ЕН. Ф. 3 концепции современного естествознания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЕН. Ф. 3 концепции современного естествознания



Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

050303 Иностранный язык с дополнительной специальностью

 

 

 
 

 

 



Структура программы учебной дисциплины

1.1. Автор программы: д. пед. н., профессор Шиян Н.В.,

 

Программа утверждена на заседании кафедры физики физико-математического факультета (протокол № 1 от 19.09.2007 г.)

Зав. кафедрой Шолохов В.С.

1.2. Рецензенты: к. филос. н., доцент каф. физики МГТУ Никонов О.А.,

к. ф.-м. н., доцент Шолохов В.С.

1.3. Пояснительная записка:

· Цель дисциплины: способствовать формированию у студентов научного мировоззрения и осознанию ими принципов и закономерностей развития природы – от микромира до Вселенной и человека.

· Задачи дисциплины:

1) ознакомить студентов с основными концепциями современного естествознания;

2) дать представление о едином процессе развития, охватывающем неживую природу, живую природу и общество;

3) сформировать представления об основных закономерностях развития природы;

4) создать предпосылки для развития интеллектуального потенциала, способствующего профессиональному и личностному росту.

 

· Место курса в общей системе подготовки специалиста:

- Данная дисциплина представляет собой результат синтеза знаний традиционных курсов физики, химии, биологии и экологии на основе комплексного историко-философского, культурологического и эволюционно-синергетического подхода к современному естествознанию.

- ЕН.Ф.02 Концепции современного естествознания

 

· Требования к уровню освоения содержания дисциплины

должны знать: основные концепции в области физики, астрономии, химии, биологии и других естественных наук.

должны уметь: обосновывать свою мировоззренческую позицию в области естествознания и научиться применять полученные знания при решении профессиональных задач, пользуясь современными научными методами.

 

· ссылки на авторов и программы, которые использовались в подготовке: ГОС ПВО по с пециальности 032900 – Русский язык и литература.

 

1.4. Извлечение из ГОС ПВО специальности, включающее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов.

Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста
по с пециальности 032900 – Русский язык и литература

Индекс Наименование дисциплин и их основные разделы Всего часов
ЕН.Ф.3 Концепции современного естествознания. Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровья, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; пути к единой культуре.  

 

 

1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы для специальности

050301 Русский язык и литература (ЕН.Ф.2)

№ п/п Шифр и наименование специальности Курс Семестр Виды учебной работы в часах Вид итогового контроля (форма отчетности)  
Трудоемкость Всего аудит. ЛК ПР/ СМ ЛБ Сам. работа  
1.   050303Иностранный язык с дополнительной специальностью (ЕН.Ф.3)               -     зачет  
                         

1.6. Содержание дисциплины.

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

№ п/п Наименование раздела, темы Количество часов
Всего ауд. ЛК ПР/ СМ ЛБ Сам. раб.
          -  
1. Предмет естествознания.       -  
2. Физическая картина мира.       -  
3. Астрономическая картина мира.       -  
4. Химическая картина мира.          
5. Геологическая картина мира.          
6. Биологическая картина мира.          
7. Человек как предмет естествознания.          
8. Концепция самоорганизации материи.     -    
9. Концепция эволюционизма.          

 

1.6.2. Содержание разделов дисциплины.

1. Предмет естествознания. Естественнонаучная и гуманитарная культура. Научный метод. Панорама современного естествознания. Тенденция развития. Научная картина мира.
2. Физическая картина мира. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Порядок и беспорядок в природе. Хаос. Структурные уровни организации материи. Пространство и время. Принципы относительности, симметрии, суперпозиции, неопределенности, дополнительности, возрастание энтропии. Взаимодействие. Динамические и статистические закономерности. Законы сохранения.
3. Астрономическая картина мира. Космологические модели Вселенной.Эволюция Вселенной. Проблема внеземных цивилизаций.
4. Химическая картина мира. Химические процессы. Реакционная способность веществ. Энергетика химических процессов.
5. Геологическая картина мира. Внутреннее строение и история геологического развития Земли. Геосферные оболочки. Геофизико-геохимическая и географическая оболочка Земли.
6. Биологическая картина мира. Биологический уровень организации материи. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Многообразие живых организмов. Генетика и эволюция. Учение Вернадского о биосфере и ноосфере.
7. Человек как предмет естествознания. Физиология. Здоровье. Эмоции. Творчество. Работоспособность. Биоэтика. Биосфера и космические циклы.
8. Концепция самоорганизации материи. Необратимость времени. Самоорганизация в живой и неживой природе.
9. Концепция эволюционизма. Принципы универсального эволюционизма. Путь к единой культуре.

