Специфика продукта научного производства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика продукта научного производства



Специфика продукта науки как потребительной стоимости находит свое проявление в нескольких аспектах.

Во-первых, в процессе потребления этого продукта его потребительная стоимость не уничтожается, не исчезает, как это происходит с материально-вещественными продуктами, а обогащается путем наращивания своей потенции, т.е. наблюдается процесс качественного самовозрастания потребительских свойств.

Во-вторых, потребительная стоимость продукта науки может удовлетворять различные потребности. Этим свойством обладают и многие материально-вещественные блага. Однако удовлетворение ими одной из потребностей автоматически исключает возможность удовлетворить другие потребности, так как при потреблении блага уничтожается и его потребительная стоимость. Однако продукт науки, его потребительная стоимость в состоянии одновременно удовлетворить самые разнообразные потребности. Это связано с многоцелевой функцией продукта науки и его нематериальной формой существования.

Рассмотрим эту многоплановость потребительной стоимости продукта науки. Прежде всего идея, принцип, способ, формула находят свое воплощение в технологиях, образцах техники, продуктах потребительского или производственного назначения. Одновременно потребительная стоимость продукта науки воплощается в знании ученых, инженеров, техников, рабочих, занимающихся материализацией научной идеи, принципа.

Кроме того, продукт науки как потребительная стоимость участвует в формировании знания инженерно-технического и производственного персонала, осуществляющих эксплуатацию новой техники и технологии или управляющих процессом получения нового продукта.

Наконец, потребительная стоимость научного продукта становится основой либо усовершенствования имеющегося знания, его обогащения, либо выработки принципиально новых идей, либо его отрицания.

Взглянув на окружающий нас мир вещей, мы не можем не осознать того факта, что их материальность и реальность была прежде всего предопределена их идеей, их нематериальностью. Поэтому первооснова, первоисточник всего окружающего нас богатства имеет нематериальный, духовный характер.

Стоимостное содержание продукта науки

Особого внимания заслуживает стоимость, цена продукта науки. В силу уникальности, неповторимости продукта науки весьма проблематичным становится применение теории предельной полезности и производных от нее направлений экономической мысли для объяснения ценности духовного блага. Если речь заходит о продукте науки, выраженном в законе, идее, принципе, способе, то, с точки зрения покупателя, первая его «единица» есть и последняя, ибо все последующие идентичные дополнительные «единицы» немедленно обесцениваются, их ценность становится нулевой, так как они не несут каких-либо дополнительных знаний или информации. Здесь очевидна неприемлемость принципа убывающей предельной полезности.

В равной степени неприемлемым является и принцип предпочтения, так как в каждом отдельном случае должен был бы существовать выбор среди нескольких идей, принципов, моделей, что невероятно. Выбор есть только между тем, что имеется, и тем, что только что появилось — «новинкой», но он неравноценный, ибо никакое дополнительное «старье» не может компенсировать нехватку «новинки».

В связи с этим обоснованию оценки продукта в большей степени соответствует трудовая теория стоимости, так как в ее рамках лучше разработан категорийный аппарат «труда», позволяющий рассматривать продукт науки в многоаспектном плане. Это отсылает к категориям «совместного» и «всеобщего» труда, разработанным К. Марксом.

Совместный и всеобщий труд

Совместный труд предполагает непосредственную кооперацию индивидов, включая деятельность по единовременной передаче и усвоению знаний, тогда как всеобщий труд — это всякий научный труд, всякое открытие, всякое изобретение, не ограниченное ни временем, ни пространством, т.е. всеобщая работа человеческого ума. Можно сказать, что всеобщий труд — это комбинированный труд поколений, ибо он обусловливается частично кооперацией труда современников, частично использованием труда предшественников. Только в таком взаимодействии и возможно, с одной стороны, сохранение интеллектуально-духовной составляющей бытия человечества, с другой — дальнейшее его обогащение и обновление в интересах не разрушения, а созидания как решающей предпосылки социально-экономического прогресса.

Если учесть, что стоимость проявляется только в обмене и как социальное явление, то с определенной степенью условности допустимо говорить о стоимости научного продукта. Другое дело, что многообразная гамма научной трудовой деятельности находит свое многоплановое проявление в меновых отношениях, что предопределяет многослойный характер стоимости продукта науки.

Итак, рассмотрим, из каких составляющих складывается стоимость продукта науки. Под последним здесь понимается не весь создаваемый продукт в сфере науки, а каждое отдельно взятое изобретение, открытие, принцип, метод, модель, новая формула продукта. Конечно, здесь мы абстрагируемся от фундаментальных и, в некотором плане, прикладных исследований, так как непосредственное их проявление в рыночных отношениях не прослеживается, а посему не поддается какой-либо количественной оценке. Однако нельзя забывать, что только исследования, как правило, становятся исходной научной базой для технического воплощения разработки, пилотной установки, образца. Именно к этому сегменту науки в наибольшей степени относится принцип всеобщности характера научной деятельности, который является главным препятствием в выявлении стоимостных отношений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.006 с.)