ТОП 10:

СОЗДАНИЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА (от Октября до окончания гражданской войны)



Конституция РСФСР 1918 года

Начиная с первого дня своего существования. Советское государство издает целый ряд актов конституционного характера. О них говорилось выше. Но формы власти и управления во многом складывались стихийно, в ходе революционного процесса. Чтобы урегулировать этот процесс и закрепить те формы, которые соответствовали главным устоям новой государственности, была необходима официальная Конституция. Ее создание - переломный момент в становлении Советского государства.

По инициативе левых эсеров III Всероссийский съезд Советов поручил ВЦИК разработать основные положения Конституции РСФСР и представить их следующему съезду Советов. Однако в условиях острого кризиса (срыв мирных переговоров в Брест-Литовске, наступление немцев на фронте, усиление оппозиции левых коммунистов и левых эсеров) ВЦИК не смог выполнить это поручение.

Была создана межпартийная комиссия (пропорционально представительству партий во ВЦИК), которая за три месяца подготовила согласованный текст проекта Конституции, он был опубликован 3 июля 1918 г. и представлен на утверждение в ЦК РКП(б) для последующего обсуждения на V Всероссийском съезде Советов. До этого материалы комиссии публиковались в “Известиях ВЦИК”, проекты разделов обсуждались в печати.

Споры в комиссии были принципиальными, но все же удалось создать документ, который не сковывал поиск государственных форм: основные положения этой Конституции, несмотря на поправки и дополнения, сохранились вплоть до 1936 г., в течение 18 очень бурных лет. Главные противоречия, вызывавшие споры, были между сторонниками ослабления центральной власти государства, развития инициативы местных властей и теми, кто стремился к концентрации власти в центре. Другая плоскость в принципе той же проблемы касалась типа федерации: одни требовали, говоря нынешним языком, большего “суверенитета регионов”, другие стремились укрепить, под новым идеологическим оформлением, “единую и неделимую” Россию.

Первый набор принципов (“меньше государства”), отражавший неприязнь синдикализма к любой государственности, в основном отстаивали левые эсеры, а также видный работник НКЮ М.А. Рейснер, считавший, что РСФСР должна стать объединением “трудовых коммун”. За более крепкую государственность стояли практичные большевики (прежде всего И.В. Сталин). Победили последние, но сама тема спора предвосхитила многие будущие противоречия в государственном строительстве.

10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов принял Конституцию*1*. Она закрепила политическую основу государства -Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Было сказано, что в России осуществлена диктатура пролетариата в форме Республики Советов.

*1* Насколько сложной была обстановка, видно из того, что во время работы съезда был убит посол Германии Мирбах и произошел вооруженный мятеж левых эсеров в центре Москвы. Большинство левых эсеров - делегатов съезда было арестовано, включая лидера партии М.Спиридонову, которая заявила, что убийцы Мирбаха действовали по ее указаниям.

Раздел “Конструкция Советской власти” закрепил взаимоотношения органов власти и управления. В основу советского госаппарата был положенпринцип демократического централизма. Следует подчеркнуть, что Конституция наделила орган исполнительной власти СНК законодательными полномочиями (так же, как орган Съезда Советов ВЦИК - исполнительными). Это диктовалось не только чрезвычайной обстановкой, но и самой идеей через воссоединение законодательных и исполнительных функций преодолеть слабости буржуазного парламентаризма, задачей которого было достижение баланса классовых интересов. Такого баланса Советская власть искать не собиралась, поскольку декларировала себя как “диктатуру пролетариата”, которая по мере своего укрепления приведет к построению бесклассового общества. Конституция специально не оговаривала принципы исполнения судебной функции. Однако тот факт, что организация судебной деятельности и контроль за нею возлагался на НКЮ, ясно показывал ее подчиненность исполнительному органу.

Эта идея имела теоретическое и идеологическое обоснование в марксизме. Но по сути утверждение единой и неделимой власти (“диктатуры пролетариата”) означало неосознанное восстановление самодержавного государства в его соборном, советском образе. Значение этого решения было исключительно важным - все развитие советской государственности направлялось на путь, отвергающий главный принцип либерального государства гражданского общества, принцип разделения властей*1*.

