Нормальная установка при произнесении твёрдого звука р. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормальная установка при произнесении твёрдого звука р.



Нормальная установка при произнесении твёрдого звука р.

1) Кончик языка поднят к нёбу (альвеолам), боковые края языка прижаты в верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посредине языка, кончик языка вибрирует у альвеол.

2) Губы открыты.

3) Зубы разомкнуты.

4) На ладони, поднесённой ко рту, ощущается сильная струя воздуха.

5) Звук р звонкий.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение для выработки напора воздуха. Набрав в лёгкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать!) его, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса.

Примечание. Может быть следующая неточность: губы вибрируют без голоса.

Упражнения для языка.

1) Язык широко распластать и просунуть между зубами. Сильно выдувать воздух с включением голоса, заставляя вибрировать язык. Язык и губы при этом не напряжены. Ладонью руки, поднесённой ко рту, ощущаетсй резкая холодная струя воздуха.

Примечание. Иногда при сильном напряжении губ язык плохо вибрирует или без включения голоса язык вибрирует беззвучно.

2) Цоканье, прищёлкивание языком. С переменным темпом (то быстро, то медленно) щёлкать языком так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался на мгновение к нёбу, а затем падал бы вниз. Расстояние между зубами должно быть не менее полутора пальцев. Повторять упражнение.

Нижняя челюсть неподвижна. При правильном цоканье подъязычная связка («уздечка») растягивается и хорошо видна.

Примечание. Могут быть следующие неточности:

а) язык лежит на дне рта и щёлкает вместе с нижней челюстью;

б) губы и зубы изза слабости мышц углов рта раскрыты недостаточно: «уздечка» не видна или плохо видна.

3) Поднять язык к нёбу, до предела растянув «уздечку». Расстояние между зубами полторадва пальца. Удержать язык в верхнем положении, пока не набежит слюна. Повторить упражнение.

Примечание. При недостаточном раскрытии зубов «уздечка» слабо натягивается и цель упражнения не достигается.

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Р В ТВЕРДЫХ

ЗВУКОСОЧЕТАНИЯХ ТР И ДР

Произнесение звукосочетания тр («тры-канье»). Это упражнение можно прорабаты-вать с помощью пальцев, если без них эф-фект не достигается (в большинстве случаев именно так).

Порядок упражнения. Поднять язык к нёбу, до предела растянув «уздечку». Затем большим и указательным пальцами любой руки плотно прижать к нёбу боковые края языка. Срединная часть языка и «уз«дечка» должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса.

Язык «набухает», и слышится звукосо-четание тж (у некоторых детей сразу полу-чается сочетание тр) Зубы в упражнении от-крыты на расстояние полутора-двух пальцев. Упражнение повторять много раз, посте-пенно увеличивая напор воздуха. Звукосоче-тание тж постепенно перейдёт в тр. Обяза-тельно следить за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у нёба, а края языка прилегали бы к боковым.краям верх-них зубов. Под напором сильной струи воз-духа самопроизвольно получается вначале короткое тр-тр."

Примечание.

1) Пальцы схватывают «уздечку», и вибрации при выдувании воздуха не получается.

2) Воздух проходит не вдоль языка, а в нос, поэтому язык не «набухает» и не «трыкает».

3) Недостаточно сильная струя выды хаемого воздуха.

4) Вместо звукосочетания тр слышится тл; это означает, что произвольно работает сам язык (работать, т. е. вибрировать, язык должен под напором сильной струи возду ха), язык же должен плотно прилегать к нё бу и быть неподвижным.

5) Следует воздержаться от постановки звука р по подражанию. При правильном произношении звука вибрирует кончик языка, а при неправильном подражании очень часто начинает вибрировать либо «язычок» (увулярный звук р), либо корень языка, соприкасающийся с мягким нёбом (велярный звук р). Если такое произношение у ребёнка появляется самопроизвольно, необходимо срочно принимать меры для устранения неправильного произношения. Исходя из этого, следует ограничиться проведением артикуляционной гимнастики. Конечно, возможность постановки в раннем возрасте не исключается, но это требует очень много времени.

В ряде случаев считается, что для постановки звука р (реже звуков ш—ж) необходима подрезка подъязычной связки («уздечки»). Однако это совершенно излишне. Причиной отсутствия звука р является слабость мыщц языка и неразвитость «уздечки», вследствии чего язык не в состоянии подняться и прижаться к нёбу. Опытом работы установлено, что после проведения комплекса подготовительных упражнений, приведённых в книге, мышцы языка развиваются, а «уздечка» растягивается, и необходимость её подрезки отпадает.