 

 

1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.

№ п/п Наименование раздела дисциплины. Тема. Форма самостоятельной работы Кол-во часов Форма контроля выполнения самостоятельной работы
1. Предмет естествознания. - подготовка рефератов по темам.     Темы рефератов прилагаются     - выполнение тестов, - защита рефератов, - зачет
2. Физическая картина мира.  
3. Астрономическая картина мира.  
4. Химическая картина мира.  
5. Геологическая картина мира.  
6. Биологическая картина мира.  
7. Человек как предмет естествознания.  
8. Концепция самоорганизации материи.  
9. Концепция эволюционизма.      

 

1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы по изучению материала:

СЕМИНАРЫ

№ 1. Наука и мировоззренческая культура. Естествознание и научная картина мира.

План:

1. Понятие науки.

2. Этапы развития науки. Отличительные черты науки.

3. Структура науки и критерии выделения ее элементов.

4. Закономерности и тенденции развития науки.

5. Функции науки как непосредственной производительной силы общества и как социального института.

6. Понятие научной картины мира.

7. Функции научной картины мира.

8. Эволюция научной картины мира.

Дополнительная литература:

1. Генезис научной картины мира (социокультурные предпосылки).- М., 1985.

2. Кун Т. Структура научных революций. - М., 1975.

3. Пахомов Б.Я. Становление современной физической картины мира. - М., 1985.

4. Степин В.С. Научная картина мира в культуре техногенной революции. - М., 1994.

5. Философские проблемы современного естествознания. - СПб, 1992.

6. Современная философия науки: Хрестоматия. - М., 1994.

7. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. - М., 1987.

8. Кузнецова Н.И. Наука в ее истории. - М., 1982.

9. Традиции и революции в развитии науки. - М.,1991.

10. Ценностные аспекты развития науки. - М., 1990.

11. Добров Т.М. Наука о науке. Начала науковедения. - М., 1989.

12. Кедров Б.М. Классификация наук.- М., 1995.

№2. Методы научного познания

План:

1. Метод, методология, методика - их взаимосвязь и различия.

2. Классификация научных методов и ее основания.

3. Системный подход (его смысл, возможности, основные понятия: элемент, связь, структура, интегративные свойства).

4. Синергетический подход и его роль в современном научном познании.

Дополнительная литература:

1. Аверьянов А.Н. Системное познание мира. - М., 1985.

2. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода.

3. Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления. - М., 1975.

4. Князев Е.Н. и др. Синергетика как новое мировоззрение. - Вопросы философии, №12, 1992.

5. Методология в сфере теории и практики. - Новосибирск, 1998.

6. Пригожин И., Стенгерс Н. Порядок и хаос. - М., 1986.

7. Система. Симметрия. Гармония. - М., 1986.

8. Современная философия науки. Хрестоматия. - М., 1994.

 

 

№ 3. Основные принципы современной физики.

План:

1. Фундаментальные теории и законы.

2. Принципы симметрии и законы сохранения.

3. Принцип соответствия.

4. Корпускулярно-волновой дуализм и его современные трактовки.

5. Принцип дополнительности и его методологические возможности.

6. Принцип соотношения неопределенностей.

Дополнительная литература:

1. Иванов Б.Н. Принципы современной физики. -М.: Наука, 1973.

2. Степин В.С. Становление научной теории. - Минск: БГУ, 1976.

3. Методологические принципы физики / Под ред. Б.М. Кедрова и др.- М.: Наук

 

 

№4. Пространство и время. Принципы относительности. Необратимость времени

План:

1. Принцип относительности Галилея.

2. Постулаты СТО.

3. Преобразования Лоренца.

4. Следствия, вытекающие из преобразований Лоренца.

5. Гипотезы профессора Н.А. Козырева о новых свойствах времени.

6. Путешествие в прошлое и будущее. Возможно ли это?

7. Секреты мироздания.

8. Параллельные миры и антимиры.

Дополнительная литература:

1. Эйнштейн А. Теория и гравитация. — М.: Мир, 1979.

2. Философские проблемы естествознания / Под. ред. С.Т. Мелюхина. — М.: Высш. шк., 1985. — С. 208-232.

3. Мелюхин С.Т. Проблема конечного и бесконечного. — М.: Политиздат, 1968. - С. 208-232.

