МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ
(образован в 1953 году)
____________________________________________________________
Кафедра иностранных языков
Л.Д. Цуканова
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
Учебно-методические материалы по развитию
словообразовательных навыков у студентов
www.msta.ru
Москва – 2004
УДК 811.111 Англ.
© Цуканова Л.Д. Английский язык. Учебно-методические материалы по развитию словообразовательных навыков у студентов. - М., МГУТУ, 2004
Учебно-методические материалы предназначены для студентов 1 и 2 курсов, всех специальностей, очной и вечерней форм обучения неязыкового вуза.
Данные материалы помогут студентам развить словообразовательные навыки, что способствует самостоятельному определению значений неизученных производных слов при чтении текстов на английском языке без обращения к словарю и, следовательно, расширению словарного запаса студентов. Представлены справочные таблицы основных аффиксальных словообразовательных моделей. Большое внимание уделено суффиксальному словообразованию имен существительных в виду того, что в системе имен группа существительных наиболее многочисленна, другие способы словообразования в основном не представляют трудности в плане семантизации.
Автор: Цуканова Лидия Дмитриевна, к.п.н., доцент
Рецензент: Давыдова Людмила Петровна, профессор
Редактор: Свешникова Н.И.
© Московский государственный университет технологий и управления, 2004
109004, Москва, Земляной вал, 73
Ин.яз.3.22.0604.очн.плн. Ин.яз.3.22.0604.вчр.плн.
Ин.яз.3.22.0605.очн.плн. Ин.яз.3.22.0605.вчр.плн.
Ин.яз.3.22.0606.очн.плн. Ин.яз.3.22.0606.вчр.плн.
Ин.яз.3.22.0608.очн.плн. Ин.яз.3.22.0608.вчр.плн.
Ин.яз.3.22.0611.очн.плн. Ин.яз.3.22.0611.вчр.плн.
Ин.яз.3.22.3510.очн.плн. Ин.яз.3.22.3510.вчр.плн.
Ин.яз.3.22.3513.очн.плн. Ин.яз.3.22.3513.вчр.плн.
Ин.яз.3.22.0204.очн.плн. Ин.яз.3.22.0204.вчр.плн.
Ин.яз.3.22.0211.очн.плн. Ин.яз.3.22.0211.вчр.плн.
Ин.яз.3.22.2102.очн.плн. Ин.яз.3.22.2102.вчр.плн.
Ин.яз.3.22.1706.очн.плн. Ин.яз.3.22.1706.вчр.плн.
Ин.яз.3.22.0702.очн.плн. Ин.яз.3.22.0702.вчр.плн.
Ин.яз.3.22.2202.очн.плн. Ин.яз.3.22.2202.вчр.плн.
Ин.яз.3.22.0135.очн.плн. Ин.яз.3.22.0135.вчр.плн.
Ин.яз.3.22.3117.очн.плн. Ин.яз.3.22.3117.вчр.плн.
Ин.яз.3.22.3511.очн.плн. Ин.яз.3.22.3511.вчр.плн.
Ин.яз.3.22.2701.очн.плн. Ин.яз.3.22.2701.вчр.плн.
Ин.яз.3.22.2703.очн.плн. Ин.яз.3.22.2703.вчр.плн.
Ин.яз.3.22.2704.очн.плн. Ин.яз.3.22.2704.вчр.плн.
Ин.яз.3.22.2705.очн.плн. Ин.яз.3.22.2705.вчр.плн.
Ин.яз.3.22.2707.очн.плн. Ин.яз.3.22.2707.вчр.плн.
Ин.яз.3.22.2708.очн.плн. Ин.яз.3.22.2708.вчр.плн.
Ин.яз.3.22.2710.очн.плн. Ин.яз.3.22.2710.вчр.плн.
