Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Длительный социально-экономический и политический кризис привёл к разделу РП между Россией, Пруссией и Австрией.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Буржуазные реформы Земская реформа (1864) – в губерниях и уездах создавалась система органов местного самоуправления – губернские и уездные земские съезды. Депутаты земств избирались на основе имущественного ценза и сословных различий. Земские учреждения занимались вопросами местного хоз-ва, торговли, промышленности, охраны здоровья, народного образования. В Б. реформа началась только в 1911 г., т.к. царское правительство опасалось, что местное дворянство использует земства для организации оппозиционного движения. Городская реформа (1870) – в городах создавались всесословные органы общественного самоуправления – городские думы. Выборы депутатов также осуществлялись на основе имущественного ценза. В компетенцию городского самоуправления входили в основном хоз. вопросы: развитие торговли и промышленности, благоустройство городов, народное образование, охрана здоровья. В Б. была проведена в 1876 г. и стала шагом вперед в сравнении с предыдущей организацией городского управления. Судебная реформа (1864) – суд становился открытым, публичным и независимым от правительства. Создавался институт адвокатуры и присяжных заседателей, вводилась должность нотариуса. Мелкие дела рассматривались в мировых (уездных) судах, более значительные – в судебных палатах и окружных судах. В Б. реформа началась только в 1872 г., когда были введены мировые суды. Однако здесь судьи не выбирались, а назначались министерством юстиции. Окружные суды, прокуратура и институт присяжных заседателей были введены только в 1882 г. Военная реформа (началась 1862 г.) – Россия была разделена на 15 военных округов, был разработан новый устав строевой службы. Создавались военные гимназии – кадетские корпусы, училища и академии. В армии отменялась сословно-феодальная структура. На военную службу подлежали все мужчины, достигшие 20 лет. Это позволило сократить армию в мирное время и резко увеличить её в период военных действий за счет запасников. Цензурная реформа (1865) – отменялась предварительная цензура для произведений объемом более 10 печатных листов, а для переводов – свыше 20 печатных листов. Царская администрация имела право накладывать штрафы на газеты и журналы, запрещать издание. Реформа образования (1860-е гг.) – университеты получили автономию, а руководство ими поручалось совету профессоров. На платной основе открывались гимназии двух типов: классические и реальные. Широкое распространение в Беларуси получили церковно-приходские школы. ⓴.Восстание 1863-1864 гг. и его итоги. Несправедливость аграрной реформы вызвало широкое крестьянское недовольство. Крестьянство волновалась, отказывалась подписывать вставные грамоты, поднималась на открытую борьбу с помещиками. Политическое положение резко осложнилась. В этих условиях в Польше, Литве и Беларуси начало разворачиваться национально-освободительное движение, направленное против крепостничества, самодержавия, за права человека и гражданина. Традиционно освободительное движение в Польше, Литве и Беларуси делился на два течения. В 1861-1862 гг. это были «белые» и «красные». «Белые» принадлежали к аристократии, а «красные» - к демократическим кругам общества. Но цель у них была общая - возродить независимость Родины. «Белые» рассчитывали этого путем переговоров с царем, с помощью Франции, других стран Запада, а «красные» опирались на восстание населения, на свои силы. При этом «белые» под Отечеством понимали Речь Посполитую в границах 1772 года, а «красные», особенно из состава революционного крыла, признавали право белорусов, литовцев, укаринцав на самоопределение. Революционно-демократическое крыло «красных» в Беларуси возглавлял К.Калиновский, который готовил восстание, издавал газету «Мужицкая правда», боролся за свободу народа. Восстание началось зимой 1863 Для руководства восстанием были созданы руководящие органы: Центральный нац. комитет (ЦНК) в Варшаве и Литовский провинциальный комитет (ЛПК) в Вильнюсе. Возглавил ЛПК К.