Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономич.кризис 1929-1933 в США.Новый курс Рузвельта.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В 20гг. в США пром.произ-во выросло на 40%.Это привело к снижению цен на пром.товары,к росту благосостояния населения в США.Росла прибыль предпр-ий,з/п рабочих.В США наступила эра экономич.процветания.Американцы думали,что так будет всегда.Они обладали самыми большими золот.запасами в мире.Стали обгонять Англию по пром.произ-ву,экспорту. В погоне за прибылью амер.предприн-ль совместно с банкирами начал увеличивать выпуск акций.Зачем?Чтобы привлечь доп.средства на развитие произ-ва.Причем акций выпускалось больше,чем стоимость реального капитала(лишний капитал).Фиктивн.кап-л в виде акций.Стоимость выпущенных акций,превышала стоимость реального капитала. В 1929 Америка была втянула в горячку по выпуску акций,облигаций.Произошло гигантское разводнение капитала,т.е фиктивного капитала в виде акций и облигаций было больше,чем реального капитала. В США в окт.1929 разраз-сь катастрофа.Пром.произ-во превышало спрос и пром.предприятия не могли продавать свою продукцию.На складах происходило затоварив-е пром.продукцией.Предложение товаров превысило платежеспособн.спрос населения.Стоимость акций пром.предприятий стал падать.От них стали избавляться.С к.1929 началось закрытие предприятий,их банкротство.К к.1932 произ-во сократилось на 1/3 и на 30% вырос уровень безработицы.Правит-во Гувера не вмешивалось в кризис.процессы. В 1932 в США произошли выборы нового президента.Им стал Ф.Рузвельт.И объявил новый курс в области эк-ки.Он решил,что гос-во будет активно бороться с экон.кризисом. Основные мероприятия: 1) Он создал комиссию по проверке деят-ти банков.Она устанавливала,что более 2000 банков вели деят-ть в ущерб эк-ке США.Они выпускали акции не обеспеченные реальным капиталом; 2) Он потребовали от всех граждан вернуть золото в банки и обменять их на доллары; 3) Принят закон о восстановлении нац.пром-ти.По этому закону все предприятия взяли на себя обязательство не разорять друг друга,не переманивать рабочих,они должны были договариваться о разделе рынка друг с другом; 4) Фермеры начали выплачивать кредиты и субсидии. Рузвельт создал комиссию по борьбе с безработицей.Взрослых направляли на стройку, молодежь в лесные лагеря. Более 30 электростанций.Актив.гос.регул-ие.Рынок не может разрешить все проблемы сам для этого необходимо гос-во.
24. План Маршалла был выдвинут 5 июня 1947 г. Его основные положения прошли согласования с представителями крупнейших монополий и банков. Последующую инициативу по его реализации проявили также Великобритания и Франция. Отказ от участия в плане Маршалла нашей страны был поддержан Албанией, Болгарией, Венгрией, Польшей, Румынией, Чехословакией, Югославией, Финляндией. В середине июля 1947 г. на Парижской конференции 16 европейских стран-участниц плана Маршалла (Австрия, Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Турция, Франция, Швейцария, Швеция, а позже и ФРГ) был учрежден Комитет европейского экономического сотрудничества. Его главная задача сводилась к составлению на основе подробных отчетов о состоянии экономики, валютных резервах, военных разрушениях, восстановительных работах сводной заявки на американскую помощь, суммарно выразившуюся в 29 млрд. долл. в апреле 1948 г. «Закон о помощи иностранным государствам». Оказание экономической «помощи» осуществлялось на основе двусторонних соглашений при соблюдении довольно жестких условий. Среди них — отказ от национализации промышленности, предоставление полной свободы частного предпринимательства при заметном торможении конкурирующих с США отраслей западноевропейской индустрии, одностороннее снижение таможенных тарифов на импорт американских товаров, ограничение торговли с социалистическими странами и др. За 4 года выполнения плана Маршалла (1948 — 1951 гг.) США оказали европейским странам помощь в объеме около 17 млрд. долл. Причем, более 2/3 этой суммы выпали на долю четырех ведущих европейских стран — Великобритании, Франции, Италии и ФРГ. В то же время Западная Германия из былого агрессора превратилась в союзницу стран-победительниц, которой США оказывали явное предпочтение. Объективности ради следует отметить, что главный смысл плана заключался в подпитывании слабых европейских экономик, создании условий для собственного возрождения: быстрого развития внутриевропейской торговли, активизации наиболее эффективных производственных