Инкрустация фигурными вставками заподлицо. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инкрустация фигурными вставками заподлицо.



Рис. 1. Виды наковален.

Инкрустация делится на два основных вида: плоскую и рельефную. В плоской инкрустации все ее вставные элементы находятся заподлицо с поверхностью изделия, в то время как у рельефной они несколько выступают, образуя небольшие бугорки. В одном изделии возможно сочетание этих двух видов насечки. Подобное изделие — щипцы для раскалывания орехов, выполненные в XVIII веке тульскими мастерами, хранится в Историческом музее в Москве. Небольшое изделие украшено двумя видами насечки, отличается органической связью с украшением.

Поскольку плоская насечка более проста в исполнении, с нее и следует начинать осваивать приемы работы. Нет необходимости сразу же пытаться украсить какое-то конкретное изделие. Прежде всего нужно понять сущность техники. Небольшие кусочки металла толщиной но менее 3 мм вполне пригодны для упражнений. Нанесите на сталь или бронзу простой рисунок. Положите стальную пластину на наковальню и установите зубильце на контур рисунка. Нанесите по нему несколько сильных и равномерных ударов. Как только зубило войдет в металл примерно на глубину 0,5—0,8 мм, зубильце нужно передвинуть, вновь нанести такое же число равномерных ударов. При этом зубило войдет в металл на ту же глубину, что и в первом случае. Таким образом, полученное углубление в металле будет иметь на всем протяжении одинаковую глубину. На первых порах число ударов можно подсчитать. В дальнейшем необходимость в этом отпадет, так как основным ориентиром будет ритмическое постукивание, за которым мастер ведет контроль как бы автоматически, не задумываясь над этим, так как все его внимание должно быть уделено точной и плавной стыковке получаемых зубилом углублений.

При погружении зубильца или чекана в металл образуются не только углубления. Часть металла под действием клина вытесняется и приподнимается по краям канавки над инкрустируемой поверхностью. Приподнятые острые кромки металла называют гартом или облоем. Облой используют для закрепления металлических вставок. После проковки инкрустируемой поверхности они зажимают вставленную в канавке проволоку. Но такое крепление не очень прочное, так как после шлифовки и полировки часть прокованного облоя снимается. Чтобы повысить прочность вставных элементов инкрустации, на дне канавки насекают острым зубильцем дополнительно две канавки (рис. 2). Одну канавку делают с наклоном вправо, другую — влево. Обработанные таким образом углубления в сечении будут представлять собой расширяющийся книзу трезубец. Забитый в такое углубление мягкий металл благодари этому прочно соединится с основой.

Рис. 2. Формирование канавки с помощью зубильца или чекана (а) и нанесение дополнительных бороздок зубильцем (б).

Есть и другой способ дополнительного крепления элементов вставок в углублениях. Дно канавки насекают сечкой с остроотточенной рабочей частью, имеющей в сечении четырехугольник или треугольник. При такой обработке на дне канавки образуются углубления с облоем в виде острых заусениц. При выполнении этой операции сечку наклоняют то в одну, то в другую сторону относительно поверхности обрабатываемого изделии.

Углубления под инкрустацию на небольших металлических предметах могут быть выполнены гравировальными инструментами. Обычно этот способ выбирают в тех случаях, когда имеется навык работы с ними (рис. 3).

Рис. 3. Вырезание канавок гравировальными инструментами:
а — гравирование шпицштихелем;
б — выполнение канавок фляхштихелем и болтштихелем;
в — скашивание стенок шпицштихелем.

Контурная и обронная гравировки, имеющие при гравировании самостоятельное значение, здесь становятся первой подготовительной стадией инкрустирования. Но выполненная резцами или гравировальными зубильцами гравировка требует дополнительной обработки, В контурных углублениях с помощью шпицштихеля скашивают с одной и другой стороны стенки так, чтобы в сечении вместо прямоугольника была трапеция. Стенки углублений скашивают также в других гнездах-углублениях, имеющих самую различную конфигурацию, например, лепестка, цветка, всевозможных геометрических фигур.