Калиновский. В руководстве ТНК главная роль принадлежала «белым», которые в феврале 1863 отклонили К.Калиновского от руководства ЛПК. К.Калиновский возглавил восстание в Гродненской губернии. Летом 1863 «белые» поняли, что Франция и Запад не будут помогать восстанию и они начали уходить от борьбы. С июня 1863 г. ЛПК снова возглавил К.Калиновский. Однако время было уже бесполезно потеряно. Кроме того, ТНК не рассчитывал на крестьян, землю обещали только тем крестьянам, которые боролись за победу, остальные ничего не получали. Поэтому восстание поддержала лишь небольшая часть крестьянства. Отряды восставших на 75% состояли из шляхты и только на 18% из крестьян. Всего в восстании участвовало до 80 тысяч белорусов. Боевые действия закончились в конце августа 1863 г., когда ТНК приказал К.Калиновскому прекратить восстание и перенести борьбу на весну 1864. Зимой 1864 К.Калиновский был арестован. Выводы: восстание было направлено против самодержавия, нац. гнёта, сословной неравности, хотя оно закончилось невезением, оно заставило Царское правительство пойти на более выгодные условия проведения крестьянской реформы в Беларуси и Литве. Часть безземельных крестьян получила в собственность. Шляхта лишена права занимать гос. должности. Отрицательноее: участники были репресированы, Их имущество канфискавано. За участие в повстании католических священников костел закрывались или ператварались в православные церкви. За поддержку восстания студентами закрыли Горе-Горацки институт, скаратили количество средних учебных заведений. Развитие капитализма в Беларуси в 1860 - 1890-е гг. Кредитная система и банки. Быстрое развитие всех форм хозяйствования, и в первую очередь укрупнение промышленного про-ва, потребовало создания кредитной системы. Возникли такие формы организации кредита, как ссудно-сберегательные общества, частные акционерные банки, общества взаимного кредита, городские коммерческие банки. Ведущее место среди кредитных учреждений занимал Минский коммерческий банк. В Беларуси были также небольшие банкирские конторы, которые занимались кредитными операциями по обслуживанию мелких промышленников и торговцев. Культура Беларуси во второй половине XIX - начале XX в. ОБРАЗОВАНИЕ. В области образования происходили следующие изменения: 1.) март 1864 г. закрыт Горы-Горецкий земледельческий институт; введена процентная норма для студентов-католиков; 2.) Власти уволили учителей католической веры, взамен взяли работников из Центр-ой России; 3.) 1864 г. –Школьная реформа (В Беларуси она должна была укрепить и усовершенствовать русскую школу, давала права открывать народные и городские училища, мужские гимназии –классические (гуманитарные науки) и реальные (естественные науки).); 4.)Начальное образование в деревне под контролем православной церкви; открываются Церковные школы; 5.) Создавалась местная система подготовки учительских кадров для начальных школ. (1-ая -учительская семинария в Молодечно). НАУКА. В 1867 г. в Вильно открылся отдел Русского Географического общества. В 1870 г. вышел первый белорусско-русский словарь И. Носовича. «Кароткая гiсторыйБеларусi» - первый учебник по истории Беларуси, В.Ластовский. ЛИТЕРАТУРА. Во второй половине XIX в. начинается новый этап в развитии белорусской литературы. Писатели постепенно становились на путь создания развитой литературы. Шел процесс ее жанрового обогащения литературы, совершенствовалась стихотворение. Вершиной развития белорусского литературы стало творчество Франтишка Богушевича. В историю вошли Янка Купала, Якуб Колас, Тишка сказки. ТЕАТР В формировании белорусского профессионального национального театра большую роль сыграла театральная культура русского, украинского и польского народов. В белорусских городах действовали местные русские драматические труппы, а также гастролировали актеры столичных театров. Формирование белорусской государственности. БНР, БССР, Литбел. Провозглашение БНР 21 февраля 1918 г. Исполком Всебелорусского съезда обратился к народам Беларуси с первой уставной грамотой, в которой еще объявил себя временной властью в Беларуси. 