мощностей для достижения ускоренного выпуска продукции через межотраслевую кооперацию, укрепления своих валют и восстановления доверия к ним. Формой обеспечения европейской кооперации стала ОЕЭС — Организация Европейского Экономического Сотрудничества. В рамках сотрудничества стран-участниц ОЕЭС по реализации плана Маршалла либерализация торговли и платежей потребовала, в свою очередь, координации инвестиций в целях направления капиталовложений на развитие ключевых отраслей и предотвращения дублирования инвестиций. Так, все поставки были разделены на три основных вида. Первый объединял предметы важнейшей жизненной необходимости — продукты питания, топливо, одежду. Второй вид поставок составляло промышленное оборудование. В его финансировании преобладали международные займы. Наконец, третий вид поставок — сырье, сельскохозяйственные машины, промышленные товары, запасные части — финансировались под гарантии американского правительства через специально созданное отделение экспортно-импортного банка США. Итак, план Маршалла был во многом ориентирован на «расшивку» узких мест в снабжении западноевропейского производства, на избирательный импорт сырья и материалов, на восстановление и обновление основных фондов. Высокая результативность плана Маршалла в сочетании с реализацией собственных экономических программ послевоенного возрождения, чему посвящаются следующие разделы второй главы, проявилась в росте выпуска продукции в базовых отраслях за 1947 — 1950 гг. более чем наполовину, а по отдельным видам продукции и того выше: калийных удобрений — на 65 %, стали — на 70 %, цемента — на 75 %, транспортных средств — на 150 %, нефтепродуктов — на 200 %. Свидетельством успешного выполнения программы экономического возрождения западноевропейских стран служит и рост экспорта. За 1948 — 1952 гг. он увеличился в целом на 49 пунктов, а в США и Канаде — даже на 60 пунктов. Вместе с тем, на фоне обострения послевоенной международной обстановки уже в 1951 г. план Маршалла стал превращаться в программу оказания странам-участницам американской военной помощи, способствовать послевоенному расколу Европы, формированию военно-политического блока Западных государств, усилению «холодной войны» против социалистических стран, зависимости западноевропейских государств от США. На это был нацелен принятый в 1951 г. закон о взаимном обеспечении безопасности. На основе двусторонних соглашений он содействовал внешней политике через безвозмездные субсидии и поставки американских товаров и материалов. Однако страны-получатели, со своей стороны, вынуждены были предоставлять свою территорию для американских военных баз и прекратить торговлю так называемыми стратегическими товарами с социалистическими странами. Позднее президент США Г. Трумэн (1884 — 1972) отмечал, что экономическая помощь Европе была «направлена на поддержку перевооружения, а не на дальнейшее общее расширение экономики». 22. Экономический кризис 1929-1933 г.г. в Германии. Фашистский вариант преодоления экономического кризиса. Сильнейшее потрясение капиталистического мира, происшедшее в 1929 — 1933 г., поразило глубоко и серьезно германскую экономику. Это объясняется в первую очередь ее значительной зависимостью от иностранного капитала. Кризис в стране достиг кульминации к 1932 г. Экономический кризис германского капитализма породил крах политической системы Веймарской республики. Монополистическая буржуазия не смогла больше господствовать при помощи старых парламентских методов. все чаще обращали взоры на фашистское движение. Именно они в большей степени способствовали приходу фашистов к власти. Крупнейшие финансовые магнаты Германии, поняв невозможность сохранить свое господство с помощью буржуазной демократии, стали делать ставку на установление в стране фашистской диктатуры. Выход из кризиса путем гонки вооружения был особенно притягателен для немецких промышленников. В октябре 1931 г. представители монополии, высшего генералитета и финансовых кругов договорились с Гитлером о создании единого блока для борьбы за установление диктатуры. Нацистская партия получила одобрение своей программы: уничтожение демократии, подготовка к войне за «жизненное пространство». Блок монополий и фашизма стал оформляться вполне определенно в январе 1933 г. В годы кризиса в Германии обстановка заметно изменилась: росла безработица, падала заработная плата, распродавались с молотка крестьянские хозяйства, сокращались обороты мелких торговцев и