Основные отличия механизма общественного выбора от потребительского выбора на рынке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные отличия механизма общественного выбора от потребительского выбора на рынке.



Основные отличия механизма общественного выбора от потребительского выбора на рынке.

 

1.Если рыночный механизм характеризуется значительными различиями людей по их экономической роли в так называемом «голосовании долларом», то основным механизмом демократического общества является принцип «один избиратель – один голос», а система всеобщего избирательного права имеет своей целью обеспечить равные возможности для всех граждан принимать участие в политике и управлении государством.

2.В основе общественного выбора лежит коллективное принятие решений, с помощью прямой или представительной демократии, а в основе рыночного механизма – индивидуальный потребительский выбор, индивидуальное принятие решений.

3.Механизм прямой и представительной демократии основывается на голосовании по альтернативным социально-экономическим программам, а не по отдельным вопросам текущей политики. Рыночный механизм имеет возможность с помощью гибкой системы свободных цен учесть индивидуальные предпочтения хозяйствующих субъектов в отношении детальных сторон конкретного объекта экономической сделки.

4.Механизм общественного выбора предполагает принудительный порядок финансовых взаимоотношений государства и членов общества, в то время как функционирование рыночной системы базируется на гарантиях экономической свободы.

5.Механизм общественного выбора включает структуры государственного управления, которые строятся в соответствии с принципом иерархии, подчиненности, что ведет к существования бюрократического аппарата и порождает несовершенство государственного механизма управления. В то же время система свободных цен в рыночной экономике является самым эффективным средством информации хозяйствующих субъектов о различных сторонах рыночной деятельности. Однако, рынок не является идеальной моделью свободного выбора.

Парадокс голосования.

Принятие решений большинством голосов с ориентацией на среднего избирателя обеспечивает эффективное равновесие если:

1. не существует резких циклических колебаний индивидуальных предпочтений избирателей.

2. На голосование выноситься один вопрос, касающийся объёма производства общественного блага за счёт гос. бюджета.

3. Избиратель должен точно знать о своей доле в затратах на общественное благо и о выгодах, полученных от него.

4. Объективное, независимое выражение воли с помощью голосования. При этом исключается влияние особо заинтересованных групп(партий, политиков…)

В реальной жизни данные требования не соблюдаются, это означает, что принятые решения являются равновесными, но не эффективными. Данная неэффективность прежде всего обуславливается такой процедурой голосования, при которой эффективные предпочтения могут оказаться менее приоритетными, чем неэффективные. Американским учёным К.Эрроу в 1963 году был установлен «парадокс голосования», основная суть которого заключается в том, что невозможно при голосовании большинством прийти к истинному мнению большинства.

Предположим, что опрос лиц I,II, III ранжирует социальные события А Б С в соответствии со школой приоритетов:

1). Предположим, что необходимо выбрать в 1 ом туре голосования или А или Б, тогда результат 2:1 в пользу А.

2) Б- отвергли, тогда во 2-ом туре либо А либо С. Результат 2:1 в пользу С. Тогда в результате голосования Б <А < C, но если посмотреть по таблице Б>С (2:1) – в этом и заключается парадокс.

Но если в 1-ом туре выбирать между А и С, то в результате 2-ух туров А<C<Б, а в реальности А>Б.

 

Механизм лоббирования.

Лоббизм' (то же что и «лоббирование») — институт политической системы, представляющий собой процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур (а также представляющих их профессиональных лоббистских фирм и общественных организаций) в органах государственной власти, с целью добиться принятия выгодного для них политического решения.

 

Функции.

Налоговый механизм выполняет следующие функции:

Во-первых, фискальную как способ мобилизации финансовых ресурсов в государственный бюджет.

Во-вторых, распределительную, с помощью которой осуществляется перераспределение доходов между группами населения, территориями, сферами производства, между настоящим и будущими поколениями людей, между текущим потреблением и накоплением.

В-третьих, стимулирующую, антицикличную и антиинфляционную – с помощью дифференцированных налоговых льгот и снижения верхних (маргинальных) налоговых ставок создаются стимулы к труду и предпринимательской деятельности, а также обеспечивается экономическая заинтересованность в увеличении объемов производства, его обновлении, проведении НИОКР; налоги также выполняют роль встроенных автоматических стабилизаторов, нацеленных на увязку налоговых поступлений в связи с изменением экономической конъюнктуры.

В-четвертых, социально-воспитательную: высокие акцизные налоги на винно-водочные изделия и табак активно воздействуют на формирование здорового образа жизни; а освобождение от налогов и предоставление налоговых льгот учреждениям социально-культурной сферы призвано способствовать увеличению культурно-образовательного потенциала общества, укреплению его нравственного здоровья.

В-пятых, контрольно-учетную, то есть учета доходов предприятий и групп населения, объемов и структуры производства, движения финансовых потоков.

 

 

Прямые и косвенные налоги.