Ин.яз.3.22.2712.очн.плн. Ин.яз.3.22.2712.вчр.плн.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Лексические значения префиксов. Таблица 1…………………………… 5
2. Основные суффиксальные словообразовательные
модели существительных. Таблица 2…………………………………….. 6
3. Основные суффиксальные словообразовательные
модели глаголов. Таблица 3……………………………………………….8
4. Основные суффиксальные словообразовательные
модели прилагательных. Таблица 4 ………………………………………9
5. Комплекс тренировочных упражнений………………………………….10
Таблица 1
Лексические значения однозначных префиксов
|
префикс
| Значение префикса
| примеры
|
be –
co –
counter
demi –
en –
hemi –
hyper –
im –
in –
il –
ir –
inter -
non –
mis –
out –
over -
post –
pre –
re –
semi -
super -
under -
| придать качество,
выраженное основой
совместность
противодействие
неполнота
охват, включение внутрь,
привести в состояние
неполнота
чрезмерность
отрицание
отрицание
отрицание
отрицание
взаимодействие
отрицание
ошибочность
превосходство
чрезмерность
последовательность
предшествование
повторяемость
неполнота
чрезмерность
недостаточность
| belittle – умалять, принижать
co-author – соавтор
counteract – противодействовать
demigod – полубог
encage – сажать в клетку
enlarge - увеличивать
hemisphere – полушарие
hypersonic – сверхзвуковой
impossible – невозможный
inaccuracy – неточность
illegal – нелегальный
irresponsible - безответственный
interconnection – взаимная связь
non-smoker – некурящий
misadvise–неправильный совет
outdrive – обогнать
overheat - перегрев
post-war – послевоенный
prepay – платить вперед
rewrite – переписать
semiconductor - полупроводник
superconductive–сверхпроводимый
under-production - недопроизводство
|
Лексические значения многозначных префиксов
|
a –
dis –
sub –
un –
| 1.локальность
2.отрицание
1.отрицание
2.изъятие
1.подразделение
2.локальность
3.недостаточность
1.реверсность
2.изъятие
3.отрицание
| abed – в постели
amoral – аморальный
disgarmony – дисгармония
disbrunch – обрезать ветви
subsection -подсекция
sublunary – подлунный
subsalty – недосоленный
unscrew - отвинчивать
unbar – отодвинуть засов, открыть
unemployment – безработица
unimportant - неважный
|
ОСНОВНЫЕ СУФФИКСАЛЬНЫЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
МОДЕЛИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Таблица 2
МОДЕЛЬ-СХЕМА
| Семантическая
характеристика модели
| Образец
|
n + hood = n
| 1.Качество и состояние
| Widow+-hood=widowhood
|
| 2. Собирательность
| Brother+-hood=brotherhood
|
n + ary = n
| 1.Агентивность
| Mission+-ary=missionary
|
| 2.Локальность: название
коллекций, места
| Gloss+-ary=glossary
Rose+-ary=rosary
|
n + ery/ry = n
| 1.Локальность: место производства, работы
2.Манера поведения с
оттенком пренебрежительности
3.Собирательность
4. Род деятельности
| Dean+-ery=deanery
Cream+-ery=creamery
Clown+-ery=clownery
Parrot+-ry=parrotry
Machine+-ery=machinery
Dentist+-ry=dentistry
|
adj + ity = n
| 1.Качество и состояние
| Equal+-ity=equality
|
adj + ness = n
n + ness = n
| 1.Качество и состояние
- “ -
| Slow+-ness=slowness
child+-ness=childness
|
n + ship = n
| 1.Качество и состояние
2.Род деятельности
3.Собирательность
| Son+-ship=sonship
Writer+-ship=writership
Member+-ship=membership
|
v + ing = n
| 1.Имена действия: акт, …
2.Род занятия,
3.Собирательность
| Boat+-ing=boating
Bathe+-ing=bathing
Sew+-ing=sewing
|
v + ant/ent=n
| 1.Агентивность
| Serve+-ant=servant
Dissolve+-ent=dissolvent
|
v/n+ant/ent=adj
| омонимия:
| Differ+-ent=different
|
n + er = n
a + er = n
v + er = n
| 1.Агентивность:
*деятель по профессии
*уроженец или житель какой-либо местности
*предмет-агент действия
|
Garden+-er=gardener
Village+-er=villager
London+-er=Londoner
Tune+-er=tuner
|
v + ance/ence=n
| 1.Качество и состояние:
абстрактные понятия
2.Имена действия:
