализация торговли и платежей потребовала, в свою очередь, координации инвестиций в целях направления капиталовложений на развитие ключевых отраслей и предотвращения дублирования инвестиций.

Так, все поставки были разделены на три основных вида.

Первый объединял предметы важнейшей жизненной необходимости — продукты питания, топливо, одежду.

Второй вид поставок составляло промышленное оборудование. В его финансировании преобладали международные займы.

Наконец, третий вид поставок — сырье, сельскохозяйственные машины, промышленные товары, запасные части — финансировались под гарантии американского правительства через специально созданное отделение экспортно-импортного банка США.

Итак, план Маршалла был во многом ориентирован на «расшивку» узких мест в снабжении западноевропейского производства, на избирательный импорт сырья и материалов, на восстановление и обновление основных фондов.

Высокая результативность плана Маршалла в сочетании с реализацией собственных экономических программ послевоенного возрождения, чему посвящаются следующие разделы второй главы, проявилась в росте выпуска продукции в базовых отраслях за 1947 — 1950 гг. более чем наполовину, а по отдельным видам продукции и того выше: калийных удобрений — на 65 %, стали — на 70 %, цемента — на 75 %, транспортных средств — на 150 %, нефтепродуктов — на 200 %.

Свидетельством успешного выполнения программы экономического возрождения западноевропейских стран служит и рост экспорта. За 1948 — 1952 гг. он увеличился в целом на 49 пунктов, а в США и Канаде — даже на 60 пунктов. Вместе с тем, на фоне обострения послевоенной международной обстановки уже в 1951 г. план Маршалла стал превращаться в программу оказания странам-участницам американской военной помощи, способствовать послевоенному расколу Европы, формированию военно-политического блока Западных государств, усилению «холодной войны» против социалистических стран, зависимости западноевропейских государств от США.

На это был нацелен принятый в 1951 г. закон о взаимном обеспечении безопасности. На основе двусторонних соглашений он содействовал внешней политике через безвозмездные субсидии и поставки американских товаров и материалов. Однако страны-получатели, со своей стороны, вынуждены были предоставлять свою территорию для американских военных баз и прекратить торговлю так называемыми стратегическими товарами с социалистическими странами. Позднее президент США Г. Трумэн (1884 — 1972) отмечал, что экономическая помощь Европе была «направлена на поддержку перевооружения, а не на дальнейшее общее расширение экономики».


22. Экономический кризис 1929-1933 г.г. в Германии. Фашистский вариант преодоления экономического кризиса.

Сильнейшее потрясение капиталистического мира, проис­шедшее в 1929 — 1933 г., поразило глубоко и серьезно гер­манскую экономику. Это объясняется в первую очередь ее значительной зависимостью от иностранного капитала. Кризис в стране достиг кульминации к 1932 г. Экономический кризис германского капитализма породил крах политической системы Веймарской республики. Мо­нополистическая буржуазия не смогла больше господство­вать при помощи старых парламентских методов. все чаще обращали взоры на фашистское дви­жение. Именно они в большей степени способствовали приходу фашистов к власти.

Крупнейшие финансовые магнаты Германии, поняв не­возможность сохранить свое господство с помощью буржу­азной демократии, стали делать ставку на установление в стране фашистской диктатуры. Выход из кризиса путем гонки вооружения был особенно притягателен для немец­ких промышленников. В октябре 1931 г. представители монополии, высшего генералитета и финансовых кругов договорились с Гитле­ром о создании единого блока для борьбы за установление диктатуры. Нацистская партия получила одобрение своей про­граммы: уничтожение демократии, подготовка к войне за «жизненное пространство». Блок монополий и фашизма стал оформляться вполне определенно в январе 1933 г. В годы кризиса в Германии обстановка заметно изме­нилась: росла безработица, падала заработная плата, рас­продавались с молотка крестьянские хозяйства, сокраща­лись обороты мелких торговцев и ремесленников. Так в Германии была установлена фашистская, терро­ристическая диктатура наиболее реакционных и шовинис­тических кругов финансового капитала. Фашизм в Герма­нии смог прийти к власти прежде всего благодаря поддер­жке, которую ему оказал германский, а также иностран­ный (в особенности американский) финансовый капитал. Фашистская диктатура была установлена в тот период, когда высшая точка экономического кризиса миновала. Началось оживление в экономике, чему способствовал ее перевод на военные рельсы. Главным содержанием экономической политики фа­шизма стала всеобщая милитаризация Германии. Она про­водилась ускоренными темпами и рассматривалась нацис­тскими главарями как главное средство выхода из кризиса. Поэтому в короткий срок фашистское правительство пере­вело всю страну на военные рельсы. Военные расходы в 1933 — 1939 гг. возросли в 10 раз. Были построены новей­шие заводы по выпуску танков, боевых самолетов, орудий и т.д. Расширилось производство пушек, подводных лодок, боеприпасов. Запасы сырья и продовольствия, денежные фонды различного рода передавались в руки военных. Осуществлялась стандартизация железных и стальных из­делий и деталей машин. В ряде соседних стран развернули работу филиалы германских фирм.

