Кафедра Международных отношений и политологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра Международных отношений и политологии



Кафедра Международных отношений и политологии

 

 

Н.Ю. Жуковская, Д.Г. Сельцер

 

 

КУРСОВЫЕ И ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ ПО ПОЛИТОЛОГИИ:

НАПИСАНИЕ, ОФОРМЛЕНИЕ, ЗАЩИТА

 

 

Учебно-методическое пособие

для студентов специальности 030201 – «Политология»

 

 

 

Тамбов – 2008
Федеральное агентство по образованию

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

Академия гуманитарного и социального образования

Кафедра Международных отношений и политологии

 

 

Н.Ю. Жуковская, Д.Г. Сельцер

 

 

КУРСОВЫЕ И ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ
ПО ПОЛИТОЛОГИИ:

НАПИСАНИЕ, ОФОРМЛЕНИЕ, ЗАЩИТА

 

 

Учебно-методическое пособие

для студентов специальности 030201 – «Политология»

 

 

 

Тамбов – 2008

УДК 327 ББК 66.0 я75 Ж85   Пособие обсуждено и рекомендовано к печати на заседании кафедры Международных отношений и политологии 27 декабря 2007 г. (протокол № 5).  

 

 

Рецензенты:

доктор политических наук, профессор А.А. Вилков,

доктор политических наук, профессор В.Ф. Пеньков.

 

 

  Ж85 Жуковская Н.Ю., Сельцер Д.Г. Курсовые и дипломные работы по политологии: написание, оформление, защита: учеб.-метод. пособие для студентов специальности «Политология» / Н.Ю. Жуковская, Д.Г. Сельцер; Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008. – 51 с.  

 

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов специальности «Политология». Оно содержит базовые рекомендации по каждому этапу подготовки курсовой и дипломной работ: выбору темы, выделению теории, методов, истории её изучения, составлению библиографии, подбору и обработке источников, написанию и оформлению собственно текста, этапах прохождения преддипломной практики, защите курсовых и дипломного проектов.

УДК 327

ББК 66.0 я75

 

© Жуковская Наталья Юрьевна, 2008

© Сельцер Дмитрий Григорьевич, 2008

© Тамбовский государственный университет

им. Г.Р. Державина, 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение, или Для чего политологу важно всерьез заниматься наукой?........  
Глава 1. Подготовительный этап научного проекта.............  
1.1. Алгоритм научной трансформации студента-политолога..  
1.2. Выбор темы научной работы.........................  
1.3. Формулировка темы научной работы..................  
1.4. Консультирование в процессе написания научной работы.  
Глава 2. Составление библиографии и отбор источников........  
2.1. Составление библиографии..........................  
2.2. Подбор источников.................................  
Глава 3. Работа над текстом научной работы..................  
3.1. Последовательность позиций содержательной части научной работы......................................  
3.2. Логика написания и оформления каждой позиции.......  
3.2.1. Титульный лист................................  
3.2.2. Оглавление (или содержание)....................  
3.2.3. Введение......................................  
3.2.4. Основной текст, состоящий из глав и параграфов....  
3.2.5. Заключение...................................  
3.2.6. Приложение...................................  
3.2.7. Список использованных источников и литературы..  
3.3. С чего начинать написание текста?....................  
Глава 4. Оформление курсовых и дипломных работ............  
4.1. Научно-справочный аппарат.........................  
4.1.1. Цитирование..................................  
4.1.2. Правила оформления сносок.....................  
4.1.3. Правила библиографического описания...........  
4.2. Общие требования к оформлению курсовых и дипломных работ.............................................  
Глава 5. Преддипломная практика и предзащита дипломного проекта  
5.1. Преддипломная практика............................  
5.2. Предзащита........................................  
Глава 6. Защита исследовательских проектов..................  
6.1. Защита курсовой работы.............................  
6.2. Положение об итоговой государственной аттестации выпускников ТГУ им. Г.Р. Державина.......................  
6.3. Защита выпускной квалификационной (дипломной) работы.  
6.4. Критерии внешней рецензии на дипломную работу......  
Приложение..............................................  

ВВЕДЕНИЕ, или

ДЛЯ ЧЕГО ПОЛИТОЛОГУ ВАЖНО

ВСЕРЬЕЗ ЗАНИМАТЬСЯ НАУКОЙ?

 

Уважаемые студенты-политологи!

