Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Окружной учебно-методический центр↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ОКРУЖНОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
Р Е Ф Е Р А Т «Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе»
Выполнил: учитель ГБОУ СОШ № 2044 слушатель курсов «Современный урок в условиях реализации требований ФГОС НОО» (НО-2) Эржибова Ольга Алексеевна
Преподаватель: Свиридова Галина Анатольевна
Москва – 2013 О Г Л А В Л Е Н И Е I. ВВЕДЕНИЕ · Необходимость использования ИКТ в современной школе, цели и задачи ……………………………………………………………..……. 3 · Роль и место ИКТ в жизни общества ………………………………... 4 II. ОСНОВНАЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ · Что такое мультимедийная презентация? …………………………… 7 · Преимущества использования мультимедийных презентаций …..... 9 · Рекомендации при создании презентаций ………………………...…. 9 · Методические правила ………………………………….……………10 · Направления использования компьютеров ………………………… 11 · Возможности практической реализации ИКТ ……………………… 12 · Использование презентаций в начальных классах на различных уроках …………………………………………………………………. 13 · Личный опыт использования ИКТ в начальной школе при проведении современного урока ……………………………………. 16 III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………..... 19 IV. ПРИЛОЖЕНИE: · Открытый урок по математике в 3 классе по теме «Доли числа» · ИКТ – инструменты · Основные ИКТ – технологии, используемые на уроках русского языка, литературного чтения V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
I. ВВЕДЕНИЕ · Необходимость использования ИКТ в современной школе, цели и задачи ХХI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребенком. Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс. Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребенка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и в первую очередь использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. · Роль и место ИКТ в жизни общества За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Из предмета профессиональной деятельности достаточно узкого круга специалистов в области точных наук они превратились в инструмент, используемый во всех отраслях современного производства, в быту и общественной жизни. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать и в соответствии с этим, будут возрастать требования к компьютерной грамотности учащихся начального звена. Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения. Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует: 1. активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников; 2. достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе; 3. развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения; 4. снижению дидактических затруднений у учащихся; 5. повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникационной компетенции. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – все это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1 – 4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Еще К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Последние годы на нас буквально обрушился технологический прогресс. То, что еще вчера, казалось фантастикой, вошло в нашу жизнь. Дети, как самая любознательная и любопытная часть общества, буквально «заглатывают» все новинки. Они уверенно пользуются мобильными телефонами, компьютерами, различными DVD-плеерами и т.д. И им стали не интересны приготовленные нами для уроков картинки, схемы, диафильмы. В результате снижается познавательная активность учащихся на уроках, желание мыслить и работать самостоятельно, да и просто учиться. Поэтому нам, учителям приходится постоянно искать наиболее эффективные способы ведения уроков.
Математика На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе PowerPoint, может осуществляться демонстрации примеров, задач на доске, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка. В начальной школе много времени отводится решению задач. Здесь особенно нужна наглядность на всем протяжении обучения, как важное средство развития более сложных форм конкретного мышления и формирования математических понятий. Начиная с первого класса, ребята должны научиться понимать задачу, поэтому учителю приходится рисовать иллюстрации, чертежи и рисунки к задаче, а это отнимает драгоценные учебные минуты, да и учителю приходится долго готовиться, чтобы сделать рисунок, а здесь достаточно щелчка мышки. При подготовке к уроку «Доли числа» (см. в «Приложении») при помощи мультимедийной презентации была организована исследовательская деятельность при образовании доли числа и сравнении долей, после чего обучающиеся легко самостоятельно сделали вывод. Окружающий мир Вообще для этих уроков презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – все можно отразить на слайдах. Во многих школах нет современных карт, да и купить их накладно. А здесь все готовое. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – все делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся. Обучение грамоте Первые дни ребенка в школе являются самыми трудными. Игра необходима для сохранения преемственности между детским садом и школой, и для снижения психических и физических перегрузок. С помощью презентаций открываются большие возможности для привлечения элементов игры и занимательности на уроках обучения грамоте. Они кроются в картинности текстового и иллюстрированного материала и дают толчок детской фантазии, работе творческого воображения. Необходимо отметить, что огромная роль в презентации играет не просто демонстрация изображения, а анимация, т.е. движение картинки, буквы, слова. Русский язык Наверное, многие согласятся, что многие дети считают уроки русского языка скучными и неинтересными. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Как же заставить учеников слушать на уроке, с помощью каких средств и методов зажечь в их глазах пытливый огонек жажды знаний? Всегда можно отыскать что-то интересное, увлекательное и занимательное в русском языке (словообразование, правописание шипящих, лексика и т.д.). Многие учителя, работающие в начальных классах, сталкиваются с проблемой запоминания слов с безударными гласными, непроверяемым ударением. Я применяла разнообразные дидактические приемы: интересные рисунки, грамматические сказки, но хотелось найти такие приемы, чтобы самые слабые ученики испытывали удовольствие от работы с этими словами. И здесь мне опять пришла на помощь презентация. Очень удобно использовать презентации при работе над сочинением: план, вопросы, трудные слова, сама картина – все это перед глазами детей. Да и не всегда найдется в школе картина, которая необходима по программе, поэтому мультимедиа очень удобна. Чтение Особенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки чтения. Портреты писателей, места, где они жили и творили, инсценировки из отдельных эпизодов из произведений, составление плана, словарная работа, чистоговорки, скороговорки – все становится интересным, если использовать эти современные методы Изобразительное искусство, технология Презентацию также можно использовать на уроках изобразительного искусства: портреты художников, репродукции, схемы, последовательность выполнения рисунка и т.д. Образцы изделий и этапы работы по проектной деятельности на уроках технологии и т.д.