9 марта 1918г. Исполком Всебелорусского съезда принял другую уставную грамоту, в которой объявил Беларусь народной республикой - БНР. Исполком был переименован в Раду БНР. Исполнительный орган - Народный секретариат. 25 марта 1918 г. на сессии Совета была принята третья уставная грамота, которой провозглашалась независимость БНР. Но Германия не признавала БНР. 25 марта 1918г. на закрытом заседании был принят текст телеграммы германскому императору Вильгельму II, в которой выражалась благодарность за освобождение Беларуси от большевистского гнета и анархии. После ноябрьской революции 1918г. в Германии Россия денонсировала Брестский мирный договор и двинула Красную Армию на Запад. 10 декабря 1918г. Красная Армия вошла в Минск. Большинство членов Совета и правительства БНР покинули столицу. Принятие акта о независимости БНР, деятельность ее Рады активизировали рост национального самосознания белорусов, заставили большевистское правительство В.И.Ленина пересмотреть свою политику в отношении Беларуси и пойти на создание хотя и ограниченной в правах, но все же белорусского государственности. Образование БССР. Решающим шагом на пути самоопределения Беларуси явились решения конференции белорусских секций РосКомПарт(б), состоявшейся 21-23 декабря 1918г. в Москве. Конференция признала необходимым создание Временного рабоче-крестьянского правительства Беларуси, Принятые документы поставили ЦК РКП(б) перед необходимостью срочно решать проблему белорусского государственности. 1 января 1919 г. был обнародован Манифест Временного революционного рабоче-крестьянского советского правительства, который провозгласил образование БССР и основные положения государственного статуса республики. Вся власть передавалась Советам рабочих, земля, воды, недра, фабрики и заводы объявлялись собственностью народа. Столицей БССР стал Минск. Образование ЛитБел 27 февраля 1919 г. было принято решение об объединении БССР с Литовской ССР. В августе 1919г. территория ЛитБел полностью была оккупирована польскими войсками. Формально ЛитБел просуществовала до июля 1920г. 31 июля 1920г. после изгнания Красной Армией поляков из Минска, была провозглашена Декларация о независимости БССР. В период своего второго провозглашения республика восстановилась только в рамках Минской губернии. По Рижскому мирному договору, который был подписан 18 марта 1921. между Советской Россией и Польшей, к Польше отошла вся Западная Беларусь с населением более 4 млн. человек. Восточные земли по-прежнему оставались под юрисдикцией России. Т.О: процесс становления белорусского государственностив I9I7-I920гг. был чрезвычайно трудным и драматичным. Коллективизация. Для успешного проведения индустриализации необходима валюта для покупки оборудования за границей, которую мог дать хлеб, поэтому государство начали конфисковывать зерно у крестьян. Это легко было сделать путём коллективизация. Началось строительство колхозов и совхозов. Кулачество подлежало ликвидации. В деревни направлялись уполномоченные, на промышленных предприятиях создавались спец. бригады. Одним из таких отрядов был отряд 25-тысячников. В основном использовались насильственные методы, запугивания. Важным направлением стало создание машинно-тракторных станций(МТС), Первая в Койданове. В зоне их деятельности приток в колхозы был большим, чем в других местах. Насильственный процесс коллективизации, массовое раскулачивание вызвало открытый протест крестьян. Всех недовольных отдавали в суд как контрреволюционеров. Сталин решил ограничить так называемые перегибы и возложить ответственность на местные органы. Созданные силой колхозы быстро распались. Итоги: индивидуальные крестьянские хоз-ва были разрушены, созданы колхозы и совхозы. Уровень производства был низким, планы увеличения сельхоз продукции не были выполнены. Сельское хоз-во оказалось в состоянии глубокого кризиса. Программа 2001-2005 