Контурную резьбу, предназначенную специально для инкрустирования, можно выполнять сразу шпицштихелем, ориентируясь на линии рисунка, нанесенного на поверхность металла. Все линии рисунка гравируют шпицштихелем так, чтобы полотно клинка было наклонно под небольшим углом вправо. Затем, ориентируясь на тот же контур и держа штихель под тем же наклоном, гравируют в обратном направлении. Если посмотреть на полученную канавку в сечении — она будет похожа на ласточкин хвост.

Заполняются гнезда-углубления металлическими вставками. Старые мастера для инкрустирования изделий из бронзы и железа применяли не только золото и серебро, но и другие металлы. В первом тысячелетии до н. э., когда железо было большой редкостью, бронзовые изделия инкрустировали вставками из железа. В. И. Даль, большой знаток всевозможных ремесел, упоминает о том, что «в Сибири делают и медную насечку, насекая медной проволокой винтовки». Разумеется, это была насечка медью по железу, точнее, по стали, из которой изготовляются обычно металлические части винтовки. При обучении технике насечки кубачинские мастера вместо серебра использовали алюминий, а вместо золота — латунь, только после этого они доверяли успешно усвоившим мастерство драгоценные металлы. Старые мастера порой говорили: «У хорошего мастера и латунное изделие дороже золотого». Итак, для насечки можно использовать самые разные простые металлы и сплавы: железо, медь, латунь, алюминий, олово, свинец, мельхиор, нейзильбер и другие. Важно соблюдать одно условие: металл для вставок должен быть мягче, чем тот, из которого изготовлено инкрустируемое изделие.

 

Насечка заподлицо.

Если гнезда под инкрустацию выполнены на стальном предмете, для насечки можно использовать медную или латунную проволоку.

Вместо проволоки применяют также нарезанные из листового металла узкие полоски с прямоугольным сечением. Всевозможные фигурные вставка вырезают из листового металла, толщина которого должна соответствовать глубине вырубленного в металле гнезда. Проволоку и пруток отжигают на огне до красного каления.

Работа по заполнению углублений, выполненных чеканом, зубильцами и гравировальными инструментами (рис. 4), идет в следующей последовательности. Проволоку или пруток постепенно вколачивают в углубления легкими ударами молотка с полированным бойком. Когда все углубления будут заполнены до конца, более сильными ударами молотка выступающие элементы инкрустации проковывают так, чтобы они оказались заподлицо с поверхностью инкрустируемого предмета. Мягкий металл вставок, как пластилин, заполнит прорезанные и выбитые в металле углубления, заклинившись в них так, что выковырить их можно, только разрушив инкрустацию. Большое значение для прочного сцепления металлов имеют заусеницы на дне углублений. Они врезаются в мягкий металл вставок, затем загибаются — и эти крючки надежно удерживают элементы вставок. Ту же роль заусеницы, полученные с помощью острых сечек, играют при инкрустировании плоскими фигурными вставками, розетками, лепестками, бутонами, фигур человека и животных. На дно гнезда, вырубленного в изделии по форме вставного элемента, насекаются канфарником под разными углами углубления.

Рис. 4. Инструменты и последовательность насечки заподлицо контурных линий:
1 — зубильце (вид спереди и сбоку), канфарник с различными сечениями рабочей части;
2 — прорубание канавок зубильцем;
3 — нанесение заусениц в канавке;
4 — вколачивание проволоки в канавку.

 

Рельефная насечка.

Для рельефной насечки углубления (канавки и гнезда) выполняются так же, как и для плоской насечки. При этом важное значение имеет облой, возникающий по краям углублений.

Один из способов получения углублений с помощью чеканов для рельефной инкрустации заключается в том, что вначале их наносят острым клинообразным чеканом. Затем узкую часть канавки расширяют чеканом, имеющим плоский боек (рис. 6).

Рис. 6. Выполнение рельефной насечки с помощью чеканов:
а — получение канавки чеканом с клиновидным бойцом;
б — проработка канавки чеканом с плоским бойком;
в, г — эачеканивание вставок.

При инкрустировании линейных элементов применяют проволоку, имеющую овальное сечение. Чтобы ее получить, слегка провальцовывают или проковывают молотком обычную проволоку с круглым сечением. Ширина узкой стороны провальцованной проволоки должна быть такой, чтобы она легко входила в предназначенное ей углубление. Вместо проволоки можно использовать полоски, нарезанные из листового металла.