· Личный опыт использования ИКТ в начальной школе при проведении современного урока В своей работе я использую готовые электронные ресурсы, сама составляю электронные приложения к уроку, к отдельным темам, составляю тестовые задания по отдельным темам, использую ИКТ для оформления исследовательских работ, составления презентаций, слайд – проектов. Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. На уроках для большей эффективности я использую предметные коллекции, портреты, видеоэкскурсии, интерактивные модели, фотографии, иллюстрации объектов (в основном, это энциклопедии, которые очень помогают при подготовке к уроку). При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране – комментирую, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами. Применяю ИКТ при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока. Для развития творческих способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности предлагаю им творческие задания. Работа обучающихся над заданиями такого типа привлекательна тем, что проявляется личностная ориентация педагогического процесса, происходит поиск и развитие способностей, заложенных природой в каждом ребенке. Выше было сказано о презентациях. Их использование на уроках просто незаменимо. Я подбираю презентации к разным урокам, по разным темам, нахожу в Интернете, делаю сама. Урок от этого становится интереснее. Материал, традиционно трудно усваиваемый, при использовании электронных приложений к урокам, тестов, у ребят вызывает интерес к предмету, и углубляются знания по предметам. Элементы методики преподавания предметов с использованием ИКТ могут быть такими: 1. Создание «проблемных ситуаций» в процессе изложения учебного материала. 2. Виды занятия: ü рассказ, беседа, киноурок (использование аудио-видео материалов); ü электронные и печатные материалы; ü виртуальная экскурсия. 3. Формы работы учеников: работа с книгой, анализ произведения, исследовательская работа, сочинение, создание презентаций. 4. Оценка качества усвоенных знаний на занятиях в форме тестирования, тест – опрос. Материал урока должен быть разбит на четкие, законченные части, логично соединенные друг с другом. Продуктивность таких уроков очень высокая. Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развивается навык самоконтроля и самостоятельной деятельности. Мультипликационный или видеосюжет электронной энциклопедии не только расширяет спектр предъявляемой информации, но и активизирует внимание школьников за счет активной работы зрительного и слухового анализаторов. Компьютер формирует навыки рационального запоминания материала. Учащимся легче запомнить трудный материал с помощью схем и таблиц, в которых кратко и наглядно показан изучаемый материал. Чтобы учащиеся были активно вовлечены в процесс обучения, а не являлись лишь пассивными зрителями, в своей работе использую метод проектов. Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения учитель дает возможность каждому ребенку «путешествовать» по миру знаний, подобно тому, как он путешествует по игровым сценам какой-нибудь развлекательной игры, что дает новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности. Трудно представить себе современный урок без использования компьютерных технологий. Они могут быть органично включены в любой этап урока – во время индивидуальной или словарной работы, при введении новых знаний, их обобщении, закреплении, для контроля ЗУНов. Использование компьютерных технологий позволяет нам вовлечь детей в активную работу и заразить их стремлением овладеть компьютерной грамотностью. В итоге возрастает интерес не только к основным, но и к факультативным занятиям.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию. В начальной школе мы можем использовать презентации на любых этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении внеклассных занятий и др. Ребенок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях: ü повышает качество знаний; ü продвигает ребенка в общем развитии; ü помогает преодолеть трудности; ü вносит радость в жизнь ребенка; ü позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития; ü создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе. Анализ таких занятий с применением презентаций показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать. Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использования учителем в ходе урока мультимедиа презентации. Компьютеры и информационные технологии вообще – удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, облегчить учителю задачу подготовки к занятиям. Применение компьютера на разных этапах обучения позволяет довести время активной работы учеников на уроке до 75 - 80% времени урока, вместо обычных 15 - 20%. Современные школьники быстрее и с большим интересом усваивают информацию с экрана компьютера, чем со слов учителя. Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников – необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство. Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.
