Мировое значение греческой цивилизации и культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мировое значение греческой цивилизации и культуры.



Мировое значение греческой цивилизации и культуры.

Слово «античный» возникло в 15 веке в Италии для обозначения всего древнегреческого и римского.

Безусловно, в период античности (который, кстати, длился 9-10вв.д.н.э. – 4-5вв.н.э.) Греции отводилось особое место. Греческая цивилизация подарила миру многие явления, которые остаются актуальными и сегодня. В 776 г.д.н.э. – впервые были проведены Олимпийские игры. Именно греки придумали театр, сделали многое для становления литературы, архитектуры, скульптуры как видов искусства, заложили основы таких наук, как философия, логика, риторика, установили демократию в своём обществе и т.д. и т.п.

Особое внимание хотелось бы уделить греческой литературе, которая является древнейшей из литератур Европы, развивалась, не опираясь на опыт каких-либо других литератур, и пережила века. Античная литература выработала большое разнообразие художественных форм и стилистических средств, большая часть которых до сих пор сохранила свои названия (поэма, комедия, трагедия, ода). Европейское литературоведение основывалось на трудах Аристотеля. До 20 в. гуманитарное образование в Европе основывалось на изучении древнегреческого и латинского языков и античной литературы. Но то, с чего следовало начать, это невозможное развитие римской культуры (в том виде, в котором мы привыкли её видеть,) без греческой.

Стоит отметить ещё несколько таких немаловажных моментов, как соприкосновение античной литературы со средневековой и новой Европой. Во-первых, — эпоха Возрождения, противопоставившая аскетическому мировоззрению Средних веков новое «гуманистическое» мировоззрение, утверждающее земную жизнь и земного человека.

Другой эпохой, для которой ориентация на античность являлась литературным лозунгом, был период классицизма XVII — XVIII вв., ведущего течения в литературе этого времени.

Греческая мифология и её роль в становлении античной литературы.

Древнегреческая литература выросла на основе мифологии. Античная мифология является отражением человеческой жизни, её потребностей и стремлений, её отношения к настоящему, прошедшему и будущему. Если говорить о том, в какой период исторического развития человечество мыслило мифологически, то следует назвать эпоху родового строя (первобытнообщинной формации).

Именно в этот период человеку казались наиболее понятными и близкими общинно-родовые отношения, поэтому самым убедительным объяснением природы и окружающей действительности для него были родовые отношения. Отсюда миф о том, что земля, небо, воздух, море, подземный мир – это огромная родовая община, а её представители – живые существа человеческого типа.

Таким образом, мифология – мышление на определённой ступени развития человека. «Миф» по-гречески – «слово» (не что иное, как выражение мышления, форма мысли).

Греческие мифы повествуют о происхождении явлений природы и предметов материальной культуры, общественных установлений, религиозных обрядов, о происхождении мира (космогония) и о происхождении богов (теогония).

Гомеровский вопрос.

В 3 веке д.н.э. александрийские учёные озадачились «гомеровским вопросом»:

«Существовал ли Гомер? Был ли он автором Илиады и Одиссеи?»

В 17 веке во Франции аббат д’Обиньяк «в тени кельи» перечитывал Илиаду и Одиссею и обатил внимание на анахронизмы (напластование различных времён), неувязки в сюжете, противоречия.

В 19 веке «гомеровским вопросом» были озадачены Германия, Франция и Россия.

В подходе к изучению данного вопроса выделились 2 течения: аналитиков и унитариев.

Аналитики («вольфианцы»)

(нем.учёный Вольф 18 век) – те, кто сомневался в существовании и авторстве Гомера:

1. Теория коллективного творчества (поэт Шлегель) (руб.18-19вв.); Лосев

2. Песенная теория (немец Лахман) (н.19 века). Один автор собрал воедино.

3. Первоначального ядра (немец Германн: объяснение анахронизмов)

Унитарии («защитники»)

Немецкий философ Гегель

Русский переводчик Илиады Н. Гнедич (закончил в 1829г./ 20 лет); Тронский

Три основных положения «гомеровского вопроса»:

1. В текстах обеих поэм (Илиады и Одиссеи) существует много анахронизмов, но они находятся в пёстром смешении.