гг. 1) наращивание экспорта товаров и услуг; 2) развитие агропромышленного комплекса и связанных с ним отраслей; 3) активизация инновационной и инвестиционной дея-ти; 4) дальнейшее развитие жилищ строит-ва; 5) формирование эффективной системы здравоохранения Программа 2006-2010 гг. 1) всесторонне гармоничное развитие человека, формирование эффективной системы здравоохранения; 2) инновационное развитие нац. Эк., энергосбережение и ресурсосбережение; 3) наращивание экспортного потенциала страны; 4) развитие агропромышленного комплекса, социальной сферы села; 5) развитие малых и средних городов; 6) жилищное строительство. Программа 2011-2015 гг.: Основными задачами программы являются: создание конкурентоспособной, инновационной, высокотехнологичной, ресурсо– и энергосберегающей, экологически безопасной экономики; создание принципиально новых высокотехнологичных и наукоемких секторов экономики (биотехнологии, нанотехнологии, микроэлектроника, технологии тонкой химии, информационные технологии, производство новых материалов, лазерно-оптические технологии, коммуникационные технологии, атомная и возобновляемая энергетика, генная инженерия); достижение максимального роста добавленной стоимости в производстве на основе его технологического обновления, образования многопрофильных холдингов, кластерных структур; снижение материало–, энерго– и импортоемкости производства, повышение его экологической безопасности. Основные уроки Б 1. В своем историческом развитии белорусский народ должен надеяться только на собственные силы. 2. Самым большим богатством Беларуси являются люди — трудолюбивые, мудрые, талантливые, рассудительные 3. Будущее страны зависит от взаимопонимания народов, населяющих Беларусь. 4. В мире не существует некоего особого для одной страны пути развития. Существуют общие закономерности. 5. Наиболее приемлемой международной пол-ой для Б. могла бы быть политика нейтралитета. Длительный социально-экономический и политический кризис привёл к разделу РП между Россией, Пруссией и Австрией. 1.) 1-ый раздел произошёл в 1772 (К России отошли восточная часть Белоруссии по Западной Двине и Верхнему Днепру), 1788г. на Четырёхлетнем сейме принято ряд реформ, направленных на укрепление государства. 3 мая 1791г. – провозглашена Конституция (создан 2-ух палатный сейм) 2.) 2-ой раздел — 23 января 1793 (К России отошли Центральная Белоруссия с Минском, Правобережная Украина), часть шляхта приняло участие в восстании под руководством Костюшко – попытка сохранить независимость РП. В ВКЛ восстанием руководил Якуб Ясинский. 3.) 3-ий раздел — 24 октября 1795 (К России отошли Литва, Западная Белоруссия, Волынь, Курляндия; Поляки утратили свою государственность). РП перестала существовать как государство. Вся территория Беларуси вошла в состав Российской империи.
⓯.Культура и этническая структура белорусских земель в составе Речи Посполитой. Шляхта и духовенство были знакомы с трудами известных европейских мыслителей из-за зарубежных поездок, приобретение иностранной литературы, газет и журналов. Появляются первые признаки общественного «вольнодумства» Вместе с тем сильные позиции иезуитов и консерваторов не позволили ему здесь укрепиться. Лишь к середине XVIII в. традиции эпохи Просвещения стали оказывать существенное влияние на повседневную жизнь белорусского общества, это было связано с переменами в системе образования (расширено преподавания современных языков и естествознания). Развивалась отечественная наука. Главным предметом преподавания долгое время оставалась философия. Акцент делался на изучении истории РП и ВКЛ. Так же стоит отметить астрономию. В1764г. в Вильно создана первая обсерватория. Былоснован первый в Беларуси в Гродно ботанический сад. В общественно-политической сфере просветительские идеи проявились в стремлении части шляхты и магнатов к реформам сословной монархии РП(ориентация на Францию). Особую значимость в Беларуси получили и идеи физиократов, под влиянием которых высказывалось мнение о необходимости отмены крепостного права. Влияние эпохи Просвещения ощущалось и в театральной жизни страны. В 1740 г. у Радзивиллов в Несвиже был создан первый светский отечественный театр. Г.