акт, результат, процесс
| Insist+-ance=insistance
Emerge+-ence=emergence
Govern+-ance=governance
Coexist+-ence=coexistence
|
v + ancy/ency=n
| 1.Качество и состояние:
абстрактные понятия
| Accept+-ancy=acceptancy
Depend+-ency=dependency
|
v + al = n
| 1.Имена действия:
акт, результат, процесс
| Refuse+-al=refusal
Arrive+-al=arrival
|
n + al=adj
| омонимия:
| Nature+-al=natural
|
v + ment = n
| 1.Имена действия:
акт, процесс, результат
2.Состояние
| Develop+-ment=development
Punish+-ment=punishment
Excite+-ment=excitement
|
v + ee =n
| 1.Агентивность:
пассивный деятель
| Employ+-ee=employee
Deport+-ee=deportee
|
n + ee = n
| 1.Оценочность: уменьшительность
2. Лица вообще
| Boot+-ee=bootee
Dress+-ee=dressee
Town+-ee=townee
|
v + ure = n
| 1.Имена действия:
акт, результат, процесс
| Mix+-ture=mixture
Depart+-ure=departure
|
n + cy = n
| 1.Качество и состояние,
титул
2.Собирательность
| Buncrupt+-cy=buncruptcy
Baronet+-cy=baronetcy
Aristocrat+-cy=aristocracy
|
v + cy = n
| 1. Качество и состояние
| Conspire+-cy=conspiracy
|
a + cy = n
| 1. Качество и состояние
| Legal+-cy=legalcy
|
v + age =n
| 1.Имена действия:
акт, процесс, результат
2.Собирательность
3.Состояние, титул
4.Количество, плата, мера
5.Локальность: жилище
| Cross+-age=crossage
Pack+-age=package
Leaf+-age=leafage
Baron+-age=baronage
Quater+-age=quaterage
Vicar+-age=vicarage
|
n + ian/an=n
| 1.Агентивность:
*Лицо, деятель по
профессии
*Уроженец или житель
какой-либо местности
*Последователь, сторонник какой- либо теории, школы
|
Library+-ian=librarian
Paris+-ian=Parisian
Suburb+-an=suburban
Einstein+-ian=Einsteinian
|
v + tion/ion/ = n
ation
| 1.Имена действия
2.Качество и состояние
| Migrate+-ion=migration
Form+-ation=formation
|
n + let =n
| 1.Оценочность-уменьшительность
2.Название украшений
| Leaf+-let=leaflet
Book+-let=booklet
Neck+-let=necklet
|
n + eer = n
| 1.Агентивность: лица по роду деятельности
| Mountain+-eer=mountaineer
Pamphlet+-eer=pamphleteer
|
n + et =n
| 1.Оценочность-уменьшительность
| Flower+-et=floweret
|
a + et = n
| Название предметов одежды
| Double+-et=doublet
|
n + ette = n
| 1.Оценочность-уменьшительность
2.Значение вещественности -искусственные материалы
3.Агент жен.пола
| Letter+-ette=letterete
Leather+-ette=leatherette
Muslin+-ette=muslinette
Conductor+-ette=conductorette
|
n + ling = n
v + ling = n
a + ling = n
| 1.Агентивность: эмоциональная
оценка с оттенком презрительности,
уменьшительности,
с оттенком пренебрежительности
|
Snake+-ling=snakeling-змееныш
Prince+-ling=princeling-князек
Starve+-ling=starveling-заморыш
Hire+-ling=hireling-наймит
Weak+-ling=weakling-слабачок
|
| | | | |
ОСНОВНЫЕ СУФФИКСАЛЬНЫЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
МОДЕЛИ ГЛАГОЛОВ
Таблица 3
МОДЕЛЬ-СХЕМА
| Семантическая
характеристика модели
| Образец
|
n + ate = v
a + ate = v
| Превращаться в то, на что указывает основа или подвергать воздействию при помощи того, на что указывает основа
| granule – to granulate
гранулировать(ся)
active – to activateактивизировать
|
n + ize = v
a + ize = v
| Использовать, готовить к чему-либо, заниматься чем-либо
Качество и состояние,
обозначенное основой
| winter – to winterize готовить
к зиме
national – to nationalizeнационализировать
|
n + ify = v
a + ify = v
| Производить действие или сделать таким, как обозначено основой
| beauty – to beautifyукрашать
simple –to simplifyупрощать
|
n + en = v
a + en = v
| Использовать то, что обозначено основой для воздействия на предмет
Переход в состояние, указанное основой
|
threat – to threatenугрожать
dark – to darkenзатемнять
|
ОСНОВНЫЕ СУФФИКСАЛЬНЫЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
МОДЕЛИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Таблица 4
МОДЕЛЬ-СХЕМА
| ПРИМЕРЫ
|
v + able (ible) = adj.