Перед Вами – учебно-методическое пособие, авторы которого полны желания научить Вас основам написания вузовских квалификационных сочинений по политологии. Если угодно, мы хотим представить Вам азы тактики и техники написания научных текстов. Оговоримся при этом, что мы не сможем рассказать Вам обо всём. Мы попросту не ставим подобной задачи. Смеем думать, однако, что алгоритм научного поиска, его базовые принципы, схема действия, технологии написания текстов квалификационных работ на основе проведенного научного исследования станут Вам понятны.

Наука для политолога, поверьте на слово, совсем не бессмысленное занятие. Что такое научная деятельность для него? Мы полагаем, что главное отличие политолога от специалистов многих предметных областей заключается в том, что для него занятие наукой – это выявление, постановка и тренировка практических, абсолютно полезных и даже необходимых профессиональных качеств. Собрать и систематизировать эмпирическую информацию, определиться с теорией и методами ее анализа, осмыслить ее, вставить полученные результаты в концептуальный каркас, написать аналитическую записку, уметь сделать обобщение, выступить с публичным комментарием, дать совет, прогнозный анализ, – вот это, если максимально обобщить, и есть работа политолога.

Кем могут работать выпускники специальности «Политология»?

· Исследователями политики (исследовательские центры, академические институты, вузы).

· Преподавателями политологии (высшие и средние специальные учебные заведения).

· Политическими консультантами (консалтинговые агентства, статусные персоны).

· Помощниками депутатов (региональные Законодательные Собрания, городские и районные Думы и Советы).

· Политическими экспертами (экспертные фирмы).

· Политическими обозревателями и комментаторами (СМИ).

· Политическими аналитиками (государственные, муниципальные, представительские, финансовые и бизнес-структуры).

· Политическими технологами (избирательные штабы, политические партии).

· Политологами-прикладниками (агентства по политическому мониторингу, банки, финансово-промышленные группы).

· PR-агентами (бизнес структуры разного уровня).

Предвидим скептические улыбки. Не улыбайтесь. Имейте в виду, что, если этого мало или вовсе нет в Тамбове сейчас, то это не значит, во-первых, что этого нет нигде, и, во-вторых, не будет в том же Тамбове. Устойчиво высокий спрос на политологов – современная политическая тенденция любого развитого государства. Старайтесь больше думать о том, что Вы, именно Вы можете предложить в качестве набора аргументов в Вашу пользу. И не просто думать или созерцать, а создавать практическую базу для того, чтобы доказать свою состоятельность и выдержать конкуренцию в профессии.

Аргументов этих, по сути, не так и много. Главные из них следующие: умение системно, глубоко и быстро думать, интересно и ясно писать, убедительно и лаконично говорить. Кроме того, было бы неплохо усвоить навыки общения, обрести психологическую устойчивость, хорошо выглядеть и сохранять здоровье.

Политолог – это та профессия, где человек, если он профессионален, сам создает себе работу, формирует поле собственной деятельности. Помимо всего, кредо политолога – не подстраиваться под обстоятельства, а, напротив, использовать их сообразно своим планам. Сейчас, как никогда ранее, велик заказ на качественных аналитиков, способных думать, заниматься делом. Спрос на вдумчивого политолога – не технолога, а именно аналитика – только возрастает. Систематизация российского политического пространства с усилением роли партий и, как следствие, легального рынка политических действий, резко повышает потребность в мониторинге, прогностическом анализе. А мониторинг и анализ для политолога – это и есть наука. Политолог превращается из деструктивной силы, способной организовать хаос, в конструктивную профессию. Технология может разрушить все, что угодно. Она редко что-то создает. Научный анализ – это, прежде всего, инструмент развития и созидания. «Технологи-чернушники» уже мало кому интересны. Востребованы люди аналитического склада, работающие на позитив.

Обратите внимание, что все вышеперечисленные деятельно-
стные направления напрямую связаны с размышлением, а затем – написанием текстов и, наконец, говорением. Когда Вы что-то придумали (а это, Вы понимаете, тоже не самая простая задача) или выполнили чей-то заказ, Вам предстоит «упаковать» идею в тексты и слова. В политологии наука и практика – всегда рядом. Что такое политический мониторинг? Сфера деятельности? Научная работа? Учебная дисциплина? Ответ, убеждены, таков: и первое, и второе, и третье. Более того, для политолога умение активно думать и прилично писать – непременное условие профессионализма. Исследование научной проблемы с последующим написанием текстов и их защитой – важнейший тренинг.

