Эксперименты С.Аша (Asch, 1951). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эксперименты С.Аша (Asch, 1951).



Группам студентов из 7-9 человек дали инструкцию, согласно которой им предстояло сопоставить и выбрать подходящие по длине линии (две карточки – на одной одна линия, на другой 3 разных линии одна из которых эталонная). Группа студентов – подставная и должна разыгрывать групповую сплочённость, на самом деле в эксперименте участвует один единственный человек, на которого будут «давить группой» (это «наивный субъект» по Аш). Когда эксперимент проводился на контрольной группе осечек в оценке длины не было, а «наивные субъекты» сдавались давлению на 37% (1/3 общества действительно состоит из конформных людей). Эксперименты проводились в России Сопиковым и результат аналогичен.

Аш выявил, что конформность – устойчивое качество личности, от которого нельзя освободиться по собственному желанию. Это было доказано на повторных экспериментах с теми же испытуемыми, причём число ошибок было больше (до 72%), т.е. зная о цели эксперимента конформные испытуемые пытались «услужить» ещё больше.

 

Франзой высказал предположение, что подверженность групповому давлению связана с ценностями личности и Я-концепцией.

 

Феномен негативизма личности по отношению к группе, т.е. выраженное постоянное сопротивление группе и противопоставление себя группе, является не противоположностью конформизма, а частным проявлением зависимости от группы. Противоположностью конформизму является самостоятельность индивида, независимость его установок и поведения от группы, устойчивость к групповому воздействию.

 

Тенденция к конформности основана на информационном влиянии:

· Насколько хорошо информирована давящая группа

· Насколько мы уверенны в самостоятельном суждении.

Факторы, влияющие на конформность:

Человеку свойственно желание нравиться группе – это норма. Благодаря данному феномену мы одеваемся не так как нам нравится, а как принято в социуме.

Чем младше возраст, тем более конформен человек.

Человеку свойственно избегать неопределённости – это заставляет его зависеть от социума информационно.

Конформность зависит от величины группы. В экспериментах Аш чётко прослеживалась зависимость: чем больше группа, тем больше конформность.

Конформность зависит от «социальной реальности», т.е. значимости для нас мнения группы (насколько хорошо я знаю членов данной группы).

Человек, находящийся под единодушным мнением группы, более конформен чем в случае, когда мнения разделяются.

Для противостояния общему мнению необходимо стремление сохранять собственную уникальность.

Человек более подвержен конформизму в референтной группе.

 

Типы конформности:

1. Уступчивость (податливость индивида с демонстрацией внешне согласия с группой и сохранением при этом своего мнения). Пример: Галилей отрёкся от своих взглядов на суде инквизиции, но на свободе сказал «И всё таки она вертиться!».

2. Интернализация (человек действительно принимает мнение группы и в последующем действует согласно им).

 

Поведенческие стратегии человека - нонконформиста:

Поэтапно и спокойно убеждать в своей правоте.

Опираться в убеждениях на мнение авторитетов в данной области.

Помнить, что численное превосходство хорошо только в кулачном бою, а силу подтверждать сильными фактами.

Иногда нонконформизм приносит пользу в функционировании группы (креативность).

 

Взаимодействие личности с малой группой.

Обобщая результаты специально выполненных исследований Н.Н.Обозов (1979) сделал выводы, что в условиях присутствия других лиц у индивидов:

снижаются характеристики точности (качества) психической деятельности:

чувствительность (болевая, слуховая, обонятельная, кинестетическая),

объем и концентрация внимания,

точность выполнения простых арифметических действий,

генерирование оригинальных идей.

повышаются скоростные характеристики психической деятельности:

сила мышечного напряжения,

продуктивность внимания,

показатели долговременной памяти.

 

 

(1) — чувствительность: болевая, слуховая, обонятельная, кинестетическая.

II (2) — сила мышечного напряжения (энергетика).

III (3, 4, 5) — внимание: продуктивность, объем, концентрация.

IV (6, 7) — память: кратковременная, долговременная.