Радзивила в Слуцке и Огинского в Слониме. Всё чаще начал звучать белорусский язык. Борокко видоизменилось в сторону декоративной насыщенности, повышенной пластичности. (ВозрожденыНесвежский замок, и Полоцкий Софийский собор, Королевский дворец в Гродно) Больших успехов достигла и фресковая живопись.Барокко и рококо под влиянием Просвещения стали постепенно уступать место классицизму, основанному на традициях античности и Ренессанса. ⓰.Политика российского самодержавия и общественно-политические движения в Беларуси (конец XVIII - первая половина XIX в.). После присоединения Беларуси к РИ правительство провело ряд мер по закреплению своего влияния на присоединённые земли. В 1796 г. была проведена административная реформа. В Беларуси были созданы губернии: Белорусская, Минская и Литовская. Исполнительная власть в губерниях была передана генерал-губернаторам. В губернских городах создавались органы российского административного управления: губернская управа, казённые палаты и др. Однако в качестве основного закона оставался 3статут ВКЛ. Поэтому г убернии делилисьна поветы которые возглавляли старосты. Господствующее положение в Беларуси заняла православная церковь, у которой оказывалась полная государственная поддержка. Царское правительство массово переводило униатов в православие. В 1794 указ, который установил черту еврейской оседлости, который лишал евреев права в российских городах и губерниях. В Беларуси была распространена и российская налоговая система. Для крестьянства подымный налог был заменён подушным. Вводился так же земский сбор. Т.О: царское правительство проводило политику, которая удовлетворяла бы интересам шляхты и духовенства, чтобы приглушить оппозиционные настроения. После войны 1812 г. белорусская знать, получила амнистию и вернулась на Родину. В этот период начали создаваться первые тайные общества. Они действовали легально. Именно этим организациям принадлежали идеи борьбы за свободу, равенство и братство. В это время были созданы общества "филоматов" и "филаретов", действовавших в Вильнюсском университете. Официально студенты изучали родной язык, историю и культуру Беларуси, но по настоящему они готовились к политической борьбе за возрождение Беларуси. Общества такого типа были созданы и в России, но они действовали более решительно. Это привело к знаменитому восстанию декабристов, произошедшее 14 декабря 1825 г. Но ликвидировать самодержавие декабристам не удалось. В 1826 г. правительство России официально запретило деятельность любых обществ и в любой форме.После запрета члены тайных обществ (В Беларуси ~ 800 человек) вместе с польскими друзьями начали готовить восстание. Подготовка восстания велась в Варшаве. Началось в конце ноября 1830 г. В восстании определилось два течения: аристократическая и демократическая. Демократы обещали крестьянам землю и призвали бороться "за вашу и нашу свободу". Аристократы надеялись на поддержку Франции и ставили своей целью возродить РП в границах 1772 г.В восстании участвовало около 10 тысяч шляхтичей и 2 тысячи крестьян.С такой армией победить Россию было невозможно, а Франция и другие страны Запада восстание не поддержали. Поэтому восстание потерпело поражение. Оно закончилось в сентябре 1831 г. Т.О: общественно - политическая жизнь Беларуси в первой половине XIX в. определялась борьбой политических организаций и движений Польши, Литвы и Беларуси против царизма, за свободу и возрождение независимости.