Очень хочется, чтобы Ваши умения мыслить, писать и говорить проявились еще в университете. Тренировать их можно и нужно на академических занятиях и при подготовке к ним. Вместе с тем, сформироваться, приобрести известный лоск Ваши персональные качества смогут лишь в результате самостоятельной работы, прежде всего – научной. Правильнее сказать так: самостоятельной научной работы. Причем, этого должны захотеть Вы сами. Можно принудить кого-то что-то сделать, и это, уверяем Вас, даст результат. Но тот ли это результат? Вряд ли. Все самые главные шаги в жизни должны сделать Вы сами. В науке – тоже. И чем раньше Вы начнете самостоятельно «шагать», тем лучше.

Предлагаемое пособие не следует рассматривать как универсальное – для любой науки. Оно предназначено для студентов специальности «Политология». Не более того. Но и не менее, поскольку у политологов сложился определенный исследовательский инструментарий, выработались нормы научного поиска, органичные именно этой науке. Политология – состоявшаяся отрасль научного знания, прошедшая стадию институционализации, со своим набором теоретических, методологических и эмпирических возможностей.

Итак…

 

ГЛАВА 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП НАУЧНОГО
ПРОЕКТА

1.1. Алгоритм научной трансформации студента-политолога

Процесс погружения студента-политолога ТГУ им. Г.Р. Державина в самостоятельную научную работу развивается в рамках следующей логики.

В течение всего периода обучения в университете он пишет рефераты, готовит научные доклады в рамках подготовки к семинарам и конференциям, участвует в разнообразных конкурсах (например, ежегодно проводимых избирательной комиссией Тамбовской области, Российской ассоциацией политической науки, ее молодежным отделением), пишет статьи в сборник кафедры Международных отношений и политологии «PRO NUNC: Современные политические процессы».

У работ этого жанра – своя форма написания. Она регулируется в каждом конкретном случае или преподавателем учебной дисциплины, или положением конкурсной комиссии, или редакционной политикой издания. Мы же будем говорить лишь о тех формах студенческой научной работы, где предполагается написание больших текстов – курсовых и дипломных работах, жестко предусмотренных программой подготовки специалиста-политолога. На
3 и 4 курсах, в соответствии с программой обучения, каждый студент пишет по курсовой работе, а по итогам обучения в университете защищает дипломную работу.

Курсовая работа – одна из важных форм обучения студента. В процессе ее выполнения студент приобретает навыки самостоятельной научной деятельности, осваивает современные методы ее ведения, работает с опубликованными источниками и литературой, проводит полевые исследования, обрабатывает их результаты, развивает мышление, аргументацию, формирует объяснительные модели. Курсовая работа, безусловно, является и этапом изучения политологических дисциплин. Цель курсовой работы – углубить, конкретизировать и, самое главное, применить теоретические знания.

В идеале обе курсовые и дипломная работы связаны вполне конкретной логикой, нитями научной преемственности. Выполняя курсовые работы, студент постепенно и последовательно вносит вклад в написание текста диплома.

Дипломная работа является завершением подготовки специалиста высшего учебного заведения. Она представляет собой самостоятельно выполненное студентом изучение актуальных теоретических, методологических и практических политических проблем. Целью подготовки дипломной работы является углубление и систематизация теоретических и практических знаний в области политологии; овладение методикой выполнения эмпирической работы; обобщение и логическая интерпретация эмпирического материала; наконец, обоснование выводов и предложений. При написании дипломной работы важно показать соответствие уровня подготовки выпускника требованиям государственного образовательного стандарта и квалификационной характеристике специальности, что является основанием присвоения ему соответствующей квалификации и выдачи диплома. Кстати говоря, следует понимать и то, что качественная дипломная работа может стать крепким заделом для подготовки, написания и защиты в перспективе кандидатской диссертации в рамках послевузовского образования.

 

Выбор темы научной работы

Выполнение курсовой или дипломной работы начинается с выбора научного руководителя и темы исследования. Преподаватели кафедры предлагают студентам третьего курса список тем. Они весьма разнообразны и отражают широкий спектр научных дисциплин политической науки. Здесь надо иметь в виду следующее.

Во-первых, преподаватели обычно дают рабочие названия тем. В процессе научного поиска они будут уточняться, меняться сообразно обстоятельствам разного рода. На предварительной стадии это скорее даже не темы, а все-таки векторы научного исследования.