Характеристика. Все налоги м.б. сгруппированы в два вида: прямые (на доход и собственность, уплачиваются непосредственно из доходов физических и юридических лиц) и косвенные (На обращение и потребление, т.е. на ресурсы, виды деятельности, товары и услуги, перекладываются на потребителей).Прямые налоги увязываются непосредственно с характеристиками плательщика, косвенные - с той деятельностью, кот. он занимается. Пример прямых налогов - на прибыль предприятия, налоги с населения, косвенных налогов - НДС, акцизы, таможенные пошлины, регистрационные, лицензионные и иные сборы, налог на рекламу.

При определенных условиях прямые налоги могут превратиться в косвенные и наоборот. Например, налог на прибыль корпораций как прямой налог на монопольном рынке через цену становится косвенным, а НДС при дифференциации с учетом потребительной стоимости товаров налогоплательщиков превращается в прямой.

В основе практически любой системы налогообложения лежит принцип справедливости. Он базируется на необходимости равномерного распределения налогового бремени между гражданами-налогоплательщиками.

При сборе прямых налогов действует принцип справедливости, который основан на платёжеспособности населения, с последующим перераспределением полученных налоговых поступлений.

Существуют:

§ равенство по горизонтали: непосредственное равенство обязательств для всех лиц, находящихся в одинаковом положении

§ равенство по вертикали: уровень налогообложения устанавливается в соответствии со степенью платёжеспособности граждан.

Принцип платёжеспособности исходит из того, что рубль, изъятый через налоги у человека, имеющего мало рублей, составляет большую жертву, чем рубль. Изъятый у богатого человека. Горизонтальная и вертикальная справедливость являются разновидностями распределительной справедливости, к которой относятся также справедливые налоговые системы между центром и регионами, между поколениями и т.д.

В системе косвенного налогообложения реализуется принцип пропорциональной выгоды. В этом случае тот, кто больше налогов заплатил, тот больше благ получил. Например, тот, кто платит налог на бензин и транспортные средства, получает выгоды от финансирования за счёт этих средств строительства и ремонта дорого. Справедливость прямого налогообложения вступает в противоречие со справедливостью прямого налогообложения. При косвенных налогах платёжеспособность различных групп населения не учитывается, оно регрессивно по отношению к доходам и социально несправедливо к бедным слоям населения.

 

Справедливость.

В основе практически любой системы налогообложения лежит принцип справедливости. Он базируется на необходимости равномерного распределения налогового бремени между гражданами-налогоплательщиками.

При сборе прямых налогов действует принцип справедливости, который основан на платёжеспособности населения, с последующим перераспределением полученных налоговых поступлений.

Существуют:

§ равенство по горизонтали: непосредственное равенство обязательств для всех лиц, находящихся в одинаковом положении

§ равенство по вертикали: уровень налогообложения устанавливается в соответствии со степенью платёжеспособности граждан.

Принцип платёжеспособности исходит из того, что рубль, изъятый через налоги у человека, имеющего мало рублей, составляет большую жертву, чем рубль. Изъятый у богатого человека. Горизонтальная и вертикальная справедливость являются разновидностями распределительной справедливости, к которой относятся также справедливые налоговые системы между центром и регионами, между поколениями и т.д.

В системе косвенного налогообложения реализуется принцип пропорциональной выгоды. В этом случае тот, кто больше налогов заплатил, тот больше благ получил. Например, тот, кто платит налог на бензин и транспортные средства, получает выгоды от финансирования за счёт этих средств строительства и ремонта дорого. Справедливость прямого налогообложения вступает в противоречие со справедливостью прямого налогообложения. При косвенных налогах платёжеспособность различных групп населения не учитывается, оно регрессивно по отношению к доходам и социально несправедливо к бедным слоям населения.

 

Основные отличия механизма общественного выбора от потребительского выбора на рынке.

 

1.Если рыночный механизм характеризуется значительными различиями людей по их экономической роли в так называемом «голосовании долларом», то основным механизмом демократического общества является принцип «один избиратель – один голос», а система всеобщего избирательного права имеет своей целью обеспечить равные возможности для всех граждан принимать участие в политике и управлении государством.

2.В основе общественного выбора лежит коллективное принятие решений, с помощью прямой или представительной демократии, а в основе рыночного механизма – индивидуальный потребительский выбор, индивидуальное принятие решений.

3.Механизм прямой и представительной демократии основывается на голосовании по альтернативным социально-экономическим программам, а не по отдельным вопросам текущей политики. Рыночный механизм имеет возможность с помощью гибкой системы свободных цен учесть индивидуальные предпочтения хозяйствующих субъектов в отношении детальных сторон конкретного объекта экономической сделки.

4.Механизм общественного выбора предполагает принудительный порядок финансовых взаимоотношений государства и членов общества, в то время как функционирование рыночной системы базируется на гарантиях экономической свободы.

5.Механизм общественного выбора включает структуры государственного управления, которые строятся в соответствии с принципом иерархии, подчиненности, что ведет к существования бюрократического аппарата и порождает несовершенство государственного механизма управления. В то же время система свободных цен в рыночной экономике является самым эффективным средством информации хозяйствующих субъектов о различных сторонах рыночной деятельности. Однако, рынок не является идеальной моделью свободного выбора.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.221 (0.01 с.)