Реальная проблема становления Советского государства состояла в том, что Советы возникали стихийно, без четко очерченных функций и полномочий, на заводах и в деревнях. Мелкие Советы были образцом прямой демократии (например, в фабричный Совет входили все рабочие фабрики). Крупные Советы состояли изпредставителей граждан или рабочих. Какое-то время такие Советы даже называли “совдепами” - в отличие от просто Советов.

*1* Тот факт, что это кардинальное решение не вызвало дискуссий и почти не привлекло внимания в среде имевшейся оппозиции, говорит о том, что оно было очень созвучно укорененным в культуре представлениям о власти и государстве.

Действия Советов были независимы, никем не регулировались и с точки зрения нормального государственного управления часто были разрушительны. Некоторые местные Советы, например, не связывали себя решением IV Всероссийского съезда Советов, который ратифицировал мирный договор с Германией, не признавали Брестский мир и считали себя в состоянии войны с Германией. Таким образом, создание Конституции являлось острейшей необходимостью.

Превращение Советов в систему государственной власти было сложной и совершенно новой задачей. Конституция, которая и должна была эту задачу решить, сумела отразить существующее противоречие и оставить открытыми пути его решения: “вся власть” принадлежит Советам, но “верховная власть” - центральным органам, полномочия которых Конституция не ограничила, а лишь иллюстрировала перечнем “вопросов общегосударственного значения”. А дальше следовала ст. 50, которая предупреждала, что “сверх перечисленных вопросов ведению Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета подлежат все вопросы, которые они признают подлежащими их разрешению”.

Задача превращения местных Советов в звено единой системы, в обычные органы местной власти, решалась во многом через статьи о бюджете и налогах, которые фактически устанавливали финансовую монополию центральной власти. Эти статьи недаром вызвали острые споры, в них резонно видели ликвидацию лозунга “Вся власть Советам!”*1*.

Конституция закрепила важнейшие мероприятия Советского государства в области экономики: национализацию банков и земли; введение рабочего контроля как первого шага к национализации заводов и транспорта; аннулирование внешних займов, заключенных до революции. Конституция отразила федеративный принцип государственного устройства РСФСР.

Конституция провозгласила классовую, пролетарскую демократию - для трудящихся. Иными словами, она не признала формального равенства прав (хотя имевшиеся в царской России сословные различия были отменены и устанавливалась единая категория граждан). Ряда гражданских прав были лишены около 5 млн. человек. В отдельной статье давалось оправдание этой дискриминации как временной меры, предотвращающей “ущерб интересам социалистической революции”.

*1* Западные историки даже в конце 30-х годов признавали, что затрудняются истолковать первую Конституцию РСФСР в привычных им понятиях, настолько необычной для них была советская система. С одной стороны, полномочия Советов несравненно шире, чем у западных муниципалитетов, а с другой стороны, они не обладают автономией по отношению к центральной власти.

Ставилась задача предоставить трудящимся “полное, всестороннее и бесплатное образование”. Признавались равные права граждан независимо от их расовой и национальной принадлежности. Церковь отделялась от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признавалась за всеми гражданами*1*. В Конституции нет права на труд, отдых, образование и т.д., поскольку было решено записать в нее лишь те права, которые в тех условиях могли быть осуществлены.

Была некоторая дискриминация в избирательном праве рабочих и крестьян: на Всероссийский съезд Советов в городах избирался один делегат от 25 тыс.избирателей, ав деревне - от 125 тыс.жителей. Это было сделано, чтобы не менять привычные методы расчета, по которым раньше избирались на раздельные съезды: один - рабочих и солдатских, а другой - крестьянских депутатов (правда, раньше от крестьян был один делегат от 150 тыс. жителей).

