ТОП 10:

Группы риска при наблюдении в поликлинике.



ПЕРИОДЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА

 

Антенатальный(внутриутробный период, пренатальный) Герминальный период От момента оплодотворения до имплантации (около недели)
Период имплантации Около 2 суток
Эмбриональный период От 2-3 нед до 8-12 недели
Фетальный (плодный) ранний От 8-12 нед до 28 недели
поздний С 28 недели до 38-42 недели
Интранатальный Период в родах
Постнатальный(внеутробный) Период новорожденности (неонатальный) ранний От рождения до 7 дней
поздний С 1 недели до 1 месяца
Период грудного возраста С 1 мес до 1 года
Период раннего детского возраста (преддошкольный, ясельный) 1 год – 3 года
Дошкольный возраст От 3 до 6-7 лет
Период школьного возраста Младший (предпубертатный) девочки – 7-10 лет, мальчики - 7-11 лет
Старший (пудертатный, подростковый) девочки с 10 лет, мальчики с 11-12

 

Внутриутробный период

Важен анамнез матери и особенности протекания беременности:

1. Наследственность отягощенная (аллергия, соматические заболевания наследуются (как орган к органу)

2. Акушерско-гинекологический анамнез матери (число абортов, роды, заболевания)

3. Течение беременности (гестозы, угрозы прерывания, вредные привычки матери)

4. Инфекционные заболевания во время беременности. Это риск внутриутробного инфицирования: в ранний фетальный период это ведет к различным фиброзам, склерозам внутренних органов (происходят процессы пролиферации), а в поздний фетальный период к заболеванию уже различными нозологическими формам (например, пиелонефритом).

5. Экологическая среда

6. Профессиональные вредности и радиация

7. Стресс

8. Условия жизни и питание. Сколько была прибавка в весе во время беременности (в норме до 10 кг)

9. Желанный ли ребенок

Группы риска при наблюдении в поликлинике.

Группа риска Патология Причины
  I Дети с риском развития патологии ЦНС (ПЭП -перинатальная энцефалопатия) Внутриутробная гипоксия (угроза прерывания во время беременности)
  II Дети с риском развития ВУИ (внутриутробное инфицирование) Инфекционные заболевания у матери во время беременности
  III Дети с риском развития ТЭН (трофико-эндокринных нарушений – паратрофии, гипотрофии) Зависит от показателя прибавке в массе матери во время беременности
  IV Дети с риском ВПР (врожденных пороков развития) и наследственно обусловленных заболеваний, малых пороков развития. Отягощенная наследственность, ранние фетопатии
  V Дети из плохих социально-бытовых условий Плохие социально-бытовые условия

 

Период новорожденности (до 1 мес)

Физиологические показатели Вес при рождении – 2,5-4 кг Рост при рождении – 48-52 см
Переходные состояния
  1. Физиологическая убыль массы тела (ФУМТ) – не более 10% от массы тела (обычно 4-6%). К 3-5 дням вес восстанавливается к прежнему уровню.
За первому месяц прибавка в весе = 600-800 г.
  1. Физиологическая гипербиллирубинемия проявляется с 3 дня (длится 7-10 дней), обусловлена гемолизом эритроцитов (у новорожденного кол-во эритроцитов очень велико – до 10x1012). Патологическая гипербиллирубинемия наблюдаются раньше (с самого момента рождения) и протекают дольше.
  2. Родовой стресс проявляется соматическими реакциями – увеличение частоты сердечных сокращений до 220/мин (в норме = 140-160)
  3. Физиологическая гипотермия (в течении первых часов). Новорожденные очень чувствительны к холоду (от холода наблюдается склерема – замерзание тугоплавких кислот кожи, тканей)
  4. Физиологическая эритема (при снятии казеозной смазки)
  5. Физиологическая гипертермия (на 3-5 день). Обычно снимается нормальным прикладыванием к груди.
  6. Дефицит К-зависимых факторов свертываемости – могут быть кровотечения.
  7. В зависимости от времени перевязки пуповины могут быть либо дыхательные нарушения (при преждевременной перевязке) или перегрузка сердца вследствии увеличения ОЦК (при поздней перевязке)
  8. Гормональный криз (на 3-5 день) – в крови находятся эстрагены матери. Криз может быть критическим для надпочечников.
 