Во-вторых, начальный момент – очень важный. Вы идете и к преподавателю, и в направлении своей будущей (в идеале – на три года) научной работы одновременно. Выбирайте тему, имея в виду, чтобы она была Вам интересна. Хотя, это, как показывает практика, не всегда главное. Здесь важно понимать еще два правила, почерпнутые из опыта авторов методического пособия: настоящий интерес приходит только в процессе работы, когда вложен труд, ведется научный поиск с удачами и разочарованиями (1); за выбор темы отвечает все-таки научный руководитель (2). Еще на стадии продумывания собственного списка тем он должен внутренне определиться, насколько темы перспективны в научном смысле, сколь обеспечены источниками и литературой, какой продукт может получиться «на выходе». Именно научный руководитель призван ввести студента в «мир науки», показать перспективу, предложить своему ученику «первые ходы». А вот сколь уверенными и успешными они будут, целиком зависит от студента: его желания, концентрации, целеустремленности, ответственности и способностей.

Итак, выбор темы как магистрального научного направления – это плод совместных усилий преподавателя (его понимания перспективы) и студента (его интуитивного или же вполне осознанного интереса). Ракурс темы может не единожды уточняться с учетом открывающихся реалий. Нередки случаи, когда тема курсовой работы представлялась научному руководителю перспективной в каком-то исследовательском ключе, но проведенное студентом теоретико-методологическое или эмпирическое изыскание открыло новые горизонты. Тогда тема уточняется. Она может меняться и по причине несоответствия ее планки уровню самого студента, его жизненным целям. Известно, что серьезные научные прорывы, а их в самом начале пути вполне могли желать и научный руководитель, и ученик, требуют высокого уровня концентрации последнего на занятии наукой, что далеко не всегда согласуется с его новыми условиями (устройством на работу, хотя бы). Нередко выясняется, что запланированное на стадии продумывания проекта эмпирическое исследование по тем или иным причинам невозможно (или невозможно в полном объеме). А оно замышлялось как ключевое звено дипломной работы. Значит, тема будет скорректирована.

 

Составление библиографии

Начиная работу над темой исследования, с помощью руководителя составьте первичный список литературы. Затем дополните его самостоятельным поиском книг и статей в справочно-библиографическом отделе научных библиотек, их каталогах, сети Интернет. Важно уже на стартовом этапе выявить максимально полный круг литературы, что позволит Вам не пропустить важные во всех отношениях книги и статьи. После проведенного поиска составьте Список использованных источников и литературы (далее – Список). Затем, погружаясь через чтение в тему, Вы будете постоянно выявлять все новые пласты литературы, и Список, следовательно, будет постоянно пополняться. Советуем Вам не забывать делать это систематически. Встретив новую книгу или статью, в тот же день внесите ее полное библиографическое описание в Список. В противном случае Вы рискуете, запамятовав, упустить это.

Прежде чем приступить к изучению темы, надо по возможности четче представить себе, о чем должна идти речь. Говоря научным языком, определить объект и предмет исследования. Типичная ошибка, совершаемая неискушенным исследователем, выявление литературы по узкой теме. Такой литературы может попросту не быть. Надо начать с поиска изданий, дающих представление о месте избранной темы в ряду смежных проблем, ведь уже на этом этапе у Вас начинают вырисовываться узловые вопросы предполагаемой работы, формируется общий взгляд на исследуемый объект[3].

Конкретизируем. Допустим, если рабочее название Вашей темы «Выборы в Законодательные Собрания регионов северо-запада России (2003–2007 гг.)», ищите любую литературу, имеющую отношение к формированию представительских учреждений России. Облегчите поиск, во-первых, привлечением книг и статей по истории выборов в органы представительной власти (по сути, сразу применяя сравнительно-исторический метод); во-вторых, чтением литературы по зарубежному опыту формирования таких учреждений, обратив внимание на страны с транзитарной (переходной) политической системой и не забывая о литературе на иностранных языках (метод сравнительной политологии); в-третьих, расширением географических рамок (это важно для концептуализации и получения представления о том, как похожую задачу решал кто-то другой); в-четвертых, удлинением хронологических границ до всего постсоветского этапа истории России (получится представление о выборах региональных Дум и Собраний в электоральной динамике).