4. Мартынов А.И. Исповедимый путь. — М.: Прометей, 1989. — С. 47-63.

5. Егоров А.А. Диалектическое отношение пространства - времени к материальному движению. — Л.: ЛГУ, 1976. — 128 с.

6. Мостепаненко А.М. Пространство и время в макро-, мега- и микромире. — М.: Изд-во полит. лит-ры, 1974. — 240с.

7. Солдатов А.В. Понятие пространства и времени в структуре естественнонаучной теории. — Л.: ЛГУ, 1981. — 72 с.

8. Сворень Р.А, Проектируется машина времени // Наука и жизнь. 1990. № 2.

9. Зигуненко С.Н. Как устроена машина времени? / Знак вопроса. 1991. № 5.

10. Волковысский Р.Ю. Об изучении основных принципов физики. — М.: Просвещение, 1982.

 

 

№ 5. Современная космология о мегамире

План:

1. Своеобразие мегамира, его структура и взаимодействия.

2. Концепция Большого взрыва и мировоззренческие споры об источниках эволюции Вселенной.

3. Модели меняющейся Вселенной.

4. Антропный принцип и его трактовка.

5. Особенности строения (иерархичности) и форм взаимодействия макрообъектов

6. Законы термодинамики. Энтропия и “стрела времени”.

7. Мировоззренческий смысл специальной теории относительности.

Дополнительная литература:

1. Пригожин И., Стенгрес И. Порядок и хаос: Новый диалог человека с природой. - М., 1986.

2. Фейнман Р. Характер физических законов. - М., 1968.

3. Хрестоматия по курсу “Концепции современного естествознания” / Сост. В.Ф.Юлов.- Киров, 1987.

4. Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. - М., 1966.

5. Новиков И.Д. Эволюция Вселенной. - М., 1983.

6. Силк Дж. Большой взрыв: рождение и эволюция Вселенной. - М., 1983.

 

 

№ 6. Основные понятия и законы современной химии.

План:

1. Химия и ее роль в развитии естественнонаучных знаний.

2. Основные концепции химии, их практическое и теоретическое значение (периодический закон; проблема химического соединения; учение о химических элементах; химия экстремальных состояний; эволюционная химия).

Дополнительная литература:

1. Кузнецов В.И. и др. Химия и химические технологии. Эволюция взаимосвязи. - М., 1984.

2. Кузнецов В.И. Общая химия, Тенденции развития. -М., 1989.

№ 7. Геологическая картина мира.

План:

1. Внутреннее строение Земли.

2. История геологического развития Земли.

3. Геосферные оболочки.

4. Геофизико-геохимическая и географическая оболочка Земли.

№ 8. Основные направления современной генетики.

План:

Основные этапы развития генетики.

Генетическая связь живых организмов.

Основные направления современного развития генетики.

Современные экологические проблемы.

Дополнительная литература:

1. Дубинин Н.П. Общая генетика. - М., 1970.

2. Фролов И.Т. Философия и история генетики: поиски и дискуссии. - М., 1988.

3. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. - М.: Наука, 1989.

4. Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. - М., 1983.

5. Хакен Г. Информация и самоорганизация. - М., 1991.

 

№ 9. Человек: физиология, здоровье, творчество, эмоции, работоспособность.

План:

1. Воспитание чувств и здоровья.

2. Экстрасенсы — миф или реальность?

3. Нетривиальные проблемы экологии человека и биоэнергоинформатика.

4. Здоровье без лекарств.

5. Эволюционно-экологические основы феномена здоровья.

6. Человек как часть монолита живого вещества.

7. Биологическая целостность мира

Дополнительная литература:

1. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности: Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 95 с.

2. Знак вопроса. 1989. № 10.

3. Знак вопроса. 1991. № 7.

4. Мартынов А.И. Исповедимый путь. — М.: Прометей, 1989.- 165с.

5. Агаджанян Н.А., Катков А. Ю. Резервы нашего организма. — М.: Знание, 1990. — 240 с.

6. Здоровье без лекарств. — Ростов на Дону, 1986. — 62 с.

7. Семке В.Я. Умейте властвовать собой. — Новосибирск: Наука, 1991. - 233с.

8. Хомич И.И. Человек — живая система. — Минск: Беларусь, - 1989.

 

 

№ 10. Происхождение и сущность жизни

План:

1. Проблема происхождения и сущности жизни в истории науки и философии.

2. Основные положения теории происхождения жизни (А.И.Опарин).

3. Современные концепции происхождения и сущности жизни. Голобиоз и генобиоз.