ремесленников. Так в Германии была установлена фашистская, террористическая диктатура наиболее реакционных и шовинистических кругов финансового капитала. Фашизм в Германии смог прийти к власти прежде всего благодаря поддержке, которую ему оказал германский, а также иностранный (в особенности американский) финансовый капитал. Фашистская диктатура была установлена в тот период, когда высшая точка экономического кризиса миновала. Началось оживление в экономике, чему способствовал ее перевод на военные рельсы. Главным содержанием экономической политики фашизма стала всеобщая милитаризация Германии. Она проводилась ускоренными темпами и рассматривалась нацистскими главарями как главное средство выхода из кризиса. Поэтому в короткий срок фашистское правительство перевело всю страну на военные рельсы. Военные расходы в 1933 — 1939 гг. возросли в 10 раз. Были построены новейшие заводы по выпуску танков, боевых самолетов, орудий и т.д. Расширилось производство пушек, подводных лодок, боеприпасов. Запасы сырья и продовольствия, денежные фонды различного рода передавались в руки военных. Осуществлялась стандартизация железных и стальных изделий и деталей машин. В ряде соседних стран развернули работу филиалы германских фирм. В Германии сложилась тоталитарная модель государственно-монополистического капитализма, основы которой создавались в 1933 — 1935 гг. Перестройка социально-экономической структуры шла в направлении централизации экономической мощи в руках фашистского государства и верхушки монополистического капитала с целью ликвидации демократических сил в стране и подготовки к войне. Фашисты создали сложный аппарат для государственного регулирования хозяйства, его регламентации, выдавая милитаризацию экономики за общенародное дело. В середине 1933 г. правительство Германии приняло закон о принудительном картелировании экономики, после чего в ряде отраслей промышленности были созданы объединения промышленных фирм. Были образованы 7 главных имперских групп: промышленности, энергетики, ремесла, торговли, банковского и страхового дела, транспорта, через которые и проводились государственные решения в области экономики. Германское правительство стремилось сократить ввоз продовольствия и всемерно расширить экспорт, чтобы обеспечить необходимое количество валюты для возрастающего ввоза стратегического сырья. Введение жесткого контроля над расходами иностранной валюты было связано с принятием нового плана Я. Шахта, который регламентировал внешнеторговые отношения. Основу плана составили три идеи: переход от многосторонней внешней торговли и соответственно от многосторонней системы взаимных расчетов к двусторонней, построенной на принципах клиринга: количественное ограничение ввоза и определение централизованным путем общего объема импорта, соответствующего «народнохозяйственным интересам»: формирование экспорта путем осуществления компенсационных сделок, введение дифференцированного обменного курса, предоставление экспортным отраслям промышленности определенных привилегий, в частности при снабжении сырьем. Вскоре был утвержден 4-летний план мобилизации экономических ресурсов, накопления дефицитных материалов и расширения производства военного снаряжения, который возглавлял Геринг. Стержнем плана было создание собственной сырьевой базы для обеспечения нужд военного производства. Преимущественное развитие получали отрасли тяжелой и военной промышленности. Сюда направлялись 3/5 всех инвестиций. В итоге тяжелая промышленность, достигшая предкризисного уровня уже в 1934 г. Милитаризация хозяйства обеспечила высокие темпы производства промышленной продукции. Ведущее место в германской промышленности занимало машиностроение, дававшее около 25 % всей промышленной продукции. Накануне второй мировой войны на долю Германии приходилось 13 % мирового промышленного производства. Однако развитие промышленности имело ярко выраженную военную ориентацию. Это подтверждает и тот факт, что в фашистский период возрос объем так называемых общественных инвестиций, львиную долю в которых занимали расходы на военные цели. При фашизме широкое развитие получает государственное предпринимательство. Государственный сектор занимал в Германии значительное место уже после первой мировой войны. В послевоенный период его позиции укрепились еще больше. С приходом к власти фашистов удельный вес государственной собственности продолжал возрастать. В 1932 г. государственный акционерный капитал составлял 13,2 млрд.
