ТОП 10:

Мировое хозяйство, его структура



МХ – совокупность национальных экономик стран мира, находящихся посредством международных экономических отношений в тесном взаимодействии и взаимозависимости.

Основные черты мирового хозяйства:

1. В основе его становления и развития лежат объективные закономерности интернационализации рыночного хозяйства, «вырастающего» за национальные рамки.

2. МХ — это многоукладное и многомерное (многоуровневое) хозяйство, в рамках которого взаимодействуют между собой хозяйствующие субъекты различного уровня (от физических лиц и малого и среднего бизнеса до транснациональных корпораций глобального масштаба и глобальных стратегий).

3. Для мирового хозяйства характерны множественность субъектов и их взаимодействие на основе собственных экономических интересов.

Человечество в своём развитии проходит три стадии – доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Каждой из них соответствует свой тип хозяйственной структуры.

Аграрная структура экономики преобладает только в наименее развитых странах. Например, в структуре ВВП Сомали, Танзании, Лаоса, Камбоджи, Непала на долю сельского хозяйства приходится около 50 %. А доля экономически активного населения, занятого в этой отрасли, ещё выше – 80–90 %.

Индустриальная структура экономики ещё в середине XX в. преобладала во всех экономически развитых странах. Затем значение промышленности стало уменьшаться. В мире уже не осталось стран, в которых эта отрасль обеспечивала бы более 50 % ВВП. Наиболее компактную группу стран с отчётливо выраженной индустриальной структурой образуют некоторые страны СНГ, страны Восточной Европы и Балтии, т. е. страны с переходной экономикой, а также Китай, которые в течение десятилетий делали упор на политику социалистической индустриализации. Россия – в стадии индустриального общества не очень высокого уровня.

Постиндустриальная структура хозяйства или общества начала формироваться с переходом к этапу НТР. Она характеризуется следующими главными признаками:

1. в сфере экономики – переходом от производства товаров к производству услуг;

2. в сфере занятости – преобладанием работников умственного труда;

3. в сфере науки – рациональным сочетанием фундаментальных и прикладных исследований, обеспечивающих развитие прежде всего наукоёмких производств;

4. в сфере управления – принятием решения на основе новейшей информационной техники и технологии;

5. в сфере экологии – установлением надёжного контроля за вмешательством человека в окружающую среду.

 

Мировой рынок, мировые цены

Мировой рынок – синтетическое понятие, объединяющее рынки всех стран мира в единое целое. При этом связь между рынками отдельных стран опосредствуется международной торговлей товарами и улугами, международным движением капитала, рабочей силы, информационным обменом.

Основные черты:

· В его основе лежит развитие рыночного хозяйства, выходящего в поисках сфер и объектов сбыта, эффективного международного взаимодействия в целом за национальные рамки;

· Находит свое проявление в межгосударственном перемещении товаров, услуг и основных факторов производства под воздействием соотношения внутренних и внешних спроса и предложения;

· Оптимизирует использование факторов произв-ва, направляя их движение в наиболее экономически эффективные сферы рынка;

· Играет «санирующую» роль, выводя из сферы международного обмена те или иные товары, не соответствующие международным стандартам качества.

Мировая цена – это выражение интернациональной стоимости товара в денежном эквиваленте. На уровень мировых цен влияют спрос и предложение на мировом рынке, изменения валютных курсов, инфляция и пр.

Мировые цены выполняют ряд функций: индикативную, которая дает возможность оценить экономическую ситуацию в тот или иной момент времени; коммуникативную, посредством которой связываются субъекты мирового рынка; дистрибьютивную, позволяющую распределить доходы рыночных субъектов; стимулирующую, которая содействует коррекции экспортно-импортной политики международных корпораций и государств; санирующую, «очищающую» мировой рынок от неэффективно функционирующих участников.

Среди мировых цен можно выделить цену продавца (экспортера), цену покупателя (импортера), справочные цены (цена каталога, прейскурантная цена), биржевые цены (цены форвард-сделок), цены статистики внешней торговли, цены аукционов, цены фактических сделок и контрактов.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.30.155 (0.011 с.)