4. Характеристика протобиотической системы. Молекулярная хиральность.

5. Определение жизни. Признаки жизни.

6. Появление жизни на Земле.

Дополнительная литература:

1. Афанасьев В.П. Мир живого: системность, эволюция и управление. - М., 1986.

2. История биологии с древнейших времен до начала 20 века. -М., 1972.

3. История биологии с начала 20 века до наших дней. - М., 1975.

4. Бернал Д. Возникновение жизни. - М., 1969.

5. Дубинин Н.П. Актуальные проблемы современной биологии. - Вопросы философии, 1978, №7.

6. Природа биологического познания. - М., 1991.

7. Костюк Н.Т. О сущности жизни. - М., 1985.

8. Кушиев Н.К. К вопросу о механизмах эволюции. - Философские науки, 1991, №4.

9. Югай Г.А. Общая теория жизни. - М., 1985.

 

 

1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1. Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1998.

2. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, Г.В. Баранов и др. / Под ред. проф. В.Л. Лавриненко, В.П. Ратникова – 2-е издание. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

3. Концепции современного естествознания: Серия «Учебники и учебные пособия», Ростов на Дону: «Феникс», 1997.

4. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 1999.

5. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.

6. Солонов Е.Ф. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ВЛАДОС, 2001.

7. Хорошавина С.Г. Курс лекций «Концепции современного естествознания: (Серия «Учебники, учебные пособия»). Ростов на Дону: «Феникс», 2000.

8. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Практикум: учебное пособие.- М.: Высшая школа, 2002.

 

Дополнительная:

1. Бабушкин А.Н. Современные концепции естествознания. Лекции по курсу. – СПб.: «Лань», 2001.

2. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: «Центр», 2001.

3. Ивашковская Т.В., Павлов В.А. Концепции современного естествознания: Конспект лекций. – СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2000.

4. Игнатова В.А. Естествознание. Учебное пособие. М.: ИКЦ «Академкнига», 2002.

5. Жигалов Ю.И. Концепции современного естествознания: Учебно-методическое пособие для вузов. – М.: Гелиос АРВ, 2002.

6. Канке В.А. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Логос, 2002.

 

 

1.9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Имеются:

· учебная литература;

· контрольно-тестирующие комплекты;

· Тренинговые компьютерные программы.

 

 

1.10. Примерные зачетные тестовые задания

 

А) Тест по теме «Естествознание как предмет изучения. Феномен науки»

1. Естествознание это:

а) отрасль научного познания; б) отрасль народного хозяйства;

в) сфера социальных отношений; г) культура быта.

2. Наука это:

а) компонент духовной культуры; б) элемент материально- предметного освоения мира;

в) элемент практического преобразования мира;

г) результат обыденного, житейского знания.

3. Главная особенность науки это ее:

а) зависимость от личности исследователя; б) объективность;

в) регулирование со стороны идеологического руководства;

г) подчиненное религиозным догмам положение.

4. На фундаментальную и прикладную подразделяется наука:

а) металлургия; б) география; в) агрономия; г) физика.

5. Проблемы нравственной ответственности ученого сегодня относятся к области формирования:

а) научной культуры; б) методологии научного исследования;

в) связи между наукой и производством; г) связи между наукой и обществом.

6. Научное познание опирается на способ отражения мира:

а) художественно-образный; б) рациональный;

в) религиозный; г) интуитивно-мистический.

7. Физика относится к наукам:

а) гуманитарным; б) точным; в) естественным; г) социальным.

8. Научная революция это:

а) бунт научных работников против условий и оплаты труда;

б) глубинные преобразования способов познания;

в) коренная перестройка промышленного производства;

г) преобразование государственных и административных структур,

9. Астрология относится к:

а) естественным наукам; б) оккультным «наукам»;

в) синтетическому направлению, соединяющему научное и околонаучное знание;

г) духовно-художественному творчеству.

10. Современная естественнонаучная картина мира основана, главным образом, на науке:

а) биологии; б) агротехнике; в) химии; г) физике.

11. Основоположником методологии естествознания XVII в. был:

а) Р. Бэкон; б) М. Ломоносов; в) Ф. Бэкон; г) Р. Декарт.

12. Современный курс «Концепции современн. естествознания» наиболее тесно соотносится с:

а) науковедением; б) философией природы;

в) материальным производством; г) непосредственно научными исследованиями.

13. Научное знание формируется, в первую очередь, на основе:

а) знания-интуиции; б) знания- информации;

в) знания-умения; г) знания-оценки.