Упражнение. Раскатистое произнесение звукосочетания тр. После закрепления произнесения короткого тр необходимо тренировать раскатистое длительное тр — вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев.

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

При произнесении слогов нельзя разрывать звукосочетание тр (др). Звук р, отделён-ный от звука т, сразу, без тренировочных упражнений, произнести невозможно, так как звук т (д) является опорой для удержания языка у неба.

Образец произнесения прямых слогов: тр—а, тр—о, тр—у, тр—ы.

тра — тро тра — тру тры — тра тро — тру
тро — тры тру — тры тру — тро тры — тро

Образец произнесения обратных слогов:

а — тр —, о — тр —, у — тр —, ы — тр —, я — тр —, ё — тр—, ю — тр —, и — тр —, е — тр—.

атр — отр — утр ытр — атр — отр
отр — ытр — утр атр — утр — ытр
ятр — ётр — ютр ютр — ётр — ятр
итр — етр — ятр етр — итр — ютр
ётр — етр — ятр итр — ютр — етр

Если в прямых и обратных слогах слышится мягкое произношение (например, вме-сто слога тра слышится слог тря), это озна-чает, что кончик языка смыкается с верхни-ми зубами. Для предотвращения этого необ-ходимо плоским концом ложечки упереться в верхние зубы (перпендикулярно), и кончик языка отодвинется немного в глубь рта.

Примечание. Допускается первона-чальное мягкое произношение. Постепенно, по мере тренировки и объяснения разницы положения кончика языка при твёрдом и мягком р, мягкость произношения исчезает. При мягком р (рь) кончик языка упирается в верхние передние зубы и более напряжён. При твёрдом р кончик языка поднят к аль-веолам.

Упражнение. Произносить (читать) слова со звукосочетаниями тр и др.

1. С прямыми слогами тр:

а) с ударением на слоге: Образец: тр — ап, те-тр —адъ.

Травы, трап, трасса, травка, матрац, тетрадь, трос, трой-ка, тропик, трогать, матрос, метро, ситро, патрон, труд, трубка, трусики, трудный, ватрушка, петрушка, отрывок, осётры.

б) Без ударения на слоге:

Образец: тр—а-ва, хи-тр—остъ, о-тр—у-би.

Трава, трамвай, трамплин, траншея, утро, тропа, Тро-фим, хитрость, тростник, труба, трусы, Трунов, отруби, гет-ры, метры, хитрый, осмотры, театры, отрывать.

в ) Со стечением согласных в слоге:

Образец: завтр—а, стр—у на.

Завтра, завтрак, острая, быстрая, страх, страус, стража, страна, штраф, страница, строка, строгать, стройка, втроём, быстро, струя, струна, стружка, острый, пёстрый, центры, костры, министры,

2. С обратными слогами тр:

Образец: те-атр—.

Театр, педиатр, Пётр, осётр, фетр, центр, метр, литр, министр, осмотр.

3. С прямыми слогами др:

а) с ударением на слоге:

Образец: др—ан-ка, ква-др—ат.

Драп, драка, дранка, квадрат, дрозд, ядро, ведро, бедро, Дронов, подросток, друг, вдруг, дружный, подруга.

б) Без ударения на слоге:

Образец: др—у-гой, эска-др—а.

Пудра, выдра, вёдра, драчун, эскадра, дрова, дрозды, бодрость, мудрость, дрожать, другой, дружина, друзья, кадры, кедры, щедрый.

Ур, ыр

Бур, шнур, урна, бурка, бурный, куртка, шкурка, де-журный, Мурка, чурка, абажур, сыр, Таймыр, дырка, фыр-кать, дырчатый.

Яр, ёр

Ярко, ярче, доярка, ёрш, бобёр, актёр, ковёр, боксёр, монтёр, шофёр, шахтёр, костёр, тёрка, пятёрка, дёргать, озёрный, черный.

Юр, ер

Юрта, юркий, верх, герб, серп, верба, верно, мерка, ферма, шерсть, Герман, первый, беркут, термос, персик, усердный, пионер, офицер.

ир

Мир, пир, тир, кефир, мундир, командир, пассажир, бирка, ширма, мирный.

2. Без ударения на слоге.

Образец: а—р—буз, ве-те—р—, о-гу—р—цы.