В подготовленные канавки проволоку укладывают узкой стороной так, чтобы она возвышалась над поверхностью инкрустируемого изделия. Затем с одной и другой стороны канавки слегка проковывают облой (заусеницы). С их помощью вставка из проволоки удерживается, подобно камню в оправе. Получившиеся рельефные выступы имеют пока что недостаточно четкую форму. Чтобы рельефным выступам придать более четкую форму, используют чекан, боек которого имеет вогнутую поверхность. Наряду с линиями и плоскими вставками на металл можно наносить выпуклые точки. В орнаментальной или сюжетной композиции их можно использовать при решении самых разных декоративных задач.

В сочетания с линиями они могут образовывать простейший так называемый узор в полосе. Кроме того, заполняя ими определенные участки инкрустации, можно разнообразить ее, усилить декоративную выразительность. Чтобы получить круглую точку, в металле делают углубление чеканом с коническим бойком. При этом образуется по краям облой в виде приподнятой бороздки. В полученное углубление вставляют конец проволоки и обрезают ножницами на уровне облоя. Чтобы вставка не выпала, облой слегка подчеканивают молотком. Затем берут чекан с бойком, имеющим небольшое сферическое углубление. С его помощью точку зачеканивают. При этом образуется бугорок со вставкой посередине, имеющий правильную сферическую поверхность.

Фигурные вставки для рельефной инкрустации вырезают или выпиливают из металлического листа, толщина которого должна быть несколько больше, чем глубина предназначенного для нее гнезда. Вставляют в гнездо и молотком проковывают по краям облой. Затем, если это входит в художественный замысел, наносят на вставку гравировку либо выполняют рельефную резьбу. Выступающие элементы шлифуют и полируют. Следует заметить, что в отличие от низкой инкрустации шлифовку и полировку выполняют очень осторожно. Углубленные же места должны быть отполированными заранее, еще до того, как па нее будут нанесены контуры вспомогательного рисунка.

 

Высокая насечка, при которой отпадает необходимость вырубать под накладку гнезда. В этом случае вырезанный из латуни или меди элемент орнамента накладывается на предварительно насеченную поверхность и проковывается (рис. 7).

Рис. 7. Последовательность выполнения высокой насечки:
1 — насекание заусениц;
2 — проковка накладки;
3 — обработка накладки резьбой;
внизу — латунный ключ с алюминиевой насечкой и стальной значок с латунной насечкой.

Чтобы защитить изделие из стали, украшенное инкрустацией, от коррозии, его нередко патинируют. Тульские и кубачинские оружейники широко применяли воронение. И не только для того, чтобы защитить сталь от ржавчины, а еще и потому, что иссиня-черный фон усиливает выразительность золотой насечки и подчеркивает красоту драгоценного металла. На темном вороненом фоне элементы насечки становятся более контрастными. При тонировании стали можно использовать также цвета побежалости, возникающие на поверхности металла при нагревании. Если инкрустированное латунью стальное изделие нагреть паяльной лампой до определенной температуры, оно приобретет иссиня-черный цвет, а латунь покроется лишь едва уловимым золотистым налетом. Внешне инкрустация будет напоминать золотую насечку. Не следует подвергать термическому патинированию изделия, инкрустированные оловом, свинцом и алюминием, поскольку они имеют вязкую температуру плавления. Для тонирования наделяй, инкрустированных этими металлами, следует применять химический способ патинирования. Но нужно подобрать такие патинирующие составы, которые бы изменили цвет фона, но не вступили в реакцию с металлом вставок..

Как сделать накладной рисунок из дерева.

В работе резчика иногда возникает необходимость в изготовлении выпуклого накладного рисунка или автографа на изделии. Он выполнен контрастными объемными буквами и линиями, выступающими над фоном. Техника таких работ сродни мозаичным работам и инкрустации, заключается она в следующем. На отделанный фон, до покрытия его лаком, карандашом (можно через копировальную бумагу) наносят рисунок и проклеивают его клеем, хорошо проникающим в поры древесины. Затем сверлом диаметром чуть меньшим толщины требуемых линий с помощью бормашины по всему рисунку просверливают гнезда глубиной 3— 4 мм. Перемычки между гнездами не должны превышать толщиной линий рисунка. Предварительным проклеиванием предотвращают выкрашивание древесины в тонких перемычках между гнездами. Для рисунка выбирают породу, по цвету контрастирующую с фоном. Торцевой срез древесины высотой около 8—10 мм раскалывают на дощечки толщиной в линию рисунка с припуском на обработку. С помощью ножа-косяка дощечки с одной стороны заостряют на шпильки, очень похожие на те, которые применяются в сапожном деле. Шпильки забивают на клею в гнезда рисунка, следя за тем, чтобы стороны их совпадали с направлением линий рисунка. После просушивания промежутки между шпильками заполняют незаостренными шпильками также на клею.