Нейропсихическое развитие Рефлексы: 1. с 3-4 до 1 недели формируется рефлекс предвосхищения кормления. 2. к концу 2 недели формируется голодное возбуждение 3. в это же время рефлекс на положение под грудью 4. к концу 1 месяца – ротовое внимание (“слушает губами”) Транзиторные рефлексы (угасают к 1 месяцу или к 1 году): 1. Ладонно-ротовой (нажатие на ладошку – открытие рта) 2. Опоры (должен встать на стопу) – автоматическая ходьба 3. Автоматическое ползание (угасает к 3 мес) 4. Рефлекс Моро – на опасность (“обнять маму” - раздвигает и сжимает руки) 5. Рефлекс Переза – провести от таза до шеи по остистым отросткам позвонков (используют в крайних случаях - болезненен для ребенка – сопровождается актом дефекации) 6. Рефлекс Галант – провести паравертебрально – ребенок изгибается.

 

 

Период грудного возраста (с 1 мес до 1 года)

Физическое развитие Вес: За 2 и 3 мес прибавка в весе по 800 г. За 4 мес – 750 г. За 5 мес – 700 г. – так –50г каждый месяц до 1 года. В итоге к 1 году жизни вес составляет 10 – 10,5 кг Рост: 1-3 мес – рост увеличивается на 3-3,5 см 3-6 мес – на 2-3 см 6-9 мес – на 1,5-2 см 9-12 мес – на 1-1,5 см Всего к году рост = около 75 см
Психомоторное развитие Крупная моторика: С 2 мес начинает держать голову (если раньше, то возможен гипертонус мышц = патология ЦНС) С 3-4 мес переворачивается самостоятельно с живота на спину С 4-5 мес – со спины на живот В 8 мес ребенок ползает, поднимается держась за опору, переступает. С 10-12 мес – ходит   Мелкая моторика: До 3 мес – обезьяний захват (большой палец не противопоставляется) С 3-6 мес – клешневидный захват До 6 мес – пинцетовидный  
Психоэмоциональное развитие 1 мес – улыбка 2 мес – осознанная улыбка 6 мес – негативная реакция на новые лица 1 год – интерес к новым лицам
Речь 1 мес – звуки (отличные от плача) 2 мес – гуление (гласные) 3 мес – долгое гуление 8 мес – лепетная речь (слоги) к 1 году – 8-10 слов

 

Сроки прорезывания и формирования молочных и постоянных зубов (таблица с кафедры детской стоматологии)

  МОЛОЧНЫЕ:  
Закладка зачатков Начало минерал-ции Конец минерализации Прорезывание Конец формир-я корня Резорбция корня
I       6-8 мес 2-2,5 года 5-6 лет
II   17-20 нед 4-5 мес 8-12 мес 2-2,5 года 6-7 лет
III 7-13 нед     1,5-2 года 4-5 лет 8-9 лет
IV   30 нед 1 год 1-1,5 года 3,5-4 года 7-8 лет
V       2-2,5 3,5-4 года 7-8 лет
  ПОСТОЯННЫЕ:        
  6-8 мес 4-5 лет 6-7 лет 10-11 лет  
23-25 нед 1 год 4-5 лет 7-8 лет 10-11 лет  
  6-8 мес 6-7 лет 10-11 лет 12-13 лет  
2-2,5 года 2-2,5 года 5-6 лет 9-10 лет 12-13 лет  
2,5-3 года 3-3,5 года 6-7 лет 11-12 лет 12-13 лет  
17-20 нед 30 нед 2,5-3 года 5-6 лет 10-11 лет  
2,5-3 года 3-3,5 года 7-8 лет 12-13 лет 14-15 лет  
4-5 лет 8-9 лет 17-20 лет      

 

Период раннего детского возраста (с 1 года до 3 лет)

Физическое развитие Вес и рост: За 2-ой год жизни ребёнок прибавляет 3 кг в весе и + 8-12 см в росте За 3-ий год жизни - +2 кг в весе и + 6-8 см в росте
Нервная система К 18 мес – бегает К 18-24 мес – ходить вниз и вверх по лестнице Игра в кубики, констуктор, рисование. К трём годам различают 4 цвета – красный, желтый, синий, зеленый. Игры подражательные. Мама – социальная модель поведения + появляется личность папы.
Речь: К 1 году 8 месяцев – фразовая речь. Период детского жаргона и физиологическая дислалия (до 4 лет). К 3 годам – запас 200-300 слов, начинает формироваться образная речь.