Приступая к работе, не стремитесь с первых же дней открыть что-то новое и неисследованное, «осчастливить человечество» уникальным открытием. Знайте, что совсем неисследованных тем не бывает. Даже в том случае, если Вы изучаете какой-либо политический феномен параллельно с его развитием, несомненно, есть литература по теории, методам, истории (генезису и развитию) изучения типологически схожих процессов в странах Запада, постсоциалистическом (имеем в виду страны Восточной Европы) и постсоветском (страны бывшего СССР) пространствах. Заявления отдельных исследователей «Литература по теме еще не сложилась», «тактично» намекающих таким образом, что они – первооткрыватели, выглядят сомнительно. Такого не бывает никогда. Просто эти «исследователи» ее не выявили. Терпеливо поработайте с каталогами, библиографическими справочниками, указателями, путеводителями, литературой. Изучите их. Фиксируйте все важное, полагаясь на собственную интуицию и советы научного руководителя.

При составлении библиографии постройте работу приблизительно по следующей схеме.

В библиотеке сначала обратитесь к систематическому каталогу, просмотрев каталожные ящики по интересующей Вас проблеме. Не ограничивайтесь разделами, связанными с политологией. Изучите каталоги смежных дисциплин (истории, права, философии, социологии и т.д.). При этом точно и полностью записывайте выходные данные книг. Делая выписки, сразу указывайте полные библиографические данные (см. Главу 4 настоящего издания), страницы, где находятся взятые Вами мысль, суждение или, тем более, данные или цитата. Опыт показывает, что сведения об источниках и литературе удобнее заносить на отдельные карточки или, используя современные возможности, создать электронный каталог темы.

Подробно проработав систематический каталог, отберите наиболее значимые для Вас издания или отдельные статьи, выпишите фамилии авторов и найдите их в алфавитном каталоге. У этих авторов могут быть и другие работы, полезные Вам.

Получив на руки интересующее издание, внимательно работайте со списком используемой в нем литературы и сносками. Выписывайте упоминающиеся фамилии авторов, названия заинтересовавших Вас работ и затем ищите их в алфавитном каталоге[4].

Приблизительно таким же алгоритмом пользуйтесь при работе с периодическими изданиями и Интернетом. При составлении библиографии не забывайте консультироваться с научным руководителем, т.к. на этом этапе Вы еще неважно ориентируетесь в теме. Помните, что полнота библиографии является одним из показателей зрелого и серьезного отношения студента к решению научной задачи.

 

 

Подбор источников

Каждый студент, приступивший к написанию исследовательской работы, должен уметь строго различать источники, на интерпретации которых будет написана работа, и литературу, которая используется при написании работы. Некоторые студенты ошибочно полагают, что под словом «источник» подразумевается любая книга или статья, использованные в работе. Это не так. Монографии, сборники статей, аналитические статьи в периодической печати и т.д. – это оценочная литература. Вы используете ее для того, чтобы получить общую информацию по теме, познакомиться с теми или иными взглядами на проблему, определить направления своего исследования. Но если Вы просто скомпонуете работу из определенного количества (пусть и внушительного) трудов других авторов, это будет компиляция, добротный реферат и не более. Исследовательский компонент работе придают именно источники.

Под источником подразумевается все, что непосредственно отражает изучаемые Вами процессы, явления, события. Это биографические, электоральные, статистические, правовые справочники; сборники соглашений и договоров; материалы государственных и муниципальных органов власти; протоколы заседаний (политических партий, представительных органов, избирательных комиссий); мемуарная и художественная литература. При изучении ряда тем незаменимым источником служит периодическая печать. Если в Вашем исследовании предполагается некая историческая ретроспектива или сведения о политических событиях уже отложились в архивах, то могут быть использованы архивные материалы.

Применительно к тамбовской ситуации заметим, что в Центре документации новейшей истории Тамбовской области (ЦДНИТО) есть фонды общественных организаций («Мемориала», например), отдельных политических партий и политиков (В.В. Давитулиани,
Е.М. Подольского и др.). Фонды Тамбовского обкома, гор- и райкомов партии несут большую информацию по политическим процессам в последние годы существования СССР. Работники Центра разными способами накапливают важную информацию по новейшей политической истории региона, собирая листовки, проводя видео- и аудиозаписи разного рода мероприятий. В Государственном архиве Тамбовской области (ГАТО) информации для политолога значительно меньше, но, например, есть фонд областного Совета созыва 1990 г., силовым образом распущенного в октябре 1993 г. Полагаем возможным использовать и фонды гор- и райисполкомов.

