Экономический романтизм. Представители С. Сисмонди (1773-1842) и П. Прудон (1809-1865). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономический романтизм. Представители С. Сисмонди (1773-1842) и П. Прудон (1809-1865).



Общее в теоретических положениях представителей экономического романтизма: приверженцы социальной справедливости, констатация бедственного состояния положения рабочих, ликвидация несправедливого капиталистического общества ради социализма с помощью реформ, с целью возврата к старым полупатриархальным отношениям, которые обеспечили бы задержку капитализма на стадии мелкотоварного хозяйства, неприятие идей автоматической саморегуляции хозяйственного механизма. Экономика и общество являются в их творчестве предметом реформаторских забот. А в предлагаемых ими социально ориентированных проектах доминирует идея о целесообразности поиска среднего (не капиталистического и не социалистического) пути.

Сисмонди был первым проповедником принципа государственного вмешательства. Благодаря Сисмонди в политической экономии становится уместной социальная политика. Он является родоначальником теории кризисов перепроизводства при капитализме. П. Прудон выдвигая собственную экономическую программу (проект реформ на основе социальной справедливости с использованием рабочих денег, дарового кредита, организация безденежного товарного хозяйства), рассчитывает на то, что социальную справедливость, возможно достичь лишь посредством осуществления экономической справедливости.

Утопический социализм. Роберт Оуэн (1771-1858), Сен-Симон (1760-1825), Шарль Фурье (1772-1832). Социал-утописты эпохи промышленного переворота не приемлют (Р. Оуэн), либо критикуют (К. Сен-Симон и Ш. Фурье) институт частной собственности, а также осуждают идею и практику ничем не ограниченной свободы конкуренции, видя в последней причину не только эксплуатации человека человеком, но и неизбежной монополизации хозяйственной жизни, и соответственно, экономических кризисов.

В качестве основной ими выдвигается задача проведения повсеместной агитации и пропаганды, направленных на достижение цели по уничтожению антагонистических классов и конкуренции при сохранении свободы и запросов производства в рамках рекомендуемых ассоциированных образований трудящихся, в которых каждый сохранит для себя полный продукт своего труда. Достижение своих реформаторских идей социалисты–утописты считают возможными исключительно мирными средствами, имея в виду активное содействие в этом правительства (Сен-Симон и его последователи), либо частную инициативу самих трудящихся (Р. Оуэн, Ш. Фурье и их единомышленники).

Немецкая историческая школа. В процессе эволюции исторической школы выделяют три этапа. Первый этап охватывает 40-60 е гг. 19 в. и получил название «старая историческая школа», основные авторы этого этапа В. Рошер, Б. Гильдебранд, К. Книс. Авторы данного этапа, будучи родоначальниками немецкой исторической школы, внесли наиболее весомый вклад в формирование основных научных ценностей.

Главная заслуга представителей «старой исторической школы» заключается, прежде всего, в формировании альтернативных классической школе методологических положений, которых впоследствии придерживались все авторы последующих этапов социально-исторического направления и которые затем легли в основу методологии социально-институционального направления экономической мысли - американского институционализма.

Особенности методологии немецкой исторической школы: учет влияния на экономическое развитие страны социальной среды (национальные традиции и особенности, географические условия страны, особенности национальной культуры, психологии, религии, своеобразие исторического развития нации), в том числе «человеческого фактора»; выявление взаимосвязи и взаимообусловленности экономических и неэкономических факторов и категорий; определение места и роли неклассовых критериев в исследовании фаз и этапов развития общества.

 

2.7. Зарождение маржинализма. Особенности первого этапа «Маржинальной революции»

 

Маржинализм (маржинальная экономическая теория) - обобщение идей и концепций, в основе которых лежит исследование предельных экономических величин как взаимосвязанных явлений экономической системы на микро-и макроуровне (предельная полезность и предельная производительность).

70-е годы 19 в. классическую политическую экономию сменила маржинальная экономическая теория. Маржиналь в переводе с французского означает предельный (дополнительный, добавочный).

Предмет исследования: взаимосвязь между данными целями и данными ограниченными средствами, имеющими альтернативные возможности использования.

Исходные положения маржинализма:

· источник ценности – полезность. Формирование цены увязывается с потреблением продукта, т.е. насколько изменится потребность в оцениваемом продукте при добавлении единицы этого продукта;

· экономика рассматривается как система взаимосвязанных хозяйствующих субъектов, распоряжающихся хозяйственными благами;

· исследование предельных экономических величин. Стали использовать предельные величины (предельный доход и предельные издержки в отличие от классиков);

· применение математических методов.

Возникновение маржинализма связано с работами математиков-экономистов. Они явились предшественниками математической школы в экономической науке. К ним относятся: Антуан Курно, Иоган Тюнен, Герман Госсен.

Антуан Курно (1801-1877). В 1828г. опубликовал работу «Исследование математических принципов теории богатства». Рассматривал спрос как функцию от цены, ввел понятие «эластичность спроса по цене» и показал, что данное свойство специфично для разных групп товаров.

Иоганн Генриф фон Тюнен (1783 - 1850). Считается основоположником теории размещения производства.