⓱.Социально-экономическое развитие белорусских земель в условиях кризиса феодально-крепостнической системы (первая половина XIX в.). В кон. 18 – начале 19 в. на белорусских землях п роходил процесс разложения феодально-крепостнических отношенийи формировался новый капиталистический строй. Новые формы хозяйствования проявлялись в росте товарности с\х, увеличивалось кол-во вольнонаёмных рабочих, развивался внешний и внутренний рынок. Доминирующим сектором оставалось с/х. В руках помещиков – до 40% всей земли. С\Х в пп XIX в.: характеризовалось существованием фольварково-барщинной системы и полной личной зависимости крестьян от помещиков. Крестьяне пользовались землей помещиков и выплачивали за это оброк или дань продуктами. В сер. XIX в. крестьянским хозяйствам, имевшим надел в одну волоку (21,36 га), устанавливалось 12 дней барщины на неделю.Поэтому не было никакой заинтересованности в работе. Расширялась винокурение - переработка картофеля на самогон. Доход был больше, чем от ржи. Доход приносило льнаводство. Сахарная свекла - сахара; каннабис - полотно. В условиях разложения феодально-крепостнической системы царское правительство пошло на экономические реформы с целью приспособления существующей системы хозяйственных отношений к нуждам рынка, а также повышения государственных доходов. Инициатор Киселев(1840-1850). Реформа была проведена только среди государственных крестьян. Онапредусматривала: проведение подробного описания всех государственных имений и строгое определение повинностей государственных крестьян в зависимости от их хозяйственного положения, прекращение сдачи государственных земель в аренду; ликвидацию фольварков и постепенный перевод государственных крестьян с барщины на оброк. Реформа П. Киселева привела к увеличению наделов государственных крестьян и уменьшению их повинностей. Крепостное право оставалось и это являлось опасным для государства. Развитие промышленности в первой половине XIX в. в Беларуси связано с переходом от мануфактурного к фабричному. ⓲.Культура Беларуси в первой половине XIX в.). Образование. Беларусь имела автономия в плане культурного развития. Отчётливо это проявилось в системе образования. 1803г – создан Виленский учебный округ, в состав кот входили школы Беларуси, Литвы, Украины. Ведущими считались гимназии, а так же монашеские училища.Виленская главная школа было реорганизована в университет с 4 факультетами. Кол-во студентов превосходило в Рос. Университетах. Учебные заведения Виленского округастали центром нац-освобод движения. После подавления восстания в 1832г Виленский универ был закрыт и все здешние монашеские училища. На тер Б введён общеимперский школьный устав 1828г, кот предусматривал сословные ограничения в системе образования. Начально образование передавалось в руки православной церкви. К сер 19 в насчитывалось 60 гимназий. В 1848 открыт Горы-Горецкий земледельческий институт. Развитие системы образования содействовала активизациянаучных исследований. Впервые быо осуществлено археологическое изучение древней истории Б.(Тышкевич) Литература. В области худ. лит. Всемирную известность получил поэт А. Мицкевич (“Пан Тадэуш”, “Деды”, “гражина”) – описывал историю и повседневность родной ему бел. земли. Ян Барщевский “Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах”. Крашевский – цикл из 29 романов, посвящённых истории РП. Настоящей сокровищницей живого бел. языка стали анонимные поэмы “ Энеида на выворот” и “ Тарас на Парнасе”. Дунин-Марцынкевич сумел раскрыть настроения и переживания различных слоёв населения(“Пинская шляхта”). Изобразительное искусство. В изобразительном искусстве стал доминировать классицизм, для кот высшим образцом явл. античность. Классическая школа живописи сложилась в Виленском университете. Наиболее известным отечественным живописцем этого направления явл. Алешкевич (“Мадонна с ребёнком”, “Портрет девочки”) Заслуженным признание пользовался Хруцкий, получивший в Петербурге звание академика живописи. Параллельно под влиянием Зап. Евроры в Б развивался романтизм. Проявлялся в возрастающем внимании к внутр. миру человека. Представители: Дамель и Ванькович. В скульптуре наиболее распространёнными были мелкая пластика, портрет, исторические и религиозные композиции. Представители: братья Ельские, Островский, Слизня. Архитектура. Развивалась под влиянием классицизма романтизма. В Минске был создан новый район с геометрической сеткой улиц. Неоготика нашла воплощение в строительстве загородных резиденций (Косово, Прилуки), а так же католических храмов (Минск, Раубичи) ⓳.