Выборы во все звенья Советов, кроме городских и сельских, были многостепенные, непрямые. Правом избирать и быть избранными в Советы пользовались трудящиеся, достигшие ко дню выборов 18 лет, независимо от вероисповедания, национальности, пола, оседлости и т.п. Этим правом пользовались и военнослужащие. Избиратели имели право отозвать избранного депутата.

Конституция наметила программные задачи на переходный период от капитализма к коммунизму: уничтожение эксплуатации человека человеком, беспощадное подавление сопротивления эксплуататоров, устранение деления общества на классы, построение социализма.

СОЗДАНИЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА (от Октября до окончания гражданской войны)

Рассмотрим практику становления Советского государства после Октября.

Военно-революционный комитет. Петроградский ВРК был создан по инициативе ЦК большевистской партии 12 октября 1917 г. при Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов и существовал до 5 декабря 1917 г. Созданный как легальный орган для противодействия контрреволюционным планам Временного правительства, он вскоре становится органом по подготовке и проведению восстания в Петрограде., По предложению Ленина ВРК был создан как внепартийный орган. В состав его в момент создания вошли представители ЦК и Петроградского комитета РСДРП(б), профсоюзов, армии и флота и т.д. Органами, руководившими работой ВРК, были его председатель, секретарь, президиум, бюро. Первым председателем ВРК был избран левый эсер, затем - большевик Н.И. Подвойский, секретарем - большевик В.А. Антонов-Овсеенко. При ВРК было бюро ЦК рабочей Красной гвардии.

ВРК был высшим органом власти в стране с 10 часов утра 25 октября 1917 г. и до принятия в 5 часов утра 26 октября 1917 г. II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов обращения “Рабочим, солдатам и крестьянам”, где говорилось, что “...съезд берет власть в свои руки...”. Фактически же ВРК был им значительно дольше, постепенно утрачивая эти полномочия с открытием II Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов, с образованием ВЦИК и СНК. с созданием отделов ВЦИК и аппарата наркоматов.

ВРК обладал реальной силой, опираясь на отряды Красной гвардии, верные большевикам армейские части, матросов флота, на районные и Петроградский Советы рабочих и солдатских депутатов, на Советы и местные военно-революционные комитеты. Красная гвардия к моменту Октябрьской революции была уже ощутимой силой: накануне восстания она насчитывала по стране более 200 тысяч человек, ее отряды имелись в более чем 100 городах.

ВРК назначал своих комиссаров в воинские части, в отдельные учреждения, предприятия Петрограда и в провинцию. С момента своего создания и до 10 ноября 1917 г. он назначил 184 комиссара в гражданские учреждения, 85 - в войсковые части и 72-в провинцию. Комиссары ВРК наделялись полномочиями по реорганизации госаппарата, по увольнению персонала, правом ареста “явных контрреволюционеров”. Они должны были действовать в тесном контакте с общими собраниями и комитетами солдат и рабочих, с Советами.

После победы революции в ВРК создаются различные отделы и комиссии. По сообщению газеты “Известия ЦИК” от 14 октября 1917 г. о создании ВРК, он должен был подразделяться на отделы: 1) обороны, 2) снабжения. 3) связи, 4) информационное бюро, 5) рабочей милиции, 6) стол донесений, 7) комендатура. По мере необходимости возникали новые отделы. Так, 29 октября 1917 г. был создан продовольственный отдел, на плечи которого легло снабжение Петрограда и фронта продовольствием. Действовала следственная комиссия, проводившая не только расследование преступлений против революции, но и оперативную работу по задержанию противников революции и заключению их в тюрьму. Кроме того, были созданы отдел печати, реквизиций, агитационная комиссия. В первые дни ноября 1917 г. агитаторы ВРК (всего около 300) выехали в разные концы страны. Они провели большую работу на местах по установлению Советской власти и разъяснению ее политики.

21 ноября 1917 г. постановлением ВРК создается комиссия по борьбе с контрреволюцией в составе пяти человек. Это был первый в советском госаппарате специальный орган по борьбе с контрреволюцией.