ар

Арба, арбуз, артист, повар, сахар, Барбос, барсук, кар-ман, картон, гармонь, картошка, мартышка, партизан.

ур

Пурга, огурцы, шнурки.

Ир, ер

Кирка, кирпич, веер, ветер, вечер, катер, мастер, зерно, черта, верхом, вершок, червяк, чердак, чернила, вернуть, держать, вертеть, терпеть, перчатки.

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Образец: Пёс Ба—р—бос и кошка Му—р—ка. Его—р— у по—р—тного.

Фёдор метёт двор, Егор чистит ковёр. В корзине арбузы. На парте книги и тетради. Пионер в форме. На стене кар-та. В комнате яркий абажур. Зимой в парке горка. Насыпь сахар в кефир. На марке наш герб: серп и молот. У Гер-мана мама доктор. Фёдор надевает куртку. В сумке огур-цы и помидоры. Мурка за мышкой, а мышка в норку. На ферме пожар. Егор идёт на дежурство. Захарка дёргает за шнур. Фёдор натёр паркет. Мама даёт Егорке шар. Зернистый снег темнеет в марте. На опушке порхают яр-кие бабочки.

Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (чи-тать) предложения.

На трут морковь.

Захар держит

Чисти для борща

Упражнение. Составить предложения по картинкам.

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

Егор, Егор, укажи свой двор!

— А вон мой двор, голубой забор.

Утро

Фёдор встаёт с первыми петухами. Быстро одевается. На-до на стройку. В термосе есть чай. Но Фёдор утром его не пьёт. Достаёт кефир, сыплет сахар. Утром кефир освежает. Надевает куртку, выходит во двор. Садится на мотоцикл. Заводит мотор и едет на стройку. Трудовое утро начинается.

Радуга

В небе гром, гроза.

Закрывай глаза!

Дождь прошёл.

Трава блестит,

В небе радуга стоит.

(С. Маршак.)

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЕРДОГО ЗВУКА Р В ПРЯМЫХ СЛОГАХ

Упражнение. Произнесение длительного звука р.

Это упражнение выполнимо, если язык достаточно натренирован. Вначале будет слы-шаться короткий звук р-р-р, а затем после некоторой тренировки длительный звук р—. Звук р надо произносить раскатисто и длительно без выключения голоса. Если звук не получается раскатистым и длительным, не-обходимо дополнительно проработать упраж-нение на произнесение звука р в обратных слогах.

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

Образец: р— а, р — о, р — у, р—ы.

ра — ро— ру — ры ры— ру — ро — ра
ро — ры— ру — рй ру — ра — ро — ры
ра — ру — ро — ры ро — ра — ры — ру
ру — ры— ра — ро ры— ру — ра — ро

Упражнение. Произносить (читать) слова.

1. С ударением на слоге.

Образец: р—ак, го-р—ох, дво-р—ы, мака-р—о—ны.

ра

Рак, ура, гора, дыра, жара, нора, пора, детвора, буран, гараж, парад, жираф, карась, радио, баранка, радуга, рав-ный, радость, раковина.

ро

Рот, Рома, роза, роща, перо, урок, герой, горох, пирог, сырой, сурок, мороз, народ, паром, ворона, дорога, корова, короткий, сорока, коробка, макароны, рожки, родина, роб-кий, ровный, рослый, розовый.

ру

Беру, дыру, нору, жару, руки, ручка, рубка, русый, Маруся, орудие, русский, кукуруза.

ры

Рысь, рыба, рыжик, рынок, рыхлый, дары, шары, дворы, топоры, комары, корыто, рыть.

2. Без ударения на слоге.

Образец: р—а-кета, Ве-р—а.

ра

Ира, Юра, Вера, Нюра, Жора, пара, мера, фара, работа, ракета, раскат, рассказ, ураган, муравей, барабан, расчёска, карандаш, пирамида.

ру

Парус, рука, рукав, рубить, ручей, рубаха, ручной, ружьё, румяный, рубанок, рукавица.

ры

Горы, куры, норы, пары, дыры, пожары, актёры, шофё-ры, мундиры, базары, боксёры, шахтёры, пионеры, поми-доры, самовары, рыбаки, пёрышко.

3. Слова со стечением согласных.

Образец: вр—ач, кр—ошка.

Бры, гры, кры, пры

Брынза, брызги, грызуны, крыса, крышка, крыша, Крым, закрыть, прыгать, прыжок,

4. Более трудные (с двумя звуками р).