В Германии сложилась тоталитарная модель государ­ственно-монополистического капитализма, основы кото­рой создавались в 1933 — 1935 гг. Перестройка социально-экономической структуры шла в направлении централиза­ции экономической мощи в руках фашистского государст­ва и верхушки монополистического капитала с целью лик­видации демократических сил в стране и подготовки к войне. Фашисты создали сложный аппарат для государ­ственного регулирования хозяйства, его регламентации, выдавая милитаризацию экономики за общенародное дело. В середине 1933 г. прави­тельство Германии приняло закон о принудительном карте­лировании экономики, после чего в ряде отраслей промыш­ленности были созданы объединения промышленных фирм. Были образованы 7 главных имперских групп: про­мышленности, энергетики, ремесла, торговли, банковско­го и страхового дела, транспорта, через которые и прово­дились государственные решения в области экономики. Германское правительство стремилось сократить ввоз продовольствия и всемерно расширить экспорт, чтобы обеспечить необходимое количество валюты для воз­растающего ввоза стратегического сырья. Введение жес­ткого контроля над расходами иностранной валюты было связано с принятием нового плана Я. Шахта, который рег­ламентировал внешнеторговые отношения. Основу плана составили три идеи: переход от многосторонней внешней торговли и соответственно от многосторонней системы взаимных расчетов к двусторонней, построенной на при­нципах клиринга: количественное ограничение ввоза и определение централизованным путем общего объема им­порта, соответствующего «народнохозяйственным интере­сам»: формирование экспорта путем осуществления компен­сационных сделок, введение дифференцированного обмен­ного курса, предоставление экспортным отраслям промыш­ленности определенных привилегий, в частности при снаб­жении сырьем.

Вскоре был утвержден 4-летний план мобилизации экономических ресурсов, накопления дефицитных материалов и расширения производства воен­ного снаряжения, который возглавлял Геринг. Стержнем плана было создание соб­ственной сырьевой базы для обеспечения нужд военного производства. Преимущественное развитие получали отрасли тяжелой и военной промышленности. Сюда направлялись 3/5 всех инвестиций. В итоге тяжелая промышленность, достигшая предкризисного уровня уже в 1934 г. Милитаризация хозяйства обеспечила высокие темпы производства промышленной продукции. Ведущее место в германской промышленности занимало машино­строение, дававшее около 25 % всей промышленной про­дукции. Накануне второй мировой войны на долю Герма­нии приходилось 13 % мирового промышленного производ­ства. Однако развитие промышленности имело ярко выраженную военную ориентацию. Это подтверждает и тот факт, что в фашистский период возрос объем так называемых общественных инвестиций, львиную долю в которых зани­мали расходы на военные цели.

При фашизме широкое развитие получает государственное предпринимательство. Государственный сектор занимал в Германии значительное место уже после первой мировой войны. В послевоенный период его позиции укрепились еще больше. С приходом к власти фашистов удельный вес государственной собственности продолжал возрастать. В 1932 г. государственный акционерный капитал составлял 13,2 млрд.