IV. ПРИЛОЖЕНИЕ · ИКТ – инструменты Презентация Презентации позволяют учителю: ü наглядно представлять материал; ü интенсифицировать процесс объяснения нового материала; ü регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации; ü повышать познавательную активность обучающихся. Использование презентаций уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока: - в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию; - при повторении пройденного материала, для быстрой проверки знаний учащихся; - на этапе объяснения нового используются изображения, видеофрагменты. У младших школьников небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы. А при помощи ИКТ мы имеем возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику. Варианты организации деятельности с презентациями могут быть следующими: 1. Учитель объясняет тему с использованием презентации. 2. Ученики используют фрагменты презентации при повторении пройденного. Например, при подготовке итоговых уроков по темам четверти. 3. Отдельные слайды презентации сохраняются в виде рисунков, к ним даются различные задания. 4. Ученики получают готовую презентацию и готовят сообщение по теме с использованием полной презентации или ее части. 5. Ученики получают презентацию, в которой слайды перемешаны. Надо изучить материал и расположить слайды в нужном порядке. 6. Ученики получают презентацию и вопрос, затрагивающий лишь небольшую часть темы. Изучив презентацию, убрать все лишние слайды, а с помощью оставшихся ответьте на вопрос. 7. Ученики получают задание по теме и папку с набором рисунков, причем в этом наборе могут быть лишние и ненужные рисунки. Создать презентацию по заданной теме с использованием необходимых рисунков из предложенных или добавлением своих. 8. Задание: из большой презентации нужно вычленить подтемы и создать несколько маленьких презентаций, по которым подготовить сообщения. В 3- 4 классах дети могут самостоятельно или с помощью родителей создавать презентации в формате PowerPoint по пройденным темам, либо в опережение. Интерактивная доска Интерактивная доска создает устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогает творчески решать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление учащихся. С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Электронная доска позволяет детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекать их в учебный процесс. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. В процессе обучения можно использовать интерактивную доску как обычную доску для обычной работы в классе (только мел заменен электронным карандашом); как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) для визуализации учебной информации изучаемого; как интерактивный инструмент – работа с использованием специализированного программного обеспечения, заготовленного в цифровом виде. Преимущества работы с интерактивной доской для преподавателей: · поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений; · позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала; · позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их; · вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост. Преимущества для учащихся: · делает занятия интересными и развивает мотивацию; · предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков; · учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала; · учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе. Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, фотографии тигров в цирке или театра кукол, народные костюмы, шедевры народного творчества.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ОКРУЖНОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
Р Е Ф Е Р А Т «Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе»
Выполнил: учитель ГБОУ СОШ № 2044 слушатель курсов «Современный урок в условиях реализации требований ФГОС НОО» (НО-2) Эржибова Ольга Алексеевна
Преподаватель: Свиридова Галина Анатольевна
Москва – 2013 О Г Л А В Л Е Н И Е I. ВВЕДЕНИЕ · Необходимость использования ИКТ в современной школе, цели и задачи ……………………………………………………………..……. 3 · Роль и место ИКТ в жизни общества ………………………………... 4 II. ОСНОВНАЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ · Что такое мультимедийная презентация? …………………………… 7 · Преимущества использования мультимедийных презентаций …..... 9 · Рекомендации при создании презентаций ………………………...…. 9 · Методические правила ………………………………….……………10 · Направления использования компьютеров ………………………… 11 · Возможности практической реализации ИКТ ……………………… 12 · Использование презентаций в начальных классах на различных уроках …………………………………………………………………. 13 · Личный опыт использования ИКТ в начальной школе при проведении современного урока ……………………………………. 16 III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………..... 19 IV. ПРИЛОЖЕНИE: · Открытый урок по математике в 3 классе по теме «Доли числа» · ИКТ – инструменты · Основные ИКТ – технологии, используемые на уроках русского языка, литературного чтения V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
I. ВВЕДЕНИЕ · Необходимость использования ИКТ в современной школе, цели и задачи ХХI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребенком. Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.103.185 (0.011 с.) |