Социально-экономическое и политическое развитие страны в середине 1950-1980гг.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-экономическое и политическое развитие страны в середине 1950-1980гг.



СССР 1960-1980 годов

На октябрьском Пленуме ЦК в 1964 г. генеральным секретарем ЦК стал Л.И.Брежнев. Председателем Совета министров А.Н.Косыгиным были предложены меры по экономическим преобразованиям, в основе которых лежали новые методы планирования и новые принципы экономического стимулирования.

Хозяйственная реформа разрабатывалась группой экономистов под руководством Либермана. Дать толчок дальнейшему развитию производства должна была интенсификация и введение на предприятиях элементов хозрасчета. Было прекращено давление на предприятия сверху, в распоряжении предприятий оставалась доля прибыли, создавались фонды материального стимулирования, выдавались кредиты для финансирования промышленного строительства, не допускалось изменение планов без согласования с предприятием.

На первом этапе были достигнуты значительные результаты. Восьмая пятилетка стала самой успешной за послевоенные годы. Объем производства вырос в 1,5 раза, построено 1900 крупных предприятий.

В 1972 г. основные средства от легкой промышленности стали направлять на развитие оборонного комплекса. Делались попытки внедрения новых методов работы (бригадный подряд), закупалось импортное оборудование.

Для успешного продолжения реформ требовались новые подходы. Однако большинство лидеров экономики не могли отказаться от привычных методов управления, что привело к свертыванию преобразований.

Система отторгала все инициативы «снизу» оживить экономику. Многие хозяйственники заботились не об умножении национального достояния, а о том, чтобы в изделие вложить максимум труда и материалов и подороже продать его государству.

Существующий механизм хозяйствования противодействовал внедрению достижений науки и техники в производство.

Срок освоения новой продукции растягивался на десятилетия. Нарастали дефицит государственного бюджета, внешний финансовый долг. Сказывалась непоследовательность в проведении реформирования.

В 70-е годы приток «нефтедолларов» сглаживал провалы в экономическом развитии. Это позволило оставить в неприкосновенности систему директивного управления.

В дальнейшем падение спроса на природное топливо привело к падению цен на нефть и газ, что ударило по советской экономике. Темпы роста упали в 3 раза, к началу 80-х гг. экономика страны находилась в критическом состоянии.

Руководство страны предпринимало усилия по стабилизации положения в сельском хозяйстве. Перераспределялся национальный доход в пользу села, списывались долги, повышались закупочные цены, проводилась комплексная механизация, химизация и мелиорация земель.

В 70-е гг. была сделана ставка на агропромышленную интеграцию - кооперирование колхозов и совхозов в Агропромобъединения с обслуживанием их отраслями промышленности. Для этой цели в 1985 г. создали Госагропром. Несмотря на все усилия, сельское хозяйство оставалось слабейшей отраслью экономики. Потери продукции составляли до 40 %. Экономический кризис села усугублялся несправедливым обменом между городом и деревней. Жесткое бюрократическое управление гасило инициативу крестьян.

Процесс изменения уровня жизни народа в этот период протекал противоречиво. С одной стороны, существенные успехи были достигнуты в решении жилищной проблемы. К началу 80-х гг. 80 % семей имели отдельные квартиры, с другой, - резко сократились капиталовложения в социальную сферу. Значительно урезаны расходы на здравоохранение. Была выпущена огромная денежная масса, не подтвержденная качественными товарами. В результате сложился дефицит на товары.

Однако, несмотря на большие издержки, в стране было достигнуто относительное благополучие по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это создало видимость социальной стабильности.

Международное положение и внешняя политика Советского государства в 1953-1985гг.