14. Бог не может быть предметом научного знания, поскольку сведения о нем не обладают таким критерием научности, как:

а) истинность; б) объективность;

в) предметность; г) обоснованность.

15. Критерий научности знаний, связанный с наличием способов проверки полученных сведений, это:

а) системность; б) обоснованность;

в) верифицируемость; г) фальсифицируемость.

16. Среди теоретических методов исследования отсутствует:

а) логический; б) исторический;

в) экспериментальный; г) дедуктивный.

17. Среди эмпирических методов исследования имеется:

а) логический; б) наблюдение; в) индуктивный; г) аналитический.

18. Философия относится к наукам:

а) математическим; б) естественным;

в) гуманитарным; г) техническим.

 

 

Б). Итоговый тест ( в этом тесте на один вопрос может быть несколько ответов )

1. Естественнонаучная теория направлена на:

а) описание - некоторой целостной предметной области;

б) объяснение эмпирически выявленных закономерностей;

в) предсказание новых закономерностей;

г) решение всех фундаментальных принципов существования природы;

д) выявление высших законов существования мироздания.

 

2. К эмпирическим научным методам относится:

а) анализ; б) наблюдение; в) дедукция;

г) измерение; д) предметное моделирование.

 

3. К теоретическим научным методам относится:

а) эксперимент; б) синтез;

в) индукция; г) идеализация;

д) группировка/систематизация фактов.

4. Впервые в средиземноморской культуре апории Зенона рассматривали проблемы:

а) единичного и множественного;

б) мельчайших частиц, из которых строятся материальные тела;

в) конечного и бесконечного;

г) прерывного и непрерывного;

д) бога как первоначальной сущности.

 

5.Этот гениальный физик и астроном сконструировал телескоп, с помощью которого обнаружил:

а) неровности на поверхности Луны;

б) тот факт, что Млечный путь — огромное количество звезд;

в) четыре спутника Юпитера;

г) планету Плутон;

д) марсианские «каналы».

6. Гравитация удерживает:

а) протоны в ядре; б) звездные системы в галактике;

в) планеты на орбитах; г) Луну возле Земли;

д) электроны возле ядра в атоме.

 

7. К особенностям электромагнетизма не относится:

а) малая интенсивность; б) дальнодействие;

в) универсальность; г) парность полюсов;

д) только притяжение.

 

8.Основные характеристики лептонов:

а) масса; б) электрический заряд;

в) аромат;_________ г) время жизни;

д) цвет.

9. В Млечный путь входят:

а) Солнечная система; б) Большой Магнит;

в) ядро; г) планеты; д) Туманность Андромеды.

 

10. К направлениям органической химии относятся:

а) химия антибиотиков; б) душистых соединений;

в) физическая химия; г) фармакохимия;

д) аналитическая химия.

 

11. К органогенам относятся:

а) калий; б) натрий; в) азот; г) сера; д) фосфор.

 

12. Генная инженерия это:

а) основа клонирования; б) метод синтеза и выделения генов;

в) клеточная инженерия; г) генная терапия;

д) биотехнология.

13. Ж.Б. Ламарк полагал, что:

а) организм стремится к самосовершенствованию;

б) между различными классами животных есть промежуточные виды;

в) внешняя среда не влияет на развитие организма

г) организм — элементарная единица эволюции;

д) в процессах приспособления высших животных играет роль только физиологический, а не. психический фактор.

 

14. Исследуя историю Земли, Ж. Кювье пришел к выводам:

а) Земля на протяжении своей истории меняла свой облик (геологический, растительный и т.д.);

б) эволюция Земли происходила благодаря естественному отбору;

в) на протяжении истории Земли менялись биологические виды;

г) живые существа появились лишь на определённом этапе эволюции;

д) геологические и биологические изменения происходили постепенно, без скачков.

 

15. Ч. Дарвин показал, что в борьбу за существование включается:

а) ожесточенная борьба особей одного вида;

б) установление между живыми организмами форм сотрудничества и взаимопомощи;

в) конкуренция между представителями различных видов животных;

г) борьба с неблагоприятными условиями внешней среды;

д)противостояние живой природы наступающей индустриальной цивилизации.

 

16. Согласно Н.В. Тимофееву-Ресовскому, элементарными факторами и явлениями эволюции необходимо считать:

а) особь — как элементарную эволюционную структуру;

б) изменение генотипического состава популяции как элементарное эволюционное явление;

в) генофонд популяции как элементарный эволюционный материал;

г) мутации как элементарные эволюционные факторы;

д) естественный отбор как элементарное эволюционное противодействие.