Где применяют инкрустацию.

Инкрустация применяется для украшения предметов прикладного искусства. Широко известны инкрустированные металлом деревянные кувшины и сосуды, сделанные руками мастеров аула Унуцкуль в Дагестане. Причудливые растительные орнаменты и приемы мастерства там передаются из рода в род. А кто не видел палок из южных пород дерева, инкрустированных рисунком из металлической проволоки? Известны работы русских, китайских и японских мастеров, чьи инкрустации перламутром на темном фоне лака напоминают искусно написанные натюрморты. Способы инкрустации приведены в книге И. В. Лямина «Декоративные работы по дереву».

Сочетание металла с деревом вполне правомерно. Однако для такого соединения требуется большая тщательность. Жесткое крепление накладных металлических деталей на недостаточно просушенную деревянную основу приводит к ее короблению.

Какие требования предъявляют к рисунку для инкрустации.

Инкрустация выполняется путем врезания в древесину деталей рисунка из недревесных материалов. Вырезать в древесине гнездо с тонкими перегородками трудно. Поэтому рисунок для инкрустации должен быть лаконичным, выразительным, без излишних деталей. Вторым важнейшим требованием к рисунку для инкрустации является соответствие его размеров размерам изделия. Рисунок должен органически вписываться в изделие, своими размерами не «давить» его, но и не должен быть слишком маленьким.

Рис. 1. Виды наковален.

Инкрустация делится на два основных вида: плоскую и рельефную. В плоской инкрустации все ее вставные элементы находятся заподлицо с поверхностью изделия, в то время как у рельефной они несколько выступают, образуя небольшие бугорки. В одном изделии возможно сочетание этих двух видов насечки. Подобное изделие — щипцы для раскалывания орехов, выполненные в XVIII веке тульскими мастерами, хранится в Историческом музее в Москве. Небольшое изделие украшено двумя видами насечки, отличается органической связью с украшением.

Поскольку плоская насечка более проста в исполнении, с нее и следует начинать осваивать приемы работы. Нет необходимости сразу же пытаться украсить какое-то конкретное изделие. Прежде всего нужно понять сущность техники. Небольшие кусочки металла толщиной но менее 3 мм вполне пригодны для упражнений. Нанесите на сталь или бронзу простой рисунок. Положите стальную пластину на наковальню и установите зубильце на контур рисунка. Нанесите по нему несколько сильных и равномерных ударов. Как только зубило войдет в металл примерно на глубину 0,5—0,8 мм, зубильце нужно передвинуть, вновь нанести такое же число равномерных ударов. При этом зубило войдет в металл на ту же глубину, что и в первом случае. Таким образом, полученное углубление в металле будет иметь на всем протяжении одинаковую глубину. На первых порах число ударов можно подсчитать. В дальнейшем необходимость в этом отпадет, так как основным ориентиром будет ритмическое постукивание, за которым мастер ведет контроль как бы автоматически, не задумываясь над этим, так как все его внимание должно быть уделено точной и плавной стыковке получаемых зубилом углублений.

При погружении зубильца или чекана в металл образуются не только углубления. Часть металла под действием клина вытесняется и приподнимается по краям канавки над инкрустируемой поверхностью. Приподнятые острые кромки металла называют гартом или облоем. Облой используют для закрепления металлических вставок. После проковки инкрустируемой поверхности они зажимают вставленную в канавке проволоку. Но такое крепление не очень прочное, так как после шлифовки и полировки часть прокованного облоя снимается. Чтобы повысить прочность вставных элементов инкрустации, на дне канавки насекают острым зубильцем дополнительно две канавки (рис. 2). Одну канавку делают с наклоном вправо, другую — влево. Обработанные таким образом углубления в сечении будут представлять собой расширяющийся книзу трезубец. Забитый в такое углубление мягкий металл благодари этому прочно соединится с основой.