ВРК создавал и свои вооруженные силы. Так, в ноябре 1917 г., им было организовано 10 летучих отрядов по 50 человек для охраны продовольственных грузов. В ВРК существовали также штаб, полевой штаб, бюро комиссаров авиации и воздухоплавания, особая разведка, врачебно-санитарный отдел.

Компетенция ВРК не была очерчена каким-либо нормативным актом и на протяжении его истории менялась. Весьма часто ВРК сам определял свою компетенцию. Он занимался многими проблемами: формированием органов советского государственного аппарата (отделов ВЦИК, аппарата наркоматов и т.д.), снабжением Петрограда и армии продовольствием, борьбой со спекуляцией, пьяными погромами, хулиганством, осуществлял Охрану общественного порядка и т.д. ВРК пресекал вооруженные выступления контрреволюции, раскрывал и ликвидировал многочисленные заговоры против власти, боролся с контрреволюционной печатью, саботажем чиновников и т.д.

Это был, по существу, единственный налаженный аппарат (наряду с Советами), через который новая власть осуществляла всю государственную деятельность. По своей компетенции это был всеобъемлющий чрезвычайный орган Советского государства.

После победы Октябрьского восстания Петроградский ВРК становится общероссийским органом. Его связи и отношения с другими органами власти (ВЦИК и СНК) определялись требованиями момента.

26 октября 1917 г. были созданы центральные органы власти и управления - ВЦИК и СНК. ВРК, руководствуясь в своей деятельности декретами II Всероссийского съезда Советов, актами ВЦИК, СНК, выполнял их поручения, но не являлся органом, подразделением ВЦИК или СНК. Они не могли сразу создать своего аппарата, и ВРК продолжал осуществлять полномочия центрального органа. Готовый аппарат был только у ВРК, его и использовали ВЦИК и СНК. По мере создания “нормального” аппарата ВЦИК, СНК и наркоматов деятельность ВРК свертывалась и завершилась его самоликвидацией 5 декабря 1917 г. Об особом положении ВРК в системе органов власти говорит и факт его самороспуска, а не ликвидации по решению ВЦИК, СНК или Петроградского Совета.

II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Высшие органы власти. Съезд, представленный делегатами 402 Советов страны, сразу приобрел характер законодательного органа. Он начал свою работу в 22 часа 40 минут 25 октября 1917 г. К началу съезда прибыло 560 делегатов (сумели зарегистрироваться 517), среди них - 250 большевиков, 159 эсеров, 60 меньшевиков, 26 делегатов от мелких партий и 22 беспартийных.

В это время в стране существовало две системы Советов: Советы рабочих и солдатских депутатов и Советы крестьянских депутатов. Крестьяне были представлены на съезде делегатами от 19 крестьянских Советов, 119 объединенных Советов, солдаты в Советах были в основном крестьянами. Почти все национальные окраины России прислали своих делегатов: Украина - 100, Прибалтика -26, Белоруссия - 15, Закавказье-12, Северный Кавказ -9, Средняя Азия -5, Бессарабия- 3. Во время съезда фракция эсеров раскололась на правых и левых (98 человек). Лидеры и часть рядовых членов партий правых эсеров, меньшевиков и Бунда ушли со съезда. Но прибывали новые делегаты, и к окончанию работы съезда их было 625 (390 - большевики, 179 - левые эсеры).

В первом же документе съезда - обращении “Рабочим, солдатам и крестьянам”- говорилось, что “...съезд берет власть в свои руки”, а Временное правительство низложено. Съезд постановил, что власть на местах переходит к Советам рабочих и крестьянских депутатов. Таким образом, съезд юридически оформил Республику Советов. Съезд принял два важных декрета:О мире иО земле. Всем воюющим народам и их правительствам предлагалось немедленно заключить перемирие и начать переговоры о справедливом, демократическом мире.

Съезд избрал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет - высший орган власти в период между съездами, в составе 101 человека, среди которых было 62 большевика и 29 левых эсеров. Рабочим органом ВЦИК являлся его Президиум, который готовил материалы для заседаний ВЦИК. Пытаясь найти компромисс всех левых сил, съезд постановил, что ВЦИК может быть пополнен представителями групп, ушедших со съезда.