2. В текстах гомеровских поэм много неувязок, противоречий, недовведенных до конца мотивов, но несомненно и то, что каждая из поэм представляет художественное целое, что проявляется и в композиции и в образовании характеров.

3. Гений поэта. (У Гомера враг не чудовищен, боги критикуются (бог войны Арес), видел «человека в кровавом месиве».

Не было подтверждений истинности описанной истории. Но в 1870 г. немецкий исследователь Генрих Шлиман обнаружил руины Трои (полуостров Малой Азии) у входа в пролив Дарданелл.

Ярким представителем греческого дидактического эпоса является Гесиод. Он жил в то время, когда героические идеалы уже иссякли и превращались в поучение, наставление, мораль. Он верил, что зародившееся классовое противоречие можно ослабить учением о правде, справедливости.

Теогония

Щит Геракла

Каталог женщин

Среди произведений Еврипида особенно выделяются знаменитые трагедии с ярко выраженной психологической направленностью, обусловленной огромным интересом драматурга к личности человека со всеми её противоречиями и страстями.

«Медея» (431г.)

Показывает бурю её страстей, метания, решение убить своих детей из ревности к мужу, любовь к детям, желание удержать мужа, заставить его страдать. Медея – полубогиня, дочь колхидского царя, внучка Солнца, чародейка, женщина, знающая себе цену.

Психологически разработан образ Федры, которая страстно полюбила своего пасынка Ипполита. Она полна противоречий, зная, что её долг – остаться верной женой своего мужа, царя Тезея, честной матерью. Ипполит узнаёт о чувстве Федры от кормилицы и проклинает мачеху. Федра не выдерживает незаслуженных обвинений и кончает жизнь самоубийством. Чтобы защитить свою честь оставляет своему мужу письмо, что Ипполит посягал на неё. Тезей, прочитав письмо, просит Посейдона убить Ипполита. Артемида раскрывает Тезею тайну его жены.

B. Особая структура

(парод – пролог – агон (спор) – парабаса (лирико-публицистическое авторское отступление, прямое обращение хора к зрителям на темы, не связанные с темой комедии) –эписодии – эксод)

E. Сюжеты фантастичны.

Ещё в раннюю эпоху развития общественной жизни в Греции ораторское искусство занимало важное место. Одиссей, Нестор у Гомера были ораторами героического века и произносили убедительные речи, оказывавшие сильное влияние на слушателей.

С развитием государственности, когда в 5 веке д.н.э. усилилось влияние демократической партии, оживилась деятельность народных масс во внутренней жизни полисов, развивалось и ораторское искусство – красноречие.

Мировое значение греческой цивилизации и культуры.

Слово «античный» возникло в 15 веке в Италии для обозначения всего древнегреческого и римского.

Безусловно, в период античности (который, кстати, длился 9-10вв.д.н.э. – 4-5вв.н.э.) Греции отводилось особое место. Греческая цивилизация подарила миру многие явления, которые остаются актуальными и сегодня. В 776 г.д.н.э. – впервые были проведены Олимпийские игры. Именно греки придумали театр, сделали многое для становления литературы, архитектуры, скульптуры как видов искусства, заложили основы таких наук, как философия, логика, риторика, установили демократию в своём обществе и т.д. и т.п.

Особое внимание хотелось бы уделить греческой литературе, которая является древнейшей из литератур Европы, развивалась, не опираясь на опыт каких-либо других литератур, и пережила века. Античная литература выработала большое разнообразие художественных форм и стилистических средств, большая часть которых до сих пор сохранила свои названия (поэма, комедия, трагедия, ода). Европейское литературоведение основывалось на трудах Аристотеля. До 20 в. гуманитарное образование в Европе основывалось на изучении древнегреческого и латинского языков и античной литературы. Но то, с чего следовало начать, это невозможное развитие римской культуры (в том виде, в котором мы привыкли её видеть,) без греческой.

Стоит отметить ещё несколько таких немаловажных моментов, как соприкосновение античной литературы со средневековой и новой Европой. Во-первых, — эпоха Возрождения, противопоставившая аскетическому мировоззрению Средних веков новое «гуманистическое» мировоззрение, утверждающее земную жизнь и земного человека.

Другой эпохой, для которой ориентация на античность являлась литературным лозунгом, был период классицизма XVII — XVIII вв., ведущего течения в литературе этого времени.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 732; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.241 (0.01 с.)