Рис. 2. Формирование канавки с помощью зубильца или чекана (а) и нанесение дополнительных бороздок зубильцем (б).

Есть и другой способ дополнительного крепления элементов вставок в углублениях. Дно канавки насекают сечкой с остроотточенной рабочей частью, имеющей в сечении четырехугольник или треугольник. При такой обработке на дне канавки образуются углубления с облоем в виде острых заусениц. При выполнении этой операции сечку наклоняют то в одну, то в другую сторону относительно поверхности обрабатываемого изделии.

Углубления под инкрустацию на небольших металлических предметах могут быть выполнены гравировальными инструментами. Обычно этот способ выбирают в тех случаях, когда имеется навык работы с ними (рис. 3).

Рис. 3. Вырезание канавок гравировальными инструментами:
а — гравирование шпицштихелем;
б — выполнение канавок фляхштихелем и болтштихелем;
в — скашивание стенок шпицштихелем.

Контурная и обронная гравировки, имеющие при гравировании самостоятельное значение, здесь становятся первой подготовительной стадией инкрустирования. Но выполненная резцами или гравировальными зубильцами гравировка требует дополнительной обработки, В контурных углублениях с помощью шпицштихеля скашивают с одной и другой стороны стенки так, чтобы в сечении вместо прямоугольника была трапеция. Стенки углублений скашивают также в других гнездах-углублениях, имеющих самую различную конфигурацию, например, лепестка, цветка, всевозможных геометрических фигур.

Контурную резьбу, предназначенную специально для инкрустирования, можно выполнять сразу шпицштихелем, ориентируясь на линии рисунка, нанесенного на поверхность металла. Все линии рисунка гравируют шпицштихелем так, чтобы полотно клинка было наклонно под небольшим углом вправо. Затем, ориентируясь на тот же контур и держа штихель под тем же наклоном, гравируют в обратном направлении. Если посмотреть на полученную канавку в сечении — она будет похожа на ласточкин хвост.

Заполняются гнезда-углубления металлическими вставками. Старые мастера для инкрустирования изделий из бронзы и железа применяли не только золото и серебро, но и другие металлы. В первом тысячелетии до н. э., когда железо было большой редкостью, бронзовые изделия инкрустировали вставками из железа. В. И. Даль, большой знаток всевозможных ремесел, упоминает о том, что «в Сибири делают и медную насечку, насекая медной проволокой винтовки». Разумеется, это была насечка медью по железу, точнее, по стали, из которой изготовляются обычно металлические части винтовки. При обучении технике насечки кубачинские мастера вместо серебра использовали алюминий, а вместо золота — латунь, только после этого они доверяли успешно усвоившим мастерство драгоценные металлы. Старые мастера порой говорили: «У хорошего мастера и латунное изделие дороже золотого». Итак, для насечки можно использовать самые разные простые металлы и сплавы: железо, медь, латунь, алюминий, олово, свинец, мельхиор, нейзильбер и другие. Важно соблюдать одно условие: металл для вставок должен быть мягче, чем тот, из которого изготовлено инкрустируемое изделие.

 

Насечка заподлицо.

Если гнезда под инкрустацию выполнены на стальном предмете, для насечки можно использовать медную или латунную проволоку.

Вместо проволоки применяют также нарезанные из листового металла узкие полоски с прямоугольным сечением. Всевозможные фигурные вставка вырезают из листового металла, толщина которого должна соответствовать глубине вырубленного в металле гнезда. Проволоку и пруток отжигают на огне до красного каления.

Работа по заполнению углублений, выполненных чеканом, зубильцами и гравировальными инструментами (рис. 4), идет в следующей последовательности. Проволоку или пруток постепенно вколачивают в углубления легкими ударами молотка с полированным бойком. Когда все углубления будут заполнены до конца, более сильными ударами молотка выступающие элементы инкрустации проковывают так, чтобы они оказались заподлицо с поверхностью инкрустируемого предмета. Мягкий металл вставок, как пластилин, заполнит прорезанные и выбитые в металле углубления, заклинившись в них так, что выковырить их можно, только разрушив инкрустацию. Большое значение для прочного сцепления металлов имеют заусеницы на дне углублений. Они врезаются в мягкий металл вставок, затем загибаются — и эти крючки надежно удерживают элементы вставок. Ту же роль заусеницы, полученные с помощью острых сечек, играют при инкрустировании плоскими фигурными вставками, розетками, лепестками, бутонами, фигур человека и животных. На дно гнезда, вырубленного в изделии по форме вставного элемента, насекаются канфарником под разными углами углубления.