n + able(ible) = adj.
| to expect - ожидать
to convert - изменять
comfort –удобство
| expectable– который можно ожидать
convertible– который можно изменять
comfortable –удобный
|
n + al = adj.
n + ic = adj.
| norm – норма
ideology - идеология
| normal – нормальный
ideologic - идеологический
|
n + ant + adj.
v + ant + adj.
| importance- важность
to observe -наблюдать
| important – важный
observant - наблюдательный
|
v + ent + = adj.
| to depend - зависеть
| dependent - зависимый
|
n + ful = adj.
| piece - мир
| pieceful- мирный
|
n + less = adj.
| colour - цвет
form – форма
| colourless– бесцветный
formless –бесформенный
|
n + ish = adj.
| Turkey – Турция
red – красный
child – ребенок
| Turkish –турецкий (язык)
redish- красноватый
childish – ребяческий
|
v + ive = adj.
| to elect - избирать
| elective – избирательный, выборный
|
n + ous = adj.
| danger - опасность
| dangerous - опасный
|
n + y = adj.
| wind – ветер
dirt - грязь
| windy - ветреный
dirty - грязный
|
E X E R C I S E S
IV. Образуйте прилагательные от приведенных ниже слов и переведите их. Помните, что от одной основы могут образовываться различные прилагательные. (Таблица 4)
practice – help – to effect –
to create – power – to insist –
artist – period – help –
fame – experiment – cloud –
use – valu(e) – damp –
to break – to resist – wonder –
change – to differ – advantage –
Interpretation of evolution
This book reports the proceedings of a Symposium attended both by mathematicians and biologists in the hope of some useful exchange of ideas. The title is really a misnomer; since only three of the sevenpapers discuss possible difficulties in Neo-Darwinian theory. The remainder are concerned rather with the mathematical information of the theory than with its validity.
It is regrettable that the mathematicians who presented papers were so ill-informedon the current state of biological thought and experimentation. As a result they eitherneglected relevant facts ormerely rediscovered well-known results. Thus Dr. Eden argued that evolutionists explain awaydifficulties by assigning arbitrary values to unknown parameters, such as intensity of selection. In fact, agreat dealis known about the value of such parameters in present-day natural populations, and this certainly influences our view about the value (that) these parameters had in the past.
Примечание:
challenge - основное значение этого слова вызов. В научной литературе оно имеет значение сложная задача, проблема.
Цуканова Лидия Дмитриевна
Английский язык.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ
(образован в 1953 году)
____________________________________________________________
Кафедра иностранных языков
Л.Д. Цуканова
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
Учебно-методические материалы по развитию
словообразовательных навыков у студентов
www.msta.ru
Москва – 2004
УДК 811.111 Англ.
© Цуканова Л.Д. Английский язык. Учебно-методические материалы по развитию словообразовательных навыков у студентов. - М., МГУТУ, 2004
Учебно-методические материалы предназначены для студентов 1 и 2 курсов, всех специальностей, очной и вечерней форм обучения неязыкового вуза.
Данные материалы помогут студентам развить словообразовательные навыки, что способствует самостоятельному определению значений неизученных производных слов при чтении текстов на английском языке без обращения к словарю и, следовательно, расширению словарного запаса студентов. Представлены справочные таблицы основных аффиксальных словообразовательных моделей. Большое внимание уделено суффиксальному словообразованию имен существительных в виду того, что в системе имен группа существительных наиболее многочисленна, другие способы словообразования в основном не представляют трудности в плане семантизации.
Автор: Цуканова Лидия Дмитриевна, к.п.н., доцент
Рецензент: Давыдова Людмила Петровна, профессор
Редактор: Свешникова Н.И.
© Московский государственный университет технологий и управления, 2004
109004, Москва, Земляной вал, 73
Ин.яз.3.22.0604.очн.плн. Ин.яз.3.22.0604.вчр.плн.
Ин.яз.3.22.0605.очн.плн. Ин.яз.3.22.0605.вчр.плн.