15 ноября 1917 г. произошло слияние ВЦИК, избранного II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов, с Исполнительным комитетом (108 чел.), избранным на Чрезвычайном Всероссийском крестьянском съезде. Это значительно укрепило позиции новой власти. Объединенное заседание этих ЦИКов и Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов единогласно подтвердили законы О земле, О мире и Положение о рабочем контроле, принятое ВЦИК.

1 ноября 1917 г. ВЦИК принял резолюцию по вопросу об условиях соглашения с другими партиями: признание ими программы Советского государства, выраженной в названных декретах; признание необходимости борьбы с контрреволюцией (Керенский, Корнилов, Каледин); признание II Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов единственным источником власти и ответственности правительства перед ВЦИК.

Важным документом конституционного характера была принятая ВЦИКом 3 января 1918 г. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Она определила географические рамки компетенции Советского государства (Россия) и тип государства (Советская республика).

II Всероссийский съезд Советов постановил образовать для управления страной, впредь до созыва Учредительного собрания, временное рабочее и крестьянское правительство, именуемое Советом Народных Комиссаров (СНК). Левые эсеры отказались войти в состав СНК, но после объединения ЦИКов они вошли в состав СНК и получили ряд важных портфелей. После заключения Брестского мира в марте 1918 г. левые эсеры вышли из состава СНК, но остались в ВЧК.

Правительство возглавил В.И. Ленин, наркомом по иностранным делам стал Л.Д. Бронштейн (Троцкий), наркомом по внутренним делам - А.И.Рыков, наркомом по делам национальностей - И.В. Джугашвили (Сталин). Создание аппарата наркоматов сильно осложнялось массовым саботажем чиновников прежних министерств и отсутствием кадров. С декабря 1917 г. для решения мелких вопросов с целью разгрузить СНК созывалось совещание заместителей наркомов, которое впоследствии именовалось Малым Совнаркомом (его предшественником была так называемая “вермишельная комиссия”, которая занималась текучкой).

4 ноября 1917 г. ВЦИК принял резолюцию о праве СНК издавать неотложные декреты в рамках общей программы Всероссийского съезда Советов. Таким образом три органа были наделены законодательными полномочиями: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК.

Местные органы власти и управления. Накануне Октябрьской революции на местах существовали городские и земские органы самоуправления. Советы рабочих и солдатских депутатов, Советы крестьянских депутатов, комиссары Временного правительства, органы сословного самоуправления.

II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов утвердил принцип полновластия и единовластия Советов на местах, а также объявил о ликвидации должностей комиссаров Временного правительства. Декретом ВЦИК и СНК от 10 ноября 1917 г. упразднялись все сословия и сословные деления граждан и сословные организации и учреждения.

Власть на местах переходила к Советам. Так, за время с 25 октября 1917 г. по II февраля 1918 г. Советская власть была установлена в 90 губернских и других крупных городах. Начался процесс слияния Советов рабочих и солдатских депутатов с Советами крестьянских депутатов. Декретом ВЦИК от 24 ноября 1917 г. было установлено право избирателей отзывать своих выборных, в том числе и из местных Советов. Местные Советы создавали свои вооруженные формирования (отряды рабочей милиции), что усиливало их власть.

Советское государство избирательно подошло к земским и городским органам самоуправления: активно выступавших против Советской власти упраздняли, лояльных временно сохраняли, пока местные Советы не создали своего аппарата. Этот процесс завершился к августу 1918 г.

Широкое местное правотворчество приводило к разнообразию структуры аппарата местных Советов, они порой копировали центральный аппарат (так, во многих губерниях и даже Уездах и волостях создавались свои Советы народных комиссаров, порой с наркоматом по иностранным делам). В целях унификации местных органов власти НКВД обратился 24 декабря 1917 г. ко всем Советам рабочих, солдатских, крестьянских и батрацких депутатов и разослал инструкцию “О правах и обязанностях Советов”. В ней отмечалось, что Советы самостоятельны в решении местных вопросов, но должны действовать в соответствии с нормативными актами центральных органов и вышестоящих Советов. Это был важный шаг к единой государственной системе с иерархией властных полномочий.