Рис. 4. Инструменты и последовательность насечки заподлицо контурных линий:
1 — зубильце (вид спереди и сбоку), канфарник с различными сечениями рабочей части;
2 — прорубание канавок зубильцем;
3 — нанесение заусениц в канавке;
4 — вколачивание проволоки в канавку.

 

Инкрустация фигурными вставками заподлицо.

Из листового металла вырезают ножницами или выпиливают лобзиком фигурную вставку, например, в форме лепестка. Края слегка скашивают, опилив их напильниками и надфилями. Затем вставку слегка выколачивают с одной стороны выколоточным молотком со сферическим бойком. Выколотку можно выполнить иначе: молотком с плоской полированной поверхностью на чекане с шаровидным бойком. Если инкрустация выполняется на объемном изделии, например, имеющем цилиндрическую поверхность, то вставку еще и изгибают так, чтобы се изгиб соответствовал изгибу цилиндра.

Приложив вставку к инкрустируемой поверхности выпуклой стороной вверх, обводят ее стальной чертилкой. Ориентируясь на прочерченные контуры, вырубают зубильцами гнездо (рис. 5). Глубина гнезда должна соответствовать толщине вставки. Стенки его скашивают внутрь под тем же углом, что и края вставки. Дно гнезда насекают сечкой или канфарником, вбивая их в металл под разными углами. Вложенную в гнездо вставку проковывают сильными ударами молотка с плоским полированным бойком. При этом вставка выпрямляется, края плотно соединяются со скошенными стенками гнезда. Одновременно заусеницы входят в мягкий металл вставки, сгибаются и удерживают его. словно крючками. Часть металла вставки впрессовывается в углубления, полученные канфарниками. Поверхность готовой инкрустации выравнивают с помощью шабера, а затем шлифуют и полируют. Если необходимо на готовом изделии сохранить натуральные цвета металлов, на его полированную поверхность наносят тонкий слой прозрачного лака, который предохраняет их от окисления.

Рис. 5. Последовательность насечки заподлицо вставки из листового металла:
1 — прорубание канавки по контуру;
2 — выравнивание гнезда;
3 — насекание заусениц на дно гнезда;
4 — вколачивание вставки.

 

Рельефная насечка.

Для рельефной насечки углубления (канавки и гнезда) выполняются так же, как и для плоской насечки. При этом важное значение имеет облой, возникающий по краям углублений.

Один из способов получения углублений с помощью чеканов для рельефной инкрустации заключается в том, что вначале их наносят острым клинообразным чеканом. Затем узкую часть канавки расширяют чеканом, имеющим плоский боек (рис. 6).

Рис. 6. Выполнение рельефной насечки с помощью чеканов:
а — получение канавки чеканом с клиновидным бойцом;
б — проработка канавки чеканом с плоским бойком;
в, г — эачеканивание вставок.

При инкрустировании линейных элементов применяют проволоку, имеющую овальное сечение. Чтобы ее получить, слегка провальцовывают или проковывают молотком обычную проволоку с круглым сечением. Ширина узкой стороны провальцованной проволоки должна быть такой, чтобы она легко входила в предназначенное ей углубление. Вместо проволоки можно использовать полоски, нарезанные из листового металла.

В подготовленные канавки проволоку укладывают узкой стороной так, чтобы она возвышалась над поверхностью инкрустируемого изделия. Затем с одной и другой стороны канавки слегка проковывают облой (заусеницы). С их помощью вставка из проволоки удерживается, подобно камню в оправе. Получившиеся рельефные выступы имеют пока что недостаточно четкую форму. Чтобы рельефным выступам придать более четкую форму, используют чекан, боек которого имеет вогнутую поверхность. Наряду с линиями и плоскими вставками на металл можно наносить выпуклые точки. В орнаментальной или сюжетной композиции их можно использовать при решении самых разных декоративных задач.