25.Экономическое возрождение Германии после 2 мир. войны. Реформы Эрхарда. На общем фоне послевоенного состояния экономики западноевропейских стран особенно удручающей выглядела немецкая действительность тех лет. Разрушенные города, уничтоженные бомбардировками или демонтированные заводы и фабрики, отброшенное на десятки лет назад аграрное производство. Пустые полки магазинов. Карточная система. Жуткая спекуляция. Об уровне обеспечения предметами первой необходимости говорят следующие данные. Государственный долг гитлеровского правительства катастрофически возрос с 27,2 млрд. марок в конце 1938 г. до 377,2 млрд. марок к моменту капитуляции страны, т.е. почти в 14 раз. В стране одновременно функционировало несколько порою противоречивших друг другу экономических «порядков». Центральное управление и планирование было представлено двумя системами — оккупационных властей и немецких органов самоуправления. К тому же в руках государства находилась значительная часть предприятий горнодобывающей и тяжелой промышленности. западные оккупационные власти уже в 1946 г. были склонны к переводу предприятий на самоокупаемость, сохраняя лимитирование немецкого производства и внешней торговли с ее ориентацией на сырье и полуфабрикаты. На Берлинской (Потсдамской) конференции глав трех великих держав — СССР, США и Великобритании в июле — августе 1945 г. принципы послевоенного переустройства Германии предусматривали ее полное разоружение и демилитаризацию. Наиболее разумным признавалось смешение, сочетание систем, обеспечивающее хозяйственное планирование, предотвращающее возможность экономических кризисов и засилие. Возобладала идея социального рыночного хозяйства. Ведущая роль отводилась рынку — регулятору всей хозяйственной жизни, способному обеспечить наиболее низкие цены при максимальной хозяйственной производительности, и в итоге провести достойную социальную политику. Хозяйственные реформы Л. Эрхарда. Людвиг Эрхард (1897 — 1977г.) Основную цель экономических реформ он видел в создании «социального рыночного хозяйства», повышении покупательной способности всех слоев населения, сосредоточении всех усилий народного хозяйства на увеличении народнохозяйственного дохода. Рычаги экономического возрождения страны он определял как свободную частную инициативу и конкуренцию в сочетании с активной ролью государства в хозяйственной жизни. Планы Л. Эрхарда: денежная реформа ( довольно жесткая ), свободные цены и предпринимательство. Рейхсмарки были объявлены недействительными. Другого способа покончить с инфляцией Л. Эрхард не видел. Фактически в один день, используя «военную диктатуру» весьма авторитетной оккупационной власти Западная Германия освободилась от огромной массы обесцененных денег. реформа цен. Разрегулирование цен и заработной платы проводилось постепенно, но быстрыми темпами. Между тем, правильность политики Л. Эрхарда была вскоре подтверждена на практике. Буквально на глазах исчез «черный рынок». Сохранению стабильности валюты и избежанию гиперинфляции способствовало принятие закона против произвольного завышения цен. На свободу предпринимательства, но без урезания прав потребителя была направлена кредитная и налоговая политика. Л. Эрхард настаивал на запрете монополий. И основой «благосостояния для всех» стал мелкий и средний бизнес, предпринимательство в производственной сфере. Определенные фазы реализации. 1. период восстановления хозяйства (1948 — 1949 гг.) прошел под знаком денежной (валютной) и ценовой реформ, повышения ставок реальной зарплаты с учетом роста производительности труда и значительного роста производства. 2.1950 г. период наибольшей напряженности в молодой истории немецкого послевоенного рыночного хозяйства. Поднялся среднегодовой уровень занятости. 3.В 1952 г. фаза испытания создаваемой экономической системы на прочность и пригодность. 4. (1953 — 1954 гг.) удалось осуществить тройное сочетание. При растущей производительности труда, росте объема выпускаемой продукции и повышающейся в связи с этим заработной плате цены не только не росли, но стабилизировались или даже упали, что вело к «благосостоянию для всех». К середине 50-х годов ФРГ вышла на второе место после США по объему золотых запасов 5. в 1954 г. фаза высокой конъюнктуры. Возникал вопрос эффективного противодействия опасности инфляционного перенакала высокой конъюнктуры. ФРГ становится передовой страной Западной Европы. Страна фактически выступила одним из главных учредителей Европейского объединения угля и стали. ФРГ стояла у истоков европейской экономической интеграции
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.134.23 (0.014 с.) |