Г. Госсен (1810-1858). Является родоначальником математической школы в экономической науке. Родоначальник теории потребительского поведения. Первый закон Госсена- закон убывающей предельной полезности. Полезность (желаемость) данного блага убывает по мере его потребления. Второй закон. Люди, не имея возможности в каждый конкретный момент времени удовлетворить все имеющиеся у них потребности, тем не менее, стремятся к наиболее полному их удовлетворению, выбирая набор благ по своему вкусу.

Субъективно-психологическая направленность теории первого этапа «маржинальной революции». 70-80 годы 19 в.

Предмет изучения – сфера обращения (спрос).

Австрийская школа. Основоположник Менгер (1840-1921), основная работа «Основания политической экономии». Представители: Ойг Бем-Баверк (1857-1914), Визер (1851-1926).

Теория предельной полезности является базисной для всей австрийской школы, используется для анализа поведения потребителей. Полезность – понятие сугубо индивидуальное. Она находится в зависимости от количества (запаса). С ростом запаса благ полезность их падает. Блага обладают ценностью лишь тогда, когда количество их меньше, чем потребность индивида. Такое благо- экономическое.

Самые насущные блага- блага первого порядка. Все остальные это блага, которые исполняются для производства благ первого порядка.

Основные положения австрийской школы:

· Центральная теория- теория предельной полезности (условие определения ценности). Сфера потребления первична. Оценка полезности товара признавалась психологической характеристикой с позиций конкретного человека. Экономические законы базируются на законах психологии человека, т.е. все поступки человека определяются теми или иными психологическими мотивами.

· Полезность товара рассматривается как функция количества этого товара, не зависящая от количеств других потребляемых товаров.

· Метод робинзонады. Общество – это механическая сумма индивидуумов, ведущих самостоятельные действия, исходя из личных потребностей. Законы, характерные для поведения отдельного человека, идентичны законам всего общества.

Лозанская школа. Леон Вальрас (1834-1910). Является основоположником современного макроэкономического моделирования. Разработал модель общего экономического равновесия. Критика концепции экономического либерализма. Государство должно активно вмешиваться в экономику для осуществления следующих целей:

· поддержание конкуренции

· предоставление социальных гарантий рабочим

· предоставление образования.

Англия. Уильям Стенли Джевонс (1835-1882). Родоначальник математической школы в экономической науке. Родоначальник теории потребительского поведения.

 

2.8. Формирование неоклассического направления экономической мысли как Второй этап «маржинальной революции»

 

Неоклассическая теория - одно из современных направлений экономической мысли, которое формировалось в 90-е годы 19 века на базе, как идей экономического либерализма, так и принципов системного анализа маржинальных показателей и микроэкономического исследования.

Предмет изучения – сфера обращения и сфера производства одновременно (не выделяя ни одну из них и не противопоставляя их друг другу).

На втором этапе «маржинальной революции» - этапе формирования неоклассической политической экономии - наибольший вклад внесли англичанин А. Маршалл, американец Дж.Б. Кларк и итальянец Альфред В. Парето.

Альфред Маршалл (1842-1924), один из ведущих представителей неоклассической экономической теории, лидер кембриджской школы маржинализма. Основная работа «Принципы экономикс» (1890г).

Теория стоимости. Рыночная цена рассматривается как результат пересечения цены спроса, определяемой предельной полезностью, и цены предложения, определяемой предельными издержками.

Концепция равновесной цены. Функциональная зависимость цены, спроса, предложения. С понижением цены спрос растет, с ростом цены - снижается. С понижением цены предложение падает, а с ростом цены – растет.

Равновесная цена - такая цена, которая установлена в точке равновесия спроса и предложения. Спрос и предложение - равноправные сферы, имеющие одинаковое влияние на цену продукции. В условиях равенства спроса и предложения возникает цена равновесия.

Цена спроса - максимальная цена, которую покупатель согласен уплатить за товар. Цена предложения - минимальная цена, по которой продавец согласен продать данное количество товара по данной цене.

Концепция эластичности спроса. Эластичность – показатель зависимости объема спроса от изменения цены. Влияние структуры потребления, уровня доходов и других факторов на степень эластичности спроса товаров.

 

Раздел 3. Экономические учения эпохи регулируемых рыночных отношений

 

3.1. Возникновение социально-институционального направления экономической мысли

 

В конце 19 - начало 20 вв. капитализм свободной конкуренции перерос в монополистическую стадию. Усилилась концентрация производства и капитала, произошла обвальная централизация банковского капитала. В результате американская капиталистическая система породила острые социальные противоречия. Интересам «среднего класса» был нанесен значительный ущерб. Эти обстоятельства привели к появлению в экономической теории совершенно нового направления – институционализм.

Институционализм -одно из современных направлений экономической мысли, которое сформировалось в 20-30-е годы 20 в., в качестве альтернативы неоклассическому направлению экономической мысли; главной особенностью его является исследование всей совокупности социально-экономических факторов (институтов), рассматриваемых во взаимосвязи и взаимообусловленности и в историческом контексте, а также идея социального контроля общества над экономикой. Основная причина нарушения равновесия в экономике является следствием влияния на экономический рост, прежде всего «человеческого фактора», порождающего социально-психологические, правовые и другие проблемы общественного развития, в том числе в области экономики.

Институционализм является одним из теоретических предшественников, возникших в 30-е г. 20 в. кейнсианской и неолиберальной концепций государственного регулирования экономики, основной идеей которых является вмешательство государства в экономику.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.94 (0.014 с.)