В сочетания с линиями они могут образовывать простейший так называемый узор в полосе. Кроме того, заполняя ими определенные участки инкрустации, можно разнообразить ее, усилить декоративную выразительность. Чтобы получить круглую точку, в металле делают углубление чеканом с коническим бойком. При этом образуется по краям облой в виде приподнятой бороздки. В полученное углубление вставляют конец проволоки и обрезают ножницами на уровне облоя. Чтобы вставка не выпала, облой слегка подчеканивают молотком. Затем берут чекан с бойком, имеющим небольшое сферическое углубление. С его помощью точку зачеканивают. При этом образуется бугорок со вставкой посередине, имеющий правильную сферическую поверхность.

Фигурные вставки для рельефной инкрустации вырезают или выпиливают из металлического листа, толщина которого должна быть несколько больше, чем глубина предназначенного для нее гнезда. Вставляют в гнездо и молотком проковывают по краям облой. Затем, если это входит в художественный замысел, наносят на вставку гравировку либо выполняют рельефную резьбу. Выступающие элементы шлифуют и полируют. Следует заметить, что в отличие от низкой инкрустации шлифовку и полировку выполняют очень осторожно. Углубленные же места должны быть отполированными заранее, еще до того, как па нее будут нанесены контуры вспомогательного рисунка.

 

Высокая насечка, при которой отпадает необходимость вырубать под накладку гнезда. В этом случае вырезанный из латуни или меди элемент орнамента накладывается на предварительно насеченную поверхность и проковывается (рис. 7).

Рис. 7. Последовательность выполнения высокой насечки:
1 — насекание заусениц;
2 — проковка накладки;
3 — обработка накладки резьбой;
внизу — латунный ключ с алюминиевой насечкой и стальной значок с латунной насечкой.

Чтобы защитить изделие из стали, украшенное инкрустацией, от коррозии, его нередко патинируют. Тульские и кубачинские оружейники широко применяли воронение. И не только для того, чтобы защитить сталь от ржавчины, а еще и потому, что иссиня-черный фон усиливает выразительность золотой насечки и подчеркивает красоту драгоценного металла. На темном вороненом фоне элементы насечки становятся более контрастными. При тонировании стали можно использовать также цвета побежалости, возникающие на поверхности металла при нагревании. Если инкрустированное латунью стальное изделие нагреть паяльной лампой до определенной температуры, оно приобретет иссиня-черный цвет, а латунь покроется лишь едва уловимым золотистым налетом. Внешне инкрустация будет напоминать золотую насечку. Не следует подвергать термическому патинированию изделия, инкрустированные оловом, свинцом и алюминием, поскольку они имеют вязкую температуру плавления. Для тонирования наделяй, инкрустированных этими металлами, следует применять химический способ патинирования. Но нужно подобрать такие патинирующие составы, которые бы изменили цвет фона, но не вступили в реакцию с металлом вставок..

Как сделать накладной рисунок из дерева.

В работе резчика иногда возникает необходимость в изготовлении выпуклого накладного рисунка или автографа на изделии. Он выполнен контрастными объемными буквами и линиями, выступающими над фоном. Техника таких работ сродни мозаичным работам и инкрустации, заключается она в следующем. На отделанный фон, до покрытия его лаком, карандашом (можно через копировальную бумагу) наносят рисунок и проклеивают его клеем, хорошо проникающим в поры древесины. Затем сверлом диаметром чуть меньшим толщины требуемых линий с помощью бормашины по всему рисунку просверливают гнезда глубиной 3— 4 мм. Перемычки между гнездами не должны превышать толщиной линий рисунка. Предварительным проклеиванием предотвращают выкрашивание древесины в тонких перемычках между гнездами. Для рисунка выбирают породу, по цвету контрастирующую с фоном. Торцевой срез древесины высотой около 8—10 мм раскалывают на дощечки толщиной в линию рисунка с припуском на обработку. С помощью ножа-косяка дощечки с одной стороны заостряют на шпильки, очень похожие на те, которые применяются в сапожном деле. Шпильки забивают на клею в гнезда рисунка, следя за тем, чтобы стороны их совпадали с направлением линий рисунка. После просушивания промежутки между шпильками заполняют незаостренными шпильками также на клею.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.29.89 (0.042 с.)