Буржуазные реформы 1860-1880 гг. в Российской империи и особенности их проведения в белорусских губерниях. Отмена крепостного права Причины: соц.-эк. и военно-политическая отсталость России; ускорение процесса обезземеливания крестьян; обострение соц. противоречий; опасность быстрого нарастания антикрепостнического движения. Правительство планировало, чтобы инициатива исходила от помещиков, и в первую очередь от Беларуси и Литвы, так как они были более подготовлены к этому. Программа реформы: 1)ликвидация личной зависимости крестьян;2)наделение крестьян землей;3)выкуп земельных наделов. Механизмы: 19 февраля 1861 г. подписан Манифест об отмене крепостного права. Крестьяне получали гражданские права, могли заниматься промыслами, торговать, приобретать имущество, поступать на учебу и на службу; помещики не могли продавать и судить крестьян. Однако крестьяне не сразу становились лично свободными. Помещики признавались собственниками всей земли, которая принадлежала им до реформы, а крестьяне получали небольшие наделы в пользование, которые должны были выкупить на протяжении 9 лет. В этот период они считались временнообязанными и должны были выполнять повинности в пользу помещика. Купить свой земельный надел крестьяне могли только путем заключения выкупной сделки. Выкупная сумма определяется следующим образом: помещик мог положить её в банк и получать в виде 6% капитала такой же доход, какой он раньше получал с годового оброка. Однако крестьяне не имели такой суммы денег. В связи с этим гос-во выступило посредником между помещиками и крестьянами. При выкупе наделов крестьяне должны были заплатить 20-25% от выкупной суммы, а оставшуюся часть помещики получали от гос-ва в виде ценных бумаг. В результате такой операции крестьяне стали должниками гос-ва и должны были на протяжении 49 лет платить ему так называемые выкупные платежи. К 1 января 1907 г., когда эти платежи были отменены, крестьяне заплатили в 3,5-4 раза больше. Главным крепостным пережитком в экономике после реформы являлось помещичье землевладение. Сохранялась чересполосица. После восстания 1863-1864 гг. правительство пошло на значительные уступки крестьянам Беларуси и Литвы. Отменено временнообязанное положение, уменьшены выкупные платежи, увеличены земельные наделы. Значение: крестьяне получили личные и имущественные права, сословное самоуправление; реформа содействовала росту рынка рабочей силы; сложились условия для становления капитализма. Буржуазные реформы Земская реформа (1864) – в губерниях и уездах создавалась система органов местного самоуправления – губернские и уездные земские съезды. Депутаты земств избирались на основе имущественного ценза и сословных различий. Земские учреждения занимались вопросами местного хоз-ва, торговли, промышленности, охраны здоровья, народного образования. В Б. реформа началась только в 1911 г., т.к. царское правительство опасалось, что местное дворянство использует земства для организации оппозиционного движения. Городская реформа (1870) – в городах создавались всесословные органы общественного самоуправления – городские думы. Выборы депутатов также осуществлялись на основе имущественного ценза. В компетенцию городского самоуправления входили в основном хоз. вопросы: развитие торговли и промышленности, благоустройство городов, народное образование, охрана здоровья. В Б. была проведена в 1876 г. и стала шагом вперед в сравнении с предыдущей организацией городского управления. Судебная реформа (1864) – суд становился открытым, публичным и независимым от правительства. Создавался институт адвокатуры и присяжных заседателей, вводилась должность нотариуса. Мелкие дела рассматривались в мировых (уездных) судах, более значительные – в судебных палатах и окружных судах. В Б. реформа началась только в 1872 г., когда были введены мировые суды. Однако здесь судьи не выбирались, а назначались министерством юстиции. Окружные суды, прокуратура и институт присяжных заседателей были введены только