V (8, 9, 10, 11,12}— простая интеллектуальная деятельность;

(8) — арифметические действия; направленные ассоциации

(9 — по сходству;

10 — по контрасту);

11 — свободные ассоциации;

(12) — ассоциации с задержкой, т.е. одни ассоциации записываются, другие пропускаются.

VI (13) — сложная интеллектуальная деятельность («решение проблем»).

Примечание: черная стрелка обозначает направлен не изменения показателей в «худшую» или «лучшую» стороны в условиях «присутствия»; черный квадратик обозначает незначимые различия показателей психической деятельности в условиях изолированного обследования и в условиях «присутствия других».

Эти данные говорят об усилении тенденции к конвергенции, согласованности мнений и оценок в условиях группового взаимодействия. Экспериментальные исследования М. Шерифа, П. Зоди, Е. Боварта, Н.Н. Обозова показывают, что при высокой определенности и малой сложности перцептивных задач в группе повышается точность восприятия и снижается конвергенция оценок, а при высокой неопределенности и сложности задач — точность восприятия в группе снижается, а конвергенция оценок увеличивается. В классических экспериментах М. Шерифа (1937) исследовался процесс формирования групповых норм В ходе исследования с использованием т.н. автокинетического феномена (иллюзии движения неподвижного источника света в темноте) М Шериф обнаружил тенденцию к усреднению, согласованности индивидуальных оценок в группе и их последующее закрепление и воспроизведение в индивидуальных оценках испытуемых (см. рис.). Эти эксперименты положили начало серии лабораторных исследований феноменов группового давления и конформизма.

 

Рис. Типичная группа из опытов Шерифа по возникновению норм. Три человека приходят к общему согласию, давая повторяющиеся оценки кажущегося смещения точечного источника света. По данным Sherif&Shenf, 1969, р. 209

 

Таким образом,

Почему раздвоение? Потому, что:

Если работа хорошо известна, то присутствие других – стимул.

Присутствие других возбуждает и мотивирует к деятельности (Зайенс).

Эффект «предчувствия оценки», т.е ожидание что нас хорошо оценят.

Потому, что другие отвлекают, снижая показатели.

 

СОЦИАЛЬНАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ (от англ. facility— облегчение)

- улучшения индивидуальных результатов деятельности в присутствии других людей. (термин введён Ф. Олпортом)

 

ИСТОРИЯ: Первые экспериментальные исследования в этой области были посвящены изучению влияния присутствия группы и группового взаимодействия на протекание психических процессов индивида и его поведение (Н.Триплетт, 1898, В.Меде, 1920, Ф.Олпорт, 1924, В.М.Бехтерев, 1925).

 

Иногда вклад каждого человека в процесс бывает неучтённым, важно как бы просто присутствие человека. Тогда производительность и усердность значительно падают. Этот эффект называется

СОЦИАЛЬНОЕ РАССЛАБЛЕНИЕ.

или социальной ингибиции (от лат. Inhibere — сдерживать, останавливать) — ухудшения /угнетения /подавления этих результатов.

или феномен «социальной лености» — тенденции прилагать меньше усилий в ситуации совместной деятельности и отсутствия контроля за индивидуальным вкладом каждого участника (эксперименты американских социальных психологов С.Харкинса и др., 1980).

 

Данный феномен исследовался в конце 19 века французский агроинженер М. Рингельман. Он измерял силу отдельно взятых студентов, тянущих канат (до 85 кг). Затем, он ожидал, что если канат потянут все вместе, то сила пропорционально увеличиться, но этого не произошло (на каждого приходилось до 61 кг). Эффективность оказалась выше при индивидуальном подходе. В группе представленность личности как бы «размазывается».

Исследования проведённые в последующем в разных культурах доказывают существование данного феномена как в индивидуалистских обществах (Канада, США), так и в коллективистких (Япония, Тайвань, Индия).

По Франзою эффект существует благодаря снижению персональной ответственности за свои индивидуальные действия, и исполнительские усилия снижаются.

Для уменьшение социального расслабления:

· Обещание вознаграждения по результатам коллективного труда

· (Парадоксальное решение, но действенное). Анонимность.

Иногда у манипуляторов можно заметить применение данного эффекта. Так, начальник, желая снизить ответственность с себя собирает консилиум.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 609; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.014 с.)