Первое время после смерти Сталина членам «коллективного руководства» было не до внешней политики — шла ожесточеннейшая борьба за власть. Поэтому, несмотря на определенные расхождения в вопросах внешней политики (так, министр иностранных дел В. М. Молотов занимал гораздо более жесткую позицию по отношению к Западу, чем Г.М, Маленков (первым в мире (!) в марте 1954 г. заявивший о недопустимости ядерной войны) или Н. С. Хрущев), всеми овладело желание взять своего рода «тайм-аут» в международных отношениях. Следствием этого стало определенное смягчение дипломатии СССР, выразившееся в урегулировании многих давних конфликтов.

Основные черты внешней политики с 1953 по 1985 г. (после смерти Сталина и до начала «перестройки»):

1. Курс на «разрядку» международной напряженности и признание невозможности новой мировой войны, впервые сделанное Г.М. Маленковым в 1954 г. и подтвержденное ХХ съездом КПСС. Следствием стало относительное смягчение «холодной войны», продолжавшееся до советского вторжения в Афганистан в 1979 году. Необходимость договорных отношений стала особенно очевидна обеим сторонам после Карибского кризиса 1962 г., внезапно поставившего мир на грань ядерной войны. Создалась своеобразная ситуация: при сохранявшемся военно-политическом и идеологическом противостоянии, начали оговариваться «правила игры», одновременно происходил рост внешнеэкономических связей, СССР закупал на Западе товары в обмен на свою нефть.

Важнейшую роль в этом процессе сыграло то, что к началу 70-х годов СССР достиг по суммарным показателям паритета вооружений с США. Дальнейшая гонка вооружений становилась бессмысленной. Следствием стали первые договоры об их взаимном ограничении: запрет ядерных испытаний во всех сферах, кроме подземных, с 1963 г. (ранее они проводились в открытой атмосфере, нанося колоссальный вред окружающей среде и здоровью людей), договоры ОСВ-1 об ограничении стратегических вооружений, ПРО (об ограничении систем противоракетной обороны), окончательный запрет биологического и химического оружия. Пиком разрядки стало общеевропейское совещание в Хельсинки 1975 г., выработавшее принципы мирного сосуществования государств с противоположным политическим строем и признавшее нерушимость послевоенных границ.

2. С другой стороны, в начале этого периода Европа окончательно разделилась на противостоящие военные блоки - НАТО (созданный еще в 1949 г.) и Организацию Варшавского договора (с 1955 г.), в которую вошли соцстраны Восточной Европы (кроме Югославии) во главе с СССР. Символом этого разделения стала возведенная в 1961 г. Берлинская стена.

3. Борьба за страны «третьего мира» в Азии, Африке и Латинской Америке, освобождавшиеся от колониальной зависимости при моральной и финансовой поддержке СССР.

4. Продолжение Советским Союзом политики «жандарма Европы» (по образцу Николая I), выразившееся в интервенциях и вооруженном подавлении антикоммунистических революций в Венгрии (1956 г.) и в Чехословакии (1968 г.).

Интервенция в Афганистан (1979-1988 гг.), вылившаяся в затяжную войну, знаменовала распространение этой политики на весь мир. Следствием этого стал новый виток «холодной войны» с начала 80-х годов, по своему накалу достигший уровня последних лет жизни Сталина.

5. Как следствие ХХ съезда КПСС - отмеченный выше раскол мирового коммунистического лагеря и выход из-под контроля СССР отдельных соцстран (Китай, Румыния, Северная Корея) и компартий (Французской, Итальянской).

Наиболее болезненным было крайнее обострение отношений с Китаем, особенно с 1966 г., в обстановке начатой Мао Цзэдуном «культурной революции». Накал враждебности между СССР и Китаем, инициировавшийся в основном китайской стороной, превысил противостояние в отношениях с Америкой. Нормализация началась лишь в 1982 г.

6. Переход США к политике разложения СССР изнутри путем поддержки диссидентского движения, поскольку стала ясной невозможность победить военным путем. В итоге именно эта стратегия США увенчалась успехом и привела их к победе без войны.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.33.139 (0.008 с.)