Ин.яз.3.22.0606.очн.плн. Ин.яз.3.22.0606.вчр.плн.
Ин.яз.3.22.0608.очн.плн. Ин.яз.3.22.0608.вчр.плн.
Ин.яз.3.22.0611.очн.плн. Ин.яз.3.22.0611.вчр.плн.
Ин.яз.3.22.3510.очн.плн. Ин.яз.3.22.3510.вчр.плн.
Ин.яз.3.22.3513.очн.плн. Ин.яз.3.22.3513.вчр.плн.
Ин.яз.3.22.0204.очн.плн. Ин.яз.3.22.0204.вчр.плн.
Ин.яз.3.22.0211.очн.плн. Ин.яз.3.22.0211.вчр.плн.
Ин.яз.3.22.2102.очн.плн. Ин.яз.3.22.2102.вчр.плн.
Ин.яз.3.22.1706.очн.плн. Ин.яз.3.22.1706.вчр.плн.
Ин.яз.3.22.0702.очн.плн. Ин.яз.3.22.0702.вчр.плн.
Ин.яз.3.22.2202.очн.плн. Ин.яз.3.22.2202.вчр.плн.
Ин.яз.3.22.0135.очн.плн. Ин.яз.3.22.0135.вчр.плн.
Ин.яз.3.22.3117.очн.плн. Ин.яз.3.22.3117.вчр.плн.
Ин.яз.3.22.3511.очн.плн. Ин.яз.3.22.3511.вчр.плн.
Ин.яз.3.22.2701.очн.плн. Ин.яз.3.22.2701.вчр.плн.
Ин.яз.3.22.2703.очн.плн. Ин.яз.3.22.2703.вчр.плн.
Ин.яз.3.22.2704.очн.плн. Ин.яз.3.22.2704.вчр.плн.
Ин.яз.3.22.2705.очн.плн. Ин.яз.3.22.2705.вчр.плн.
Ин.яз.3.22.2707.очн.плн. Ин.яз.3.22.2707.вчр.плн.
Ин.яз.3.22.2708.очн.плн. Ин.яз.3.22.2708.вчр.плн.
Ин.яз.3.22.2710.очн.плн. Ин.яз.3.22.2710.вчр.плн.
Ин.яз.3.22.2712.очн.плн. Ин.яз.3.22.2712.вчр.плн.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Лексические значения префиксов. Таблица 1…………………………… 5
2. Основные суффиксальные словообразовательные
модели существительных. Таблица 2…………………………………….. 6
3. Основные суффиксальные словообразовательные
модели глаголов. Таблица 3……………………………………………….8
4. Основные суффиксальные словообразовательные
модели прилагательных. Таблица 4 ………………………………………9
5. Комплекс тренировочных упражнений………………………………….10
Таблица 1
Лексические значения однозначных префиксов
|
префикс
| Значение префикса
| примеры
|
be –
co –
counter
demi –
en –
hemi –
hyper –
im –
in –
il –
ir –
inter -
non –
mis –
out –
over -
post –
pre –
re –
semi -
super -
under -
| придать качество,
выраженное основой
совместность
противодействие
неполнота
охват, включение внутрь,
привести в состояние
неполнота
чрезмерность
отрицание
отрицание
отрицание
отрицание
взаимодействие
отрицание
ошибочность
превосходство
чрезмерность
последовательность
предшествование
повторяемость
неполнота
чрезмерность
недостаточность
| belittle – умалять, принижать
co-author – соавтор
counteract – противодействовать
demigod – полубог
encage – сажать в клетку
enlarge - увеличивать
hemisphere – полушарие
hypersonic – сверхзвуковой
impossible – невозможный
inaccuracy – неточность
illegal – нелегальный
irresponsible - безответственный
interconnection – взаимная связь
non-smoker – некурящий
misadvise–неправильный совет
outdrive – обогнать
overheat - перегрев
post-war – послевоенный
prepay – платить вперед
rewrite – переписать
semiconductor - полупроводник
superconductive–сверхпроводимый
under-production - недопроизводство
|
Лексические значения многозначных префиксов
|
a –
dis –
sub –
un –
| 1.локальность
2.отрицание
1.отрицание
2.изъятие
1.подразделение
2.локальность
3.недостаточность
1.реверсность
2.изъятие
3.отрицание
| abed – в постели
amoral – аморальный
disgarmony – дисгармония
disbrunch – обрезать ветви
subsection -подсекция
sublunary – подлунный
subsalty – недосоленный
unscrew - отвинчивать
unbar – отодвинуть засов, открыть
unemployment – безработица
unimportant - неважный