 


25.Экономическое возрождение Германии после 2 мир. войны. Реформы Эрхарда. На общем фоне послевоенного состояния экономики западноевропейских стран особенно удручающей выглядела немецкая действительность тех лет. Разрушенные города, уничтоженные бомбардировками или демонтированные заводы и фабрики, отброшенное на десятки лет назад аграрное производство. Пустые полки магазинов. Карточная система. Жуткая спекуляция. Об уровне обеспечения предметами первой необходимости говорят следующие данные. Государственный долг гитлеровского правительства катастрофически возрос с 27,2 млрд. марок в конце 1938 г. до 377,2 млрд. марок к моменту капитуляции страны, т.е. почти в 14 раз. В стране одновременно функционировало несколько порою противоречивших друг другу экономических «порядков». Центральное управление и планирование было представлено двумя системами — оккупационных властей и немецких органов самоуправления. К тому же в руках государства находилась значительная часть предприятий горнодобывающей и тяжелой промышленности. западные оккупационные власти уже в 1946 г. были склонны к переводу предприятий на самоокупаемость, сохраняя лимитирование немецкого производства и внешней торговли с ее ориентацией на сырье и полуфабрикаты. На Берлинской (Потсдамской) конференции глав трех великих держав — СССР, США и Великобритании в июле — августе 1945 г. принципы послевоенного переустройства Германии предусматривали ее полное разоружение и демилитаризацию. Наиболее разумным признавалось смешение, сочетание систем, обеспечивающее хозяйственное планирование, предотвращающее возможность экономических кризисов и засилие. Возобладала идея социального рыночного хозяйства. Ведущая роль отводилась рынку — регулятору всей хозяйственной жизни, способному обеспечить наиболее низкие цены при максимальной хозяйственной производительности, и в итоге провести достойную социальную политику.

Хозяйственные реформы Л. Эрхарда. Людвиг Эрхард (1897 — 1977г.) Основную цель экономических реформ он видел в создании «социального рыночного хозяйства», повышении покупательной способности всех слоев населения, сосредоточении всех усилий народного хозяйства на увеличении народнохозяйственного дохода. Рычаги экономического возрождения страны он определял как свободную частную инициативу и конкуренцию в сочетании с активной ролью государства в хозяйственной жизни.

Планы Л. Эрхарда: денежная реформа ( довольно жесткая ), свободные цены и предпринимательство. Рейхсмарки были объявлены недействительными. Другого способа покончить с инфляцией Л. Эрхард не видел. Фактически в один день, используя «военную диктатуру» весьма авторитетной оккупационной власти Западная Германия освободилась от огромной массы обесцененных денег.

реформа цен. Разрегулирование цен и заработной платы проводилось постепенно, но быстрыми темпами. Между тем, правильность политики Л. Эрхарда была вскоре подтверждена на практике. Буквально на глазах исчез «черный рынок». Сохранению стабильности валюты и избежанию гиперинфляции способствовало принятие закона против произвольного завышения цен. На свободу предпринимательства, но без урезания прав потребителя была направлена кредитная и налоговая политика. Л. Эрхард настаивал на запрете монополий. И основой «благосостояния для всех» стал мелкий и средний бизнес, предпринимательство в производственной сфере.

Определенные фазы реализации.

1. период восстановления хозяйства (1948 — 1949 гг.) прошел под знаком денежной (валютной) и ценовой реформ, повышения ставок реальной зарплаты с учетом роста производительности труда и значительного роста производства.

2.1950 г. период наибольшей напряженности в молодой истории немецкого послевоенного рыночного хозяйства. Поднялся среднегодовой уровень занятости.

3.В 1952 г. фаза испытания создаваемой экономической системы на прочность и пригодность.

4. (1953 — 1954 гг.) удалось осуществить тройное сочетание. При растущей производительности труда, росте объема выпускаемой продукции и повышающейся в связи с этим заработной плате цены не только не росли, но стабилизировались или даже упали, что вело к «благосостоянию для всех». К середине 50-х годов ФРГ вышла на второе место после США по объему золотых запасов

5. в 1954 г. фаза высокой конъюнктуры. Возникал вопрос эффективного противодействия опасности инфляционного перенакала высокой конъюнктуры. ФРГ становится передовой страной Западной Европы. Страна фактически выступила одним из главных учредителей Европейского объединения угля и стали. ФРГ стояла у истоков европейской экономической интеграции

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.255.150 (0.024 с.)