На Советы и их органы возлагались задачи управления и обслуживания административной, хозяйственной, финансовой, культурно-воспитательной сторон местной жизни. Они наделялись правом издавать постановления, т.е. местные норматийные акты. Советы избирали из своего состава исполнительный орган (исполком, президиум), на который они возлагали проведение в жизнь постановлений и всю текущую работу по управлению.

Местные Советы могли производить реквизиции и конфискации, налагать штрафы, закрывать контрреволюционные органы печати, производить аресты, распускать общественные организации, Призывавшие к активному противодействию или свержению Советской власти. Как временная мера допускалось назначение комиссаров в те губернии и уезды, где власть Советов недостаточно укрепилась. Советы находились на государственном финансировании.

Первой по числу депутатов партией в местных Советах были большевики. Так, в составе съездов губернских Советов в 19 губерниях в первой половине 1918 г. большевиков было около 47,5%, а представителей других партий, в основном левых эсеров - около 25%. 14 июня 1918 г. из состава ВЦИК были исключены представители эсеров (правых и центра) и РСДРП (меньшевиков) и предлагалось всем Советам “удалить представителей этих фракций из своей среды”.

Учредительноесобрание. 27 октября 1917 г. ВЦИК на своем первом заседании постановил провести выборы в Учредительное собрание в назначенный еще Временным правительством срок- 12 ноября 1917 г. Выборы состоялись по спискам, составленным еще до революции. Например, разделившиеся на две партии с разным отношением к Советской власти левые и правые эсеры шли одним списком как эсеры. Историки, в том числе буржуазные, признают, что соотношение числа депутатов правых эсеров (370) и левых эсеров (40) было случайным и не отражало позиции крестьянства к этим уже двум разным партиям. Среди делегатов крестьянских съездов, на которые правые и левые эсеры избирались уже по отдельным спискам, преобладали левые эсеры, а на выборах в Советы в городах эсеры уступали даже кадетам.

Отношение к Учредительному собранию было вопросом принципиальным, поскольку оно было органом, который по типу своему соответствовал буржуазно-либеральному пути развития революции. 13 декабря 1917 г. были опубликованы “Тезисы об Учредительном собрании” - важнейшая после “Апрельских тезисов” работа В.И.Ленина о государственном строительстве в русской революции. В ней говорилось, что возможность сосуществования двух типов государственности исчерпана, поскольку крестьянство и армия определенно перешли на сторону Советской власти, а буржуазные силы начали с ней вооруженную борьбу (восстание Каледина, действия буржуазных режимов на Украине, в Белоруссии, в Финляндии и на Кавказе). Поэтому вопрос об отношении к Учредительному собранию не является юридическим. Оно может быть включено в государственное строительство лишь при условии признания им Советской власти. Являясь вершиной демократии в ходе буржуазной революции, Учредительное собрание “опоздало”.

В приводимых историками данных о количестве голосов, поданных на выборах за те или иные партии, есть расхождения. Видимо, в выборах участвовало около 44 млн. избирателей, было избрано 715 депутатов (по другим данным - 703). За эсеров, меньшевиков, различные национальные партии проголосовало около 60%, за большевиков - около 25%, за кадетов и другие правые партии-около 15%.

Таким образом, партии с принципиально буржуазной программой получили около 15% голосов тех, кто принял участие в выборах, партии с разными социалистическими программами - 85%. Конфликт, который возник в связи с Учредительным собранием, - это конфликт между социалистами, и прежде всего между двумя революционными партиями социалистов -большевиками и эсерами (меньшевики имели 16 мест, а эсеры -410). В.М. Чернов как председатель Собрания даже декларировал “волю к социализму”. Это важно подчеркнуть, т.к. в годы перестройки пресса внедрила в общественное сознание представление, будто речь шла о выборе между буржуазно-либеральным и социалистическим путем развития России. В ряде вопросов (например, в отношении к террору) большевики были более умеренной партией, нежели эсеры. Передача власти Учредительному собранию (рассмотренная как умозрительный вариант) означала бы не возникновение дееспособной буржуазной государственности, а продолжение “керенщины”.