|
ОСНОВНЫЕ СУФФИКСАЛЬНЫЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
МОДЕЛИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Таблица 2
МОДЕЛЬ-СХЕМА
| Семантическая
характеристика модели
| Образец
|
n + hood = n
| 1.Качество и состояние
| Widow+-hood=widowhood
|
| 2. Собирательность
| Brother+-hood=brotherhood
|
n + ary = n
| 1.Агентивность
| Mission+-ary=missionary
|
| 2.Локальность: название
коллекций, места
| Gloss+-ary=glossary
Rose+-ary=rosary
|
n + ery/ry = n
| 1.Локальность: место производства, работы
2.Манера поведения с
оттенком пренебрежительности
3.Собирательность
4. Род деятельности
| Dean+-ery=deanery
Cream+-ery=creamery
Clown+-ery=clownery
Parrot+-ry=parrotry
Machine+-ery=machinery
Dentist+-ry=dentistry
|
adj + ity = n
| 1.Качество и состояние
| Equal+-ity=equality
|
adj + ness = n
n + ness = n
| 1.Качество и состояние
- “ -
| Slow+-ness=slowness
child+-ness=childness
|
n + ship = n
| 1.Качество и состояние
2.Род деятельности
3.Собирательность
| Son+-ship=sonship
Writer+-ship=writership
Member+-ship=membership
|
v + ing = n
| 1.Имена действия: акт, …
2.Род занятия,
3.Собирательность
| Boat+-ing=boating
Bathe+-ing=bathing
Sew+-ing=sewing
|
v + ant/ent=n
| 1.Агентивность
| Serve+-ant=servant
Dissolve+-ent=dissolvent
|
v/n+ant/ent=adj
| омонимия:
| Differ+-ent=different
|
n + er = n
a + er = n
v + er = n
| 1.Агентивность:
*деятель по профессии
*уроженец или житель какой-либо местности
*предмет-агент действия
|
Garden+-er=gardener
Village+-er=villager
London+-er=Londoner
Tune+-er=tuner
|
v + ance/ence=n
| 1.Качество и состояние:
абстрактные понятия
2.Имена действия:
акт, результат, процесс
| Insist+-ance=insistance
Emerge+-ence=emergence
Govern+-ance=governance
Coexist+-ence=coexistence
|
v + ancy/ency=n
| 1.Качество и состояние:
абстрактные понятия
| Accept+-ancy=acceptancy
Depend+-ency=dependency
|
v + al = n
| 1.Имена действия:
акт, результат, процесс
| Refuse+-al=refusal
Arrive+-al=arrival
|
n + al=adj
| омонимия:
| Nature+-al=natural
|
v + ment = n
| 1.Имена действия:
акт, процесс, результат
2.Состояние
| Develop+-ment=development
Punish+-ment=punishment
Excite+-ment=excitement
|
v + ee =n
| 1.Агентивность:
пассивный деятель
| Employ+-ee=employee
Deport+-ee=deportee
|
n + ee = n
| 1.Оценочность: уменьшительность
2. Лица вообще
| Boot+-ee=bootee
Dress+-ee=dressee
Town+-ee=townee
|
v + ure = n
| 1.Имена действия:
акт, результат, процесс
| Mix+-ture=mixture
Depart+-ure=departure
|
n + cy = n
| 1.Качество и состояние,
титул
2.Собирательность
| Buncrupt+-cy=buncruptcy
Baronet+-cy=baronetcy
Aristocrat+-cy=aristocracy
|
v + cy = n
| 1. Качество и состояние
| Conspire+-cy=conspiracy
|
a + cy = n
| 1. Качество и состояние
| Legal+-cy=legalcy
|
v + age =n
| 1.Имена действия:
акт, процесс, результат
2.Собирательность
3.Состояние, титул
4.Количество, плата, мера
5.Локальность: жилище
| Cross+-age=crossage
Pack+-age=package
Leaf+-age=leafage
Baron+-age=baronage
Quater+-age=quaterage
Vicar+-age=vicarage
|
n + ian/an=n
| 1.Агентивность:
*Лицо, деятель по
профессии
*Уроженец или житель
какой-либо местности
*Последователь, сторонник какой- либо теории, школы
|
Library+-ian=librarian
Paris+-ian=Parisian