 

 

Период дошкольного возраста (3 – 6-7 лет)

Физическое развитие Вес +2 кг/год Рост +6 см/год Первое физиологическое вытягивание в возрасте 5-7 лет – за лето до 12 см. К 5 годам вес = около 20 кг
Нервная система Игры ролевые, увеличивается оперативная память, абстрактное мышление. Закрепляются навыки. После 3 лет необходимы сверстники.   Речь: Словарный запас увеличивается до 2000 слов – сложные фразы и предложения.

Школьный возраст

Физическое развитие Вес +2 кг/год Рост +6 см/год Второе физиологическое вытягивание на границе препубертатного и пубертатного возраста

Из Барта:

 

 

Особенности грудного возраста. Время и порядок прорезы­вания зубов.

Грудной возраст - возраст ребенка до 1 года. Период грудного возрас­та характеризуется интенсивной прибавкой роста и массы тела.

Новорожденный ребенок за 1-ый месяц жизни прибавляет в среднем 650 г (с учетом физиологической потери массы тела), за 2-ой месяц - 800 г, за 3-й месяц - 800 г, начиная с 4-ого месяца - на 50 г меньше с каждым последующим месяцем. К концу 1 года масса тела ребенка составляет около 10-10.5 кг.

Рост ребенка первых трех месяцев ежемесячно увеличивается на 3 см, в 3-6 мес. - на 2.5 см (ежемесячно), в 6-9 мес. - на 2 см, и 9-12 мес. - на 1.5 см. к концу года длинна тела составляет в среднем 75-80 см.

Период грудного возраста характеризуется рядом особенностей обме­на веществ:

1. Положительный азотистый баланс

2. Высокая скорость синтеза белка. В первые 2 года у ребенка в 2 раза больше белка чем у детей старшего возраста. Избыток белка расхо­дуется на образование энергии.

3. Повышен синтез мочевины

4. Обмен веществ в 3-3.5 раза выше чем у старших детей, потребность в кислороде повышена в 3-3.5 раза. В первые 3 мес. около 76% энергии затрачивается на рост ребенка, в 4-6 мес. - уже только 28% , а к концу года - 6%. 50% энергетических потребностей обеспечи­вается за счет жиров.

5. Общее содержание липидов в плазме крови грудных детей в 3 раза больше

6. Особенность углеводного обмена выражается в склонности детей грудного возраста к гипогликемическим состояниям

7. Особенность водно-солевого обмена - содержание воды в тканях составляет 80-85% (у детей более старшего возраста - 60%)

Развитие нервной системы характеризуется формированием условных

рефлексов, речи (см. следующий вопрос)

Как и у новорожденных, у детей грудного возраста кожа нежная, легко ранимая и требует тщательного ухода. В первые 3-4 мес. функция потовых желез недостаточная, что ухудшает теплорегуляцию, и при изменении тем­пературы окружающей среды ребенок может легко перегреваться или пере­охлаждаться.

В грудном возрасте начинается постепенное отложение солей кальция в костях, они становятся более твердыми. В области хрящей появляются точки окостенения. Большой родничок закрывается, как правило, к концу первого года жизни. К 3 - 4-му мес. постепенно уплотняются швы между костями черепа. При неправильном уходе, недостаточном пребывании на свежем воздухе процессы формирования скелета ребенка нарушаются, что может привести к появлению рахита и других заболеваний.

К 6 - 8 мес. начинают прорезываться зубы. Годовалый ребенок имеет, как правило, 8 зубов. Прорезывание зубов - нормальное явление, но у неко­торых детей может сопровождаться беспокойством, недомоганием, бессон­ницей, небольшим повышением температуры, жидким стулом.