Образец: р—азгр,р—, р—азмер—, пр—ор—убь.

Простор, разгар, размер, разговор, раствор, квартира, мрамор, маршрут, кругозор, проверка, развернуть, разорвать, проворный, сортировать, красноармеец, фарфор, прорубь, оркестр, прорыть, аэродром, дроворуб, литература, шаровары, пробраться, разбирать, раскрывать, разрывать, разворачивать, разгружать, раздразнить, раздробить, распороть.

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Образец: Юр—а на огор—оде. У гр—ача подбито крыло. У Р—омы фар—фор—овая чашка.

Вот Вера и Мара. У Веры шары и у Мары шары. Ро-ма идёт на урок. Ира пасёт корову. У Тамары красный карандаш. В ручке старое перо. Барабанщик громко бара-банит. Народы, хотят мира. Тропинка обрывается у оврага. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. (Поговорка.) Жора и Юра собирают рыжики. В руках у дяди Фёдора руба-нок и топор. На рынке продают разные фрукты. В саду дорожка заросла травой. С горы бежит ручей проворный. У Фёдора квартира на втором этаже. Зимой мы черпаем воду из проруби. В порту разгружают пароходы.

Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (чи-тать) предложения.

Рома порвал рукав

Разноцветная в небе.

У Веры розовый и красный

Упражнение. Составить предложения по картинкам.

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

Загадка

К нам во двор забрался крот.

Роет землю у ворот.

Тонна в рот земли войдёт,

Если крот раскроет рот.

(Экскаватор.)

Крот

Дни и ночи напролёт

Роет крот подземный ход.

Что же надо там кроту?

Потемнее темноту.

(А. Кондратьев.)

Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Ворона и рак

Поймала ворона рака. Сидит на вербе над озером, а рака во рту держит. Видит рак, что беда грозит. Как ему заставить ворону рот раскрыть.

Хитрый рак хвалит родителей вороны: «Хорошо я помню твоего отца и мать. Добрые были птицы!»

Ворона отвечает: «У-гу». А рта не раскрывает. Рак продолжает: «Помню твоих братьев и сестёр. Хорошие они птицы!» — «У-гу»,— второй раз отвечает ворона. А рта не раскрывает.

Тогда рак стал говорить про ворону. «Хорошие они все были. А всё не такие, как ты. Ты лучше их». — «А-га!»— радуется ворона и раскрывает рот. Рак падает в озеро. (Л. Толстой.)

 

Нормальная установка при произнесении твёрдого звука р.

1) Кончик языка поднят к нёбу (альвеолам), боковые края языка прижаты в верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посредине языка, кончик языка вибрирует у альвеол.

2) Губы открыты.

3) Зубы разомкнуты.

4) На ладони, поднесённой ко рту, ощущается сильная струя воздуха.

5) Звук р звонкий.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение для выработки напора воздуха. Набрав в лёгкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать!) его, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса.

Примечание. Может быть следующая неточность: губы вибрируют без голоса.

Упражнения для языка.

1) Язык широко распластать и просунуть между зубами. Сильно выдувать воздух с включением голоса, заставляя вибрировать язык. Язык и губы при этом не напряжены. Ладонью руки, поднесённой ко рту, ощущаетсй резкая холодная струя воздуха.

Примечание. Иногда при сильном напряжении губ язык плохо вибрирует или без включения голоса язык вибрирует беззвучно.

2) Цоканье, прищёлкивание языком. С переменным темпом (то быстро, то медленно) щёлкать языком так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался на мгновение к нёбу, а затем падал бы вниз. Расстояние между зубами должно быть не менее полутора пальцев. Повторять упражнение.

Нижняя челюсть неподвижна. При правильном цоканье подъязычная связка («уздечка») растягивается и хорошо видна.

Примечание. Могут быть следующие неточности:

а) язык лежит на дне рта и щёлкает вместе с нижней челюстью;

б) губы и зубы изза слабости мышц углов рта раскрыты недостаточно: «уздечка» не видна или плохо видна.

3) Поднять язык к нёбу, до предела растянув «уздечку». Расстояние между зубами полторадва пальца. Удержать язык в верхнем положении, пока не набежит слюна. Повторить упражнение.

Примечание. При недостаточном раскрытии зубов «уздечка» слабо натягивается и цель упражнения не достигается.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.206.1.144 (0.069 с.)