Suburb+-an=suburban
Einstein+-ian=Einsteinian
|
v + tion/ion/ = n
ation
| 1.Имена действия
2.Качество и состояние
| Migrate+-ion=migration
Form+-ation=formation
|
n + let =n
| 1.Оценочность-уменьшительность
2.Название украшений
| Leaf+-let=leaflet
Book+-let=booklet
Neck+-let=necklet
|
n + eer = n
| 1.Агентивность: лица по роду деятельности
| Mountain+-eer=mountaineer
Pamphlet+-eer=pamphleteer
|
n + et =n
| 1.Оценочность-уменьшительность
| Flower+-et=floweret
|
a + et = n
| Название предметов одежды
| Double+-et=doublet
|
n + ette = n
| 1.Оценочность-уменьшительность
2.Значение вещественности -искусственные материалы
3.Агент жен.пола
| Letter+-ette=letterete
Leather+-ette=leatherette
Muslin+-ette=muslinette
Conductor+-ette=conductorette
|
n + ling = n
v + ling = n
a + ling = n
| 1.Агентивность: эмоциональная
оценка с оттенком презрительности,
уменьшительности,
с оттенком пренебрежительности
|
Snake+-ling=snakeling-змееныш
Prince+-ling=princeling-князек
Starve+-ling=starveling-заморыш
Hire+-ling=hireling-наймит
Weak+-ling=weakling-слабачок
|
| | | | |
ОСНОВНЫЕ СУФФИКСАЛЬНЫЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
МОДЕЛИ ГЛАГОЛОВ
Таблица 3
МОДЕЛЬ-СХЕМА
| Семантическая
характеристика модели
| Образец
|
n + ate = v
a + ate = v
| Превращаться в то, на что указывает основа или подвергать воздействию при помощи того, на что указывает основа
| granule – to granulate
гранулировать(ся)
active – to activateактивизировать
|
n + ize = v
a + ize = v
| Использовать, готовить к чему-либо, заниматься чем-либо
Качество и состояние,
обозначенное основой
| winter – to winterize готовить
к зиме
national – to nationalizeнационализировать
|
n + ify = v
a + ify = v
| Производить действие или сделать таким, как обозначено основой
| beauty – to beautifyукрашать
simple –to simplifyупрощать
|
n + en = v
a + en = v
| Использовать то, что обозначено основой для воздействия на предмет
Переход в состояние, указанное основой
|
threat – to threatenугрожать
dark – to darkenзатемнять
|
ОСНОВНЫЕ СУФФИКСАЛЬНЫЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
МОДЕЛИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Таблица 4
МОДЕЛЬ-СХЕМА
| ПРИМЕРЫ
|
v + able (ible) = adj.
n + able(ible) = adj.
| to expect - ожидать
to convert - изменять
comfort –удобство
| expectable– который можно ожидать
convertible– который можно изменять
comfortable –удобный
|
n + al = adj.
n + ic = adj.
| norm – норма
ideology - идеология
| normal – нормальный
ideologic - идеологический
|
n + ant + adj.
v + ant + adj.
| importance- важность
to observe -наблюдать
| important – важный
observant - наблюдательный
|
v + ent + = adj.
| to depend - зависеть
| dependent - зависимый
|
n + ful = adj.
| piece - мир
| pieceful- мирный
|
n + less = adj.
| colour - цвет
form – форма
| colourless– бесцветный
formless –бесформенный
|
n + ish = adj.
| Turkey – Турция
red – красный
child – ребенок
| Turkish –турецкий (язык)
redish- красноватый
childish – ребяческий
|
v + ive = adj.
| to elect - избирать
| elective – избирательный, выборный
|
n + ous = adj.
| danger - опасность
| dangerous - опасный
|
n + y = adj.
| wind – ветер
dirt - грязь
| windy - ветреный
dirty - грязный
|
E X E R C I S E S