Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Альтерированные аккорды S, не включающие IV повышенную ступеньСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Альтерация посредством понижения II ступени лада приводит к образованию т.наз. «неаполитанской гармонии», чаще встречающейся в виде «неаполитанского секстаккорда» - секстаккорда II низкой ступени ( II6). Первоначально гармония II низкой ступени использовалась преимущественно в миноре. Как обостренно, напряженно звучащий субдоминантовый аккорд применяется неаполитанский секстаккорд уже у Баха. В неаполитанском секстаккорде обычно удваивается терцовый тон, однако возможны и другие удвоения. II6 часто звучит в каденциях перед К64 или D,D7. При соединении с D допускается переченье. Реже II6 разрешается в Т, DDVII7, в миноре – в VI. Наиболее характерно использование неаполитанской гармонии в музыке мрачно-минорного характера, где эта гармония еще более сгущает мрачные краски, создает «конфликтную ситуацию» разрешения в D при ярком и усиленном тяготении к тонике. 2. В мажоре эпизодически применяется II65#1. Этому аккорду свойственно разрешаться в тоническое трезвучие. Он никогда не встречается в каденциях, область его применения – заключительные обороты, где он выступает в роли вспомогательной S между тониками. Кроме музыки романтиков, где этот вид альтерации не нашел широкого распространения, он довольно часто звучит в эстрадно-джазовой музыке. 3. Еще реже можно встретить II7 3, аккорд, содержащий ум.3 и ув.6 в своем составе и ввиду этого имеющий резко диссонирующее звучание. Он может употребляться только в миноре. II. АЛЬТЕРАЦИЯ АККОРДОВ ДОМИНАНТОВОЙ ГРУППЫ
Если для аккордов S группы наиболее типична альтерация IV ступени лада, то альтерация в аккордах D группы связана со II ступенью. В миноре II ст. только понижается, в мажоре - может быть понижена и повышена. Что касается IV ст., то ее альтерация в аккордах D группы вторична, употребляется гораздо реже и только вместе с альтерацией II ст. Альтерированные D возникли первоначально из хроматических неаккордовых звуков и лишь в XIX в. приобрели самостоятельное значение и яркую выразительность. Частое применение альтерированных гармоний создает особый колорит музыки, свойственный некоторым композиторам конца XIX – начала ХХ вв. (Римский-Корсаков, Скрябин, Рахманинов, Григ). Приведем возможные альтерированные аккорды доминантовой группы в мажоре и в миноре: Наибольшее распространение получил D7 с повышенной или пониженной квинтой. применяется часто в виде D43, с альтерированным звуком в басу. Все аккорды с повышенной квинтой, а также VII7#3 обычно звучат с альтерированным звуком в верхнем голосе. Разрешение повышенной квинты (или терции в VII7) происходит только по тяготению – т.е. вверх. Широко применяется ум.VII7 с пониженной терцией (часто в виде квинтсекстаккорда). Этот альтерированный аккорд имеет фонизм малого мажорного септаккорда, что делает его одним из наиболее употребимых в энгармонической модуляции. В мажоре возможна и двойная альтерация II ступени – D7 или D9 с расщепленной квинтой, а также VII7 с расщепленной терцией. Характерен, например, оборот с проходящим D64 с расщепленной квинтой в крайних голосах. Многозвучные аккорды с целотоновым звукорядом в своей основе типичны для творчества Скрябина. Скрябинский «прометеев аккорд» - это нонаккорд, содержащий в себе расщепленную квинту (или повышенную квинту + сексту). Сочетание мажорной ладовой основы с доминантовой гармонией, обостренной повышающей альтерацией, способствует подчеркнутой мажорности звучания, эмоциональной приподнятости, ощущению света, яркой действенной силы, «солнечности». Именно эти ощущения создаются в ряде произведений Скрябина, Прокофьева. Для Прокофьева, в частности, характерен доминантсептаккорд с повышенными квинтой и септимой – одна из специфических черт гармонии этого композитора, т.наз «прокофьевская доминанта». Ее острый фонизм увеличенного септаккорда зачастую еще более обостряется наличием в аккорде наряду с альтерированными и неальтерированных квинты и септимы. В условиях минора альтерированная доминанта, ввиду понижающей альтерации, всегда оказывается связанной с углублением «минорности», омрачением образности. Так, для ряда произведений Шостаковича характерна доминанта с пониженными II и IV ступенями лада, например, VII7 в Симфонии № 11, ч.3 – «Вечная память». При использовании альтерации аккордов D возможен и прием дезальтерации, рассмотренный выше в связи с альтерацией S. Альтерированные аккорды D стали основными аккордами в зрелом и позднем творчестве Скрябина, постепенно вытеснив субдоминантовые гармонии и даже тоническое трезвучие. Широкое применение альтерации D встречаем в творчестве Рахманинова, Мясковского, Шостаковича. Этих композиторов объединяет некоторая склонность к понижающей альтерации. В музыке Рахманинова нередко звучит мажор с низкими VII, VI, II ступенями, или т.наз «доминантовый мажор». D у Рахманинова приобретает вид септаккорда V ступени с уменьшенным трезвучием в основе. В творчестве Шостаковича интенсивно применяются понижающие альтерации в миноре с низкими II, IV и нередко VII ступенями, что создает своеобразный доминантовый аккорд: уменьшенный септаккорд на V ступени (т.е. d7 ). Все аккорды альтерированной D нашли широкое применение в гармонии эстрадно-джазовой музыки, отличающейся острой диссонантностью, использованием «блюзового лада», звуки которого усложняют и обостряют фонизм аккордики.
Литература по теме: 1. Т.Мюллер. Гармония. – М.: «Музыка», 1982. – С.155-173. 2. А.Степанов. Гармония. – М.: «Музыка», 1971. – С.107-110, 158-164, 147-148. 3. Н.Долматов. Гармония. – М.: «Академия», 1999. – С.262-266, 271-274. 4. А.Мясоедов. Учебник гармонии. – М.: «Музыка», 1980. – С.116- 142, 236-246.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 695; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.65.133 (0.006 с.) |