Безусловно, на начальных этапах исследования могут возникать сложности при определении круга источников и работе с ними. Поэтому не забывайте консультироваться с научным руководителем.

Стремитесь к комплексному использованию разнообразных источников и современным методикам их обработки (через количественные методы, например). Это обеспечит глубину и основательность раскрытия темы. Подробно об этих возможностях Вы узнаете в курсах «Политический анализ и прогнозирование», «Методы политологического исследования», «Политический мониторинг» и др. При этом не упускайте возможности консультироваться с преподавателями этих предметов на предмет того, как те или иные возможности (исследовательская техника, метод, подход и пр.) могут быть применены в Ваших темах. Это нормально. Именно для этого и преподаются предметы такого рода.


Титульный лист

Титульный лист (см. образцы оформления титульного листа в Приложении) содержит необходимые сведения об учебном заведении, где выполнена работа, ее авторе, научном руководителе, точное название темы, год выполнения. Нумерация страниц ведется с титульного листа, но на нем цифра не ставится.

 

3.2.2. Оглавление (или содержание)

После ознакомления с первоначальным кругом источников студент составляет план курсовой/дипломной работы и согласовывает его с научным руководителем. Этот план, по мере накопления материала, может быть в дальнейшем уточнен, дополнен и даже изменен. Окончательный вариант плана составляется, когда определены все методологические подходы, и Вы точно знаете, что и какими способами будете делать.

План – логическая основа работы, он позволяет систематизировать собранный материал. Названия параграфов формулируются таким образом, чтобы тема была раскрыта полно и последовательно. Каждый параграф раскрывает часть общей темы. Следует избегать смыслового, текстуального дублирования параграфов и формулировок, не совпадающих с логическими границами исследования.

Возможно использование различных принципов построения плана. Наиболее часто используемыми являются хронологический (временной) и тематический (проблемный) планы. Если избран хронологический принцип, то определенному временному отрезку, как правило, посвящается отдельный параграф. Тематический принцип предполагает структуру, при которой параграфы будут посвящены отдельным проблемам или вопросам темы.

Составление плана курсовой и дипломной работы целесообразно начать с развернутого черновика, в который можно включить подробный перечень раскрываемых вопросов. По мере сбора материала станет ясно, какие из подпунктов удастся изложить подробно, а какие лучше объединить. Над окончательным вариантом нужно поработать очень тщательно. Члены Государственной экзаменационной комиссии, не читавшие работу, составляют мнение о ней на основе знакомства с планом, введением и заключением. Введение и заключение на параграфы не разбиваются. План должен быть похож на оглавление научной монографии.

В курсовых и дипломных работах слово «план» не употребляется. Используются названия «оглавление» и «содержание». Хотя, конечно, оба понятия – это модификации обычного плана, но более сложные и академически выстроенные.

Оглавление – это план, где основной текст разделяется на главы и параграфы.

Содержание – упрощенный вариант оглавления, когда основной текст разделяется на главы без разбиения их на параграфы.

В дипломной работе возможно только оглавление; в курсовой работе допускается не разбивать главы на параграфы.

Оглавление/содержание помещаются вслед за титульным листом. В тексте это всегда лист под номером 2. Все заголовки и подзаголовки оглавления должны быть написаны в той же последовательности и в той же форме, что и в тексте работы. Против каждого пункта оглавления проставляются страницы начала главы/параграфа.

Существует большое количество вариантов оформления оглавления. Однако далеко не все они уместны для использования в дипломной, а тем более – курсовой работе. Наиболее оптимальным вариантом оглавления для работ подобного типа является следующий.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение  
Глава 1. [Название]  
1.1. [Название]  
1.2. [Название]  
1.3. [Название]  
Глава 2. [Название]  
2.1. [Название]  
2.2. [Название]  
Глава 3. [Название]  
3.1. [Название]  
3.2. [Название]  
Заключение  
Приложение  
Список использованных источников и литературы  

 

Разумеется, в оглавлении-образце приведены страницы «ниоткуда». В Ваших работах страницы оглавления должны совпадать со страницами из текста. И, конечно, в оглавлении показан принцип, не более. Глав может быть более трех. Количество параграфов в главах также может варьироваться. И, как Вы заметили, литеры (нумерацию слева) имеют только главы и параграфы. Титульный лист, оглавление, заключение, список использованных источников и литературы не пронумерованы.