 

17. Законы Менделя представляют собой законы:

а) доминирования; б) гаметного расщепления;

в) расщепление гибридов второго поколения;

г) независимого комбинирования признаков;

д) появления мутантных форм.

 

18. В третичный период кайнозойской эры жили:

а) динозавр-бронтозавр; б) саблезубый тигр;

в) гигантский носорог; г) мамонт;

д) оленеобразный жираф.

 

19. Выдающимися русскими космистами считаются:

а) А.Л. Чижевский; б) К.Э. Циолковский;

в) Н.В. Тимофеев-Ресовский; г) В.И. Вернадский;

д) Н.И. Лобачевский.

 

20. Самоорганизация – это процесс:

а) энтропийный; б) антиэнтропийный;

в) в закрытой системе; г) самопроизвольный;

д) против равновесия.

 

Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену).

1. Наука и ее место в культуре.

2. Соотношение науки, философии и религии.

3. Признаки науки.

4. Научная теория, ее структура и основания.

5. Гносеологические предпосылки науки. Проблема истинности научных теории.

6. Научные понятия. Идеализация и абстрагирование.

7. Методы научного познания.

8. Развитие научного знания. Научные революции.

9. Возникновение науки. Наука и мифология.

10. Античная наука. Возникновение первых научных программ.

11. Средневековая наука.

12. Эпоха Возрождения - начало классической науки.

13. Г. Галилей и его роль в становлении классической науки.

14. И. Ньютон и его роль в становлении классической науки.

15. Научная революция XVI - XVII вв., ее ход и содержание.

16. Основные черты классической науки.

17. Становление современной науки. Новейшая революция в науке.

18. Основные черты современной науки.

19. Черты будущей науки.

20. Физическая картина мира, ее содержание и развитие.

21. Структурность и системность материи.

22. Поле и вещество.

23. Классификация элементарных частиц.

24. Кварки и их свойства.

25. Физическое взаимодействие: общая характеристика.

26. Гравитационное взаимодействие.

27. Электромагнитное взаимодействие.

28. Слабое и электрослабое взаимодействия.

29. Сильное взаимодействие.

30. Теории Большого объединения и Суперобъединения.

31. Развитие представлений о пространстве и времени. Общие свойства пространства-времени.

32. Общие и специфические свойства пространства.

33. Общие и специфические свойства времени.

34. Классический принцип относительности и его развитие в специальной и общей теории относительности.

35. Основное содержание специальной теорий относительности.

36. Основное содержание общей теории относительности.

37. Проблема одновременности.
38. Динамические законы и классический детерминизм.

39. Статистические законы и вероятностный детерминизм.

40. Соотношение динамических и статистических законов.

41. Принцип симметрии и его роль в современной физике.

42. Типы симметрии и их иерархия.

43. Принцип соответствия.

44. Принцип дополнительности и соотношение неопределенностей.

45. Принцип суперпозиции.

46. Три начала термодинамики:

47. Становление современной космологической модели Вселенной.

39. Космологические парадоксы и их роль в становлении современной модели Вселенной.

48. Неевклидовы геометрии и их роль в современной космологии.

49. Начало и ранний этап эволюции Вселенной.

40. Образование и эволюция структурной Вселенной (появление галактик, звезд, образование химических элементов).

50. Образование Солнечной системы.

51. Проблемы самоорганизации материи. Синергетика.

52. Система химического знания.

55. Реакционная способность вещества. Энергетика химических процессов.

56. Учение о химическом процессе.

57. Эволюционная химия. Теория открытых каталитических систем А.П. Руденко.

58. История проблемы происхождения и сущности жизни.

59. Концепция А.И. Опарина и ее роль в решении проблемы происхождения жизни.

60. Происхождение и сущность жизни с точки зрения современной науки.

61. Появление и начальный этап развития жизни на Земле.

62. История идеи развития в биологии.

63. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Антидарвинизм.

64. Основы генетики.

65. Современные теории эволюции.

66. Происхождение и сущность человека.

67. Телесный фактор в жизни человека. Проблема сохранения здоровья.

68. Биосфера, человек и космос. Концепция А.Л. Чижевского.

69. Антропный принцип в современной науке и философии.

70. Человек и природа. Экологическая проблема сегодня.

71. Учение о ноосфере В. И.Вернадского.

72. Современная наука о будущем человечества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.233.198 (0.287 с.)