Мышечная система развита еще недостаточно, но по мере того как ребенок начинает сидеть, вставать, ходить, она совершенствуется, мышцы становятся более сильными, выносливыми. Сгибание их перестает быть преобладающим к 3 - 4 мес., в связи с этим характерная поза новорожденно­го с согнутыми руками и ногами постепенно меняется.

По сравнению с новорожденными у детей в этом возрасте дыхатель­ная мускулатура более развита и грудная клетка активно участвует в дыха­нии. Увеличивается жизненная емкость легких. Дыхание становится более глубоким, его частота постепенно урежается и к году достигает 30 - 35 в 1 мин. Легкие несут большую нагрузку, слизистая оболочка дыхательных путей нежная, и при плохом уходе возникают заболевания органов дыхания.

Развивается и совершенствуетсясердечно-сосудистая система, нарас­тает масса сердца. Частота пульса постепенно уменьшается, а артериальное давление увеличивается.

Продолжают развиватьсяорганы пищеварения. К 4 - 6 мес. увеличи­вается количество слюны, больше вырабатывается пищеварительных соков, желчи. Количество опорожнений кишечника постепенно уменьшается и к году составляет 1 - 2 раза в сутки. Нагрузка на органы пищеварения больше, чем у взрослых (на 1 кг массы тела ребенку требуется пищи в 2-2.5 раза больше, чем взрослому). При неправильном вскармливании легко разви­ваются желудочно-кишечные заболевания и различные нарушения обмена веществ.

Увеличивается объем мочевого пузыря, его стенки становятся более эластичными. Число мочеиспускании к концу года уменьшается до 15 - 16 раз в сутки.

ПЕРИОДЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА

 

Антенатальный(внутриутробный период, пренатальный) Герминальный период От момента оплодотворения до имплантации (около недели)
Период имплантации Около 2 суток
Эмбриональный период От 2-3 нед до 8-12 недели
Фетальный (плодный) ранний От 8-12 нед до 28 недели
поздний С 28 недели до 38-42 недели
Интранатальный Период в родах
Постнатальный(внеутробный) Период новорожденности (неонатальный) ранний От рождения до 7 дней
поздний С 1 недели до 1 месяца
Период грудного возраста С 1 мес до 1 года
Период раннего детского возраста (преддошкольный, ясельный) 1 год – 3 года
Дошкольный возраст От 3 до 6-7 лет
Период школьного возраста Младший (предпубертатный) девочки – 7-10 лет, мальчики - 7-11 лет
Старший (пудертатный, подростковый) девочки с 10 лет, мальчики с 11-12

 

Внутриутробный период

Важен анамнез матери и особенности протекания беременности:

1. Наследственность отягощенная (аллергия, соматические заболевания наследуются (как орган к органу)

2. Акушерско-гинекологический анамнез матери (число абортов, роды, заболевания)

3. Течение беременности (гестозы, угрозы прерывания, вредные привычки матери)

4. Инфекционные заболевания во время беременности. Это риск внутриутробного инфицирования: в ранний фетальный период это ведет к различным фиброзам, склерозам внутренних органов (происходят процессы пролиферации), а в поздний фетальный период к заболеванию уже различными нозологическими формам (например, пиелонефритом).

5. Экологическая среда

6. Профессиональные вредности и радиация

7. Стресс

8. Условия жизни и питание. Сколько была прибавка в весе во время беременности (в норме до 10 кг)

9. Желанный ли ребенок

Группы риска при наблюдении в поликлинике.

Группа риска Патология Причины
  I Дети с риском развития патологии ЦНС (ПЭП -перинатальная энцефалопатия) Внутриутробная гипоксия (угроза прерывания во время беременности)
  II Дети с риском развития ВУИ (внутриутробное инфицирование) Инфекционные заболевания у матери во время беременности
  III Дети с риском развития ТЭН (трофико-эндокринных нарушений – паратрофии, гипотрофии) Зависит от показателя прибавке в массе матери во время беременности
  IV Дети с риском ВПР (врожденных пороков развития) и наследственно обусловленных заболеваний, малых пороков развития. Отягощенная наследственность, ранние фетопатии
  V Дети из плохих социально-бытовых условий Плохие социально-бытовые условия

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.57.84 (0.01 с.)