 

Введение

Введение должно кратко представлять Вашу работу. Оно призвано сфокусировать интерес к ней и рассказать, что и как сделано. Введение содержит следующие структурные элементы:

Актуальность темы исследования. Здесь Вы показываете, почему Ваша тема может и должна быть изучена. Задача решается разными путями, но довольно частое объяснение «Тема актуальна, поскольку слабо изучена» представляется нам явно недостаточным. Набор аргументов должен быть существенно иным. Для политологов, нам представляется, система доказательств актуальности темы должна развиваться в триаде: актуальность научная (исследовательская), актуальность практическая (политическая), актуальность познания (теоретико-методологическая). Актуальность выбранной темы, следовательно, определяется ее важностью для науки, политики, общества и социального знания. Обоснованностью обращения студента к теме может считаться наличие пробелов в изучении значимых проблем политики, изменения в динамике тех или иных процессов, политических отношений, общественная потребность в разработке темы и др.

Степень научной разработанности темы. В этой части важно дать общий анализ литературы, обозначить направления научных работ и выявить историографические тренды прошлого, настоящего и будущего. Что сделано до Вас? На каком этапе развития темы к ней подключаетесь Вы? Надо вовлечь в анализ историографические работы, подумать, что сделано Вашими предшественниками в смысле обобщения теории, методов изучения, вовлечения эмпирической базы. Здесь не надо демонстрировать знание каждой книги или статьи. Требуется другое: обобщение, обозначение места работ по проблеме в ряду других проблем и наук, соотнесение достижений отечественной политологии с заслугами зарубежной. В этой части введения не следует уходить в теорию. Требуется выделить доминирующие исследовательские направления, указать фамилии ученых, внесших вклад в их формирование и развитие.

Одним словом, должен быть дан системный анализ того, что сделано. Перечислять отдельные работы не надо. Обзор должен быть построен по тематическому признаку. Главная задача обзора литературы: показать, как изучалась данная проблема, почему она вызывала интерес или, наоборот, исследована недостаточно. В обзоре выделяются основные концепции, точки зрения на проблему, раскрываются методологические установки, характеризуется трансформация источниковой базы. И, конечно, исключительно важно отметить наличие дискуссионных оценок и дать свое отношение к ним.

Понимайте и объективные сложности своего положения. В Тамбове можно выявить литературу по теме, но прочитать ее, находясь здесь, даже используя ресурсы библиотек, очень непросто. Минимизировать сложности можно разными путями.

Во-первых, поиском нужных книг и статей в системе Интернет.

Во-вторых, через воссоздаваемый ныне межбиблиотечный абонемент.

В-третьих, при случае очень неплохо хотя бы неделю поработать в одной из столичных библиотек (РГБ, РГИБ, ИНИОН РАН, РНБ в СПб. и др.).

В-четвертых, Ваш стратегический недостаток (отсутствие столичных возможностей) компенсируется другим обстоятельством. Полагаем, что выбором темы с широким набором эмпирических задач Вы можете резко сократить дистанцию между исследователем и объектом изучения. Большим упором в эмпирические исследования Вы сделаете работу объективно сильнее.

В-пятых, задача состоит не в том, чтобы проанализировать все опубликованные работы. Вы строите обзор по проблемному признаку и должны стремиться выделить, о чем уже говорилось, центральные, магистральные исследовательские направления, обозначить веховые работы.

В заключительной части обзора литературы подводятся итоги изучения проблемы и в этом свете формулируются цель и задачи дипломной или курсовой работы.

Цель работы определяется ее конечным результатом; словом, тем, чего хотел достичь автор. Как правило, формулировка цели соотносится с названием работы.

Проиллюстрируем это на примере диссертации одного из авторов пособия. Тема диссертации – «Политическая трансформация номенклатурной организации власти в России (субрегиональный уровень, 1985–2005 гг.)». Автор сформулировал цель диссертации следующим образом: выяснить, какие изменения и под влиянием каких факторов претерпели номенклатурная организация власти, номенклатурная система и сама номенклатура в позднесоветское время, сколь преемственна постсоветская организация власти по отношению к номенклатурной, как в современную логику политического процесса вписалась номенклатура КПСС и кто ее замена.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.96 (0.065 с.)