Накануне созыва Учредительного собрания, 3 января 1918 г., ВЦИК принял постановление “О признании контрреволюционным действием всех попыток присвоить себе функции государственной власти”, где говорилось, что вся власть принадлежит Советам и советским учреждениям и поэтому всякая попытка присвоить функции государственной власти будет подавляться вплоть до применения вооруженной силы.

Учредительное собрание начало свою работу 5 января 1918 г. в Петрограде, в Таврическом дворце, присутствовало около 410 депутатов при кворуме 400. Председателем был избран правый эсер В.М. Чернов (бывший министр Временного правительства). Председатель ВЦИК Я.М.Свердлов зачитал Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа и предложил собранию принять ее, т.е. признать Советскую власть и ее важнейшие декреты: о мире, землей т.д. Левые эсеры также призвали собрание принять Декларацию и передать власть Советам.

Учредительное собрание Декларацию отвергло (237 голосов против 138), после этого большевики и левые эсеры его покинули. Собрание, уже не имея кворума, приняло постановление о том, что верховная власть в стране принадлежит ему. В пятом часу утра командовавший охраной анархист матрос А.Г. Железняков предложил В.М. Чернову прекратить работу Собрания, заявив: “Караул устал”. В 4 часа 40 минут Учредительное собрание прервало свою деятельность. 6 января 1918 г. ВЦИК принял декрет О роспуске Учредительного собрания. Расстреливать Таврический дворец не пришлось, его двери просто заперли. Отказ правых эсеров от сотрудничества с Советской властью направил развитие событий по худшему варианту. Компромисс, по мнению В.И.Ленина, предотвратил бы гражданскую войну.

Учредительное собрание как альтернатива Советам в тех исторических условиях было нежизнеспособно. Оно не имело социальной базы, которая могла бы оказать ему поддержку, хотя эсеры вели работу в войсках и на заводах. Судя по воспоминаниям очевидцев, роспуск Учредительного собрания в тот момент не привлек большого внимания (он стал важной темой в антисоветской идеологической кампании недавнего времени).

Красноречива дальнейшая судьба депутатов. Часть из них, создав нелегальный “Межфракционный совет Учредительного собрания”, летом 1918 г. образовала на Волге и Урале, где Советская власть была ликвидирована белочехами, антисоветские правительства (Комуч, Временное сибирское правительство, затем Директория, объявленная всероссийской властью). После прихода к власти Колчака часть депутатов-“учредиловцев” была выслана за границу, другая - арестована. 23 декабря они были расстреляны в Омске по приказу Колчака.

10 января 1918 г. собрался III Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, который выглядел как преемник Учредительного собрания. 13 января начал работу III Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов. Эти съезды объединились, и таким образом в стране возник единый высший орган власти. Съезд одобрил роспуск Учредительного собрания, а также решил снять в наименовании Советского правительства слово “временное”.

На съезде с отчетными докладами выступили председатели ВЦИК и СНК. Была принята Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, в которой впервые было дано название страны и объявлено ее федеративное устройство: “Советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик”. В резолюции О федеральных учреждениях Российской Республики съезд поручил ВЦИК разработку основных положений Конституции для внесения их на следующий съезд Советов. На съезде был избран ВЦИК в количестве 306 членов, среди которых было 160 большевиков, 125 левых эсеров и представители других партий: меньшевиков (интернационалистов и оборонцев), правых эсеров, анархистов-коммунистов.

Прежде чем рассмотреть процесс строительства судебной системы, карательных органов, органов правопорядка и армии, надо коротко охарактеризовать гражданскую войну, в которой эти институты государства играли особую роль.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.48.142 (0.014 с.)