в 1882 г. Военная реформа (началась 1862 г.) – Россия была разделена на 15 военных округов, был разработан новый устав строевой службы. Создавались военные гимназии – кадетские корпусы, училища и академии. В армии отменялась сословно-феодальная структура. На военную службу подлежали все мужчины, достигшие 20 лет. Это позволило сократить армию в мирное время и резко увеличить её в период военных действий за счет запасников. Цензурная реформа (1865) – отменялась предварительная цензура для произведений объемом более 10 печатных листов, а для переводов – свыше 20 печатных листов. Царская администрация имела право накладывать штрафы на газеты и журналы, запрещать издание. Реформа образования (1860-е гг.) – университеты получили автономию, а руководство ими поручалось совету профессоров. На платной основе открывались гимназии двух типов: классические и реальные. Широкое распространение в Беларуси получили церковно-приходские школы. ⓴.Восстание 1863-1864 гг. и его итоги. Несправедливость аграрной реформы вызвало широкое крестьянское недовольство. Крестьянство волновалась, отказывалась подписывать вставные грамоты, поднималась на открытую борьбу с помещиками. Политическое положение резко осложнилась. В этих условиях в Польше, Литве и Беларуси начало разворачиваться национально-освободительное движение, направленное против крепостничества, самодержавия, за права человека и гражданина. Традиционно освободительное движение в Польше, Литве и Беларуси делился на два течения. В 1861-1862 гг. это были «белые» и «красные». «Белые» принадлежали к аристократии, а «красные» - к демократическим кругам общества. Но цель у них была общая - возродить независимость Родины. «Белые» рассчитывали этого путем переговоров с царем, с помощью Франции, других стран Запада, а «красные» опирались на восстание населения, на свои силы. При этом «белые» под Отечеством понимали Речь Посполитую в границах 1772 года, а «красные», особенно из состава революционного крыла, признавали право белорусов, литовцев, укаринцав на самоопределение. Революционно-демократическое крыло «красных» в Беларуси возглавлял К.Калиновский, который готовил восстание, издавал газету «Мужицкая правда», боролся за свободу народа. Восстание началось зимой 1863 Для руководства восстанием были созданы руководящие органы: Центральный нац. комитет (ЦНК) в Варшаве и Литовский провинциальный комитет (ЛПК) в Вильнюсе. Возглавил ЛПК К.Калиновский. В руководстве ТНК главная роль принадлежала «белым», которые в феврале 1863 отклонили К.Калиновского от руководства ЛПК. К.Калиновский возглавил восстание в Гродненской губернии. Летом 1863 «белые» поняли, что Франция и Запад не будут помогать восстанию и они начали уходить от борьбы. С июня 1863 г. ЛПК снова возглавил К.Калиновский. Однако время было уже бесполезно потеряно. Кроме того, ТНК не рассчитывал на крестьян, землю обещали только тем крестьянам, которые боролись за победу, остальные ничего не получали. Поэтому восстание поддержала лишь небольшая часть крестьянства. Отряды восставших на 75% состояли из шляхты и только на 18% из крестьян. Всего в восстании участвовало до 80 тысяч белорусов. Боевые действия закончились в конце августа 1863 г., когда ТНК приказал К.Калиновскому прекратить восстание и перенести борьбу на весну 1864. Зимой 1864 К.Калиновский был арестован. Выводы: восстание было направлено против самодержавия, нац. гнёта, сословной неравности, хотя оно закончилось невезением, оно заставило Царское правительство пойти на более выгодные условия проведения крестьянской реформы в Беларуси и Литве. Часть безземельных крестьян получила в собственность. Шляхта лишена права занимать гос. должности. Отрицательноее: участники были репресированы, Их имущество канфискавано. За участие в повстании католических священников костел закрывались или ператварались в православные церкви. За поддержку восстания студентами закрыли Горе-Горацки институт, скаратили количество средних учебных заведений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.160.209 (0.019 с.) |