Приобретение и осуществление права публичной собственности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приобретение и осуществление права публичной собственности



 

Специальные основания приобретения права публичной собственности. Особенности осуществления права публичной собственности.

 

1. Основания приобретения права публичной собственности подразделяются на две большие группы:

а) общие и

б) специальные.

Общие основания приобретения права собственности носят универсальный характер и присущи всем видам собственности. Эти основания рассмотрены в главах 16 и 17 настоящего учебника. К общим основаниям, в частности, относятся: приобретение имущества по сделкам, наследование, изготовление и переработка вещи и т.д.

Специальные основания приобретения права публичной собственности характерны исключительно для данного вида собственности и отражают дуалистическое существо публичного собственника. К специальным основаниям приобретения права публичной собственности законодательство относит следующие.

Во-первых, приобретение публичной собственности вследствие принудительного изъятия и выкупа:

а) бесхозяйственно содержимых культурных ценностей;

б) домашних животных при ненадлежащем обращении с ними;

в) бесхозяйственно содержимого жилого помещения;

г) земельного участка по решению суда;

д) недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, на котором оно находится.

Во-вторых, поступление в публичную собственность отчуждаемого имущества частного собственника, которое не может ему принадлежать в силу закона.

В-третьих, приобретение в государственную собственность клада, содержащего вещи - памятники истории и культуры.

В-четвертых, приобретение права муниципальной собственности на находку.

В-пятых, реквизиция имущества у частного собственника.

В-шестых, конфискация и национализация имущества, находящегося в частной собственности.

2. Осуществление права публичной собственности также имеет особенности, не характерные для осуществления права собственности частного. Особенности эти, в частности, заключаются в следующем.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования всегда осуществляют правомочия собственников не собственными действиями, а действиями специальных органов или уполномоченных лиц.

От имени Российской Федерации и ее субъектов правомочия публичного собственника отправляют надлежащие органы государственной власти. Принципиальное распределение функций публичного собственника между федеральными органами власти закреплено в специальном правовом акте.

 

Правовой акт

 

Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".

 

Специальным актом соответствующего уровня определяется также круг и компетенция государственных органов, отправляющих правомочия публичного собственника от имени субъекта Российской Федерации.

Муниципальные образования действуют через муниципальные органы, определенные уставом муниципального образования.

3. Осуществление права публичной собственности возможно в двух формах:

а) непосредственное отправление правомочий пользования, владения и распоряжения государственным и муниципальным имуществом и

б) передача государственного или муниципального имущества в хозяйственное ведение или оперативное управление государственным или муниципальным унитарным предприятиям и учреждениям.

В первом случае публичное лицо непосредственно приобретает и распоряжается имуществом (в первую очередь - казной). Во втором - органы государственной и муниципальной власти осуществляют контроль за деятельностью унитарных предприятий и учреждений. Указанный контроль не является и не должен являться непосредственным управлением предприятиями и учреждениями. Основная функция публичного собственника - в сохранении и обеспечении рационального использования государственного и муниципального имущества.

 

Судебная практика

 

Ограничения на сдачу в аренду недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлены непосредственно законом. При этом закон оставляет на усмотрение собственника имущества решение вопроса о возможности дачи согласия на заключение договора аренды, не определяя каких-либо условий, от которых зависит получение государственным или муниципальным предприятием испрашиваемого согласия. (Решение ВС РФ от 02.07.2008 N ГКПИ-1399)

 

Литература

 

Андреев В.К. Право государственной собственности в России. М., 2004.

Анимица Е.Г., Дворядкина Е.Б. Санжанов О.И. Городская казна. Екатеринбург, 2001.

Брагинский М.И. Участие советского государства в гражданских правоотношениях. М., 1981.

Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. Москва - Ленинград, 1948.

Ершова И.В. Проблемы правового режима государственного имущества в хозяйственном обороте. М., 2001.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.210 (0.007 с.)